Научная статья на тему 'Методы повышения конкурентоспособности предприятий радиоэлектронной промышленности'

Методы повышения конкурентоспособности предприятий радиоэлектронной промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
295
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАДИОЭЛЕКТРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / СТРАТЕГИЯ / ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / ПОВЫШЕНИЕ КАПИТАЛИЗАЦИИ / ФОРМУЛА КАПИТАЛИЗАЦИИ / RADIO-ELECTRONIC INDUSTRY / STRATEGY / COMPETITIVENESS / CAPITALIZATION ENCREASE / CAPITALIZATION FORMULA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козлова Елена Дмитриевна

Одним из рыночных инструментов, который с наименьшими издержками для общества способен обеспечить устойчивое развитие предприятия и отрасли в целом, автор рассматривает повышение капитализации. В статье предпринята попытка проанализировать состояние российской электронной промышленности, выявить основные барьеры, препятствующие повышению уровня ее конкурентоспособности. Кроме того, обоснована взаимосвязь между повышением уровня капитализации предприятия и теми преимуществами и экономическими выгодами, которые обеспечивает узнаваемая торговая марка (бренд).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of encreasing the competitiveness of enterprises of electronic industry

As one of the market-based instruments, which at the least cost to the community is able to ensure the sustainable development of the company and the industry as a whole, the author names the capitalization and its encrease. The article attempts to analyze the state of the Russian electronics industry, to identify the main barriers that prevent raise of its competitiveness. Also the relationship between the increase of company’s capitalization and the advantages and economic benefits of a recognizable trade mark (brand) is substantiated.

Текст научной работы на тему «Методы повышения конкурентоспособности предприятий радиоэлектронной промышленности»

102

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

ЕД КОЗЛОВА

Елена Дмитриевна КОЗЛОВА — аспирантка кафедры экономики предприятия и производственного менеджмента СПбГЭУ.

В 2010 г. окончила СПбГУЭФ.

Автор 2 публикаций.

Область научной специализации — экономика и управление народным хозяйством.

^ ^ ^

МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ*

Современное состояние российской электронной промышленности может считаться конкурентоспособным исключительно по отдельным видам продукции. Российские компании в гражданском секторе все еще не представлены масштабными проектами или конкурентоспособными массовыми изделиями.

Представляется, что основные препятствия, затрудняющие повышение конкурентоспособности российских компаний в радиоэлектронной промышленности на уровне предприятий, заключаются в следующем:

— высокий физический и моральный износ основных фондов большинства акционерных обществ электронной промышленности;

— низкий процент внедрения инновационных разработок в массовое промышленное производство;

— недостаточная компетентность менеджмента в части применения передовых методов продвижения продукции на рынки.

Таблица

Планы реализации технологических уровней микроэлектроники

Год реализации Технологический уровень российской электронной промышленности, нм Технологический уровень мировой электронной промышленности, нм

2008 180 90

2009 130 45

2010 130 45

2011 90 32

2012 90 22

2013 90 22

2014 65 18

2015 65 18

2025 18 14

Сост. по: [9].

Таким образом, заявленный в Стратегии развития электронной промышленности в России на период до 2025 года технологический прорыв, который отражен в динамке перехода на последующие

ГРНТИ 06.81.12 © Е.Д. Козлова, 2014

Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. В.А. Плотникова.

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

103

нанометрические (нм)* уровни (см. табл.), может оказаться проблематичным, если не будет рассматриваться государством и предприятиями в комплексе с современными методами стратегического управления. Такие методы должны быть нацелены на повышение конкурентоспособности за счет:

— увеличения капитализации предприятия как способа получения долгосрочных инвестиций;

— формирования узнаваемых брендов как способа завоевания доверия акционеров и рынка;

— разработки стандартов в мировой электронной индустрии как способа, обеспечивающего лидерство на рынке.

Необходимо освоение новых методов, в том числе повышение капитализации акционерных обществ в радиоэлектронной промышленности (как доступ к «длинным деньгам») связано с огромными капитальными затратами по переходу на технологический уровень, например, 90 нм.

Утрата российским машиностроением возможности производить собственное специальное технологическое оборудование вынуждает российских заказчиков закупать его за рубежом. При этом его стоимость превышает 1 млн долл. за единицу оборудования, а главные виды технологического и контрольного оборудования стоят свыше 10 млн долл. Предложения на рынке полного комплекса «под ключ» оборудования для технологического уровня 130 нм составляют до 1,3 млрд долл. Таким образом, оценка стоимости пилотного производства уровня 130 нм приближается к 300 млн долл.

