Научная статья на тему 'Методы регулирования системы водоснабжения в английских городах в эпоху Тюдоров'

Методы регулирования системы водоснабжения в английских городах в эпоху Тюдоров Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
388
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / СИСТЕМА ВОДОСНАБЖЕНИЯ / АНГЛИЯ ПРИ ТЮДОРАХ / MUNICIPAL INFRASTRUCTURE / WATER SUPPLY SYSTEM / ENGLAND IN THE TUDOR PERIOD

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Башмакова Е. В.

В данной статье рассматриваются методы и способы регулирования городского водоснабжения в Англии в конце XV – начале XVII вв., как одного из важнейших аспектов развития коммунальной инфраструктуры. Изменения, произошедшие в области системы водоснабжения в эпоху династии Тюдоров, по новому затрагивают вопрос о роли и месте муниципальных властей в становлении коммунального хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Water supply system regulation in towns of England in the Tudor period

This article considers the methods and techniques of urban water supply regulation in England in the late XV beginning of the XVII centuries, as one of the most important aspects of municipal infrastructure development. Changes that have occurred in the field of water supply system in the Tudor period, make a new look at the question of the role and place of municipal authorities in the formation of public utilities.

Текст научной работы на тему «Методы регулирования системы водоснабжения в английских городах в эпоху Тюдоров»

руется в сервисную организацию предпринимательской структуры (отношения модифицируются и выходят за рамки обязанностей контракта по корпоративному обучению) Дополнительными услугами по консалтингу и оценке персонала обеспечиваются индивидуализация и клиентооринетированность отношений корпоративного обучения, что повышает вертикальную согласованность и снижает интенсивность отраслевой (горизонтальной) конкуренции между провайдерами обучения.

Литература

1. Каганов В.Ш. Корпоративное обучение как фактор обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур // Современная конкуренция 2011, № 6.

2. Каганов В.Ш. Особенности деятельности вузов на рынках корпоративного обучения // Высшее образование в России. 2012, № 12.

Методы регулирования системы водоснабжения в английских городах в

эпоху Тюдоров

Башмакова Е.В.

Ивановский Государственный Университет

[email protected]

Аннотация. В данной статье рассматриваются методы и способы регулирования городского водоснабжения в Англии в конце XV - начале XVII вв., как одного из важнейших аспектов развития коммунальной инфраструктуры. Изменения, произошедшие в области системы водоснабжения в эпоху династии Тюдоров, по новому затрагивают вопрос о роли и месте муниципальных властей в становлении коммунального хозяйства.

Ключевые слова: коммунальная инфраструктура, система водоснабжения, Англия при Тюдорах

Переход от средневековья к новому времени в Западной Европе сопровождался глубокими изменениями во всех сферах общественной жизни, зарождением новых структур, отношений и институтов, в том числе и в сфере коммунального хозяйства. Этот процесс, общий для всех стран Европы XVI-XVII вв., не обошел стороной и Англию, где он совпал с правлением новой династии Тюдоров.

Коммунальное хозяйство в данной статье понимается как совокупность предприятий, служб и хозяйств по обслуживанию населения городов в сфере системы водоснабжения, строительство мостов и каналов, покрытие дорог [1 с. 512].

Цель данной статьи, рассмотреть какие методы регулирования и контроля были предприняты городскими властями в Англии в эпоху правления Тюдоров для развития системы водоснабжения.

В англоязычной историографии тема становления системы водоснабжения освещена лишь в общих чертах. Во-первых, следует упомянуть работу Дж. Томаса, которая затрагивает общие вопросы развития коммунального хозяйства эпохи Тюдоров (городское водоснабжение, мощение дорог и уборка улиц, развитие городского движения, применение противопожарных мер и введение санитарных законов) [2]. Ф. В. Робинс [3], Хуг Барти Кинг [4] упоминают в своих трудах ряд аспектов интересующей нас проблемы, связанные с историей развития системы водоснабжения Англии, начиная от средних веков заканчивая инженерными проектами XX века. Отдельные моменты, связанные с развитием системы водоснабжения в отдельных городах Англии конца XV- начало XVII века рассматривают в своих работах Дж. А. Дэвис[5], Л. Ф. Салзман [6], Дж. Д. Алан [7], Р. Дж. Магнусон [8], Мэтьюс Вил-лиам [9] и др..

