Научная статья на тему 'Методы повышения эффективности подготовки лётного и диспетчерского состава в вузе'

Методы повышения эффективности подготовки лётного и диспетчерского состава в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борсоев Владимир Александрович, Степанов Сергей Михайлович

В статье проведено исследование влияние показателей качества на образовательный процесс и рассмотрены пути повышения его эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Борсоев Владимир Александрович, Степанов Сергей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHOD OF EFFICIENCY ENHANCEMENT OF AVIATION PERSONAL IN HIGHER EDUCATION UNIVERSITY

The article submits the research into the quality factors affecting the educational process and investigates the methods of its enhancements.

Текст научной работы на тему «Методы повышения эффективности подготовки лётного и диспетчерского состава в вузе»

2008

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Навигация и УВД

№ 136

УДК 621.396.931.1

МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ ЛЁТНОГО И ДИСПЕТЧЕРСКОГО СОСТАВА В ВУЗЕ

В.А. БОРСОЕВ, С.М. СТЕПАНОВ

В статье проведено исследование влияние показателей качества на образовательный процесс и рассмотрены пути повышения его эффективности.

Разработка путей и методов повышения эффективности образовательного процесса в ВУЗе является одной из главных задач современности. В настоящее время признано, что эффективная система профессиональной подготовки должна стать ключевым элементом обеспечения БП. Решение проблемы обеспечения безопасности полетов в существенной мере определяется качеством профессиональной подготовки авиационных специалистов, а существенная роль в структуре подготовки отводится процессу теоретического обучения.

Необходимость совершенствования системы профессиональной подготовки авиационных специалистов, методической базы и технических средств обучения (ТСО) является одной из приоритетных задач государства в области регулирования авиационной деятельности.

С целью выявления недоработок и поиска оптимальных путей совершенствования образовательного процесса проведен анализ действующего процесса обучения курсантов - диспетчеров.

Для этого проанализируем статистику успеваемости курсантов данной специализации за 5-летний период (табл. 1) и по годам набора.

Рассмотрев все данные, можно прийти к выводу, что в целом имеется тенденция к повышению среднего балла к концу периода обучения, что подтверждается табл. 1.

Таблица 1

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс

Средний балл 3,9 3,9 4,1 4,2 4,2

Из табл. 1 видно, что уровень знаний курсантов - диспетчеров УВАУ ГА растет на протяжении всего 5-летнего периода обучения.

Рассмотрим успеваемость курсантов УВАУ ГА за 13-летний период обучения (табл. 2).

Таблица 2

Учебный год

Средний балл 1993- 1994 1994- 1995 1995- 1996 1996- 1997 1997- 1998 1998- 1999 1999- 2000 2000- 2001 2001- 2002 2002- 2003 2003- 2004 2004- 2005 2005- 2006

3,93 4,11 3,89 4,07 4,09 3,92 4,13 4,1 4,24 4,11 3,81 3,82 3,94

На основе табл. 2 построен график уровня знаний курсантов УВАУ ГА за 13-летний период. Из рис. 1 видно, что данный показатель (средний балл) изменяется, незначительно и колеблется в пределах 3.81-4,24 (в среднем 4.0).

1993- 1994- 1995- 1996- 1997- 1998- 1999- 2000- 2001- 2002- 2003- 2004- 2005- Учебный

1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 ГОД

Рис. 1. Изменение успеваемости за 13 лет

Из результатов анализа видно, что уровень знаний на протяжении всего рассмотренного периода (из приводимых выше данных), стабилен, что говорит, с одной стороны, об относительно высоком качестве предоставления образовательных услуг (т.к. средний балл не снижается ниже 3,81), но, с другой стороны, очевидно, что используемая традиционная система обучения практически исчерпала свой потенциал и для дальнейшего развития необходимо активно внедрять систему менеджмента качества, которая ориентирует ВУЗ на потребителей образовательных услуг (авиакомпании). Модель управления качеством образовательного процесса должна соответствовать концепции всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM).

Подход к построению системы менеджмента качества (СМК) основан на требованиях международных стандартов ISO 9000:2000, предполагает демонстрацию способности ВУЗа производить продукцию, которая удовлетворяет потребителя, причем запросы регулярно отслеживаются и изучаются.

Проведем анализ влияние показателей качества на образовательный процесс. Показатели качества характеризуют степень соответствия компонентов системы образования предъявляемым требованиям. Среди требований к системе имеются такие, которые претерпевают значительные изменения вследствие развития информационных технологий и изучаемых предметных областей. Большинство показателей качества относится к нестабильным. Нестабильность обусловливается также разнообразием региональных и ведомственных условий и задач подготовки специалистов. Неоднозначность оценок показателей качества из-за их нестабильности наиболее заметна в случае использования многозначных шкал и при определении значений весовых коэффициентов в комплексных показателях.

Общие элементы качества, характеризующие следующие свойства обеспечения, организации и проведения учебного процесса:

- количество аудиторных часов на дисциплину;

- состав ППС;

- обеспеченность учебно-методической литературой;

- применение СИТ в процессе обучения;

- наличие компьютерных аудиторий и свободный доступ к Internet;

- знания курсанта, приобретенные ранее;

- мотивация курсанта (личная мотивация, стипендия, поощрения);

- самостоятельная работа курсанта;

- технология проведения занятия с группой;

- количество курсантов на одного преподавателя;

- форма обучения курсанта (платная/бюджет).

