Научная статья на тему 'Методы повышения рентабельности услуг на предприятиях автомобильного транспорта'

Методы повышения рентабельности услуг на предприятиях автомобильного транспорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1050
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ УСЛУГ / PROFITABILITY OF SERVICES / ПАССАЖИРОПОТОК / PASSENGER TRAFFIC FLOW / ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ / PASSENGER TRANSPORTATION / МЕЖДУГОРОДНОЕ ПАССАЖИРСКОЕ СООБЩЕНИЕ / INTERURBAN PASSENGER COMMUNICATION / ПРЕДПРИЯТИЕ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА / РЕГУЛЯРНЫЕ ПАССАЖИРОПЕРЕВОЗКИ / REGULAR CARRIAGE OF PASSENGERS / AUTOMOBILE OPERATING COMPANY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никаноров Р. О., Иванченко Л. А.

Рассмотрен один из факторов, влияющих на рентабельность оказываемых услуг предприятиями автомобильного транспорта. На примере ГП КК «Тасеевское АТП» предложены методы повышения рентабельности, а также возможные способы увеличения пассажиропотока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF RISE IN PROFITABILITY OF SERVICES AT AUTOMOBILE OPERATING COMPANIES

One of factors, which can affect to profitability of services of automobile operating companies, is described. Methods of rise in profitability and potential means of rise in passenger traffic flow are offered in the context of government establishment of Krasnoyarsk region «Taseevskoe ATE».

Текст научной работы на тему «Методы повышения рентабельности услуг на предприятиях автомобильного транспорта»

Секция «Современные проблемы экономической теории и регионалистики»

УДК 338.47

МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ УСЛУГ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

Р. О. Никаноров Научный руководитель - Л. А. Иванченко

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: [email protected]

Рассмотрен один из факторов, влияющих на рентабельность оказываемых услуг предприятиями автомобильного транспорта. На примере ГП КК «Тасеевское АТП» предложены методы повышения рентабельности, а также возможные способы увеличения пассажиропотока.

Ключевые слова: рентабельность услуг, пассажиропоток, пассажирские перевозки, междугородное пассажирское сообщение, предприятие автомобильного транспорта, регулярные пассажи-роперевозки.

METHODS OF RISE IN PROFITABILITY OF SERVICES AT AUTOMOBILE

OPERATING COMPANIES

R. O. Nikanorov Scientific supervisor - L. A. Ivanchenko

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]

One of factors, which can affect to profitability of services of automobile operating companies, is described. Methods of rise in profitability and potential means of rise in passenger traffic flow are offered in the context of government establishment of Krasnoyarsk region «Taseevskoe ATE».

Keywords: profitability of services, passenger traffic flow, passenger transportation, interurban passenger communication, automobile operating company, regular carriage of passengers.

Одной из наиболее актуальной проблем для государственных автотранспортных предприятий является низкий показатель рентабельности. В большинстве случаев это связано с тем, что такие предприятия преимущественно осуществляют перевозки по маршрутам с низким пассажиропотоком.

Однако имеют место быть ситуации, при которых предприятия, осуществляющие перевозки по маршрутам со средним пассажиропотоком имеют низкую рентабельность и существуют только за счет выделяемых субсидий. К такому типу предприятий можно отнести ГП КК «Тасеевское АТП» (полное наименование - Государственное предприятие Красноярского края «Тасеевское автотранспортное предприятие»), находящееся в восточной части края [3].

Основными видами деятельности являются пассажирские перевозки в городском, пригородном, междугородном сообщении. В городском, пригородном и в междугородном сообщении, по маршрутам на территории муниципального района, является единственным перевозчиком. В междугородном сообщении, за пределами района, конкурирует по одному маршруту Тасеево-Красноярск (Красно-ярск-Тасеево) с тремя предприятиями ОАО «Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие», ИП Куницын, ИП Баскаков, имеет 30 % перевозок по этому маршруту.

По итогам отчетов, представленным главным бухгалтером предприятия в Министерство транспорта Красноярского края рентабельность междугородных перевозок за 2012 г., 2013 г., 2014 г. составила - 0,01 %, 3,48 %, 0,14 % соответственно [1]. Представленная динамика показателя обусловлена изменением соотношения доходности и себестоимости услуг, оказанных по данному виду деятельности.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2015. Том 2

Данные изменения напрямую зависят от пассажиропотока. Следует отметить, что перевозки по междугородному маршруту осуществляется разными перевозчиками в разное время. По направлению Красноярск-Тасеево автобусы Тасеевского АТП отправляются в 8:20 ч и в 15:30 ч по местному времени; по направлению Тасеево-Красноярск в 9:35 ч, 16:30 ч, каждую пятницу - 23:00 ч [2].

Данные интервалы времени являются наименее привлекательными для данного маршрута, так как основной поток пассажиров из Красноярска приходится на вечернее время, после 17:30 часов; пассажиры с Тасеево больше предпочитают ездить в ночное время, в подтверждение чему выступает статистика проданных билетов в кассе тасеевского автовокзала.

