Научная статья на тему 'МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПОРТФЕЛЯ ЗАКАЗОВ ПРЕДПРИЯТИЯ'

МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПОРТФЕЛЯ ЗАКАЗОВ ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
57
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД НАИМЕНЬШИХ КВАДРАТОВ / МНОЖЕСТВЕННАЯ РЕГРЕССИЯ / МЕТОД СКОЛЬЗЯЩЕЙ СРЕДНЕЙ / ПРОГНОЗ / МЕТОД ЭКСПОНЕНЦИАЛЬНОГО СГЛАЖИВАНИЯ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Богданова А.О., Менщикова А.Ю.

В статье рассматриваются методы прогнозирования портфеля заказов предприятия. В частности, математические методы. Математические методы позволяют наиболее точно изучить свойства планируемых процессов, отразив наиболее значимые критерии. Описывается применение методов математического программирования при планировании портфеля заказов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПОРТФЕЛЯ ЗАКАЗОВ ПРЕДПРИЯТИЯ»

Богданова А.О. студент 4 курса факультет «Инженерно-экономический»

Менщикова А.Ю. студент 4 курса факультет «Инженерно-экономический»

Беларусь, г. Минск МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПОРТФЕЛЯ ЗАКАЗОВ

ПРЕДПРИЯТИЯ

В статье рассматриваются методы прогнозирования портфеля заказов предприятия. В частности, математические методы. Математические методы позволяют наиболее точно изучить свойства планируемых процессов, отразив наиболее значимые критерии. Описывается применение методов математического программирования при планировании портфеля заказов.

Ключевые слова: метод наименьших квадратов, множественная регрессия, метод скользящей средней, прогноз, метод экспоненциального сглаживания.

Важнейшим условием успешной работы предприятия является обеспечение производства заказами потребителей, которые формируются за счет поддержания постоянных связей с потребителями и на основе маркетинговых исследований [1, с. 363]. Процесс формирования портфеля заказов может осуществляться специалистом интуитивно на основе его опыта, однако наиболее рациональным путем осуществления этой деятельности является применение методов планирования, одними из которых являются экономико-математические методы.

На планирование портфеля заказов оказывают влияние определенные факторы. Связь между этими факторами можно оценить с помощью регрессионного анализа. Так как на формирование портфеля заказов влияют не один, а несколько факторов, то необходимо рассматривать модель множественной линейной регрессии.

Уравнение множественной регрессии может быть представлено в виде:

у = м,Х) + Е,

где X = (Х1,Х2,... ,Хт) - вектор независимых (объединяющих) переменных;

Р - вектор параметров (подлежащих определению);

£ - случайная ошибка (отклонение);

У - зависимая (объясняемая) переменная [2, с. 140].

Для оценки параметров множественной линейной регрессии используется метод наименьших квадратов (МНК), который позволяет получить такие оценки параметров, при которых сумма квадратов отклонений фактических значений результативного признака у от расчетных у минимальна:

Ш - у^) ^ т1п. [3, с. 46] Система уравнений для определения параметров линейной регрессии имеет вид:

п п

ПЬ0 =

1=1 1=1 п п п

Ьо ^ х* + Ь1 ^ х2 = ^ Х;У;.

=1 =1 =1

Коэффициент Ь1 показывает, на сколько единиц в среднем изменяется

переменная У при увеличении переменной X на одну единицу.

Таким образом, можно отметить, что использование метода наименьших квадратов позволяет спрогнозировать портфель заказов предприятия в зависимости от поставленных критериев.

Спрогнозировать объем портфеля заказов можно также с помощью метода скользящей средней. Данный метод является одним из широко известных методов сглаживания временных рядов. Применяя метод скользящей средней, можно исключить случайные колебания и получить значения, соответствующие влиянию главных факторов.

Метод скользящей средней предполагает замену исходного ряда теоретическим, уровни которого рассчитываются по формуле скользящей средней.

При нечетном периоде сглаживания полученное среднее значение уровня & закрепляется за серединой расчетного интервала. При а =3 формула имеет вид:

У1 =-^-, I = 2, п - 1.[4]

Прогнозируемый показатель можно рассчитать по формуле:

1

Ус+1 = шС-1 +-(ус -Ус-г), п

где t + 1 - прогнозный период;

t - период, предшествующий прогнозному;

шс-1 - скользящая средняя за 2 периода до прогнозного;

п - число уровней, входящих в интервал сглаживания;

ус - фактическое значение исследуемого явления за предшествующий период;

ус-1 - фактическое значение исследуемого явления за 2 периода, предшествующих прогнозному.

Данный метод используется при краткосрочном прогнозировании.

Еще одним методом, с помощью которого можно спланировать портфель заказов, является метод экспоненциального сглаживания.

Метод является эффективным при разработке среднесрочных прогнозов. Для расчета прогноза с помощью метода экспоненциального

сглаживания используется следующая формула:

?,+1 = к*У, + (1-к)*?,, где Уг+1 - прогноз на следующий период;

- значения, применяемые для прогноза за текущий период 1:; к - коэффициент сглаживания ряда (0 < к < 1);

- значение прогноза на текущий период 1 Коэффициент сглаживания ряда можно определить по формуле:

2

к =-Г,

п + 1

где п - число наблюдений, входящих в интервал сглаживания. В качестве используют исходное первое значение базы прогноза. Можно отметить, что метод экспоненциального сглаживания позволяет определить прогнозное значение объема портфеля заказов на один период вперед.

Таким образом, планирование портфеля заказов может осуществляться с помощью методов эконометрики. Данные методы дают возможность наиболее точно изучить свойства планируемых процессов, отразив взаимосвязь между критериями. Также с помощью методов эконометрики можно отследить закономерные связи и на основе прошлых данных сделать план на будущее.

Использованные источники:

1. Волкова О.И., Девяткина О.В. Экономика предприятия (фирмы). - М.: ИНФРА-М, 2007. - 601 с.

2. Бородич С.А. Эконометрика. - Мн.: БГУ, 2000. - 354 с.

3. Шалабанов А.К., Роганов Д.А. Эконометрика. - Казань: Академия Управления «ТИСБИ», 2008. - 203 с.

4. Сизова Т.М. Статистика. - СПб: СПб ГУИТМО, 2005. - 190 с.

Богданова А.О. студент 4 курса факультет «Инженерно-экономический»

Менщикова А.Ю. студент 4 курса факультет «Инженерно-экономический»

Беларусь, г. Минск ПРЯМОЙ КАНАЛ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ТОВАРОВ В статье рассматриваются критерии для выбора прямого канала распределения. Выделяются преимущества и недостатки распределения товаров посредством прямого канала. Рассматривается фирменная торговля, как один из видов реализации распределения товаров с помощью прямого канала. Выделяются ключевые особенности фирменной торговли.

Ключевые слова: каналы распределения, предпосылки выбора канала распределения, прямой канал распределения, фирменная торговля,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.