УДК 339.142.012
Шевчик А. И. студент магистрант 1 курса направление «Экономика» Сочинский государственный университет
Россия, г. Сочи
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Аннотация: Статья посвящена оценке рыночной стоимости предприятия, которая является одной из важных составляющих корпоративных финансов. Стоимость компании показывает ее успешность на рынке, перспективы развития в будущем и целесообразность инвестирования в ее активы. Таким образом, умение корректно оценивать компанию позволяет определить ее справедливую стоимость и понять стоит ли в нее инвестировать. Также оценка стоимости проводится не только потенциальными инвесторами, но и самой компанией, для того чтобы выявить насколько эффективно менеджмент управляет стоимостью, и какие факторы повлияли на увеличение или снижение стоимости компании.
Ключевые слова: оценка, стоимости бизнеса, подходы к оценке стоимости компании, анализ отрасли, прибыль, перспективы развития.
Shevchik A.I.
Student of the 1-st course of magistracy, direction «Economics»
Sochi State University
Russia, Sochi
EVALUATION METHODS MARKET VALUE OF THE COMPANY
Annotation: The article is devoted to the estimation of the market value of an enterprise, which is one of the important components of corporate finance. The value of the company shows its success in the market, the prospects for future development and the feasibility of investing in its assets. Thus, the ability to correctly evaluate a company can determine its fair value and understand whether it is worth investing in it. In addition, the valuation does not depend on how effective management is, and what factors influence the increase or decrease in the value of the company.
Keywords: valuation, business value, approaches to the valuation of the company, industry analysis, profit, development prospects..
В последнее время теш оценки стоимости компании становится все более важной для собственников компании, инвесторов, аналитиков, государственных служащих и других лиц.
Любой актив имеет определенную стоимость, будь то финансовый или материальный актив. Для того чтобы управление активами было успешным необходимо не только понимать суть стоимости актива, но и иметь знание о факторах, которые оказывают влияние на эту стоимость. При совершении
сделки о покупке или продаже актива, продавец и покупатель согласовывают цену, по которой данный актив будет отчужден в зависимости от ряда рыночных факторов. Эта цена представляет собой рыночную стоимость данного актива, и чаще всего является объектом оценки профессиональных экспертов-оценщиков.
Оценка стоимости является упорядоченным процессом, который включает в себя следующие этапы: постановка цели оценки, выбор вида стоимости, который будет оцениваться, сбор и обработка необходимой информации, выбор метода оценки и обоснование данного выбора, расчет величины стоимости объекта и проверка полученных результатов.
Чаще всего целью оценки является определение стоимости бизнеса, которая необходима клиенту для принятия инвестиционного решения, для заключения сделки, для внесения изменений в финансовую отчетность и т.д. Оценка стоимости бизнеса важна не только для потенциальных инвесторов, но и для других сторон, таких как: государство, акционеры, кредиторы, управляющие, поставщики, страховые фирмы.
В зависимости от своих интересов, стороны, нуждающиеся в оценке, определяют ее цели. Согласно классификации Грязновой А.Г. оценку стоимости бизнеса проводят в целях (Грязнова, 2003):
а)повышения эффективности текущего управления предприятием, фирмой;
б)купли-продажи акций, облигаций предприятий на фондовом рынке;
в)принятия обоснованного инвестиционного решения;
г)купли-продажи предприятия его владельцем целиком или по частям;
д)установления доли совладельцев в случае подписания или расторжения договора или в случае смерти одного из партнеров;
е)реструктуризации предприятия. Ликвидация предприятия, слияние, поглощение либо выделение самостоятельных предприятий из состава холдинга предполагают проведение его рыночной оценки, так как необходимо определите цену покупки или выкупа акций, цену конверсии или величину премии, выплачиваемой акционерам поглощаемой фирмы;
ж)разработки плата развития предприятия. В процессе стратегического планирования важно оценить будущие доходы фирмы, степень ее устойчивости и ценность имиджа;
з)определения кредитоспособности предприятия и стоимости залога при кредитовании. В данном случае оценка требуется в силу того, что величина стоимости активов по бухгалтерской отчетности может резко отличаться от их рыночной стоимости;
и)страхования, в процессе которого возникает необходимость определения стоимости активов в преддверии потер ;
к)налогообложения. При определении налогооблагаемой базы необходимо провести объективную оценку дохода предприятия, его имущества;
л)принятия обоснованных управленческих решений. Инфляция искажает финансовую отчетность предприятия, поэтому периодическая переоценка имущества независимыми оценщиками позволяет повысить реалистичность финансовой отчетности, являющейся базой для принятия финансовых решений;
м)осуществления инвестиционного проекта развития бизнеса. В этом случае для его обоснования необходимо знать исходную стоимость предприятия в целом, его собственного капитала, активов, бизнеса.
