методы стоимостной оценки ввп как критерия реализации стратегии государства
д.в. лызлов,
президент Международного фонда развития «ЕврАзия»
В настоящее время валовой внутренний продукт (ВВП) принято считать главным индикатором социально-экономического развития стран мира, основой для международных сравнений, характеристикой имиджа страны в глазах мировой общественности и одним из базовых критериев оценки эффективности и результативности экономической политики страны, ответственность за проведение которой возложена на соответствующие государственные органы и персоналии.
Как следует из очередного ежегодного доклада Всемирного банка, обнародованного в декабре 2007 г., в 2005 г. мировой экономикой было произведено товаров и услуг на общую сумму почти в 55 трлн долл. США. В докладе также традиционно приводятся оценки ВВП 146 стран и оценки ВВП на душу населения. На долю 12 стран приходится свыше двух третьих мирового выпуска продукции. Семь из них являются странами с высоким уровнем дохода (Соединенные Штаты, Япония, Германия, Соединенное Королевство, Франция, Италия и Испания), а пять — развивающимися странами или странами с переходной экономикой (Китай, Индия, Россия, Бразилия и Мексика). При этом на долю США, Китая, Японии, Германии и Индии приходится почти половина мирового ВВП по ППС. По показателю ВВП на душу населения пятью наиболее богатыми странами в мире являются Люксембург (58 600 долл.), Катар, Норвегия, Бруней-Даруссалам и Кувейт. Их совокупная доля в мировом выпуске продукции составляет менее 1 %. Семнадцать стран имеют ВВП на душу населения меньше 1 000 долл. США. Минимальный годовой ВВП на душу населения отмечается в 2005 г. в Восточном Тиморе (400 долл.).
Среднемировой показатель ВВП на душу населения составляет приблизительно 8 900 долл. США.
Показатели индивидуального потребления на душу населения, дополняющие показатель ВВП
на душу населения и отражающие потребление домашних хозяйств, используются для сопоставления среднего уровня жизни. Согласно этим показателям, пятью наиболее богатыми странами в мире являются Люксембург, Соединенные Штаты, Исландия, Соединенное Королевство и Норвегия. Среднемировое индивидуальное потребление составляет приблизительно 6 100 долл. США на душу населения1.
Несмотря на то, что данный показатель широко используется не только в научном обороте, но и в средствах массовой информации, ориентированных на широкий круг читателей, существует определенное недопонимание сути трактовки данного понятия. Например, нельзя согласиться с И. А. Николаевым и Е. А. Леонтьевой, которые в преамбуле своей статьи утверждают, что темп роста ВВП «используют и при формировании политики государства, и при планировании деятельности организаций различных отраслей экономики» 2.
Темп роста ВВП — это обобщающий макроэкономический показатель. На микроуровне, как пишут авторы, при планировании деятельности организаций данный показатель не используется. Другое дело, что ВВП напрямую зависит от результатов деятельности предприятий и людей, которые на них работают.
В связи с этим представляется целесообразным конкретизировать определение понятия «ВВП» и методов его оценки.
Валовой внутренний продукт (англ. Gross Domestic Product) — принятый во всех странах мира обобщающий статистический показатель, который рассчитывается по методике ООН и выражает исчисленную в рыночных ценах валовую
1 Данные Всемирного банка. Электронный ресурс: http://web. worldbank. org
2 Николаев И. А., Леонтьева Е. А. ВВП: качество и достоверность информации // Финансовые и бухгалтерские консультации. - 2006. - № 12. - С. 5.
стоимость, добавленную всеми производителями-резидентами, плюс — любые налоги и минус — любые субсидии, не включенные в стоимость продуктов. Данный показатель рассчитывается без вычета амортизации произведенных активов или истощения (деградации) природных ресурсов.
Объем ВВП на очередной финансовый год и темп роста ВВП в очередном финансовом году наряду с уровнем инфляции (темп роста цен) (декабрь очередного финансового года к декабрю текущего года) были отнесены к исходным макроэкономическим показателям, используемым при составлении проекта федерального бюджета на очередной финансовый год ст. 1833 с введения в действие Бюджетного кодекса РФ до 28.04.2007 — даты публикации новой его редакции, закрепленной Федеральным законом от 26.04.2007 № 63-Ф3, в котором ст. 183 была отменена.
