Научная статья на тему 'Методы оценки выбора региона базирования поставщика услуг ИТ-аутсорсинга России'

Методы оценки выбора региона базирования поставщика услуг ИТ-аутсорсинга России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
173
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТСОРСИНГ / ИТ-АУТСОРСИНГ / ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / OUTSOURCING / IT-OUTSOURCING / COMPETITIVENESS FACTORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кленчева Э. А.

Рассматриваются основные причины использования аутсорсинга, методики выбора региона базирования поставщика услуг ИТ-аутсорсинга России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the main causes of outsourcing usage and the methods for choosing the region of ITOutsoursing Supplier in Russia.

Текст научной работы на тему «Методы оценки выбора региона базирования поставщика услуг ИТ-аутсорсинга России»

Библиографический список

1. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 05 ноября 2008 г.

2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 25 декабря 2008 г.).

3. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. М.: Норма, 2008. 373 с.

4. Маланова А. Качество жизни по-тульски // Российская газета. 2007. № 5(32). С. 4-9.

5. Аскаров Е.С Международные стандарты системы качества серии ИСО 9000 [Электронный ресурс] // «Бизнес Путеводитель» 2007. URL: http://www.rosbo.ru/articles.php7cat id=60&id=310.

6. Послание губернатора Тульской области Тульской областной думе [Электронный ресурс]. URL: http://www. admportal.tula.ru/catalog/407.aspx.

N.S. Mirzoyan

Life quality and availability of public (municipal) services

The author reviewed “life quality ” category and analyzed the living standard of Tula region population. On the basis of analysis the improvement of the quality of life and availability of public (municipal) services is determined as one of the main directions of the raising of living standards. The author offered the basic indexes in the context of evaluation of quality and availability of public (municipal) services.

Key words: quality of a life, quality state (municipal service), quality of an end result of service, quality of reception of service, parameters of an estimation.

УДК 005.591.43

Э.А. Кленчева, аспирант, 8-903-697-65-17, К1 e@bk.ru, (Россия, Тула, ТулГУ)

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ВЫБОРА РЕГИОНА БАЗИРОВАНИЯ ПОСТАВЩИКА УСЛУГ ИТ-АУТСОРСИНГА РОССИИ

Рассматриваются основные причины использования аутсорсинга, методики выбора региона базирования поставщика услуг ИТ-аутсорсинга России.

Ключевые слова: аутсорсинг, ИТ-аутсорсинг, факторы

конкурентоспособности.

Современный мировой финансовый и экономический кризис ставит перед государствами весьма сложную задачу повышения своей конкурентоспособности и усиления позиций на мировой арене. В этой связи особую

значимость с научной точки зрения приобретает проблема взаимосвязи конкурентных стратегий предприятий с различными видами аутсорсинга, проблема адекватности форм международного бизнеса и видов аутсорсинга, а также выявление роли аутсорсинга в международном бизнесе, что и будет являться предметом рассмотрения в данной статье.

Наиболее комплексно теория национальной конкурентоспособности стран представлена трудами известного американского ученого, профессора Гарвардской школы бизнеса М. Портера, которая была апробирована экономической политикой некоторых развитых государств. Данная теория основывается на четырех детерминантах (факторах), формирующих национальную конкурентоспособность, среди которых важную роль играет конкурентная стратегия предприятий, ведущих свою хозяйственную деятельность на территории этих государств.

Согласно данному подходу можно выделить три основные конкурентные стратегии предприятия: минимизацию производственных затрат, дифференциацию продукта и фокусирование на определенном сегменте рынка. Практика применения данных стратегий показывает, что в современных условиях все большее значение для экономического развития приобретают знания, под которыми подразумевается доступ не только к интеллектуальному капиталу, но и новым способам получения дополнительных конкурентных преимуществ. К таким способам можно отнести аутсорсинг, который представляет собой передачу непрофильных, а в некоторых случаях и профильных активов и/или процессов предприятия в управление внешним подрядчикам (аутсорсинговым компаниям) при сохранении контроля за данными активами/процессами в целях повышения конкурентоспособности предприятия путем получения дополнительных конкурентных преимуществ.

