Е.И. Мещерякова, В.Г. Бойцов
доктор педагогических наук, профессор
КРИТЕРИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВЕДОМСТВЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ QUALITY CRITERIAL EVALUATION OF EDUCATIONAL PROCESS IN A DEPARTMENTAL EDUCATION INSTITUTION
Статья посвящена изучению проблем качества учебного процесса в ведомственном образова -тельном учреждении. Представляется целесообразным оценивать его с использованием показате -лей, распределенных в соответствии с установленными критериями. Предлагается система показа -телей, на основе которой можно рассчитать интегральный показатель по обоснованной авторами формуле.
The article is devoted to the investigation of problems related to the quality of educational process in a departmental educational institution. It seems necessary to assess it using indicators, distributed in accordance with established criteria. The system of indicators is suggested to calculate the integrated indicator by means of the formula founded by the authors.
Качество учебного процесса в ведомствен -ном образовательном учреждении представляет систему взаимосвязанных компонентов, среди которых мы выделяем следующие:
- качество получаемых в процессе изуче-ния определенной дисциплины (совокупности дисциплин) знаний, приобретаемых умений и навыков, а также способности курсантов ис-пользовать полученные знания, заинтересо-ванность и готовность к их применению (ком-петенции);
- соответствие учебного процесса целям профессионально-образовательной программы, а содержания обучения конкретной дисциплине — действующему ГОС, учебно -методичес -кому комплексу;
- активность курсантов на учебных занятиях, наличие и проявление мотивации к обучению, стремления к саморазвитию и самосовершенствованию;
- применение преподавателем в процессе обучения активных методов в рамках инфор-мационных технологий; использование совре-менных достижений науки (педагогики, про -фильных наук), собственных научных разрабо -то к;
- создание условий для формирования потребности и способности курсантов использовать полученные знания, готовности к их применению в практической правоохранительной дея-тельности и др.
Мы видим, что качество учебного процесса -понятие многофакторное. Оно зависит как от внешних по отношению к учебному процессу факторов, так и о т факторов, непосредственно связанных с учебным процессом, участниками которого являются преподаватели и курсанты. Причем внешние факторы можно рассматривать как на уровне общества (государства, региона, ведомства), так и на уровне образовательного учреждения. Последние (факторы на уровне образовательного учреждения) буду т внешними факторами в отношении учебного процесса, но внутренними факторами в отношении образовательного процесса.
К внешним факторам, влияющим на каче-ство учебного процесса со стороны общества, государства, ведомства, можно отнести сле-дующие: состояние экономики и социально -политических отношений, состояние правопо-рядка и характерные черты преступности, со -стояние образовательной среды в целом и образовательной среды ведомственных образова -тельных учреждений, объемы финансирования подготовки квалифицированных специалистов в образовательных учреждениях, востребован -ность в сотрудниках правоохранительных ор-ганов определенных специальностей и опреде -ленных уровней профессиональной подготов-ки, деятельность комплектующих органов по формированию контингента поступающих в
ведомственные образовательные учреждения лиц и др.
К внешним факторам, влияющим на каче-ство учебного процесса со стороны образова -тельного учреждения, мы относим такие, как: характеристики профессорско-
преподавательского состава (доля преподава-телей, имеющих ученые степени и ученые зва -ния; средний возраст, в том числе средний возраст профессоров, доцентов, старших пре-подавателей, преподавателей; система мотива -ции и стимулирования деятельности препода-вателей и строевых офицеров и др.); состояние информационно -образовательной среды (ин-формационные ресурсы библиотек - общей и специальной; компьютерные информационные ресурсы; доступность информационных ре -сурсов курсантам, комфортность условий по -лучения информации; информационная гра-мотность профессорско -преподавательского
состава и курсантов, их способности получать и анализировать информацию и др.); уровень знаний абитуриентов, осознанность их выбора предстоящей профессиональной правоохрани-тельной деятельности, понимание ее особенно -стей и сложностей; состояние управления об -разовательным процессом (сочетание страте -гического и оперативного управления; норма -тивно-правовая обеспеченность управленче-ской деятельности; единоначалие и коллеги -альность в управлении; ответственность подразделений за процесс и результаты образовательной деятельности и др.).
Внутренними факторами, оказывающими непосредственное влияние на качественные ха -рактеристики учебного процесса, являются: соответствие характера учебного процесса целям профессионально-образовательной программы подготовки специалиста для правоохранитель -ных органов; наличие возможности организации экспертизы при оценке деятельности конкретно -го преподавателя; наличие возможности исполь -зования в учебном процессе при изучении конкретной дисциплины информационных и теле -коммуникационных технологий; мотивация курсантов и преподавателей к постоянному повышению качества обучения; оценка и самооценка деятельности преподавателей и курсантов в процессе обучения; стимулирование творческой самостоятельной деятельности преподавателей и курсантов на учебных занятиях и при подготовке к ним и др.