Традиционно выделяют три подхода к определению оценки стоимости бизнеса: доходный, затратный и сравнительный.
Доходный подход является самым распространенным методом оценки стоимости компании, так как он используется при принятии решения об инвестировании в компанию. Данный подход основан на расчете стоимости компании путем привидения будущих доходов к дате оценки. Этот подход используется, когда можно точно спрогнозировать будущие доходы компании.
К основным методам доходного подхода относятся метод капитализации дохода и метод дисконтирования денежных потоков.
Метод капитализации денежных доходов применяется чаще всего для оценки компаний, которые успели накопите активы, имеют стабильное производство и находятся на стадии зрелости.
В методе капитализации дохода необходимо определить будущие денежные потоки или будущую среднюю прибыль, которые получит компания.
Затратный подход основывается на расчете рыночной стоимости всех активов и стоимости всех обязательств компании. Чаще всего данный подход применяется компаниями, которые обладают значительными материальными активами, когда компания является убыточной, при ликвидации компании или когда невозможно оценить ее доходным или сравнительным подходами.
В общем случае формула расчета стоимости компании, с помощью затратного подхода выглядит следующим образом:
Стоимость компании = Активы - Обязательства
Еще один подход к оценке стоимости компании - это сравнительный подход, который направлен на определение стоимости бизнеса на основании рыночной цены аналогичных компаний.
Существует три основных метода оценки стоимости компании, которые относятся к сравнительному подходу - это метод компании-аналога (метод рынка капитала), метод сделок и метод отраслевых коэффициентов.
На сегодняшний день сделки в сфере корпоративных финансов играют важную роль, как для самой компании, так и для ее руководства, менеджмента и акционеров. Эффективное управление такими сделками приводит к процветанию и динамичному развитию компании.
Существует три подхода к оценки стоимости бизнеса — доходный, затратный и сравнительный подходы. Каждый из этих подходов имеет свои преимущества и недостатки, поэтому при проведении оценки обычно используют либо все три подхода, либо два из них. Выбор моделей оценки каждого подхода определяется характеристиками оцениваемой компании, такими как величина прибыли, потенциал роста, источники роста прибыли и другие.
Использованные источники:
1. Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29 июля 1998 г. N 1Э5-ФЗ (с изменениями на 22.07.2010), ст. 3;
2. Гражданский кодекс РФ, Статья 64. Удовлетворение требований кредиторов;
3. Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов / Пер. с англ. Н.Барышниковой. — М.: ЗАО «Олимп-бизнес», 2012, С. 759-787;
4. Дамодаран А., Инвестиционная оценка: Инструменты и методы оценки любых активов / Асват Дамодаран; Пер. с англ. — 5е изд. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.С.35-111,201-291,356-425, 628-724;
5. Грязнова А.Г., Федотова М.А. Оценка стоимости предприятия — М.: «Интерреклама», 2003, С. 20-157;
6. Коупленд Т., Коллер Т., Муррин Д. Стоимость компаний: оценка и управление — 3е изд., перераб.и доп. / Пер. с англ. — М.: ЗАО "Олимп-Бизнес", 2007. С. 234;
7. Щербаков В.А., Щербакова Н.А. Оценка стоимости предприятия —М.: «Омега-Л», 2006, С. 93-193.