Научная статья на тему 'МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ВОВЛЕЧЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В УСЛОВИЯХ УДАЛЕННОГО ФОРМАТА ОБУЧЕНИЯ'

МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ВОВЛЕЧЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В УСЛОВИЯХ УДАЛЕННОГО ФОРМАТА ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
539
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / высшие учебные заведения / студенческая вовлеченность / учебный процесс / онлайн-образование / education / higher educational institutions / student involvement / educational process / online education

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Д.Р. Муратова, Д.И. Яппарова

В статье рассмотрены проблемы удаленного формата обучения и выделена главная проблема – во-влеченность студентов. Выводы основаны на результатах исследований дистанционного (удаленного) формата обучения и данных федеральной службы статистики. Выделены методы повышения вовлеченности студентов в образовательный процесс, рассмотрена возможность применения модели Келлера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS TO INCREASE THE INVOLVEMENT OF STUDENTS IN THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE CONDITIONS OF REMOTE LEARNING FORMAT

The article discusses the problems of a remote education format and allocated the main problem – the in-volvement of students. Conclusions are based on the results of a remote learning format and data of the Federal Statistics Service. The methods of increasing the involvement of students in the educational process are allocated, the possibility of using the Keller model is considered.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ВОВЛЕЧЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В УСЛОВИЯХ УДАЛЕННОГО ФОРМАТА ОБУЧЕНИЯ»

УДК 371.3

Д.Р. Муратова, Д.И. Яппарова

Уфимский государственный авиационный технический университет,

Уфа, 450008 e-mail: mdr574@yandex.ru

МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ВОВЛЕЧЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В УСЛОВИЯХ УДАЛЕННОГО ФОРМАТА ОБУЧЕНИЯ

В статье рассмотрены проблемы удаленного формата обучения и выделена главная проблема - вовлеченность студентов. Выводы основаны на результатах исследований дистанционного (удаленного) формата обучения и данных федеральной службы статистики. Выделены методы повышения вовлеченности студентов в образовательный процесс, рассмотрена возможность применения модели Келлера.

Ключевые слова: образование, высшие учебные заведения, студенческая вовлеченность, учебный процесс, онлайн-образование.

D.R. Muratova, D.I. Yapparova

Ufa State Aviation Technical University, Ufa, 450008 e-mail: mdr574@yandex.ru

METHODS TO INCREASE THE INVOLVEMENT OF STUDENTS IN THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE CONDITIONS OF REMOTE LEARNING FORMAT

The article discusses the problems of a remote education format and allocated the main problem - the involvement of students. Conclusions are based on the results of a remote learning format and data of the Federal Statistics Service. The methods of increasing the involvement of students in the educational process are allocated, the possibility of using the Keller model is considered.

Key words: education, higher educational institutions, student involvement, educational process, online education.

COVID-19 внес свои коррективы в образовательный процесс, который в результате претерпел кардинальные изменения - в марте 2020 г. студенты отправились домой, где было необходимо осваивать новые и непривычные для них платформы. Введение режима самоизоляции, соответственно, закрытие учебных заведений и неожиданный переход на удаленное обучение, продемонстрировали ряд проблем, которые в данный период стали наиболее очевидными. Одна из проблем - это вовлеченность студентов, которая имела место быть и во время очного обучения, но с переходом в режим онлайн она стала отчетливой.

Целью данного исследования является проведение анализа и выявление, как повысить вовлеченность студентов при онлайн-обучении. Задачей исследования является предложение методов повышения уровня вовлеченности с помощью различных методик и сервисов.

Под удаленным обучением автор понимает получение знаний и навыков с использованием IT-технологий, но в отличие от дистанционного обучения занятия проводятся в соответствии с составленным расписанием в онлайн-формате с использованием различных вспомогательных платформ.

Основная проблема, с которой сталкиваются вузы, онлайн-курсы, сервисы, платформы -это низкая вовлеченность студентов (низкая доходимость до конца курса, слабое удержание внимания учащихся и т. п.). Данный вопрос был актуален и во время традиционного обучения, но с переходом на удаленный формат он стал явным и максимально приоритетным.

