Научная статья на тему 'МЕТОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ТРЕВОЖНОСТИ УЧАЩИХСЯ'

МЕТОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ТРЕВОЖНОСТИ УЧАЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
математическая тревожность / преодоление тревожности / методики обучения / mathematical anxiety / overcoming anxiety / teaching methods

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юналан Т.М.

В статье рассматриваются причины возникновения математической тревожности у школьников. Анализируется феномен математической тревожности и его влияние на успеваемость учеников. В отличие от отечественной психологии, где рассматриваются более общие понятия: школьная тревожность, учебная тревожность, экзаменационная тревожность, в зарубежной психологии с 60-х годов существует узкое понятие «математической тревожности» (math anxiety). математическая тревожность является важной проблемой образования, так как влияет на выбор профориентацию школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юналан Т.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF OVERCOMING STUDENTS' MATHEMATICAL ANXIETY

The article discusses the causes of mathematical anxiety in schoolchildren. The phenomenon of mathematical anxiety and its impact on student academic performance is analyzed. Unlike domestic psychology, which considers more general concepts: school anxiety, educational anxiety, exam anxiety, in foreign psychology since the 60s there has been a narrow concept of "mathematical anxiety" (math anxiety). mathematical anxiety is an important problem of education, as it affects the choice of career guidance for schoolchildren.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ТРЕВОЖНОСТИ УЧАЩИХСЯ»

УДК 51

Юналан Т.М.

магистр физики, учитель математики НЧОУ Лицей «ИСТЭК» (г. Краснодар, Россия)

МЕТОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ТРЕВОЖНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Аннотация: в статье рассматриваются причины возникновения математической тревожности у школьников. Анализируется феномен математической тревожности и его влияние на успеваемость учеников. В отличие от отечественной психологии, где рассматриваются более общие понятия: школьная тревожность, учебная тревожность, экзаменационная тревожность, в зарубежной психологии с 60-х годов существует узкое понятие «математической тревожности» (math anxiety). математическая тревожность является важной проблемой образования, так как влияет на выбор профориентацию школьников.

Ключевые слова: математическая тревожность, преодоление тревожности, методики обучения.

Ученые Российской академии образования пришли к выводу, что больше половины (53%) школьников ощущают напряжение и тревогу, когда речь заходит о математике. Всего было опрошено 6426 учащихся 5-11 классов школ из семи федеральных округов РФ. Обнаруженное явление авторы исследования связывают с математической тревожностью.

В отечественной психологии рассматриваются обобщенные понятия («школьная тревожность», «учебная тревожность», «экзаменационная тревожность»), в зарубежной психологии с 60-х годов существует более узкое и предметно определяемое понятие «математической тревожности» (math anxiety). Понятие «математической тревожности» (math anxiety) появилось в США в конце XX века. N. Betz [1] в своих работах под математической

тревожностью понимал состояние страха и напряжения, возникающие возникали у учеников в ситуациях, где необходимо выполнить какие-либо математические действия.

Для жизни в современном обществе знания математики имеет огромное значение, как в сфере профессиональной реализации (бизнес, наука, техника), так и в бытовых моментах (подсчет расходов). Но, несмотря на важность математики, многие даже способные ученики стараются избегать математики как в старшей школе, так и в колледже [2].

Страх перед математическими задачами может быть связан с ментальными особенностями страны и отношением к образовательному процессу. Например, у школьников Южной Кореи тревожность выше, чем у школьников в Швеции, где система образования лояльная и нет давления, связанного с успехами в учебе.

Также огромное влияние на появление тревожности оказывают гендерные стереотипы. Многие ошибочно полагают, что математика — для мальчиков, а девочкам больше подходят гуманитарные дисциплины. И с самого детства с мальчиками делают акцент на технических науках, а к девочкам в этом вопросе предвзяты. ТШ^Б в своем исследовании подтверждает, что гендер никак не влияет на математические способности. Если раньше считалось, что мальчики лучше понимают этот предмет, чем девочки, то потом выяснили, что если при тестировании использовать нейтральный контекст, а не мужской (машины, двигатели и так далее), то результаты идентичны.

