Научная статья на тему 'Методы оценки компании при консолидации в корпоративную отчетность'

Методы оценки компании при консолидации в корпоративную отчетность Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
218
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА БИЗНЕСА / КОРПОРАТИВНЫЕ ФИНАНСЫ / СДЕЛКИ СЛИЯНИЯ И ПОГЛОЩЕНИЯ / ДОХОДНЫЙ ПОДХОД / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД / ЗАТРАТНЫЙ ПОДХОД / КОНСОЛИДИРОВАННАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНЫ СДЕЛКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борисова Анастасия Сергеевна

В рамках данной работы рассмотрены основные методы оценки при определении стоимости при слияниях и поглощениях для составления консолидированной отчетности. Проанализированы основные особенности определения рыночной, инвестиционной и справедливой стоимости при сделках слияний и поглощений, особенности процедуры «распределение цены сделки». На основе проведенного анализа автором обозначены основные методы определения стоимости приобретаемой компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методы оценки компании при консолидации в корпоративную отчетность»

Методы оценки компании при консолидации в корпоративную

отчетность Борисова А. С.

Борисова Анастасия Сергеевна / Borisova Anastasia Sergeevna - аспирант, кафедра оценки и управления собственностью, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва

Аннотация: в рамках данной работы рассмотрены основные методы оценки при определении стоимости при слияниях и поглощениях для составления консолидированной отчетности. Проанализированы основные особенности определения рыночной, инвестиционной и справедливой стоимости при сделках слияний и поглощений, особенности процедуры «распределение цены сделки». На основе проведенного анализа автором обозначены основные методы определения стоимости приобретаемой компании. Ключевые слова: оценка бизнеса, корпоративные финансы, сделки слияния и поглощения, доходный подход, сравнительный подход, затратный подход, консолидированная отчетность, распределение цены сделки.

В первую очередь, говоря об оценке любого актива, необходимо определиться с тем, какова цель оценки. И, исходя именно из предполагаемой цели, выбрать, какой вид стоимости предстоит определять. В случае сделок по слияниям и поглощениям цель -сделка купли-продажи. Поэтому, в соответствии с российскими стандартами будет определяться рыночная или инвестиционная стоимость.

Рыночная стоимость объекта оценки - это наиболее вероятная цена, по которой оцениваемый объект может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции. Вместе с этим стороны сделки действуют разумно и располагают всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства [1, с. 1].

Инвестиционная стоимость - стоимость объекта оценки, определяемая исходя из его доходности для конкретного лица при заданных инвестиционных целях [1, с. 1].

Наиболее используемым видом стоимости при оценке активов является рыночная стоимость. Данный вид стоимости характеризуется наличием открытого конкурентного рынка, полного объема информации и отсутствием чрезвычайных обстоятельств. Однако при сделках по слияниям и поглощениям (M&A) возникают ситуации с отсутствием конкуренции за продаваемый актив, а в качестве чрезвычайных обстоятельств могут выступать такие факторы, как: различная мотивация покупателей, особенности при образовании синергии и другие. Перечисленные факторы делают актив не одинаково привлекательным для различных групп потенциальных покупателей. Соответственно данный вид стоимости не всегда может применяться для сделок M&A.

Таким образом, для сделок M&A чаще всего используется инвестиционная стоимость. Так, согласно стандартам оценки, данная стоимость будет различной для разных покупателей объекта, так как исходит из индивидуальных требований каждого инвестора. При определении стоимости в целях M&A данные различия обусловлены наличием синергии (выгоды), которая для каждого конкретного покупателя будет своя. Соответственно наибольшая инвестиционная стоимость оцениваемого объекта будет для покупателя, который ожидает получить наибольшие синергетические выгоды от объединения компаний. Важно отметить, что инвестиционная стоимость, по сути являющаяся максимальной суммой, которую экономически оправдано и целесообразно заплатить за компанию - цель, будет отличаться от рыночной стоимости на величину синергии, возникающей при слиянии, за минусом затрат на интеграцию [2].

Для целей составления консолидированной отчетности в соответствии с международными стандартами отчетности определяется справедливая стоимость. Справедливая стоимость - это рыночная оценка, а не оценка, формируемая с учетом

специфики предприятия. По некоторым активам и обязательствам могут существовать наблюдаемые рыночные операции или рыночная информация. По другим активам и обязательствам наблюдаемые рыночные операции или рыночная информация могут отсутствовать. Однако цель оценки справедливой стоимости в обоих случаях одна и та же -определить цену, по которой проводилась бы операция, осуществляемая на организованном рынке, по продаже актива или передаче обязательства между участниками рынка на дату оценки в текущих рыночных условиях (то есть выходная цена на дату оценки с точки зрения участника рынка, который удерживает актив или имеет обязательство). По своей сути справедливая стоимость отражает рыночную стоимость.