В мае 2020 года РАНХиГС провел опрос преподавателей и студентов об их отношении к удаленному формату обучению. В исследовании приняло участие 12 201 студент и 4 000 преподавателей. В результате были сделаны следующие выводы:

• 15-40% доходят до конца онлайн-обучения;

• 60-85% виртуальных студентов бросают учебу, едва начав;

• 55,4% студентов и 87,4% преподавателей сказали, что на дистанционном обучении меньше свободного времени;

• 47,7% студентов и 53,8% преподавателей признают эту форму обучения неудобной;

• 69,6% студентов и 85,5% преподавателей предпочитают очную форму дистанционной [1, 2].

В повышение вовлеченности студентов заинтересованы три основные группы:

• преподаватели;

• студенты;

• высшее учебное заведение.

COVID-19 бросил вызов системам образования по всему миру и помог выявить проблемы, которые ранее были незаметными:

1) сложности адаптации - произошла резкая смена обстановки на непривычную для всех заинтересованных лиц;

2) технические неполадки - очень частая проблема, с которой сталкиваются как студенты, так и преподаватели; низкая скорость Интернета, несовместимость используемых обучающих платформ с используемыми устройствами - все это может привести к пропуску занятия;

3) самоорганизация - данный пункт есть и преимущество, и недостаток; возникает сложность в организации собственного времени, из-за чего появляются проблемы в своевременном выполнении заданий, посещении занятий и т. п.;

4) проблема идентификации - сложность в распознавании студентов, не всегда есть возможность определить, кто находится по другую сторону и чем занимается данный студент; однако многие вузы ввели требование, которое обязывает студента включать камеру до окончания занятия, иначе посещение не будет отмечено;

5) риск ухудшения здоровья - так как большая часть времени проводится непосредственно перед экраном компьютера или телефона, есть большая вероятность ухудшения зрения, возникновения и развития сколиоза и сопутствующих заболеваний;

6) ограниченный выбор - не каждый имеет возможность получить образование дистанционно; связано это с тем, что в некоторых случаях невозможно обойтись без практических навыков под руководством опытного руководителя, наставника, преподавателя; в качестве примера можно привести медицинское образование;

7) снижение умственной активности - нет гарантии того, что студент выполнил задание самостоятельно;

8) отсутствие механической памяти - студенту становится гораздо сложнее моментально выделять наиболее важные фрагменты из всего потока информации, снижается скорость письма; данные навыки являются ценными в повседневной жизни, однако удаленное обучение их практически не дает [3].

Но наиболее важной проблемой остается низкая вовлеченность студентов, из-за которой возникают многие из вышеперечисленных проблем.

Авторы предлагают следующие приемы и методы повышения вовлеченности:

1. Спустя месяц после дистанционного обучения отправить письмо со словами поддержки и отправить опрос с целью сбора информации. Данный опрос может включать такие вопросы, как:

• Что нравится в дистанционном обучении?

• Что не нравится в дистанционном обучении?

• Что необходимо улучшить?

• Ваши предложения по улучшению?

• Ваша оценка системе дистанционного образования?

Сбор и анализ информации даст понять вузу, что необходимо исправить и на что обратить внимание, а что необходимо исключить. Обратная связь показывает студенту, что его мнение важно, и он имеет вес для университета. Обработка информации грамотными специалистами

или студентами помогут выделить слабости и пробелы, которые возникают в ходе обучения, а также трудности, с которыми сталкиваются студенты и преподаватели. Также необходимо обратить внимание и выделить факторы, которые являются решаемыми в повышении или снижении вовлеченности.

2. Запуск бота в Telegram или ВКонтакте, который будет оповещать о занятии за один день, за один час и за 10 минут до начала, где также будет прикреплена ссылка на занятие (если вуз использует платформы для связи, например, Zoom или систему дистанционного образования (СДО)). Многие студенты не посещают занятия из-за того, что не следят за расписанием и некорректно планируют свой день. Запуск данного бота облегчит жизнь не только студентам, но и преподавателям, которым не нужно будет перед каждым занятием отправлять ссылку в Zoom или в любую другую платформу, которую использует университет.

