Научная статья на тему 'МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ: ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МАССОВОГО/АНКЕТНОГО ОПРОСА)'

МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ: ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МАССОВОГО/АНКЕТНОГО ОПРОСА) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
905
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ: ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МАССОВОГО/АНКЕТНОГО ОПРОСА)»

Железницких А.К.

студент НИУ ВШЭ Пермь Россия, г. Пермь МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ:

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МАССОВОГО/АНКЕТНОГО ОПРОСА)

Один известный французский писатель и литературный критик А. Франс сказал: "Создать мир легче, чем понять его". Люди все жизнь пытаются узнать нечто новое, расширить круг знаний, свое мировоззрение, но чтобы познавать, нужна информация, данные, которые можно получить с помощью методов исследования.

Метод - (от греч. methodos - путь исследования, теория, учение), способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.^]

Методы В. Ядов разделил на два класса: класс А - методы сбора первичной информации и класс В - методы для анализа и обработки исходных данных. Но в данном эссе наибольшую важность представляют методы первой группы.

Существует три принципиальных класса методов сбора первичных эмпирических данных: прямое наблюдение, анализ документов и опросы. Техника их применения, однако, разнообразна настолько, что некоторые модификации приобрели статус самостоятельных методов, например интервью или анкетного опроса.

Опрос - незаменимый прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях.[8]

Бесспорно, что о намерениях лучше всего делать выводы по поступкам, а не по словам. И вместе с тем это лишь небольшая доля правды. Другая ее часть скрыта в личностных состояниях человека, которые могут и не найти выражения в его поведении в одной ситуации, но проявляются в иных условиях и в других ситуациях. Только по сумме действий человека можно судить об устойчивости мотивов или стимулов, которыми он руков одствуется.

Опрос позволяет мысленно моделировать любые нужные экспериментатору ситуации для того, чтобы выявить устойчивость склонностей, мотивов и т.п. субъективных состояний отдельных лиц или их общностей.

Существует две разновидности опроса: интервью и анкетный опрос.

Интервью - проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемым), причем запись ответов последнего производится либо интервьюером (его ассистентом), либо механически (на пленку).[5]

Такой жанр, как интервью используется для того, чтобы респонденты могли рассказать то, что интересует интервьюера без осознанного искажения фактов. Традиционно респондентов делят на 3 категории:

1) Деятели, специалисты и др. люди, обладающие специфическими знаниями в какой-либо конкретной области; цель интервью - узнать что-то, в чем компетентен этот человек;

2) Знаменитости. Их опрашивают, с целью выяснения подробностей их деятельности и жизни.

3) Обыкновенные люди. Цель интервью - выяснить общественное мнение о каком-либо событии, происшествии, состоянии города, страны и т.п. [5]

Анкетные опросы - форма получения от респондентов сведений о событиях жизни, мнениях, оценках, поведении, когда респондент сам читает предлагаемые ему вопросы и сам фиксирует свои ответы. [2]

Анкетные опросы широко используется в социологии, психологии, педагогике, др. областях науки и практики. Существенная особенность таких опросов — опосредованный характер взаимодействия между исследователем и исследуемым, которые общаются при помощи анкеты, причем респондент (по возможности) сам читает предлагаемые ему вопросы и сам фиксирует свои ответы. К достоинствам анкетирования относятся: а) сравнительная экономичность; б) возможность охвата больших групп людей; в) применимость к самым различным сторонам жизни людей; г) минимум влияния исследователя на опрашиваемого. Анкетные опросы не лишены недостатков (самый серьезный — невозможность контролировать процесс заполнения анкеты, что может привести к несамостоятельности ответов респондента, влиянию со стороны окружения). Кроме того, при заочных опросах появляется проблема сбора заполненных анкет. Для того, чтобы увеличить возврат пользуются разнообразными способами мотивирования респондентов: предварительными уведомлениями, разъяснениями, напоминаниями об опросе; вложением в анкету сувениров, повторной рассылкой анкет по тем же адресам и т. д.[1]

При проведении опросов не надо забывать, что с их помощью выявляются субъективные мнения и оценки, которые подвержены колебаниям, воздействиям условий опроса и других обстоятельств. Чтобы минимизировать искажения данных, связанные с этими факторами, любую разновидность опросных методов следует практиковать в сжатые сроки. Нельзя растягивать опрос на долгое время, так как к концу опроса могут измениться внешние обстоятельства, а информация о его проведении будет передаваться опрашиваемыми друг другу с какими-то комментариями, и эти суждения станут влиять на характер ответов тех, кто позже попадет в состав респондентов. [8]

Независимо от того, какой вид опроса мы выбираем: интервью или анкетный опрос, большая часть проблем, связана с надежностью

информации, но, не смотря на это, массовый/анкетный опрос является одним из наиболее актуальных методов сбора информации.