Валовой внутренний продукт показывает, сколько в той или иной стране во всех отраслях экономики было произведено за отчетный период конечных товаров и услуг, предназначенных для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства.
Исходя из производственного подхода можно определить, что главной движущей силой роста ВВП страны являются российские предприятия, которые могут развивать свою деятельность как в условиях благоприятной макроэкономической среды, так и, напротив, — преодолевая серьезные недостатки неэффективной системы государственного управления. В свою очередь, с эффективной деятельностью предприятий активная часть населения Российской Федерации связывает возможность качественного улучшения своего жизненного уровня через повышение заработной платы на предприятии. Именно в этом, на взгляд автора, и состоит взаимосвязь показателя ВВП как критерия успешности социально-экономического развития страны с показателями финансово-хозяйственной деятельности предприятий и каждым конкретным человеком.
ВВП может также рассчитываться не только по сумме произведенной предприятиями продукции (производственный подход), но и по доходам (суммируются доходы населения, корпораций, проценты по сбережениям, доходы государства от предпринимательской деятельности, а также в
3 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998
№ 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 16.10.2006) //
Первоначальный текст документа опубликован в Российской газете. 1998. - № 153 - 154. - 12 августа.
виде налогов на производство и импорт, амортизационные отчисления) или по использованию -по расходам (суммируются потребительские расходы домашних хозяйств, инвестиционные расходы фирм, государственные расходы на закупки товаров, услуги и инвестиции и чистый экспорт (экспорт за вычетом импорта).
Стадия образования доходов в системе национальных счетов характеризуется следующими показателями:
оплата труда наемных работников (ОТ); налоги на продукты и импорт (ЧНП и ЧНИ); другие налоги на производство (ДНП); субсидии на производство и импорт; валовая прибыль экономики (ВПЭ). ВПЭ — это макроэкономический показатель, характеризующий превышение доходов над расходами, которые предприятия имеют в результате производства до вычета явных или скрытых процентных издержек, арендной платы или других доходов от собственности.
ВПЭ рассчитывается балансовым методом как ВДС за вычетом ОТ и других чистых налогов на производство.
ВВП на стадии образования доходов: ВВП = ОТ + ЧНП + ЧНИ + ДНП + ВПЭ. Данный метод расчета ВВП используется для анализа его стоимостной структуры.
На стадии использования ВВП рассчитывается как сумма конечного потребления продуктов и услуг (КП), валового накопления (ВН) и чистого экспорта товаров и услуг, который представляет собой разницу между экспортом и импортом (Э -И) во внутренних ценах
ВВП = КП + ВН + (Э - И). Конечное потребление продуктов и услуг складывается из расходов на конечное потребление домашних хозяйств, государственных учреждений, некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства.
Валовое накопление рассчитывается как сумма валового накопления основного капитала, изменения запасов материальных оборотных средств и чистого приобретения ценностей (покупка за вычетом продаж для каждого сектора, а на уровне экономики в целом — чистое приобретение вновь произведенных или импортированных ценностей).
Прирост основного капитала приравнивается к общему объему капитальных вложений за счет всех источников финансирования. Изменение запасов материальных оборотных средств включает в себя прирост запасов сырья и материалов, готовой
продукции, незавершенного производства, товаров для перепродажи, государственных материальных резервов.
Поскольку производственный подход и подход к использованию предполагают независимое проведение расчетов друг от друга, величина статистического расхождения между этими оценками является показателем качества результата оценки ВВП, применяемого на официальном уровне.
В мировой практике считается приемлемым статистическое расхождение до 4 — 5 % ВВП.