Среди современных отечественных исследователей, занимающихся проблемой разви-

Раздел 6. Инженерная экология и смежные вопросы. тия английских городов раннего и нового времени, следует также упомянуть исследование В. А. Евсеева. Автор, в частности, рассматривает в своей работе такие интересующие нас вопросы как систему водоснабжения, уборку мусора в городах, противопожарная безопасность [10].

Дальнейший рост городов в Англии в эпоху Тюдоров увеличение численности населения и их экономического потенциала привел к обострению проблем с водоснабжением. Особенно остро с этой проблемой столкнулись крупные города, которые выступали в качестве экономических центров, притягивая к себе огромное количество населения. Известно, что только население Лондона в течение XVI века утроилось с 60 до 200 тысяч жителей [11 ст. 287]. С ростом численности городского населения усложняется как следствие и городская жизнь во всех ее аспектах (экономика, политика, социальное устройство). Этот процесс стал определяющим фактором для развития городской инфраструктуры, связанный со стремление подчинить ритм жизни под потребности населения. Муниципальные власти были обеспокоены недостаточным развитием водоснабжения города. Они не решались нести бремя в финансировании развития системы городского водоснабжения, но были готовы передать ответственность за этот важный аспект городской жизни частным лицам, заинтересованным в получении прибыли. Таким образом «частный капитал» стал подспорьем для становления водоснабжения. Основными двигателями процесса выступали частные лица, которые готовы были жертвовать средства на дальнейшее совершенствование системы водоснабжения.

Рост городского населения привел к необходимости ужесточить санитарно-гигиенические нормы, так как загрязнения водных ресурсов стала одной из причин распространения болезней. Смертность в столице превышала рождаемость почти на 1,5 % в год [12 р. 133]. Чума, холера, желудочно-кишечные заболевания на всем протяжении Средневековья были типично городскими заболеваниями, связанные с потреблением загрязненной воды из открытых питьевых источников. Так, например за 1603 год эпидемия унесла жизни почти 40 тысяч горожан, т.е. почти 30 % взрослого населения Лондона [13 р. 63]. В реки и открытые источники с питьевой воды сбрасывались все нечистоты и остатки продуктов жизнедеятельности людей. Животные также имели доступ к открытым водоемам. Городские власти были обеспокоены загрязнением источников с питьевой водой, так как инфекционные болезни приводили к гибели огромного количества людей, а порой целых поселений.

Одна из самых трудных задач, которая возникла перед муниципальными властями, была защита источников питьевой воды от загрязнений. Муниципальными властями были введены ряд мер, направленных на координацию деятельности в области городского водоснабжения. Постановления городских органов власти начинают упорядочивать месторасположения отхожих мест, с тем, чтобы не допустить их соседства с источниками питьевой воды. Работы по очистке городских клоак регулировались городскими советами и осуществлялись за счет владельцев домов и участков земли. Очистки производились по ночам и в холодное время года [2 р. 57]. В некоторых городах Англии, например в Лондоне, муниципалитет вводил предписания, согласно которым необходимо было защищать источники с питьевой водой от загрязнения, так как к этому периоду времени уже существовала проблема сброса отходов от производства [14 р. 19].

Городские власти Манчестера, Саунгемптона, Нортгемптоне и в других городах ввел регламент, который ограничивал забор воды, позволяющий экономить ее потребления, а также отслеживались несанкционированные подключения к водопроводу [15 р. 229; 16 р. 10; 17 р. 254]. Так, например, муниципальный совет Манчестера ввел жесткий график работы трубопровода: от Михайлова дня (29 сентября) и до Благовещенья (25 марта) открывался в 6 часов утра и закрывался в 9 часов вечера, а от Благовещенья до празднования Михайлова дня открывался с 6 часов и закрывался в 9 часов утра этого же дня, а затем в 3 часа дня снова открывался, и так продолжалось до 6 часов вечера, а затем закрывался до 6 часов утра [15 р. 229].