В числе данных преимуществ можно обозначить сосредоточение усилий на основных и наиболее прибыльных областях деятельности предприятия за счет высвобождения времени, средств и других ресурсов, увеличение эффективности без дополнительных затрат на инвестирование в новые технологии или привлечение дополнительной рабочей силы, улучшение качества предлагаемых услуг или производственных процессов, получение доступа к качественному и дешевому сырью, оборудованию, рынкам информации, технологий, ресурсов, рабочей силы, снижение операционных затрат, возможность сокращения налогового бремени и т. д. (рис. 1).

Для успешной реализации международного сотрудничества с целью аутсорсинга различные конкурентные преимущества, предлагаемые странами потенциальных поставщиков (в виде низкой заработной платы, компетентности сотрудников, низких ставок налогов, емкого рынка поставщиков аутсорсинговых услуг и др.), должны соотноситься с конкретными целями аутсорсера (стремление к дополнительному снижению издержек,

повышению качества предоставляемых услуг, реструктуризации и рацио-

Оппгмтоцпя производственных

процессов

Снижение затрат

Улучшение качества

Ускорение процессов

Рис. 1. Основные причины использования аутсорсинга

После оценки на макроуровне факторов конкурентоспособности страны в целом и окончательном выборе страны, затем необходимо проводить оценку конкурентоспособности отдельных регионов страны. При этом сам процесс выбора региона заказчиком аутсорсинговых услуг для международных отношений должен включать ряд последовательных этапов.

Первоочередной задачей при выборе региона является поиск и изучение информации о регионах России, в которых располагаются ИТ-компании аутсорсинга. Источниками информации в данном случае выступают различные национальные и региональные аутсорсинговые или ИТ-объединения, Интернет-ресурсы, печатные издания, а также службы, предоставляющие информацию о регионах. В результате обработки этих данных организация, ведущая поиск ИТ-аутсорсера, получает первичную выборку регионов для дальнейшего анализа.

Следующим этапом методики, по мнению автора, должен быть анализ региона по основным группам факторов конкурентоспособности, которые определяют привлекательность региона для аутсорсингового сотрудничества.

Методика выбора региона базирования потенциального поставщика услуг основана на анализе региона по трем группам факторов: факторы развития ИТ-аутсорсинга в регионе, географические и социокультурные факторы, факторы экономического развития региона (рис. 2).

Первая группа факторов на основе экономического развития региона предполагает анализ региона по следующим данным: темп роста ВРП, индексы цен на услуги ИТ-аутсорсинга, индекс конкурентоспособности региона, (Тгрех) цена труда, уровень жизни населения.

Рис. 2. Схемаметодики выборарегиона базирования поставщикауслуг

ИТ-аутсорсинга России

Вторая группа факторов определяет географические и социокультурные предпосылки для сотрудничества и предполагает анализ:

- географического положения страны (здесь может быть важна близость расположения, если заказчик планирует посетить ИТ-аутсорсера, или необходима большая разница в часовых поясах для быстрого совместного выполнения проекта);

- уровня образованности населения (подразумевается анализ количества и профиля учебных заведений, количество выпускаемых специалистов);

- специализации образования на математических специальностях и ИТ-специальностях.

Изучения факторов развития ИТ-аутсорсинга в анализируемом регионе необходимо для определения:

- наличия развитой телекоммуникационной инфраструктуры;

- расположения в регионе лидеров ИТ-аутсорсинга;

- поддержка органов местного самоуправления развития ИТ-технологий и предпринимательства.

Таким образом, на втором уровне иерархии располагаются рассмотренные выше группы факторов, называемые в МАИ критериями (рис. 3).

Рис. 3. Иерархическая структура задачи выбора региона базирования

поставщика ИТ-услуг

Опираясь на данные по значениям индексов факторов в каждом регионе (^ и значение индекса эталонного региона (Москвы 1^) (таблица), можно посчитать индекс конкурентоспособности группы.

п

где і — номер региона; к — номер группы; ] — номер фактора в группе (для первой ] = 1... 5, для второй — ] = 1...3, для третьей — ] = 1...3); —

весовой коэффициент значимости фактора в группе (определяется исследователем).