Установить и исследовать связи между всеми компонентами исследуемой системы — качества учебного процесса в ведомственном образовательном учреждении МВД РФ — по -могают критерии оценки качества. При этом под критерием мы понимаем признак, на ос -новании которого осуществляется классифи-кация изменений, происходящих в системе
качества учебного процесса. Мы согласны с
Н.И. Монаховым, который утверждает, что критерий должен быть достаточно развернутым, включающим в себя определенные ком -поненты, некие единицы измерения, позво-ляющие сопоставлять действительность с нормой [1, с.63]. Указанным характеристикам явно не соответствуют критерии оценки каче -ства обучения, которые представлены в ис-следовании Э .Б. Кайновой. «Критериями
оценки являются ... качественные характери-стики: полнота, обобщенность, систематич-ность, действенность и прочность, которые проявляются в сформированных на их основе специальных и общих умениях» [2, с .38].
Анализ научной литературы по проблемам критериальной оценки качества образования, а также опыт экспериментально-практической работы по организации внедрения модели управления качеством учебного процесса в ведомственном образовательном учреждении на основе его диагностики привел нас к пониманию того, что множество показателей каче -ства учебного процесса целесообразно группи -ровать в соответствии со следующими крите-риям и :
1) критерий соответствия материальновещественных ресурсов образовательного учреждения требованиям организации учебного процесса с использованием прогрессивных техноло -гий обучения специалистов с учетом специфики обучения будущих специалистов органов внут-ренни х дел;
2) критерий соответствия качественного состава, учебно-методической и научной степени активности преподавательского состава потребностям формирования на заданном уровне основных компетенций специалиста - офицера органов внутренних дел; наличие возможности организации экспертизы при оценке деятельно -сти конкретного преподавателя;
3) критерий соответствия качественных
характеристик подготовки курсантов по дис-циплинам учебного плана установленным значениям, формирование профессионально зна-чимых компетенций и их соответствие требо-ваниям профессионально-образовательной
подготовки специалиста для правоохранительных органов;
4) критерий развития мотивации курсантов и преподавателей к постоянному повышению качества обучения, стимулирования творческой самостоятельной деятельности преподавателей и курсантов на учебных занятиях и при подготовке к ним; осуществления оценки и самооценки дея -тельности преподавателей и курсантов в процессе обучения.
Каждый из критериев должен раскрываться через ряд качественных признаков, или показателей, которые дают возможность судить о
большей или меньшей выраженности соответствующего критерия и отражают динамику измеряемого с помощью конкретного показателя па -раметра в пространстве и во времени. Теоретический анализ исследований в области определения показателей качества образования показывает, что определение качественных показателей учебного процесса при его количественной оценке является достаточно сложным, а для правильного осуществления такой оценки необхо -димо опираться на определенные правила. Мы выделяем следующие:
- количественной оценке качества учебного процесса должно предшествовать определение условий и целей оценивания;
- оценка каждого показателя на определенном уровне зависит от совокупности оценок свойств этого показателя на более низком уровне;
- количественная оценка качества посредством применения показателей зависит от системы базовых показателей качества эталона;
- каждый количественный показатель должен иметь определенную значимость в аспекте оценки качества учебного процесса в целом.
Определенным нами критериям соответствуют следующие показатели:
1) критерию соответствия материально -вещественных ресурсов образовательного уч -реждения требованиям организации учебного процесса с использованием прогрессивных технологий обучения специалистов с учетом специфики обучения будущих специалистов органов внутренних дел: соответствие учеб -ных планов, УМК требованиям государствен -ных стандартов, перспективным задачам обу -чения; обеспеченность учебного процесса ау-диториями, кабинетами, залами и другими помещениями; состояние информационно -образовательной среды (книгообоспеченность общей библиотеки и материалообеспечен-ность специальной библиотеки, состояние компьютерной и телекоммуникационной обеспеченности и т.п.); наличие и оборудование кабинетов и лабораторий для специальной профессиональной подготовки сотру дни -ков органов внутренних дел; наличие условий и оборудования для тактико-специальной, боевой, физической и иной специальной подготовки сотрудников органов внутренних дел;
2) критерию соответствия качественного
состава, учебно -методической и научной сте -пени активности преподавательского состава потребностям формирования на заданном уровне основных компетенций специалиста -офицера органов внутренних дел; наличие возможности организации экспертизы при оценке деятельности конкретного преподава-теля: удельный вес преподавателей, имеющих ученые степени и ученые звания в составе про -фессорско -преподавательского персонала;
средний возраст профессорско -преподава -тельского персонала и распределение по воз-растным группам, ротация кадров; способность профессорско-преподавательского персонала к быстрой адаптации с учетом изменений нормативной базы образовательной и правоохрани-тельной деятельности, необходимости внедре-ния инновационных технологий обучения; сте -пень научной активности ППС: повышение уровня остепененности, научная продуктив-ность (монографии, статьи, иные публикации, участие в конференциях и т.п.); наличие усло -вий для постоянной экспертизы профессиональной деятельности ППС (проведение открытых и показательных занятий, их открытое обсуждение, посещение учебных занятий ру -ководителями различных уровней);
3) критерию соответствия качественных ха -рактеристик подготовки курсантов по дисциплинам учебного плана установленным значениям, формирование профессионально значимых ком -петенций и их соответствие требованиям профессионально-образовательной подготовки специалиста для правоохранительных органов: ди -намика успеваемости курсантов в течение семестра (текущий и рубежный контроль) и по ито -гам семестра, учебного года (итоговый кон -троль); оценка результатов учебной и предди -пломной практик, которые проходят курсанты в органах внутренних дел; анализ результатов ито -говых испытаний (государственных экзаменов, защиты дипломов);
4) критерию развития мотивации курсантов и преподавателей к постоянному повышению качества обучения, стимулирования творческой самостоятельной деятельности преподавателей и курсантов на учебных занятиях и при подготовке к ним; осуществления оценки и самооценки деятельности преподавателей и курсантов в процессе обучения: изучение, проектирование и использование в процессе обучения инновационных технологий; оценка и самооценка преподавателем своей педагогической деятельности; вовлеченность курсантов в учебный процесс, их активность на занятиях, включенность в научную деятельность; осуществление самостоятельной деятельности в процессе подготовки к занятиям и формирования готовности к профессиональной правоохранительной деятельности; оценка и самооценка курсантом своей успеваемости, включенности в учебный процесс, повышения уровня готовности к профессиональной правоохранительной деятельности.