Чаще всего ссылки на занятие отправляют на групповую почту, в результате возникает трудность в поиске информации, в том числе и ссылок. Основываясь на личном опыте авторов, поиск занимает в среднем 10 минут, что очень часто затормаживает процесс включения на занятие, так как многим обучающимся лень тратить время на поиск ссылки, в результате они пишут сокурсникам, которые отвечают больше чем через 10 минут.

3. Создание атмосферы «живого общения» - вопросы от преподавателя студентам с целью получения обратной связи и выведения студента на контакт. Атмосфера сильно влияет на настрой студентов при обучении и на степень восприятия информации. Многие преподаватели дают возможность для студентов создать комфортную для них среду: перекусить, сварить кофе, занять руки чем-то другим (например: картина по номерам) и данная практика показывает, что студентам становится настолько комфортно, что пропадает необходимость выключать камеру и повышается вовлеченность в процесс занятия.

4. Обеспечить студентам упрощенный доступ к учебным ресурсам. Когда статьи, лекции, презентации и т. п. находятся на разных сайтах, страницах или на групповой почте, куда многие преподаватели отправляют материал, поиск необходимого становится максимально сложным и невыносимым. В один момент студент решает прекратить поиск, в лучшем случае он напишет старосте группы, а в худшем - забросит работу и не будет ничего делать.

Одним из вариантов может быть создание облачного хранилища в Google Диск - для каждой группы отдельно, где будет разделение на папки (курс - дисциплина - лекция/практика). Данный метод поможет облегчить процесс поиска файлов, а также избежать однотипных вопросов и просьб продублировать материал. В отличие от системы дистанционного обучения, используемой вузом, сохраненные материалы в облачном хранилище остаются на более долгий срок и обучающиеся могут после окончания дисциплины использовать загруженные материалы [4].

5. Разнообразить учебный процесс - использовать технологии дополненной реальности (AR), например, маски в Zoom. Данный метод помогает справиться с «черным окошком» студента, что является главной причиной неучастия в занятии. Дополнительно добавляется игровой формат в процесс обучения, что способствует сближению студентов и преподавателя, а также созданию между ними лояльности по отношению друг к другу. Есть множество способов для диверсификации процесса обучения, для выявления предпочтительного можно провести опрос студентов, который поможет сформировать образ «обучения будущего»;

6. Модель Келлера, или модель мотивации ARCS.

Модель включает 4 этапа:

• внимание (attention) - привлечение и поддержание внимания к курсу, например, с помощью изменения способов донесения информации, вовлечения и использования разных стилей общения;

• значимость (relevance) - помочь студенту увидеть связь между получением знаний во время обучения и его ожиданием, а также увидеть ценность для него лично;

• уверенность (confidence) - убеждение студентов в том, что у него достаточно компетенций для обучения, а также поддержание данного мнения с помощью демонстрирования успеха на каждом шагу;

• удовлетворенность (satisfaction) - к этому этапу у обучающихся появляются усталость и сомнения, нужно помочь, продемонстрировав соответствие достигнутого результата и востребованности на практике [5].

Смысл заключается именно в последовательности действий, то есть первым делом нужно захватить внимание студента, потом сделать так, чтобы он поверил в значимость, далее вселить в него уверенность в собственных силах и в заключение добиться удовлетворения полученными результатами. После внедрения данной модели было проведено исследование, результаты которого показали положительный прогресс в виде уменьшения вдвое числа студентов, прекративших обучение, - 22% против 44%.