Росстат называет уровень погрешности оценки ВВП — 5 %, который фактически сопоставим с темпами роста ВВП. При этом во многих публикациях отмечается низкий уровень профессионализма работников государственных органов, занимающихся макроэкономическими расчетами. Например, Михаил Делягин, знакомясь с проектом Бюджета — 2001, обнаружил, что при расчетах основной части брали прогноз развития России, составленный Минэкономразвития. А при расчетах помощи регионам — прогноз Минфина. Некоторые цифры различались в 29 раз! В 2000 г. М. Делягин пытался выяснить в Минфине, почему на северный завоз необходимо выделить именно 3 млрд руб.
По его словам, «в конце концов они признали, что ошиблись: расходы, необходимые для отопления бюджетных организаций, занизили в 1,4 раза, для северного завоза—в 1,8 раза. Сумму просто переписали из прошлого года, без учета роста цен. Из-за ошибки Минфина сегодня не хватает 9 млрд руб.» 4.
Можно привести и другие примеры очень существенного (в несколько раз) расхождения в оценках макроэкономических показателей в России. На них указывает, в частности, в ряде своих публикаций профессор Российской академии гос-службы при Президенте РФ Е. Е. Румянцева. Приводя данные о разнице между доходами богатых и бедных, она приводит оценки Правительства РФ, согласно которым эта разница составляет 15 раз, и независимые от правительства источники, в соответствии с которыми разница между богатыми и бедными за аналогичный период оценивается уже в 25 и 40 раз5. Во втором издании «Новой экономической энциклопедии» Е. Е. Румянцева, сравнивая ВНП России с ВНП 10 стран — лидеров мировой
4 Сивкова В. Что такое ВВП? // Издательский Дом «Аргументы и факты» (http://www. aif. ги). Аргументы и факты. — 2000. — № 47 (1048). — 22 ноября. Адрес статьи: http://gazeta. aif. ги/ оп1те^/1048/08_01?ргт!
5 Румянцева Е. Е. Позитивные пути удвоения валового внутреннего продукта. // Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика. — 2008. — № 1. — С. 76.
экономики по производству ВНП в 2003 г., отмечает что «российские государственные органы, занимающиеся расчетом главных критериев экономического развития страны, некорректно представляют Россию в качестве субъекта мировой экономики, занижая показатель номинального ВНП». Речь идет о разнице между номинальным ВНП и ВНП в пересчете на паритет покупательной способности. Если для США и Великобритании практически нет разницы между номинальным ВНП и ВНП в пересчете ППС, то для Германии и Франции эта разница составила порядка 1,1; для Японии, Италии и Канады — 1,2; Испании — 1,3; Мексики — 1,4, а для Китая и России — соответственно 4,5 и 3,4. При этом, отмечает Е. Е. Румянцева, по оценкам российских экспертов, эта разница применительно к данным по нашей стране еще выше6. В 2005 г. расхождение между ВНП в пересчете на паритет покупательной способности и номинальным ВНП составило 2,4 раза. При этом данные, предоставленные российскими государственными органами во Всемирный банк, свидетельствуют о том, что в 2005 г. объем ВНП вырос по сравнению с 2003 г., т. е. всего за 2 года в 1,7 раза7. То есть речь идет о том, что в международные организации передается информация о номинальном, а не о реальном ВВП, которая в свою очередь дооценивается зарубежными специалистами. По данным Росстата, номинальный объем произведенного ВВП России вырос в 2005 г. по сравнению с 2003 г. в 1,63 раза8.
Следует отметить и другие исследования, направленные на обоснование достоверности российского ВВП. Так, по данным И. А. Николаева и Е. А. Леонтьевой — экспертов компании «ФБК», утверждающих, что «официальные данные по росту ВВП являются относительно точными и согласованными», на протяжении нескольких лет величина статистического расхождения в России не превышала 1,5 %. Так, ВВП, рассчитанный на основе производственного подхода, был выше ВВП, рассчитанного на основе подхода по использованию, в 2002, 2004 и 2005 гг., а в 2001 и 2003 гг. - ниже9.
При этом И. А. Николаев и Е. А. Леонтьева не указывают в своей статье на решение такой
6 Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия. 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2006. - С. 70.
7 Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия. 3-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2008. - С. 72.