Примером служит проект, который осуществляет ОАО «Ангстрем», по созданию современного производства микросхем с топологическими нормами 130-90-65 нм, при этом предусмотрена модернизация до уровня 45 нм. Производство организовано по технологии американской компании AMD. Выбранная гибкая технология обеспечивает относительную конкурентоспособность в течение 15 лет, но даже она уступает современному технологическому уровню. Кредитная линия для проекта открыта в РФ «Внешэкономбанком» на общую сумму 815 млн евро, а общая стоимость составляет более 1,1 млрд евро. Недостающие ресурсы восполняются за счет собственных средств ОАО «Ангстрем». Для таких финансовоемких проектов требуются совершенно новые подходы и решения, эффективно использующие рыночные методы привлечения финансовых средств.

Таким образом, перед государством и предприятиями поставлены задачи, которые возможно решить через рыночные инструменты, способные с наименьшими издержками для общества обеспечить устойчивое развитие. Повышение капитализации — один из таких эффективных методов.

Автором были проанализированы финансовые стратегии основных акционерных обществ: ОАО «Концерн “Созвездие”», ОАО «Концерн радиостроения “Вега”», ОАО «Концерн “Автоматика”», ОАО «Системы управления», ОАО «Концерн “Алмаз-Антей”», ОАО «Ситроникс», ОАО «Ангстрем». Характерным для всех акционерных обществ, за исключением ОАО «Ситроникс», является стратегия привлечения финансов через банковский кредит и инвестиции через целевые государственные программы финансирования. Капитализация не рассматривается обществами как метод привлечения финансов.

Единственной организацией, активно использующей капитализацию в своей политике, является ОАО «Ситроникс». В 2007 г. компания через IPO разместила 1 675 000 000 акций на Лондонской фондовой бирже, что составило 17,55 % уставного капитала акционерного общества. Дополнительно ОАО «Ситроникс» разместило 2 серии биржевых облигаций на суммы 2 и 3 млрд руб. на фондовой бирже ММВБ.

Результатом такой активной финансовой политики стала реализация первой в России 90-нанометровой технологии (производство ее было запущено в начале 2012 г.). Таким образом ОАО «Ситроникс» рассчитывает занять лидирующие позиции на российском рынке и выйти на мировой рынок компонентной базы с конкурентоспособной продукцией.

Понятие «капитализация предприятия» определяется увеличением капитала, который может быть выражен в факторах расширения производства — увеличения основных и оборотных средств за счет прибыли, а также за счет финансовых средств, полученных от продажи акций на фондовой бирже, — рыночной капитализации [6; 7; 12]. Как правило, рыночная капитализация рассчитывается как произ-

Критерием современных технологий радиоэлектронной промышленности являются размеры полупроводников и других компонентов, что обеспечивает быстродействие в обработке информации. Создавать и производить необходимые работоспособные структуры электронной компонентной базы размерами на уровне нанометров позволяют специальное оборудование, уникальные технологические и инженерные решения.

104

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

ведение количества эмиссионных акций на их стоимость, определяемых торгами на фондовой бирже, где они котируются.

где MC — рыночная капитализация (Market capitalization), P — цена закрытия торгов по акции на день расчета, N — количество проданных акций на день расчета.

Если сделок по акциям эмитента не проводилось, то рыночная капитализация будет равна:

где Рср — средняя цена акции; Pbld — цена предложения на конец торгов; Pask — цена спроса на конец торгов.

Величина расширения производства лимитирована рынком и временем «жизни» технологии, выпускаемой продукции и скоростью амортизации. Отсюда доход, полученный от увеличения рыночной стоимости акций, размещенных на фондовой бирже, может превосходить необходимые потребности расширения производства. Именно поэтому «рыночная капитализация» состоит из реальной капитализации, которая материализуется в расширенном производстве, и спекулятивной капитализации, т. е. той части, которая не отражает в настоящем времени реальное положение предприятия, но служит индикатором ожиданий рынка. Величина спекулятивной составляющей рыночной капитализации не имеет корреляции с конкурентоспособностью. Одновременно она обеспечивает возможности больших расходов на широкую область инноваций в поисках нового качества (потребностей) даже тогда, когда новые идеи и решения не имеют коммерческой реализации. Если учитывать, что современная конкуренция товаров характеризуется наилучшей ценой, наилучшим качеством и в последнее время наличием нового качества как новой потребности, то возможность иметь большие свободные финансовые средства, не обремененные кредитом на исследования и разработку новых потребительских свойств, становится значимым фактором при соответствующей стратегии развития предприятия [10]. Таким образом, корреляция между конкурентоспособностью и рыночной капитализацией, а именно ее спекулятивной частью, возникает на уровне реализуемой стратегии.