В лоте на оказание услуг по организации и выполнению регулярных пассажирских перевозок по маршруту № 557 «г. Красноярск - с. Тасеево» заявлено 5 временных вариантов осуществления перевозок, из которых 2 принадлежит «Тасеевскому АТП». Временные интервалы отправления по данным интервалам являются непривлекательными с точки зрения пассажиропотока.

Имеет место быть такая практика, когда по расписанию в одно и то же время, но в разные дни недели, осуществление перевозок производится разными автотранспортными предприятиями. Порядок и очередь при этом регламентируется Министерством транспорта Красноярского края.

В целях повышения рентабельности руководство предприятия должно уделить особое внимание конкурсам на заключение договора об оказании услуг по организации и выполнению регулярных перевозов. В первую очередь необходимо направить все усилия на то, чтобы обслуживать рейсы с наибольшим пассажиропотоком.

Следует внести инициативу в Министерство транспорта о том, чтобы рейсы с низким и высоким пассажиропотоком распределялись между перевозчиками пропорционально, для того чтобы деятельность каждого автотранспортного предприятия имела положительный экономический эффект.

Помимо этого проблема низкого пассажиропотока и как результат низкая рентабельность деятельности предприятия обусловлена недостатками в системе контроля осуществления перевозок. Мониторинг количества пассажиров проводится на основе информации о количестве проданных билетов. Зачастую фактические данные пассажиропотока расходятся с данной информацией, это связано с тем, что на предприятии не разработана система контроля пассажиров, которых автобус «подбирает» по пути следования маршрута. По оценочным данным, их количество составляет порядка 40-50 % официально перевозимых пассажиров.

В связи с этим, в целях повышения рентабельности деятельности предприятия необходимо разработать и внедрить систему контроля (учета) пассажиров с билетами и без них по пути следования автобуса.

Современное развитие технологии позволяет принять меры по отслеживанию ситуации в автобусах. Согласно Положению «О лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случаев, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)» одним из обязательных требований, предъявляемых к перевозчику, является обязательное оснащение аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/ОР8.

Одной из функций данной системы является мониторинг скорости, местоположения, направления движения, моменты остановок и технического состояния транспортных средств в режиме реального времени. Однако этой информации недостаточно, чтобы узнать причину остановки. Поэтому целесообразным является установка в салонах автобусов видеорегистраторов.

«Тасеевское АТП» задействует на перевозках по междугородным маршрутам 3 автобуса большого класса марки ЛиАЗ, для более полного охвата следует установить 2 видеорегистратора в каждом из автобусов. Помимо этого, для сопоставления данных полученных с видеорегистратора и системы ГЛОНАСС потребуется оборудование рабочего места для диспетчера. Затраты для внедрения системы представлены в таблице.

Расходы на создание системы мониторинга пассажиропотока

Наименование показателя Цена, руб. Количество, шт. Стоимость, руб.

Приобретение видеорегистратора 9 100 6 54 600

Монтаж видеорегистраторов 590 6 3 540

Приобретение компьютера 20 890 1 20 890

Итого 79 030

Секция «Современньш проблемы экономической теории и регионалистики»

Как видно из расчетов, представленных в таблице 1 для внедрения системы мониторинга пассажиропотока в междугороднем сообщении предприятию единовременно необходимо затратить 79 030 руб. Вместе с тем, для учета всех затрат в расчет необходимо включить заработную плату диспетчера, его работа будет занимать 2 часа. При использовании почасовой системы оплаты труда (125 руб. за час), годовые затраты на оплату труда диспетчера с учетом выходных составят 72 000 руб.

Так, если в начале 2013 года данная система мониторинга была введена в действие, то за счет реализации данных мероприятий, при учете всех затрат связанных с ее внедрением, рентабельность междугородных перевозок составила бы 3,57 %. Показатель возможной рентабельности на 3,43 процентных пунктов превосходит фактический уровень. Следует отметить, что расчет возможного показателя рентабельности производился на основе оценочных данных о пассажиропотоке маршруту «г. Красноярск - с. Тасеево», реальные данные могут значительно превышать оценочные. Осуществление предпринимательской деятельности по оказанию услуг в сфере пассажирских перевозок является сложным и требующим больших материальных затрат. Поэтому необходимо принимать все возможные усилия по поддержанию пассажиропотока. Обозначенные мероприятия помогут повысить фактический пассажиропоток предприятия, а вместе с тем и его рентабельность.

Библиографические ссылки

1. Годовая отчетность ГП КК «Тасеевское АТП».

2. Красноярский автовокзал [Электронный ресурс]. URL: http://www.krasavtovokzal.ru/ viewpage.php?page_id=2l (дата обращения: 10.03.2015).

3. Отраслевой бизнес-справочник предприятий России [Электронный ресурс]. URL: http://www.actinfo.ru/gortransport/company/companycode=56654 (дата обращения: 09.03.2015).

© Никаноров Р. О., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.