8 Сайт Росстата. Электронный ресурс: http://www. gks. ru/bgd/ free/b01_19/IssWWW. exe/Stg/d000/i000610r. htm
9 Николаев И. А., Леонтьева Е. А. ВВП: качество и достоверность информации // Финансовые и бухгалтерские консультации. - 2006. - № 12. - С. 8 - 9.
проблемы, как учет в ВВП теневой экономики. В соответствии с концепцией Системы национальных счетов 93 (СНС-93) теневая экономика (в широком смысле слова) - это теневая экономическая деятельность по производству товаров и услуг и деятельность, связанная с незаконным перераспределением доходов и активов. Теневая экономика предполагает создание системы неформальных связей между экономическими субъектами, часто базирующейся на личных отношениях и непосредственных контактах между ними и дополняющей официально установленный порядок организации экономических связей.
Теневая экономика (в узком смысле) - это деятельность по производству обычных товаров и услуг, разрешенная законом и выполняемая производителями, имеющими на это право, но намеренно скрываемая от государственных органов в целях уклонения от уплаты налогов, взносов на социальное страхование, соблюдения правовых норм и стандартов (в отношении соблюдения мер безопасности, охраны окружающей среды и т. п.). Скрытое производство может иметь место и на предприятиях (мелких и крупных), частично утаивающих продукцию и доходы.
В СНС проводится различие между теневой и неформальной экономикой. Неформальная экономика - это производство рыночной продукции некорпоративными предприятиями сектора домашних хозяйств (включая предпринимательскую деятельность отдельных лиц), которые ни с юридической, ни с экономической точки зрения нельзя отделить от их владельца.
Незаконное производство - это запрещенная законом и полностью скрываемая от всех форм контроля экономическая деятельность, включаемая в границы производства в СНС:
а) незаконная деятельность по производству товаров и услуг, продажа и распространение которых или владение которыми запрещено законом (производство и распространение наркотиков, контрабанда, проституция, нелегальные азартные игры и др.);
б) деятельность по производству обычных товаров и услуг, в принципе разрешенная законом, но становящаяся незаконной, если она осуществляется производителями, не имеющими на это права (например, услуги врачей, не имеющих диплома).
Между теневым и незаконным производством не всегда можно провести четкую границу, так как незаконное производство также скрывается от государственных органов, а скрытое производство
неизбежно связано с нарушением правовых норм, т. е. в сущности является незаконным. Однако в СНС теоретически нет необходимости пытаться во всех случаях разграничивать незаконное и скрытое производство, поскольку оба они должны быть включены в границы производства.
Теневая экономика существует во всех без исключения странах мира. Ее размеры в среднем варьируются от 10 % ВВП в странах с развитой рыночной экономикой до 40 % и более - в развивающихся. В странах с переходной экономикой ее масштабы оцениваются в 20 — 25 %. Такую же оценку дает Росстат. Но, по расчетам и российских, и западных экспертов, реальные размеры теневого сектора в России не отличаются от развивающихся стран, достигая 40 - 50 % ВВП10.
Значительный объем неучтенной экономической деятельности существенно влияет на объем и структуру макроэкономических данных, в частности на объем и структуру ВВП, вызывая искажение официальных данных о состоянии экономики:
размер ВВП недооценивается из-за того, что значительная часть товаров и услуг, служащих для удовлетворения потребностей общества, не принимается во внимание при определении общего объема ВВП;
официально определенные темпы роста ВВП занижаются, если рост теневой экономики происходит более быстрыми темпами по сравнению с «легальной» экономикой (что характерно для стран в период перехода к рыночной экономике);
структура ВВП искажается как в отношении его производства в отраслях и секторах экономики, так и в отношении использования конечных товаров и услуг.
Объем ненаблюдаемой деятельности по производству товаров и услуг в СНС должен оцениваться и добавляться к стоимости выпуска, рассчитанного по данным официального статистического учета. Соответственно должны корректироваться и другие показатели СНС: промежуточное потребление, валовая добавленная стоимость, ВВП, оплата труда наемных работников, прибыль, смешанные доходы, конечное использование товаров и услуг.