7. Автономия студентов и предоставление права выбора. Нужно дать обучающимся выбрать то, чем они хотят заниматься. Одним из предложений автора может быть выделение преподавателем двух вариантов, которые он заранее приготовил и которые являются выгодными для него. Преподаватель предоставляет студентам выбор: «Чем вы хотите заняться на следующем занятии?». При осуществлении выбора у студентов появляется чувство ответственности за отобранное решение, что, по мнению авторов, способствует повышению серьезности к решению, которое они выбирают. Плюс ко всему обучающиеся могут выбрать то, что им действительно интересно.

8. Выделение времени на игровой формат. Одним из вариантов, предлагаемых автором, может быть неожиданное назначение ответственного в конце занятия, которому необходимо структурировать полученную информацию и отобразить ее тезисно на 2-3 слайдах презентации. Далее в начале каждого занятия назначенный студент становится преподавателем на 10 минут, в ходе которых он демонстрирует подготовленный материал и рассказывает его своим однокурсникам.

Автор считает, что в результате данного метода можно прийти к нескольким результатам:

• понимание у студентов, что такое быть преподавателям и как сложно работать с незаинтересованными людьми, что будет способствовать развитию лояльности по отношению к преподавателю;

• необходимость слушать и участвовать в занятии, так как присутствует элемент неожиданности, и любой студент может стать «десятиминутным преподавателем»;

• тренировка навыков soft skills (навыки выступления, умение удерживать внимание аудитории, коммуникации и т. д.), которые являются необходимыми не только в процессе обучения, но и в работе, а также в жизни [6, 7];

• умение разделять информацию на важную и неважную, а также структурировать полученную информацию для составления целостной картины.

9. Использование современных сервисов и платформ для совместной работы, онлайн-опросов и т. д. Авторы предлагают рассмотреть такие сервисы, как Mentimeter, Kahoot, Trello, Miro, Padlet, JamBoard, ConceptBoard.

Итак, можно сделать вывод, что вовлеченность студентов очень сильно влияет на процесс обучения, степень восприятия информации, создание взаимоотношений с преподавателями и т. п. COVID-19 сильно затронул систему образования и выявил множество ошибок и проблем, на которые высшим учебным заведениям необходимо оперативно отреагировать.

В данной работе ставилась цель показать, как влияет вовлеченность на учебный процесс и как повысить данный показатель. В результате была разработана оригинальная методика, позволяющая повысить вовлеченность студентов в дистанционное обучение, хотя также применима в офлайн-формате. Она позволяет получить обратную связь, создать комфортные и лояльные взаимоотношения между преподавателем и студентами, а также оптимизировать и облегчить процесс обмена информацией между тремя заинтересованными лицами: вузом, преподавателями и студентами.

Литература

1. Почему студенты и преподаватели невзлюбили дистанционное обучение? - [Электронный ресурс]. - URL: https://www.vedomosti.ru/management/articles/2020/05/28/831354-distantsionnoe-obuchenie (дата обращения: 06.04.2021).

2. Яппарова Д.И. Анализ тенденций снижения спроса на рынке высшего образования // Экономика и управление: Научно-практический журнал. - 2019. - № 6 (150). - С. 176-180.

3. Яппарова Д.И. Проблемы привлечения абитуриентов в высшие учебные заведения // Московский экономический журнал. - 2019. - № 10. - С. 77.

4. Кузнецова А.Р., Яппарова Д.И. Анализ формирования предложения в российском edtech-сегменте рынка профессионального образования // Фундаментальные исследования. -2020.- № 12. - С. 127-131.

5. Модель мотивации к обучению (Дж. Келлер) [Электронный ресурс]. - URL: https://www.vedomosti.ru/management/articles/2020/05/28/831354-distantsionnoe-obuchenie (дата обращения: 05.04.2021).

6. Bikmetov E.Yu., Kungurtseva G.F., Yapparova D.I. Higher education as a tool to build the cultural and intellectual potential of managers // Culture, Personality, Society in the Conditions of Digi-talization: Methodology and Experience of Empirical Research. XXIII International Conference named after professor L.N. Kogan. - Yekaterinburg, 2020. - P. 573-579.

7. Исмагилова В.С., Яппарова Д.И. Антикризисное управление в промышленности. - Уфа, 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.