Отдельные меры городские власти принимали по отношению к владельцам гостиниц, к производителям вин, пива и гончарных изделий, особенно к тем, чье производство было расположено возле источников с питьевой водой. Так, например, в Ковентри, был введен запрет пивоварам использовать воду на «свое ремесло», а только на бытовые цели. За каждое подобное нарушение взимались штрафы [18 p. 255].

Во многих городах Англии муниципальными властями активно поддерживалось строительство сети трубопроводов в различных районах города, которое финансировалось не только за счет налогов с жителей, но и за счет средств городской казны. Так, например, в Лондоне к середине XVI века строительство трубопроводов осуществлялось даже в отдаленных районах города. Только за 1528 год на эти цели из бюджета городской казны была выделена сумма в размере 1000 марок [14 p. 18].

Муниципальные власти проводили политику, способствующую стимулированию благотворительности на нужды и реорганизацию системы водоснабжения города. Важным шагом, который способствовал развитию благотворительности на вышеупомянутые цели, стало создание различных комиссий, которые рассматривали те или иные вопросы по благоустройству города. Так, например в Норвиче была создана комиссия сьюеров (sewers) чистильщиков канав и улиц. В рамках деятельности данной комиссии рассматривались вопросы, связанные с очисткой колодцев с питьевой водой и строительство трубопроводов [19 p. cvi].

Городскими властями были предприняты попытки отчислять часть средств, выделенных на строительство общественных построек (школ, административных зданий, конюшен) на возведение и ремонт трубопровода. Так, например, в Лестере 7 апреля 1558 года был заключен договор, между королевой с одной стороны и мэром города и членами парламента с другой стороны. По этому договору королева передает городу сумму в размере 35 фунтов на покупку строительных материалов (свинец, камень, древесину) для школы города, но при условии, что часть средств будет передана на ремонт трубопровода [20 p. 139].

На жителей городов, кроме налогов, возлагалась ответственность за выполнение порученных им обязанностей (сохранность и обслуживания системы водоснабжения) на общественных началах. Кроме всего прочего, жители города облагались налогами, которые шли на благоустройство города, в том числе и на развития городского водоснабжения. Так, например, в Норвиче была введена процедура, согласно которой члены муниципального совета до 1 марта должны были ежегодно собирать налоги со всех жителей города, даже с иностранцев, проживающих в пределах города. Часть средств направлялась на очистку рек и источников с питьевой водой [19 p. 128].

Важной мерой, вводимой муниципальными властями, было создание чиновничьего аппарата наделенного функциональными обязанностями по развитию и регламентированию системы водоснабжения. Во многих городах Англии были введены смотрители за трубопроводами, чиновники, в обязанность которых входил сбор средств на развитие системы водоснабжения в виде добровольных пожертвований, штрафов, а также благотворительных взносов отчисляемых на строительство трубопроводов [19 p. 96], бейлифы, констебли, в функции которых входили не только контроль, но и право накладывать арест на имущество правонарушителя или штрафовать тех, кто отказывался работать или платить за работу в области городской инфраструктуры [19 p. 96]. Подобная структура строилась на принципах выборности и назначения, при этом первый из названных принципов обладал приоритетом над вторым. Подобные правила воплощались в жизнь во многих городах Англии, но способ и методы финансирования могли изменяться от города к городу

Несмотря на то, что городскими властями было выпущено много актов и предписаний, которые контролировали вопросы сохранения чистоты рек и питьевых источников, по-прежнему, существовала проблема загрязнения воды. Это было обусловлено тем, что: во-первых, присутствовали факты воровства среди чиновников; во-вторых, муниципальные власти столкнулись с нежеланием жителей исполнять предписания, не смотря на взыскания

Раздел 6. Инженерная экология и смежные вопросы. и разветвленную систему штрафов; в-третьих, назначенный чиновничий аппарат не всегда в должной мере выполнял возложенные на него обязательства. Поэтому в этих условиях муниципальные власти должны были выработать ужесточающие меры по сбору налогов на очистку рек и колодцев.