Соответствие требованиям СНС предполагает использование комплексного исследования теневой экономики на всех этапах: при формировании исходной системы статистических показателей, характеризующих данное явление; определении программы, организационных форм, видов и ме-
10 Нечаева К. Запасной бюджет России// Коммерсантъ, -2002. - № 203 (2572). - 11 ноября.
тодов статического наблюдения; формировании информационной базы; определении методов получения оценок отдельных явлений и теневой экономики в целом. Применение комплексного подхода в расчетах и при анализе теневой экономики предполагает использование показателей различных отраслей экономической статистики (статистики промышленности, сельского хозяйства, транспорта, финансов и т. д.) и социальной статистики (статистики бюджетов домашних хозяйств, правонарушений).
Без проведения этой необходимой работы учет теневой экономики может использоваться как способ манипулирования уровнем роста ВВП, обусловливая появление весьма значительных погрешностей, существенно превышающих 5 %.
Международная практика расчета темпов роста валовой добавленной стоимости (ВДС) по видам экономической деятельности (отраслям), т. е. производственным подходом, располагает несколькими методами:
- двойное дефлятирование - оценка ВДС в постоянных ценах: из валового выпуска (в постоянных ценах) вычитается промежуточное потребление (в постоянных ценах). Выпуск и промежуточное потребление рассчитываются независимо друг от друга;
- одинарное дефлятирование - оценка ВДС в постоянных ценах, при которой для расчета валового выпуска и промежуточного потребления в постоянных ценах используется один индекс цен (как правило, индекс цен выпуска);
- экстраполяция по индексу изменения объема выпуска - оценка темпов роста ВДС путем экстраполяции с использованием темпа роста валового выпуска. Темп роста валового выпуска продукции может быть рассчитан как индекс физического объема по набору товаров-представителей или методом одинарного дефлятирования;
- экстраполяция по количеству занятых (отработанных) часов - оценка темпов роста ВДС путем экстраполяции с использованием показателя темпа роста занятости в отрасли;
- экстраполяция по связанным количественным показателям - оценка темпов роста ВДС путем экстраполяции с использованием темпов роста показателей, характеризующих результаты работы данной отрасли (например, по числу заключенных сделок, обращений в органы власти).
Все перечисленные методы удовлетворяют требованиям СНС-93, представляющей собой всеобъемлющую систему показателей, в обобщенном
виде позволяющую охватить все хозяйствующие субъекты (институциональные единицы), все виды экономических операций (с товарами и услугами, доходами, финансовыми инструментами), в которые вступают хозяйствующие субъекты, все виды финансовых и нефинансовых активов, держателями которых являются институциональные единицы.
Наиболее распространенным методом при оценке ВВП на основе применения производственного подхода в странах с развитой рыночной экономикой является двойное дефлятирование, которое позволяет учитывать разницу в динамике цен на конечную и промежуточную продукцию. Так как эта разница может быть весьма существенной, то применение иного метода может привести к получению сильно смещенных оценок.
Этот метод уже применяется и в некоторых странах СНГ, например в Армении, Казахстане, Узбекистане и Грузии.
Потенциально двойное дефлятирование - это самый точный метод оценки темпов роста добавленной стоимости. Однако оценка ВВП этим методом требует разработки обширной системы индексов цен. В России же на настоящий момент рассчитывается недостаточно широкий для этих целей набор показателей изменения цен. Поэтому пока двойное дефлятирование Росстатом не применяется.
Вместо двойного дефлятирования в Росстате при оценке ВВП производственным подходом используются одинарное дефлятирование и метод экстраполяции по индексу изменения объема выпуска. Оба метода основаны на предположении о совпадении темпов роста выпуска, промежуточного потребления и добавленной стоимости или их индексов цен. При этом статистика не учитывает происходящих технологических изменений. Вместе с тем происходящие качественные изменения даже в странах с более долгой историей государственной статистики учитывают редко.
Главная сущностная характеристика ВВП, рассчитанного на основе производственного подхода, - добавленная стоимость, т. е. чистый объем продукции отрасли производства после сложения всех объемов производства и вычета промежуточных исходных материалов.
