Научная статья на тему 'Методы оценки взрывопожароопасности топливовоздушных смесей на примере керосина марки рт. V. ПБ 09-540-03*'

Методы оценки взрывопожароопасности топливовоздушных смесей на примере керосина марки рт. V. ПБ 09-540-03* Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
285
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗРЫВ / КЕРОСИН / ТОПЛИВОВОЗДУШНАЯ СМЕСЬ / ИЗБЫТОЧНОЕ ДАВЛЕНИЕ / DETONATING / KEROSENE / FUEL-AIR MIXTURE / BLAST PRESSURE

Аннотация научной статьи по химическим технологиям, автор научной работы — Алексеев С. Г., Авдеев А. С., Барбин Н. М., Тимашев С. А., Гурьев Е. С.

Проведен расчет параметров взрыва топливовоздушной смеси по ПБ 09-540-03 на примере керосина РТ. Выявлены возможности и недостатки методики ПБ 09-540-03.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по химическим технологиям , автор научной работы — Алексеев С. Г., Авдеев А. С., Барбин Н. М., Тимашев С. А., Гурьев Е. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis Methods of Explosion Fire Hazard of Mixtures of Fuel and Air on an Example for Jetfuel RT. V. PB 09-540-031Research and Testing in the Field of Fire Safety of Forensic Expert Establishment of Federal Fire Service "Testing Fire Laboratory for the Perm Territory"

On an example of kerosene RT (Jetfuel RT) explosion parameters of fuel-air mixture are calculated by PB 09-540-03. Possibilities and defects of method of PB 09-540-03 are revealed.

Текст научной работы на тему «Методы оценки взрывопожароопасности топливовоздушных смесей на примере керосина марки рт. V. ПБ 09-540-03*»

С. Г. АЛЕКСЕЕВ, канд. хим. наук, доцент, чл.-корр. ВАН КБ, г. Екатеринбург, Россия А. С. АВДЕЕВ, начальник сектора ГУ "Судебно-экспертное учреждение ФПС "Испытательная пожарная лаборатория по Пермскому краю", г. Пермь, Россия

Н. М. БАРБИН, д-р техн. наук, канд. хим. наук, заведующий кафедрой Уральского института ГПС МЧС России, г. Екатеринбург, Россия

С. А. ТИМАШЕВ, д-р техн. наук, профессор, директор Научно-инженерного центра "Надежность и ресурс больших систем и машин" УрО РАН, г. Екатеринбург, Россия

Е. С. ГУРЬЕВ, канд. техн. наук, доцент, заместитель директора Научно-инженерного центра "Надежность и ресурс больших систем и машин" УрО РАН, г. Екатеринбург, Россия

УДК 614.84:665.74

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ВЗРЫВОПОЖАРООПАСНОСТИ ТОПЛИВОВОЗДУШНЫХ СМЕСЕЙ НА ПРИМЕРЕ КЕРОСИНА МАРКИ РТ. V. ПБ 09-540-03*

Проведен расчет параметров взрыва топливовоздушной смеси по ПБ 09-540—03 на примере керосина РТ. Выявлены возможности и недостатки методики ПБ 09-540—03. Ключевые слова: взрыв; керосин; топливовоздушная смесь; избыточное давление.

В этой работе продолжено рассмотрение возможностей существующих методик оценки взрывопожаро-опасности топливовоздушных смесей (ТВС) на примере авиационного керосина марки РТ. Объектом настоящего исследования явилась методика расчета, представленная в ПБ 09-540-03 (далее — ПБ) [1], которая разработана под эгидой Госгортехнадзора России. Эти правила "устанавливают требования, направленные на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, случаев производственного травматизма на опасных производственных объектах химической, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности, а также на других опасных производственных объектах, в которых обращаются вещества, образующие паро-, газо- и пылевоздушные взрывопожароопас-ные смеси" [1]. Наша расчетная аварийная ситуация, связанная с разлитием керосина марки РТ [2-5], может рассматриваться как частный случай с позиции ПБ [1].