Как говорит заслуженный учитель России Евгений Бунимович: «проблема в том, что математика — это абстрактная наука. Само понятие «число» — это одна из самых гениальных абстракций, которую придумало человечество. Не «одно яблоко», а просто «один», не «два землекопа», а просто «два»».

В 2023-2024 мною проведен анализ успеваемости учеников 8-10 классов по математике НЧОУ Лицей ИСТЭК. В ходе исследования я выявила, что большинство обучающихся испытывают затруднения в математических темах,

изучаемых в 5-6 классах. Ученики 8 класса имели определенные сложности в работе с пропорцией и у них не сформированы навыки работы с выражениями, содержащими скобки. Ученикам 9 и 10 классов с трудом даются операции с простыми дробями, отсутствует понимание сути ряда математических выражений, возникают трудности в практическом применении формул, решении уравнений с двумя и более неизвестными, нет понимания сути теорем и ряда алгоритмов.

Перед преподавателями математики стоит задача поиска подходов обучения математике, предвосхищающих развитие тревожности.

На мой взгляд, главная роль в уменьшении математической тревожности принадлежит учителю. Именно педагоги должны предпринимать более активные действия в работе с тревожными учениками.

Эффективный педагог всегда в поиске педагогических приёмов, которые активизируют познавательную деятельность ученика, учитель направляет его собственную деятельность с целью дальнейшего развития.

Для снижения математической тревожности есть как педагогические, так и психологические методы. Cruikshank & Sheffield [3] считают наиболее эффективными приемами профилактики математической тревожности следующие поведенческие стратегии преподавателя:

показать собственную увлеченность математикой; создавать ситуации успеха при решении математических задач; показать возможности использования математики в будущей карьере и повседневной жизни;

адаптировать обучение к интересам учеников; установить краткосрочные и достижимые цели; поощрять усилия и настойчивость в нахождении результата задач; не применять соревновательные методы.

М. Ашкрафт [4] отмечает, что основным фактором риска повышения математической тревоги является слабый уровень владения математикой учителем.

Если сам учитель чувствует себя недостаточно уверенно при объяснении математики, то вольно или невольно он передает это отношение детям, особенно это влияние заметно в начальной школе.

С. Бейлок и др. [5] исследовали, как преподавание математики в начальной школе и предвзятое отношение к девочкам сказываются на возрастании математической тревожности. Избавить детей от тревожности в средней и старшей школе оказывается сложной задачей. Таким образом, математическую тревожность лучше предотвратить, поэтому семинары и тренинги по снижению математической тревожности должны проводиться и с учителями.

Ещё одним фактором, влияющим на формирование математической тревожности является способ проверки знаний. Контрольные работы, проводимые в условиях ограничения времени без возможности исправления результатов усиливают тревогу, особенно у девочек. Однако в тех образовательных учреждениях, где система оценки знаний дает возможность обсуждения хода решений и повторного тестирования для исправления результатов, математическая тревога оказывается ниже. [6].

Положительное влияние в этом вопросе оказывает и дистанционная проверка знаний без оглашения результатов. Но наименее благоприятным способом здесь является решение задач у доски под наблюдением одноклассников [7].

Исследователи часто говорят о том, что на формирование страха перед математикой влияет отсутствие индивидуального подхода к обучающимся (единый темп, общие программы, единый способ подачи информации для всех учеников). Преподавателям стоит внедрить дифференцированный подход к образованию. В математических, гуманитарных и естественнонаучных классах преподавать математику нужно по-разному. Математически одаренные дети уже увлечены предметом, а гуманитариям нужно показывать красоту математических дисциплин, приводя примеры из области архитектуры, живописи, музыки, необходимо давать детям манипулировать объектами для

лучшего понимания математических понятий, использовать групповые формы работы, проектные виды деятельности, применять на уроках математические игры и соответствующие компьютерные приложения [8], интегрировать гуманитарные и математические знания, показывая их взаимосвязь[9].