Первыми, кто предпринял серьезные попытки по развитию системы водоснабжения стали городские власти Лондона. Одним из методов, которым действовал столичный магистрат, было создание комитетов, состоящих из представителей городской власти и муниципального собрания. В обязанности комитета входил контроль и финансирование проводимых работ по очистке рек и источников с питьевой водой. Распоряжения, выносимые комитетом, приравнивались к постановлениям органов местной власти, и при необходимости поддерживались штрафами. Комитет также имел право распоряжаться всеми деньгами, взимаемыми в виде налогов на строительство и реконструкцию трубопровода. Вклады всех представителей муниципалитета, вносимые ранее в виде рабочей силы, были заменены денежными выплатами [14 p. 15]. Была создана схема, которая накладывала ответственность на общественные органы, избранные таким образом, чтобы гарантировать последовательность проводимой политики. Более того, теперь представители муниципалитета должны были выполнять не только административные и фискальные функции, направленные на координацию деятельности в области водоснабжения, но и осуществлять контроль по финансированию системы этой отрасли, ранее возложенный на жителей города.

Муниципальные власти пытались ограничить злоупотребления местных чиновников и усилить контроль со стороны местной администрации. Были расширены обязанности магистратов, прежде всего мировых судей и мэра города, но в тоже время предписания четко очертили рамки их полномочий, тем самым еще больше подчиняя их центральным органам власти. Подобная структура позволяла создать прочную систему взаимоконтроля, где любое должностное лицо в случае не выполнение своих обязательств подвергалось наказанию от административных штрафов до отстранения от должности [19 p. 97].

К XVI веку интерес к проблеме развития системы водоснабжения возникал на всех уровнях власти. Высшие законодательные органы поддерживали развитие системы водоснабжения актами и статутами, позволяющие вступать любой персоне на территорию крупных землевладельцев с целью поиска новых источников с питьевой водой, выплачивая при этом компенсацию не только за землю, но и за упущенную выгоду землевладельцам и арендаторам [21 p. 524]. Подобный парламентский акт показал, что проблема водоснабжения страны вышла на общегосударственный уровень. Перед властями возникла сложная дилемма. С одной стороны проблема водоснабжения обострилась и требовала немедленного решения путем поиска новых питьевых источников, но с другой стороны крайние меры могли вызвать острые конфликты с крупными землевладельцами, характерные для правления Генриха VIII, которые не всегда готовы были идти на жертвы ради общественной пользы. Поэтому власти вынуждены были идти на уступки, выкупая не только землю у землевладельцев, но и выплачивая компенсацию за упущенную выгоду[21 p. 524].

Но нужно отметить, что не все меры, предпринятые муниципальными властями, были эффективны. Некоторые из них имели негативные последствия, которые тормозили развитие системы водоснабжения. Во-первых, это слабая финансовая поддержка частных инженерных проектов в области развития системы водоснабжения, инициаторы которых вынуждены были, как правило, финансировать эту деятельность своими силами. Примером является инженерный проект Питера Мориса, который вынужден был финансировать за собственные средства разработку и установку водного колеса под аркой Лондонского моста [4 p. 45]. Несмотря на столь успешное воплощение инженерного проекта, политика городских властей была недальновидна, так как они отказались его финансировать. Этот случай в истории водоснабжения страны был далеко не единственный, когда городские власти не только отказывались вкладывать средства, но чинили препятствия для реализации подобных проектов, что послу-

жило тормозом для дальнейшего технического развития. Во-вторых, муниципальным властям не удалось решить проблему, связанную с тем, что система водоснабжения пересекалась с интересами коммерческих кругов. Так, например, острая нехватка питьевой воды, возникшая у жителей города Лондон, вынудила их прибегнуть к временному и малоэффективному способу- доставка воды с помощью водовозов. Местными властями были привлечены подрядчики, которым выдавалось разрешение на поставку и дальнейшею продажу воды населению. В обязанность водовозов входила доставка в воды ко всем домовладениям, жители которого заключили с ними договор [4 p. 36]. При этом муниципальные власти выступали только в качестве контролирующего органа, в обязанности которого входили финансовые и административные ограничения деятельности водовозов, и не пытались препятствовать тому, чтобы проблема снабжения водой стала предметом коммерческого интереса. Подобный метод не мог полностью решить проблему доставки воды в отдаленные районы Лондона. В-третьих, не было четко сформулированы функции чиновников в области системы водоснабжения, не всегда были разграничены полномочия в той или иной отрасли городской инфраструктуры.