В современной теории и практике оценки бизнеса существует три масштабно используемых подхода к оценке: доходный, затратный (подход по активам) и сравнительный (рыночный подход) подходы. В них выделены следующие методы, которые применяются при оценке в целях M&A:

• В рамках доходного подхода используется метод дисконтированных денежных потоков;

• В рамках сравнительного подхода (метод сделок, метод рынка капитала);

• В рамках затратного — метод чистых активов.

При анализе подходов и методов к оценке сделок M&A выделяют перспективную и ретроспективную оценки. Перспективная оценка предполагает прогнозирование на будущее и оценку инвестиционной стоимости компании до осуществления сделки. Ретроспективная оценка наоборот дает возможность оценить целесообразность сделки, достижение запланированной синергии и сделать выводы о потере или приобретении в стоимости компании после сделки M&A.

Для консолидации приобретаемой компании применяется процедура «распределение цены сделки». Распределение цены сделки (Purchase Price Allocation (PPA) применяется для корректного отражения сделок по покупке/продаже в рамках слияния бизнеса в компаниях, ведущих финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами (МСФО). В соответствии с МСФО [2] цена покупки бизнеса должна быть распределена между стоимостью отдельных активов (материальных и нематериальных), а также обязательств приобретаемой компании и гудвилла (деловой репутации) на основе справедливой стоимости.

Процедура оценки включает в себя:

• идентификацию материальных активов и обязательств компании;

• идентификацию нематериальных активов;

• оценку активов и обязательств по справедливой стоимости;

• распределение цены сделки между стоимостью отдельных активов и обязательств приобретаемой компании.

По сути процедура распределения цены сделки подразумевает использование затратного подхода, в связи с тем, что он отражает стоимость бизнеса с точки зрения понесенных затрат, однако результаты затратного подхода подтверждаются проведением теста на обесценение для выявления наличия или отсутствия экономического износа специализированных активов.

В связи с тем справедливая стоимость приобретаемой компании отражается в отчетности приобретающей компании, необходимо определить гудвилл или чистую прибыль.

Определение наличия/отсутствия деловой репутации (гудвилла) происходит путем сопоставления справедливой стоимости активов и обязательств на дату анализа и суммы сделки (справедливой стоимости возмещения).

Литература

1. Приказ Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 298 «Об утверждении

Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)».

2. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS)3 «Объединения бизнеса» (ред. от 26.08.2015) (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 25.11.2011 № 160н).

3. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости» (ред. от 17.12.2014) (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 18.07.2012 № 106н).

4. Оценка бизнеса. / Под ред. А. Г. Грязновой, М. А. Федотовой. М.: Финансы и Статистика, 2007.

5. Дамодаран А. Инвестиционная оценка. М., 2006. 1323 с.

6. Ивашковская И. В. Слияния и поглощения. Ловушки роста // Корпоративные финансы, 2004. № 38. С. 26.

Особенности оценки и факторы стоимости экобизнеса в сфере возобновляемых источников энергии Денисов В. В.

Денисов Виктор Владимирович /Denisov Victor Vladimirovich - аспирант, кафедра оценки и управления собственностью, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва

Аннотация: в рамках данной работы рассмотрены основные факторы стоимости экобизнеса в сфере возобновляемых источников энергии. Проанализированы основные особенности применения доходного подхода к определению рыночной стоимости экобизнеса в сфере возобновляемых источников энергии, определены основные проблемы его применения.

Ключевые слова: оценка бизнеса, экобизнес, возобновляемые источники энергии, факторы стоимости, доходный подход.

Введение

В настоящее время проблемы экологии не только не теряют своей актуальности, но и приобретают новое значение. Одной из основных причин повышенного внимания к экологии является стремительное ухудшение общего экологического фона, в связи с чем в последнее время наметилась тенденция развития экобизнеса в сфере возобновляемых источников энергии.

Экобизнес (или экологический бизнес) - это инициативная хозяйственная деятельность с учетом экологических требований, направленная на избежание и/или снижение негативного воздействия на окружающую среду, а также на улучшение экологических показателей в целях получения прибыли или другой выгоды [5]. Экобизнес - сфера экономики, которая включает в себя:

1) предприятия, обеспечивающие предотвращение загрязнения (производство специального оборудования, экологически чистых автомобилей, приборов для мониторинга, службы экологической экспертизы);

2) предприятия с ресурсосберегающей технологией (рециклирование, альтернативная энергетика, производство товаров с маркой «экологически безопасных»);

3) предприятия, осуществляющие меры по благоустройству окружающей среды (создание экологически благоустроенных мест в городе, дизайн для учреждений и промышленных предприятий);

4) учреждения, финансирующие экологическое просвещение.

Таким образом, экобизнес в сфере возобновляемых источников энергии - деятельность компаний, направленная на генерацию, передачу и сбыт электроэнергии, полученной из альтернативных источников энергии, в целях получения прибыли или другой выгоды. Под

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.