Обозначенный в Стратегии развития электронной промышленности России на период до 2025 года [9] концептуальный подход, призванный способствовать повышению конкурентоспособности российских предприятий, связанных с производством различных электронных компонентов, основывается на том, что структурированное по конкретным направлениям и в рамках целевых программ финан-сированиие обеспечит устойчивое их развитие. Кроме технократической составляющей Стратегия содержит институциональные меры в рамках идей концентрации производства с целью восстановления интеграционных связей и увеличения финансовых активов укрупненных предприятий. В современном понимании институты содержат в себе структурный и законодательный моменты. Для того чтобы инвестиции, даже самые масштабные, не оказались неэффективными, в основе анализа потенциала конкурентоспособности российских предприятий радиоэлектронной промышленности должно быть исследование реальных моделей бизнеса, сформировавшихся в данной отрасли.

Обобщая изложенное, следует выделить существенный момент, определяющий успех на рынке. Прежде всего это стремление ведущих мировых лидеров к повышению капитализации компаний, которая на начало 2013 г., например, для “Apple Inc.” составляет 500 млрд долл. США, для “Intel Corp.” — 104 млрд, для “Samsung” — более 220 млрд, для “Qualcomm Corp.” — 105 млрд долл. [11]. Долгосрочное привлечение инвестиций на сотни миллиардов долларов обеспечивает гигантские возможности развития и повышает конкурентоспособность компаний.

Стратегия российских предприятий с государственными целевыми инвестиционными программами может изменить ситуацию в радиоэлектронной промышленности к лучшему. Важно учитывать такие факторы, как:

— поддержка узнаваемости бренда компании, которая нацелена на повышение общественного доверия к ее политике, тем самым повышая ее капитализацию [8];

МС = Р х N,

(1)

МС = РСр х N,

Рср = (pbid + Pask) / 2,

(2)

(3)

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

105

— разработка стратегий по продвижению собственных стандартов радиоэлектронной продукции, международных и базовых стандартов, которые разрабатываются на уровне микросхем и на уровне изделия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аакер Д., Йохимшталер Э. Бренд-лидерство: новая концепция брендинга. М.: Издательский дом Гребенникова, 2003. 380 с.

2. Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Стратегическое управление / Высшая школа менеджмента. М.: Омега-Л, 2010. 464 с.

3. Г осударственная программа Российской Федерации «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности России на 2013-2025 годы»: распоряжение Правительства РФ от 15 декабря 2013 г. № 2396-р // СПС «КонсультантПлюс».

4. Друкер П. Практика менеджмента. М.: Вильямс, 2003. 397 с.

5. Котлер Ф. Основы маркетинга / пер. с англ.; общ. ред. и вступ. ст. Е.М. Пеньковой. М.: Прогресс, 1990. 736 с.

6. Лукашов А.В., Тюрин Ю.В. Глобализация стоимости: рыночная капитализация и механизмы формирования стоимости нефтегазовый компаний. Сектор Е&P (часть I) // Управление корпоративными финансами. 2007. Т. 23. № 5. С. 262-283.

7. Молчан А.С. Капитализация экономических субъектов как основной фактор воспроизводства социальноэкономических систем // Вопросы экономики и права. 2011. № 3. С. 33-37.

8. Райс А., Райс Л. 22 Закона создания бренда. М.: АСТ, 2002. 160 с.

9. Стратегия развития электронной промышленности России на период до 2025 года»: приказ министра промышленности и энергетики РФ от 7 августа 2007 г. № 311 // СПС «КонсультантПлюс».

10. Терешин Е. М., Володин В. М. Конкуренция и сотрудничество в кластерах // Экономические науки. 2010. Т. 64. № 3. С. 59-61.

11. Thinking ahead. Full report / 2011-2012 Qualcomm Social Responsibility Report. Qualcomm. 124 p.

12. O’Neil W. J. Как делать деньги на фондовом рынке: стратегия торговли на росте и падении. М.: Альпина Паблишер, 2003. 329 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.