В целом в эпоху Тюдоров сформировались позитивные тенденции развития коммунального хозяйства, которые впоследствии сложились в целостную систему мероприятий законодательного, судебного, административного и фискального характера, направленных на совершенствование механизма городского управления. Муниципальное управление XV— XVI веков было не всегда совершенным, а иногда даже малопродуктивным. Роль водоснабжения приобретает особое значение в эпоху Тюдоров, так как развитие городов во многом зависело от совершенствования данного вида инфраструктуры. Развитие системы городского водоснабжения этого периода во многих провинциальных городах находилось на разных уровнях. Пути, по которым шли городские власти к усовершенствованию системы водоснабжения, в основном зависели от социально-экономического положения города. Выгодно отличалась на общем фоне система водоснабжения Лондона. Способы и методы как управленческие, так и инженерные, применяемые для развития городского снабжения, перенимались остальными городами независимо от их статуса. Несмотря на все недостатки, муниципальные власти активно участвовали в реализации мер, направленных на совершенствование системы водоснабжения. Они ввели жесткий надзор над выполнением всех предписаний. Ужесточались все меры, которые предпринимались или реализовывались в жизнь муниципальными властями: организационные, запретительные или фискальные.

Литература

1. Большая Советская энциклопедия под ред. Прохорова А.М.. М.,1973. Т.12. 740 с.

2. Thomas J.H. The town government in the sixteenth century. L., 1933. 183 p.

3. Robins F. W. The story of water supply. London: Oxford University Press, 1946. 207 p.

4. Barty-King Hugh Water: the book: an illustrated history of water supply and wastewater in the United Kingdom. London: Quiller, 1992. 256 p.

5. Davies J. A history of Southampton. London, 1883. 256 p.

6. Salzman L.F. English life in the Middle Ages. London: Oxford University Press, 1927. 292 p.

7. Allan J. Dyer M. & Turner SAM .A newly-recorded length of Exeter's medieval and later water supply// Devon Archaeological Proceedings, 2005. Vol. 62. pp.181-186

8. Magnusson R. J. Water technology in the middle Ages: cities, monasteries, and waterworks after the Roman Empire. Baltimore: The Johns Hopkins University Press, 2001. 328 p.

9. Matthews William. Hydraulia: an historical and descriptive account of the water works of London, and the contrivances for supplying other great cities, in different ages and countries. London: Simpkin, Marshall and Co., 1835. 454 p.

10. Евсеев В. А Очерки по истории английского города. Иваново, 2010. 227 с.

11. Евсеев В. А. Английский город в ранее Новое время: специфика регионального развития. Социально - экономический аспект. Саарбрюккен, 2011. 356 c.

12. Patten J. English Towns in 1500- 1700. Folkestone, 1978. 348 p.

13. Clark P., Slack P. English Towns in transition 1500-1700.L., 1976. 176 p.

14. Stow J. The survey of city of London. London, 1956. 541 p.

15. The Court leet records the manor of Manchester, from the year 1552 to the year 1686, and from the year 1731 to the year 1846./ ed. by Earwaker J.H., Manchester,1884 Vol. 1. 295 p.

16. Southampton Coutr leet Records A.D. 1550-1577/ ed. by. Hearnshaw F. S. G., Southampton, 1905. Vol. 1. Part I. 228 p.

17. The records of the borough of Northampton/ ed. by the rev. Cox J. Charles. London, 1898. Vol. 2. p. 557

18. The Coventry Lee Book or Major's Register, 1420 - 1555. / Ed. by Harris M.D.. L., 1907. P. 1. 256 p. P. 2. 374 p. 1913. P. 3-4. 812 p.

19. The records of the city of Norwich/ ed. by the rev. Hudson William ... and Tingey J. C. Norwich. 1906. Vol. 1. 456 p. Vol. 2. 444 p.

20. Records of the borough of Leicester. / Ed. by Bateson M.. L., 1901. Vol. 2. 522 p.

21. The statute revised edition / Ed. by Eyre G.E. and Spottiswood W. London, 1870. Vol. 1 495 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.