Для каждого из показателей определяются три уровня - низкий, средний, высокий. Для осуществления количественной оценки качества учебного процесса по каждому из установленных критериев вводится балльная оценка: для низкого уровня -оценка в диапазоне 1 - 3 балла, для среднего - в диапазоне 4 - 6 баллов, для высокого - в диапазоне 7 - 9 баллов. Уровни качества учебного процесса
по установленным критериям определяются экспертами, они же выставляют балльные оценки по всем показателям соответствующего критерия.
Для получения итогового количественного показателя качества учебного процесса необхо -димо учитывать значимость влияния каждого из показателей на уровень качества учебного процесса. Значимость влияния показателя можно определить методом экспертных оценок, устано -вив весовые коэффициенты значимости для каж -дого из показателей.
В наиболее общем представлении показатели качества учебного процесса можно представить
n-мерным вектором X. Система весовых коэффициентов K для п результирующих показателей выглядит как диагональная матрица:
k1 0 .. .0
0 k2 . .0
0 0. .0
0 0. . kn
Интегральный показатель качества учебного процесса (КУП) можно рассчитывать по итогам семестра, учебного года, в отношении курса, группы, факультета с помощью следующей формулы:
КУП = X Е XjKjXj i j
Этот показатель в предельном случае, например при использовании метода рандомизации, принимает вид определенного интеграла.
В связи с тем, что образовательное учреждение должно объективно стремиться к повышению качества учебного процесса, наиболее благоприятным для интегрального показателя качества является максимальное его значение. Поэтому формула интегрального показателя качества учебного процесса принимает вид:
T max КУП = J x T (t )Kx (t )dt 0
Чем выше уровень проведенной экспертизы, который напрямую связан с профессиональными характеристиками экспертов, тем точнее рассчитывается интегральный показатель качества учебного процесса.
В приведенной схеме установлены четыре критерия и восемнадцать показателей. Число и критериев, и показателей в каждом из них мо -жет изменяться под влиянием мнений экс пер -тов, которые привлекаются к балльной оценке уровней отдельных показателей качества учебного процесса. При этом экспертами должны выступать наиболее квалифицированные пре-подаватели, руководители подразделений, отделов и служб ведомственного образователь-ного учреждения.
Разработанная нами система критериев и показателей является одновременно стабиль-ной и гибкой: она стабильная потому, что по -зволяет получить интегральные показатели качества учебного процесса в различные вре-менные промежутки и в отношении различных субъектов диагностики качества учебного про -цесса; она гибкая потому, что позволяет учи -тывать новейшие научно-педагогические раз -работки, корректировать показатели, вводить новые критерии.
Исчисление интегрального показателя ка -чества учебного процесса не исключает, а даже предполагает исчисление и использование для диагностики качества учебного процесса ло-кальных показателей. Такие локальные показа -тели могут рассчитываться по одному или не -скольким критериям, которые мы приводим в схеме. Наибольший интерес представляет ис-числение локального показателя качества учебного процесса по критерию соответствия качественных характеристик подготовки кур -сантов по дисциплинам учебного плана уста -новленным значениям, формирование профес -сионально значимых компетенций и их соответствие требованиям профессионально -образовательной подготовки специалиста для правоохранительных органов, в котором ис -пользуются следующие показатели:
1) динамика успеваемости курсантов в течение семестра (текущий и рубежный контроль) и по итогам семестра, учебного года (итоговый кон -троль); 2) оценка результатов учебной и преддипломной практик, которые проходят курсан -ты в органах внутренних дел; 3) анализ резуль -татов итоговых испытаний (государственных экзаменов, защиты дипломов).
ЛИТЕРАТУРА
1. Монахов Н.И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика (опыт экспериментального исследования) / Н.И. Монахов. — М.: Педагогика, 1981. — 144 с.
2. Кайнова Э. Б. Критерии качества образования: основные характеристики и способы измерения / Э.Б. Кайнова. — М.: АПКиППРО, 2005.
— 80 с.