Идеология ПБ построена на нахождении энергетического потенциала взрывоопасности блока Е, который определяется по формуле

Е = Е'1 + Е 2 + Е'1 + Е'2 + Е 3' + Е4, (1)

где Е1 — сумма энергий адиабатического расширения А и сгорания парогазовой фазы (ПГФ), находящейся в блоке, кДж;

* Продолжение. Начало см. в журнале "Пожаровзрывобезопас-ность", № 5 за 2010 г., № 1 за 2011 г., № 1 и № 6 за 2012 г.

© Алексеев С. Г., Авдеев А. С., Барбин Н. М., Тимашев С. А., Гурьев Е. С., 2012

Е2 — энергия сгорания ПГФ, поступившей к разгерметизированному участку от смежных объектов (блоков), кДж;

Б'{ — энергия сгорания ПГФ, образующейся за счет энергии перегретой жидкой фазы (ЖФ) рассматриваемого блока и поступившей от смежных объектов за время тг, кДж; Е2' — энергия сгорания ПГФ, образующейся из ЖФ за счет тепла экзотермических реакций, не прекращающихся при разгерметизации, кДж; Е3' — энергия сгорания ПГФ, образующейся из ЖФ за счет теплопритока от внешних теплоносителей, кДж;

Е4' — энергия сгорания ПГФ, образующейся из пролитой на твердую поверхность (пол, поддон, грунт и т. п.) ЖФ за счет теплоотдачи от окружающей среды (от твердой поверхности и воздуха к поверхности жидкости), кДж. Для нашей аварийной ситуации уравнение (1) принимает следующий вид:

Е = Е'4 = ц = О4 + ^5') ц ; (1а)

_ 0 (Т° - Тк) гГ ¡4~т гГж4п

0"А = 2^° (2)

0п5 = 10-6 л Рн Гж т и^/м, (3)

где ц' — удельная теплота сгорания парогазовой фазы керосина, кДж/кг; ц '= Qн = 42945 кДж/кг [2-5]; О^ — суммарная масса ЖФ, испарившейся за счет теплопритока из окружающей среды, кг;

32

{ББИ 0869-7493 ПОЖАРОВЗРЫВОБЕЗОПАСНОСТЬ 2012 ТОМ 21 №8

G44 — масса ЖФ, испарившейся за счет тепло-притока от твердой поверхности (пола, поддона, обвалования и т. п.), кг; G'55 — масса ЖФ, испарившейся за счет теплопередачи от окружающего воздуха к пролитой жидкости (по зеркалу испарения), кг; То — температура твердой поверхности (пола, поддона, грунта и т. п.); То = Т = 308 К [2-5]; Т — абсолютная температура среды, К; Т = 308 К [2-5];

Тк — температура кипения авиакеросина, К; Тк = = 450 К (температура отгона 50 % жидкости); е — коэффициент тепловой активности поверхности; е = -^¡Х ст р т *;

X, ст, рт — коэффициент теплопроводности, удельная теплоемкость и плотность материала твердой поверхности (пола, поддона, земли и т. п.); Fп — площадь контакта жидкости с твердой поверхностью разлива (площадь теплообмена между пролитой жидкостью и твердой поверхностью), м2; Fп = 108,86 м2 [3]; х — время испарения, с; х = 3600 с [1]; r — удельная теплота парообразования керосина, кДж/кг;

Fж — площадь поверхности зеркала жидкости, м2; F^ 100 м2 [2-5];

Л — безразмерный коэффициент, учитывающий влияние скорости и температуры воздушного потока над поверхностью (зеркалом испарения) жидкости; л = 1 при скорости воздушного потока, равной нулю [1];

Рн — давление насыщенного пара керосина при 308 К, кПа; Рн = 9,33 кПа [4, 6]; хи — время контакта жидкости с поверхностью пролива, с; хи = х = 3600 с; М — молекулярная масса керосина, кг/кмоль; М =151,2 кг/кмоль [2-5]. Неизвестное значение удельной теплоты парообразования керосина РТ r, найденное путем обратного решения уравнения (4) [1], равно 1,273 103 Дж/кг:

Рн = P0 exP

r I

ÄR l T~

(4)

где Р0 — атмосферное давление, кПа; Р0 = 100 кПа [1]; АЯ — удельная газовая постоянная**, Дж/(кг-К), находится из выражения АЯ = Я/М; Я —универсальная газовая постоянная, Дж/(моль К); Я = 8,314 Дж/(мольК).