В долгосрочной перспективе темпы роста (падения) ВВП характеризуют изменение экономических условий в стране, повышение или снижение привлекательности жизни для большинства населения. Чем больше производимый из года в год объем ВВП, тем больше создается реальных экономических возможностей для каждого россиянина.
В то же время следует привести и другие оценки, по которым ВВП России на самом деле не растет, а снижается. Так, например, по расчетам О. Г. Дмитриевой, по прогнозу на 2006 г., ВВП должен был вырасти на 5,8 % — из этого показателя был рассчитан весь бюджет. При этом запланированный бюджетный профицит, т. е. превышение доходов над расходами, — 3 %. По факту же будут все 7 %, потому что не учтен минимум 1 трлн руб. по доходам, так же, как и в прошлом году. В этом году профицит в основном пойдет в стабфонд. Что это означает? На 5,8 % ВВП прирастет, а 7 % изымут. Получается, что по факту реальный ВВП сократится на 1,2 %11. То есть речь уже идет не о небольших погрешностях, связанных с применяемой Росстатом методикой, а о существующих механизмах финансовой политики, обусловливающих сокращение ВВП.
ВВП исчисляется в фактически действовавших в рассматриваемом периоде ценах и в постоянных ценах базисного периода.
Оценка ВВП в фактических (текущих) ценах используется:
для определения объема и структуры производства;
характеристики процесса распределения и перераспределения ВВП;
изучения конечного использования ВВП по различным направлениям;
отражения фактически сложившихся в экономике пропорций и взаимосвязей;
сопоставления с другими макроэкономическими показателями общественного воспроизводства (фондом оплаты труда, прибылью, товарооборотом, объемом основных фондов, численностью занятых или отработанным временем, затратами материальных ресурсов, дефицитом государственного бюджета, государственным долгом и др.).
ВВП в постоянных ценах применяется для анализа социально-экономического развития страны, оценки результатов проводимых реформ, осуществления международных сопоставлений.
Таким образом, помимо трех подходов и многообразных методов оценки ВВП следует отметить и несколько разновидностей данного показателя:
а) номинальный (абсолютный) ВВП (англ. nominal GDP) — оценка в текущих рыночных ценах;
б) реальный ВВП (англ. real GDP) (с поправкой на инфляцию) ВВП. В реальном ВВП учитывается,
11 Горелик О., Дмитриева О. Мы идем на рысях к кризису // Новые Известия. — 2006. — 27 марта. http://www. пе№ку. ги/ news/2006-03-27/43179/.
Млрд руб.
рис. 1. Номинальный объем произведенного ВВП России в 2002 - 2007 гг. Источник: Сайт Росстата. Электронный ресурс: http://www. gks. ru/bgd/free/b01_19/IssWWW. exe/Stg/d000/i000610r. htm
в какой степени рост ВВП определяется реальным ростом производства, а не ростом цен;
в) номинальный и реальный ВВП на душу населения;
г) номинальный ВВП в пересчете на паритет покупательной способности - для страны в целом и в расчете на душу населения.
Показатель ВВП утверждается в России федеральными законами о федеральном бюджете. Так, на 2007 г. был утвержден прогноз объема ВВП России 31 220 млрд руб. при прогнозе уровня инфляции (потребительских цен) 6,5 - 8,0 % (декабрь 2007 к декабрю 2006г.)12, на 2008 г - 35 000,0 млрд руб. (увеличение с предыдущим годом - 8,92 %); 2009г. - 39 690,0 млрд руб. (8,81 %) и 2010 г. - 44 800,0 млрд руб. (8,85 %)13. При этом в указанных федеральных законах не конкретизи -руется, какой именно показатель ВВП прогнозируется. Это можно узнать, лишь обратившись к данным Росстата и сопоставив номинальный и реальный объемы ВВП, рассчитанные по трем подходам.