Бигпег & Бегшап [10] провели исследование, в котором показали, что учащиеся демонстрируют успехи в учёбе, когда они имеют необходимость в практической математике. Поэтому математика должна иметь прикладное значение. В этом вопросе эффективны подходы практикоориентированного обучения, при которых ученики занимаются исследованиями. Например, технология коллаборативного подхода к обучению математике, акцентирующаяся на совместной работе обучающихся. Обучение сообща представляет собой субъектный процесс совместного конструирования нового знания. [11, с. 271].

Исходя из собственного опыта, я рекомендую использовать обучение малых группах до пяти человек, где все ученики взаимодействуют как активные субъекты. Школьники обучаются участвовать в успехах группы и ценят совместные достижения. Эти успехи способствуют выработке общего положительного отношения к работе.

В цифровую эпоху коллаборация становится ещё более значимой, так как позволяет расширить пространство когнитивного опыта посредством социального взаимодействия между скрытой и открытой формами информации и умением анализировать её сообща [12, с. 170]. Метод проектного обучения является наиболее успешным, как пример использования коллаборативности в математике. В моей практике успешным был проект ученика восьмого класса по теме: «Простые и сложные проценты. Выгодно ли жить в кредит?».

Процесс контекстного обучения, описанный А.А. Вербицким [13, с. 24] развивает самоорганизацию у учеников и как следствие снижает математическую тревогу. В качестве наиболее эффективных зарекомендовали себя такие формы контекстного обучения как: решение реальных жизненных

кейсов, деловые игры с применением математического содержания (например, игры по формированию финансовой грамотности).

В западной дидактике данный подход представлен в виде образовательной технологии case study.

Для профилактики математической тревоги необходимо развивать рефлексивные навыки. Об этом в своей работе говорит А. Легг и описывает методику развития метакогнитивных навыков. В исследовании показано, что если целенаправленно развивать у учащихся рефлексивные навыки, то математическая тревожность ощутимо снижается) [14].

Ш. Тобиас предлагает студентам использовать методы самомониторинга для преодоления математической тревоги. Способами преодоления паники являются зарисовки, заметки, проговаривание чувств, анализ проблемы, разрешение на ошибку. [15].

В работе Л. Иосси описан курс для студентов университетов, где рассматриваются традиционные методы релаксации для борьбы со страхом. [16].

Главная цель любого педагога помочь ученику реализовать свой потенциал, научить добиваться жизненных целей, приносить пользу обществу, а не просто дать определенный набор навыков. Поэтому проблему математической тревожности нельзя обходить стороной, ведь она мешает выстраиванию качественного процесса обучения. Страх перед математическими задачами приводит к тому, что вчерашние школьники предпочитают избегать дисциплин и профессий, связанных с цифрами и расчетами. Но современная жизнь без математики невозможна, ведь любая современная профессия требует математических знаний, умений и навыков.

Любая педагогическая деятельность будет эффективной, если учитель создаст атмосферу доверия, сотрудничества и взаимопонимания, научиться бережно относиться к личности ребенка и обеспечивать ему условия для раскрытия способностей, в том числе и при решении математических задач. Основу деятельности современного учителя математики - позиция

педагогической поддержки: он организует деятельность ученика, направляет, помогает ему в постижении нового опыта, уча получать удовольствие от мышления и процесса познания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Betz N. Math Anxiety: What is it? [Elektronnyi resurs]: Paper presented at the Annual Convention of the American Psychological Association. San Francisco, California, 1977. Available at: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED149220.pdf (Accessed 11.08.2019).

2. Arnold D., Fisher P., Doktoroff G. and Dobbs J. Accelerating mathematics Sector development in the head start classes // Journal of educational psychology. -2002. - N. 94 (4). - P. 762.