* В ПБ для удельной теплоемкости и плотности материала твердой поверхности ошибочно указан индекс "в" вместо индекса "т" [1].

** В ПБ опущено указание, что при расчетах используется не универсальная, а удельная газовая постоянная [1].

Для нахождения энергетического потенциала рассматриваемой аварийной ситуации нам неизвестен коэффициент тепловой активности поверхности е. В связи с этим введем допущение, что колодец, в котором сконцентрировалось разлитое авиатопливо, выполнен из бетона плотностью рт = 2190 кг/м3, с коэффициентом теплопроводности X = 1,216 Вт/(м-К) и теплоемкостью ст = 0,794 кДж/(кг-К) [7].

Расчет по уравнению (2) дает отрицательное значение, что позволяет усомниться в правильности его написания в ПБ [1]. Там же дополнительно приведен алгоритм определения ориентировочного значения суммы (б^' + 0'55), который заимствован из РД 03-409-01 [8]. Ранее нами было установлено, что эта сумма составляет 435,44 кг [3]. Данный результат позволяет сделать вывод, что в уравнении (2) допущена ошибка или опечатка. Если ее устранить, то оно должно выглядеть следующим образом:

G4 = 2

(Тк - То) eF п2Ух . rF^4n

(2а)

В результате этого уточнения суммарная масса (б + 0'5), найденная по уравнениям (2а) и (3), составляет 452,98 кг и незначительно отличается от ее ориентировочного значения, приведенного выше. Таким образом, новый расчет по уравнению (1а) дает значение энергии сгорания парогазовой смеси, равное 19453213 кДж.

Общая масса горючих паров авиакеросина т (кг), приведенная к удельной энергии сгорания, определена по уравнению

т = Е/46000 = 19453213/46000 = 422,9. (5)

Относительный энергетический потенциал для расчетной аварийной ситуации

2 в=ЧЁ116,534 = 16,3. (6)

Если рассматривать расчетную аварийную ситуацию как условный аналог взрывоопасного технологического блока, то согласно ПБ [1] он будет соответствовать III категории взрывоопасности.

Для оценки уровня воздействия взрыва паровоздушного облака в ПБ [1] используется подход, основанный на тротиловом эквиваленте Жт (кг), который определяется по формуле (7) [1]:

= = 192,9.

т 0,9q т ' '

(7)

где — удельная энергия взрыва ТНТ, кДж/кг; = 4500 кДж/кг [8]; 2 — доля приведенной массы парогазовых веществ, участвующих во взрыве; 2 = 0,1 [1]. Радиусы зон разрушения классов 1-5, рассчитанные по уравнению (8), приведены в таблице. Для сравнения в таблице даны радиусы зон разрушения

ISSN 0869-7493 ПОЖАРОВЗРЫВОБЕЗОПАСНОСТЬ 2012 ТОМ 21 №8

33

Результаты определения радиуса зон разрушения

Класс зоны разрушения K АР, кПа Значение R.,, м, рассчитанное по

[1] [9] [8] [10,11]

1 3,8 >100 8,2 50,71) 36,83); 37,07) 8,9

2 5,6 70 12,1 62,61) 50,03); 54,67) 10,8

3 9,6 28 20,8 108,71); 95,11) 182,73); 72,64); 93,67) 18,4

4 28 14 60,5 172,81); 205,42) 378,93); 161,44); 44,55); 272,97) 29,4

5 56 <2 121,1 882,01); 1265,22) 27 3 3,53); 1236,24); 425,05); 143,16); 545,87) 151,2

1) Для режима детонации. 2) Для режима дефлаграции. 3) При V = 200^300 м/с. 4) При V = 150^200 м/с. 5) При V =118 м/с. 6) При V = 72 м/с.7) По тротиловому эквиваленту.