Росстатом выборочно публикуются показатели ВВП, что свидетельствует о непрозрачности подачи информации даже по такому обобщающему и стратегическому агрегату. Так, показатель номинального ВВП представлен в расчете по всем трем подходам -производственному (рис. 1), по использованию и по
12 Федеральный закон от 19.12.2006 № 238-ФЗ (ред. от 17.07.2007) «О федеральном бюджете на 2007 год» // Первоначальный текст документа опубликован в Собрании законодательства РФ, 25.12.2006, № 52 (2 ч.), ст. 5504.
13 Федеральный закон от 24.07.2007 № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» // Первоначальный текст документа опубликован в Собрании законодательства РФ, 30.07.2007, № 31, ст. 3995.
Млрд руб.
Рис. 2. Реальный объем произведенного ВВП в 2000 — 2004 гг. в среднегодовых ценах 2000 г. Источник: Сайт Росстата. Электронный ресурс: http://www. gks. ru/bgd/free/b01_19/IssWWW. exe/Stg/d000/i000030r. htm
доходам. А вот сопоставить показатель номинального ВВП с реальным за последние годы на основе данных, предоставляемых Росстатом, не представляется возможным, так как не соответствуют периоды: динамика реального ВВП дается с 1995 по 2004 г., а номинального — с 2002 по 2007 г
Однако, уже исходя из этих данных, видно, что темпы роста реального ВВП России за представленные Росстатом периоды составляют 22 — 29 % (рис. 2), а номинального — 4,7 — 7,2 %.
Многие ученые указывают на то, что темп роста ВВП не является главным и единственным показателем, свидетельствующим об успешном экономическом развитии той или иной страны, поскольку анализ динамики роста ВВП должен сопровождаться анализом факторов, обусловливающих этот рост. Например, профессор Колумбийского университета С. Сестанович ставит под сомнение утверждения российских политиков относительно того, что Россия благодаря достигнутым темпам роста ВВП становится одной из самых богатых в мире, поскольку истинная картина в стране иная — низкий уровень жизни и рост ВВП не за счет увеличения производства более качественных товаров и услуг, а за счет продажи энергоресурсов14.
То есть речь идет о необходимости измерения качества экономического роста, или о том, что показатель ВВП страны не может являться единственным критерием успешности социально-экономического развития, а должен анализироваться в комплексе с другими критериями экономического роста.
14 Sestanovich S. Russia by the Numbers // The Wall Street Journal, December 17, 2007. - P. A21.
Неслучайно в экономическом анализе ВВП сопоставляется с численностью всего населения, экономически активного и занятого населения, потребленными в производстве ресурсами, основными фондами, объемом инвестиций, фондом заработной платы, государственными расходами по различным направлениям, реальными денежными доходами и расходами населения и другими показателями. Это позволяет исследовать уровень и динамику занятости, эффективность использования трудовых и материальных ресурсов, направления и результаты инвестиционной политики, измерять экономический потенциал страны и степень его использования, анализировать основные результаты экономического развития страны в краткосрочном и среднесрочном плане.
Применительно к характеристике финансовой безопасности страны целесообразно выделение, на взгляд автора, следующих показателей, раскрывающих качество роста ВВП: объем инвестиций с выделением инвестиций в основной капитал, государственные расходы по различным направлениям, реальные денежные доходы и расходы населения, дифференциация доходов населения и дифференциация уровня социально-экономического развития регионов, показатели финансового состояния предприятий реального сектора.
Помимо необходимости анализа факторов внутреннего экономического роста и дополнения динамики роста ВВП соответствующими показателями, следует также учитывать и влияние мировой экономики. В частности, на основе анализа среднегодовых темпов роста ВВП в странах мира можно сделать вывод, насколько реальна постановка той или иной стратегической задачи, выражаемой через ВВП (см. таблицу).
Следует обратить внимание и на ограничения показателя ВВП как универсального показателя размера экономики. Несмотря на то, что ВВП является главным показателем, на основе которого проводятся международные сравнения и характеризуется размер экономики той или иной страны мира, необходимо понимать, что размер экономики и ВВП, ею создаваемый, — понятия неравнозначные. Так, ВВП не охватывает следующих операций:
— промежуточный продукт;
— операции производственного характера, которые нельзя учесть (бартерные сделки, неучтенный продукт домохозяйств, неучтенная теневая экономика и т. д.),
— непроизводственные операции (трансфертные платежи);
динамика мирового роста ввп и ввп некоторых стран мира по годам, в % в среднем за период
годы все страны мира сша германия великобритания япония китай россия
1980 - 1990 3,3 3,6 2,3 3,2 3,9 10,3 Н. д.