"Социальная ситуация участников контртеррористических действий: непреодоленные риски"

В статье Сурковой И.Ю. и Щеблановой В.В. "Социальная ситуация участников контртеррористических действий: непреодоленные риски" исследуется социальное состояние участников контртеррористических актов на Северном Кавказе после их возвращения с территории, где проходили боевые действия. Главной целью анализа было выявить последствия и проблемы полученного негативного опыта, недостатки социальной защиты.

Данное исследование проводилось при использовании анкетного опроса, а именно анкеты, состоящей из 59 вопросов. Период анкетирования: с февраля 2009 г. по март 2010 г. Данный опрос проводился на территории Пензы (10,6%), Саратова (76,2%), Москвы (5,2%), Махачкалы (8%). В анкетировании приняли участие 500 человек по целевой выборке (выборка, основывающаяся на руководствовании субъективными критериями, определяющимися целями исследования ): 97,1% - мужчин, 2,9% - женщин. Медианный возраст респондентов в среднем составляет 33 года. 53,4% опрошенных являются служащими МВД; 24,1% служащими во внутренних войсках МВД; 12,2% служащими ФСБ и 10,4% служащими Министерства обороны. [7]

С помощью ранжирования (некоторое упорядочение по какому-либо параметру) было выявлено, что наиболее острыми являются проблемы материального характера (3,87),жилья (3,60), обеспечения социального характера (3,54).[приложение 1]

По данному исследованию мы можем сделать вывод, что по возвращению с территорий боевых действий люди сталкиваются, в большинстве своем, с проблемами материального характера. Результат исследования может быть полезен органам власти, отвечающим за обеспечение социальной защиты участникам контртеррористических действий.

"Особенности учебной мотивации студентов Технического ВУЗа"

Данное исследование проводилось доктором социологических наук Кудринской Л.А. с целью выяснения того, как изменяется учебная мотивация студентов технического вуза. Методом данного исследования стала методики семантического дифференциала, которая редко применяется социологами. (Суть метода состоит в том, что избирателям предлагается ответить на вопросы, содержащие полярные по смыслу понятия.)

Объектом изучения выступили студенты-очники, обучающиеся на 1 - 4 курсах специалитета и бакалавриата технического профиля (К = 804). Была сформирована многоступенчатая выборка. В группах, состоящих из 20 человек, проводился сплошной опрос. В обследовании приняло участие 69% юношей и 31% - девушек. Ошибка выборки - 5%.

Перед исследователем стояла сложная задача - найти методику, позволяющую учитывать различные мотивационно-смысловые основы учебной деятельности. Знаменитые методы, по мнению Кудринской, не позволяют полностью выявить некоторые аспекты процесса обучения, поэтому в исследовании главным стремлением было, прежде всего, выявить - ради чего учатся студенты, какие мотивы ими движут. Именно поэтому нами была использована методика "Семантический дифференциал".[4]

Студентам было предложено оценить свою учебную деятельность по 49-ти качествам, предъявленным в полярных шкалах. Затем исследователи выявили особенности мотивационных факторов студентов разных курсов [приложение 2]. Данная таблица является сопоставлением характеристик мотиваций студентов различных курсов. Исходя из данных таблицы, была выявлена динамика осмысления деятельности студентами с первого по четвертый курс.

Данное исследование позволяет совершенствовать формы и методы обучения для воплощения самореализации студентов и раскрытия их талантов. Так выпускающим кафедрам можно рекомендовать активное привлечение студентов старших курсов в научно-исследовательскую деятельность, понимая их стремление к саморазвитию и интерес к профессиональным знаниям.

"Распределение личных доходов 'кормильцев' " Исследование проводилось в апреле-мае 1998 г. Оно основывалось на опросе 5948 индивидов в четырех городах России: Самаре, Люберцах, Кемерове, Сыктывкаре. Во всех городах была реализована случайная одноступенчатая выборка, построенная на основе компьютеризированной базы данных о жилых помещениях (данные Бюро технической инвентаризации). [3]

В опросе участвовали респонденты в трудоспособном возрасте, включая подростков с 14 лет (если они вовлечены в оплачиваемую занятость) и пенсионеров (если они вышли на пенсию после 1994 г.). В данное исследовании рассматривались 3 показателя: отдают в бюджет семьи (87 % мужчин, 61% женщин); сами делают необходимые покупки для семьи (6% мужчин, 32% женщин); оставляют себе (7% мужчин, 7% женщин).

Проведенное исследование показало, что основное различие мужчин и женщин заключается в том, что женщины-кормильцы примерно в пять раз чаще, чем мужчины, распоряжаются своими средствами самостоятельно. Но, при этом, доля личного дохода, служащая для удовлетворения собственных потребностей, одинакова у тех и других.

"Факторы формирования мотивации работников" В статье Реброва А.В. представлены результаты исследования, проведенного с 2005 по 2009 гг. на выборке 1456 чел. Анкеты собраны на 21 предприятии различных отраслей экономики в 11 регионах России.