3. Cruikshank D.E., & Sheffield L.J. Teaching and learning elementary and middle school mathematics. - New York: Merrill, 1992.

4. Ashcraft M., Moore A. Mathematics Anxiety and the Affective Drop in Performance. Journal of Psychoeducational Assessment, 2009, vol. 27, no. 3, pp. 197—205. doi: 10.1177/0734282908330580

5. Beilock S., Willingham D. Math Anxiety: Can Teachers Help Students Reduce it? [Elektronnyi resurs]. American Educator, 2014, vol. 38, no. 2. pp. 28—43. Available at: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1043398.pdf (Accessed 01.02.2019).

6. Geist E. The Anti-Anxiety Curriculum: Combating Math Anxiety in the Classroom [Elektronnyi resurs]. Journal of Instructional Psychology, 2010, vol. 37, no. 1. Р. 24—31. Available at: https://w.andrews.edu/sed/gpc/faculty-research/montagano-research/the-anti-anxiety-cur.pdf (Accessed 01.02.2019).

7. Keshavarzi A., Ahmadi S. A Comparison of Mathematics Anxiety among students by gender. Procedia — Social and Behavioral Sciences, 2013, vol. 83, pp. 542—546. doi:10.1016/j.sbspro.2013.06.103

8. Furner J., Gonzalez-DeHass A. How do Students' Mastery and Performance Goals Relate to Math Anxiety? Eurasia Journal of Mathematics, Science &

Technology Education, 2011, vol. 7, no. 4, pp. 227—242. doi:10.12973/ejmste/75209

9. rnos E., Perkkila P. Early signs of mathematics anxiety? Procedia — Social and Behavioral Sciences, 2012, vol. 46, pp. 1495—1499. doi:10.1016/j.sbspro.2012.05.328

10. Furner J., Berman B. Math anxiety: Overcoming a major obstacle to the improvement of student math performance (Electronic version). Association for Childhood Education International. Spring 2003.

11. Бектурова З.К. Формирование коллаборативной среды обучения как фактор реализации обновленных программ // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - № 11-2. - С. 271-272.

12. Tarhanova I.YU. Socializaciya molodezhi sredstvami Internet-kommunikacij // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. - 2017. - T. 23. - № 4. - S. 169-171.

13. Вербицкий А.А. Педагогические технологии контекстного обучения. -М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2010. - 52 с.

14. Legg A., Locker L. Math Performance and Its Relationship to Math Anxiety and Metacognition [Elektronnyi resurs]. North American Journal of Psychology, 2009, vol. 11, no. 3, pp. 471—486. Available at: https://w.researchgate.net/profile/Angela_Legg/publication/264622690_Math_perfor mance_and_its_relationship_to_math_anxiety_and_metacognition/

links/55194b500cf21b5da3b828e2.pdf (Accessed 01.02.2019).

15. Tobias Sh. Math Anxiety: An Update. NACADA Journal, 1990, vol. 10, no. 1, pp. 47—50. doi:10.12930/0271-9517- 10.1.47

16. Buckley P., Ribordy S. Mathernatits Anxiety and the Effect of Evaluative Instructions on Math Perfonnance: Paper presented at the Midwestern Psychological Association. Minneapolis, MN, 1982. 13 p

Yunalan T.M.

Lyceum «ISTEK» (Krasnodar, Russia)

METHODS OF OVERCOMING STUDENTS' MATHEMATICAL ANXIETY

Abstract: the article discusses the causes of mathematical anxiety in schoolchildren. The phenomenon of mathematical anxiety and its impact on student academic performance is analyzed. Unlike domestic psychology, which considers more general concepts: school anxiety, educational anxiety, exam anxiety, in foreign psychology since the 60s there has been a narrow concept of "mathematical anxiety" (math anxiety). mathematical anxiety is an important problem of education, as it affects the choice of career guidance for schoolchildren.

Keywords: mathematical anxiety, overcoming anxiety, teaching methods.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.