1-я группа Воронежская область, Воронеж г. Санкт Петер бург Липецкая область, Липецк Нижего- родская область, Нижний Новгород Орлов- ская об- ласть, Орел Перм- ский край, Пермь Республика Татарстан, Казань Ростовская область, Ростов-на- Дону Туль- ская об- ласть, Тула г. Москва

1(ВРП) 0,2096 0,219 0,1877 0,2075 0,1639 0,212 0,1652 0,214 0,233 0,2026

2(Индекс цен) 0,1 0,8 0,3 0,7 0,3 0,7 0,7 0,3 0,1 0,9

3(Цена труда) 1,137 1,114 1,05 1,088 1,133 1,054 1,151 1,113 1,082 1,156

4(Уровень жизни) 0,3545 0,552 0,4017 0,4358 0,3319 0,3946 0,4412 0,4039 0,3853 1

2-я группа Воронежская область, Воронеж г. Санкт Петер бург Липецкая область, Липецк Нижего- родская область, Нижний Новгород Орлов- ская об- ласть, Орел Перм- ский край, Пермь Республика Татарстан, Казань Ростовская область, Ростов-на- Дону Туль- ская об- ласть, Тула г. Москва

1(Географическое положение) 0,96 0,95 0,97 0,97 0,974 0,1 0,94 0,92 0,98 1

2(Уровень образованности) 0,11 0,35 0,03 0,16 0,03 0,07 0,17 0,17 0,04 1

3(Специализация образования) 0,8 1 0,45 0,5 0,8 0,6 0,9 0,7 0,55 1

3-я группа Воронежская область, Воронеж г. Санкт Петер бург Липецкая область, Липецк Нижего- родская область, Нижний Новгород Орлов- ская об- ласть, Орел Перм- ский край, Пермь Республика Татарстан, Казань Ростовская область, Ростов-на- Дону Туль- ская об- ласть, Тула г. Москва

Наличие развитой телекоммуникационной инфраструктуры 0,47 0,71 0,42 0,45 0,4 0,48 0,47 0,46 0,44 0,81

Лидеры в регионе 0,1 1 0,1 0,5 0,1 0,7 0,1 0,6 0,5 1

Поддержка органов местного самоуправления 0,44 0,7 0,43 0,45 0,38 0,46 0,48 0,45 0,38 0,9

Далее получаем таблицу с индексами конкурентоспособности по трем группам факторов. На основе этой таблицы составим матрицы парных сравнений для учета мнения исследователя по каждой из трех групп факторов. Выполним вычисления вектора приоритетов для данной матрицы. Таким образом, мы получим приоритеты для всех регионов по трем группам показателей. Для учета всех трех показателей необходимо знать вектор приоритетов самих групп относительно основной цели (выбора региона базирования). [Вообще этот вектор определяет лицо, принимающее решение, но мы можем его либо как-то посчитать, либо опереться на известные данные.]

Первая группа факторов определяет достижение поставленной цели на 42 процента, вторая — на 27, а третья — на 31 процент.

Таким образом, получаем следующий вектор:

а = i0 4:::0 77;0.Ei L .

Согласно методу иерархий для нахождения окончательного вектора приоритетов регионов относительно главной цели необходимо вычислить компоненты следующего вектора:

Таким образом, получаем, что заказчику необходимо выбрать 2-й регион базирования поставщика ИТ-услуг, т. е. Санкт-Петербург.

После проведения анализа конкретного региона организация — потенциальный потребитель аутсорсинговых услуг — принимает решение о сотрудничестве с предпринимательскими структурами данного региона. В случае, если анализируемый регион не соответствует заданным требованиям поиска и анализа, необходимо выбрать другой регион и провести оценку его конкурентоспособности по тем группам факторов.

Рассмотренные уровни конкурентоспособности региональных ИТ-аутсорсеров позволяют в понимании автора сформировать последовательность действий предприятия ИТ-аутсорсинга офшорного программирования в процессе поиска иностранных заказчиков.

1. Аникин Б.А., Рудая И.Л. Аутсорсинг и аутстаффинг: высокие технологии менеджмента: учеб. пос. М.: Инфра-М, 2006. 288 с.

2. Портер М. Международная конкуренция: конкурентные преимущества стран: пер. с англ. М., 1993.

3. Профессиональный ИТ-аутсорсинг [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://www. datafort.nj/content/ms/mbrlQ/mbr-109. asp.

E.A. Klencheva

Estimation methods for choosing the region of it-outsoursing supplier in Russia

The article considers the main causes of outsourcing usage and the methods for choosing the region of IT- Outsoursing Supplier in Russia.

Key words: outsourcing, IT-outsourcing, competitiveness factors.

(0,045;0,262;0,051;0,1 18; 0,025; 0,113; 0,0%; 0,076; 0,039; 0,176)

Библиографический список

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.