Исследование имеет несколько принципиальных особенностей. Во-первых, данные собраны преимущественно в процессе консультационного взаимодействия с соответствующими предприятиями. С одной стороны, это главное ограничение исследования (выборка не квотирована специальным образом и т.д.). Тест включает 18 вопросов, направленных на определение мотивации респондента, с возможностью множественного выбора, и измеряет интегральные индексы, отражающие степень выраженности каждого из пяти типов мотивации по шкале от 0 до 1. [6]

Цель данного исследования состоит в том, чтобы выявить мотивы и потребности работников и найти причины их формирования.

Данное исследование показало, что мотивационная структура различных групп персонала имеет большие различия и без учета должностей анализ данного исследования становится бессмысленным [приложение 3]. Было выявлено преобладание мотива заработка, отражающего инструментальную и избегательную мотивацию, а также страха потери работы. Также была замечена низкая степень развитости мотивов самостоятельности и ответственности.

В заключение всего вышеизложенного хотелось бы сказать, что анкетный опрос является одним из наиболее актуальных методов исследования в современном мире. Данный метод обладает такими достоинствами, как массовость, репрезентативность, объективность. Помимо этого респондент имеет право выбирать более подходящий ответ на вопрос, предложенный в анкете. С помощью анкетного опроса проводятся социальные исследования, которые могут быть полезными государству и обществу в целом.

Использованные источники:

1. Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

2. Лукина, М. "Технология интервью: учебное пособие". - М.: Аспект Пресс, 2003. - 254 с.

3. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы - М.: Наука, 1972

4. Современная энциклопедия. 2000: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://dic.academic.ru

5. Козина И.М. Что определяет статус "кормильца" семьи?// [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.isras.ru/files/File/Socis/11 -2000/009.КР7ШЛ^

6. Кудринская Л.А. Особенности учебной мотивации студентов Технического ВУЗа// [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.isras.ru/files/File/Socis/2012_3/Kudrinskaya.pdf

7. Ребров А.В. Факторы формирования мотивации работников// [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.isras.ru/files/File/Socis/2011-3/Rebrov.pdf

8. Суркова И.Ю. Шибанова В.В. Социальная ситуация участников контртеррористических действий: непреодоленные риски// [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.isras.ru/files/File/Socis/2013-6/Surkova Scheblanova.pdf Приложение 1

Приложение 2

Сопоставление мш и наиионных факторов студентов |)иинчнм\ курсов

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс

Стремление к рациональному познанию (13,7%) Стремление к построению ш вершенной рациональной картины мира (18.4%) Установка на личностный смысл или поиск себя (самоакту алнзацня) (17.2%) Процесс самореализации (12.2%)

Возможность ра1В11Ж1 профессионального мышления (мировоззр-я) (11.1%) Стремление к однозначности, чтобы сшггь неопределенность ¡(7%) Профессиональное мышление 1 мировоззрение) (9.6%) Избегание работы иол собой и стремление остаться прежним (8%) Завершенная рациональная картина мира (11%) Открытость будущему (7.5%) Ориентация на личностный смысл и свое призвание (10.6%) Конфликтность (7.9%)

Вовлеченность в кетменную форму деятельности (5,8%) Выбор устоявшейся формы деятельности (4.6%) Принятие себя (5,6 %) Выбор цели перед лицом неопределенности (7.9%)

Стремление отучиться 1(4.14) Инертность учебного процесса (6.1%)

Приложение 3

Средние )ровна %101нилнин рабапиикоа раыичиыг кашори!

Груши Кол-во чел.* Средние индексы тсстя *МотаАл"**

персонала Инструментальный Профессиональный 1Ьтгриотический Хо тайский Итбеплслышй

Рабочие 622 0.34 0.21 0.22 0.13 0Д6

Специалисты и служащие 241 0.27 0.31 0.27 0.11 0.19

Линейные менеджеры н коммерческий персонал 268 0.23 0.32 0.27 0.1$ 0.1$

Топ- менеджеры 26 0.17 0.36 032 0.18 0.10

В среднем но выборке |4}6 0.30 0,26 0.25 0.13 0.22

Жеребцов А.А. студент Походяева Н.И. студент Шутько Л.Г., к.э.н.

доцент

ФГБОУ ВПО Кузбасский ГГУ Россия, г. Кемерово АКТУАЛЬНОСТЬ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ МОЛОДЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ДЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

РОССИИ

Развитие экономики страны прямо пропорционально экономическим знаниям населения в области предпринимательской деятельности. Недостаток знаний в этой сфере является немаловажной проблемой в современном обществе. Решением может являться повышение подготовки молодого поколения, направленное на формирование предпринимательского мышления в условиях современной экономики.

Предпринимательский образ мышления - это не свод законов и предписаний, а скорее набор правил и подходов к решению всего многообразия задач, возникающих в процессе создания и управления бизнесом. Предпринимательский образ мышления не говорит, что нужно сделать в данном конкретном случае, он говорит, чем нужно руководствоваться при решении возникших проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.