1990 - 2003 2,8 3,3 1,5 2,7 1,2 9,6 -1,8
2000 - 2004 2,5 2,6 0,5 2,2 1,3 8,7 6,1
2000 - 2005 2,8 2,8 0,7 2,3 1,3 9,6 6,2
Источники: 2000 — 2005 гг. — Доклад о мировом развитии 2007 года. Развитие и новое поколение / Всемирный банк. Пер. с англ. — М.: Издательство «Весь мир», 2007. - С. 328 - 329;
2000 — 2004 гг. — Доклад о мировом развитии 2006 года. Справедливость и развитие / Всемирный банк. Пер. с англ. — М.: Издательство «Весь мир», 2007. — С. 276 — 277;
1980 — 1990 гг. и 1990 — 2003 гг. — 2005 World Development Indicators. — Washington: The World Bank, 2005. — P. 198 — 200.
— финансово-кредитные операции (кроме чистых доходов, например в виде процентов).
В связи с этим по ВВП нельзя судить о размерах таких секторов экономики, как финансово-кредитная система, рынок ценных бумаг, государственный бюджет и т. д. Так как эти сектора перераспределяют созданный ВВП, считается, что учет их операций необязателен. А ведь в развитых экономиках данные сектора концентрируют огромные объемы капитала.
Другим недостатком показателя ВВП, выражающего стратегию социально-экономического развития государства, является то, что он не отражает негативных последствий научно-технической революции и экономического роста, а главное — качество жизни, уровень благосостояния, которые, как показывает мировой опыт, растут медленнее, чем ВВП. А если говорить о демократии, то именно повышение качества жизни и уровня благосостояния большинства населения должны выражать суть как стратегии, так и тактики социально-экономического развития страны.
Показатель уровня ВВП в расчете на душу населения используется в СНС не для характеристики качества жизни, а для установления размера взносов страны в бюджеты международных организаций, для решения вопросов о величине и условиях предоставления кредитов, финансовой и иной помощи различным странам. Основные недостатки этого показателя заключаются в том, что он:
1) усредненный (если у одного человека два автомобиля, а у другого ни одного, то в среднем каждый имеет по одному автомобилю);
2) не учитывает многих качественных характеристик уровня благосостояния (две страны, имею-
щие одинаковую величину ВВП на душу населения, могут иметь разные: уровень образования, продолжительность жизни, уровень заболеваемости и смертности, уровень преступности и др.);
3) игнорирует разную покупательную способность доллара в разных странах (на 1 долл. в США и, например, в Индии можно купить разное количество товаров);
4) не учитывает негативных последствий экономического роста (степень загрязнения окружающей среды, зашумленности, загазованности и т. п.).
В целях более точной оценки уровня благосостояния в 1972 г. два американских экономиста — лауреат Нобелевской премии Джеймс Тобин и Уильям Нордхауз (соавтор лауреата Нобелевской премии Поля Самуэльсона в написании всемирно известного учебника «Экономикс») — предложили методику расчета показателя, названного «Чистое экономическое благосостояние» (Net Economic Welfare). Этот показатель включает в себя стоимостную оценку всего, что улучшает благосостояние, но не учитывается в ВВП (например: количество свободного времени для повышения уровня образования, воспитания детей, самосовершенствования; труд на себя; улучшение уровня и качества медицинского обслуживания, снижение уровня загрязнения окружающей среды и т. п.). Но при расчете этого показателя из величины ВВП вычитается стоимость всего того, что ухудшает качество жизни, снижает уровень благосостояния (например: уровень заболеваемости и смертности, качество образования, продолжительность жизни, уровень преступности, степень загрязнения окружающей среды, негативные последствия урбанизации и т. п.).