Для определения относительной важности вышеперечисленных факторов был использован метод экспертных оценок (непосредственное назначение коэффициентов веса)*. В качестве экспертов выступали: ППС УВАУ ГА (И) - 83 чел., инструктора тренажерного комплекса -10 чел., курсанты 4-го курса специализации инженер по управлению воздушным движением -60 чел., всего - 153 человека.

Согласно этому методу каждый 1-й эксперт для каждого к-го фактора должен назначить коэффициент веса а1к таким образом, чтобы сумма всех коэффициентов веса, назначенных одним экспертом для различных факторов, равнялась единице. Это требование можно записать так:

= 1,0; г = 1 п (1.1)

е=1

где п - число экспертов.

По результатам экспертизы составляется табл. 3. В качестве коэффициента веса к-го фактора ак принимается среднее значение по результатам экспертизы всех экспертов:

ае =(11 ) . (1.2)

г=1

На основании данных проведенной экспертизы по зависимости (1.2) находим значения коэффициентов веса вышеперечисленных факторов.

Таблица 3

Показатели (АЖ) Степень влияния на уровень знаний курсанта ( Ах/у )

ППС Инструктора Курсанты Среднее значение

Количество аудиторных часов на дисциплину 0,130 0,116 0,084 0,110

Состав ППС 0,155 0,161 0,125 0,147

Обеспеченность учебно-методической литературой 0,065 0,080 0,065 0,070

Применение современных информационных технологий в процессе обучения 0,110 0,090 0,187 0,129

Наличие компьютерных аудиторий и свободный доступ к ресурсам Интернет 0,050 0,050 0,092 0,064

Знания курсанта, приобретенные ранее 0,045 0,077 0,052 0,058

Мотивация курсанта (личная мотивация, стипендия, поощрения) 0,140 0,160 0,120 0,140

Самостоятельная работа курсанта 0,100 0,090 0,077 0,089

Технология проведения занятия с группой 0,070 0,050 0,072 0,064

Количество курсантов на одного преподавателя 0,132 0,121 0,125 0,126

Форма обучения курсанта (платная/бюджет) 0,003 0,005 0,001 0,003

Из табл. 3 видно, что на качество обучения наибольшее влияние оказывают 1, 2, 4, 7, 10 показатели.

* Курицкий Б.Я. Оптимальное решение?- Это очень важно! - Л.: Машиностроение, 1984.

Пусть показатель качества обучения W имеет количественное выражение и определяется многими факторами обучения, т.е. является функцией нескольких переменных. Эти факторы могут варьироваться или быть постоянными. Тогда можно записать

где Х - факторы обучения;

і = 1, п - номера варьируемых факторов;

і = п +1, т - номера не варьируемых или постоянных факторов.

В настоящее время не существует аналитической зависимости показателя качества обучения от факторов обучения. Учитывая результаты теории чувствительности, позволяющей описать неизвестную зависимость рядом Тейлора при определении значений частных производных в точке разложения по экспериментальным данным.

Ряд факторов может иметь свою градацию, например, состав ППС, фонд зарплаты ППС по должностям (ассистент, ст. преподаватель, доцент и т.д.). В этом случае і фактор имеет указатель группы градации], т.е. Ху ,т - число градаций.

Разложение в ряд Тейлора характеризует процесс обучения и обозначается:

Разложение выполнено в предположении о линейной зависимости показателя качества от факторов обучения. Ясно, что чем выше показатель качества обучения W или приращение показателя качества ДW, тем лучше.

Однако все факторы обучения имеют экономическую оценку и, следовательно, имеют ограничения, например, фонд зарплаты, число часов на дисциплину, количество курсантов на одного преподавателя, количество книг на одного курсанта и т.д.

При описании реального учебного процесса, надо определить величину частной производ-

W _ W(Xi,...ön,xn+i,...xm),

Тогда в общем виде можно представить разложение в следующем виде:

то

---- по экспериментальным данным, которые надо собрать в соответствующем учебном

I дх1У Л

ной

заведении:

(dW) _DW _ W-W0

I dxij J0 Dxij Xij - Xijo

METHOD OF EFFICIENCY ENHANCEMENT OF AVIATION PERSONAL IN HIGHER

EDUCATION UNIVERSITY

Borsoev V.A., Stepanov S.M.

The article submits the research into the quality factors affecting the educational process and investigates the methods of its enhancements.

Сведения об авторах

Борсоев Владимир Александрович, 1949 г.р., окончил КИИГА (1976), доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой технической эксплуатации авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов СибГАУ им. акад. М.Ф. Решетнева, автор более 140 научных работ, область научных интересов - навигация и УВД.

Степанов Сергей Михайлович, 1959 г.р., окончил РКИИГА (1972), кандидат технических наук, заведующий кафедрой КиЭВС УВАУ ГА(И), автор более 40 научных работ, область научных интересов -система качества, управление, подготовка и управление персоналом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.