1-5-го классов [2-5], найденные по РБ Г-05-039-96 [9], РД 03-409-01 [8], СП 12.13130.2009 [10] и ГОСТ Р 12.3.047-98 [11]:

#7

R = K

[1+ (3180 WT)2]V6

(8)

где К — поправочный коэффициент, учитывающий воздействие взрыва на объект (см. таблицу). Как видно из таблицы, результаты расчетов по ПБ 09-540-03 [1], СП 12.13130.2009 [10] и ГОСТ Р 12.3.047-98 [11] хорошо коррелируют между собой для 1, 2 и 3-го классов зон разрушений. В дальнейшем наблюдаются сильные расхождения в прогнозах разрушений в результате взрыва (объемной вспышки) паровоздушной смеси керосина РТ. Данные вычислений прогноза по РБ Г-05-039-96 [9] и РД 03-409-01 [8] по сравнению с ПБ [1] дают завышенные значения радиусов классов зон разрушений, за исключением радиуса 4-го класса, при горении в режиме дефлаграции со скоростью движения фронта пламени V = 118м/с. Следует отметить, что метод тротилового эквивалента также применяется

и в [8] для грубой оценки последствий взрыва. Однако при расчете тротилового эквивалента паровоздушных смесей в этом случае не учитывается величина 2 и применяется иной способ нахождения массы горючих паров. В результате этого при использовании одного и того же подхода расчет по РД 03-409-01 [8] и ПБ 09-540-03 [1] дает разные результаты (см. таблицу).

В заключение отметим, что ПБ 09-540-03 [1] могут использоваться для оценки не только взрыво-опасности технологических объектов, но и аварийных ситуаций, связанных с розливом ЛВЖ. Как показано в настоящей работе, алгоритм расчета в этом случае достаточно прост и доступен для многих практических работников. В качестве недостатков данного нормативного документа можно отметить, что в нем присутствуют ошибки (опечатки); не для всех размерных параметров, заложенных в расчетный алгоритм данного документа, приведены единицы измерения; отсутствуют примеры расчетов. Все это, безусловно, затрудняет практическое применение данного нормативного документа.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ПБ 09-540-03. Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств : постановление Госгортехнадзора РФ от 05.05.2003 г. № 29; введ. 05.05.2003 г.; зарег. в Минюсте РФ 15.05.2003 г., рег. № 4537. — М. : ПИО ОБТ, 2003; Российская газета. — 2003. —№ 120/1. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".

2. Алексеев С. Г., Авдеев А. С., Барбин Н. М.и др. Методы оценки взрывопожароопасности топливо-воздушных смесей на примере керосина марки РТ. I. РБ Г-05-039-96 // Пожаровзрывобез-опасность. — 2010. — Т. 19, № 5. — С. 37-47.

3. Алексеев С. Г., Авдеев А. С., Барбин Н. М.и др. Методы оценки взрывопожароопасности топливо-воздушных смесей на примере керосина марки РТ. II. РД 03-409-01 // Пожаровзрывобезопас-ность. — 2011. —Т. 20, № 1. —С. 21-27.

4. Алексеев С. Г., Авдеев А. С., Барбин Н. М.и др. Методы оценки взрывопожароопасности топливо-воздушных смесей на примере керосина марки РТ. III. СП 12.13130.2009 // Пожаровзрывобез-опасность. — 2012. — Т. 21, № 1. — С. 33-38.

5. Алексеев С. Г., Авдеев А. С., Барбин Н. М.и др. Методы оценки взрывопожароопасности топливо-воздушных смесей на примере керосина марки РТ. ТУГОСТР 12.3.047-98 // Пожаровзрывобез-опасность. — 2012. — Т. 21, № 6. — С. 34-37.

34

ISSN 0869-7493 ПОЖАРОВЗРЫВОБЕЗОПАСНОСТЬ 2012 ТОМ 21 №8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.