Научная статья на тему 'Методы оценки качества научно-технической продукции'

Методы оценки качества научно-технической продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1568
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Век качества
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КВАЛИМЕТРИЯ / СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / КАЧЕСТВО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ / QUALIMETRY / STATISTICAL METHODS / QUALITY SCIENTIFIC AND TECHNICAL PRODUCTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Леонова Т.И., Калажокова Ю.А.

В статье рассматриваются вопросы оценки качества научно-технической продукции с позиции потребителей заказчиков и производителей научно-технической продукции, сформированы квалиметрические модели удовлетворенности потребителя и качества деятельности научно-технических организаций, представлен набор статистических методов при исследовании качества научно-технической продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of quality assessment scientific and technical production

In the article questions of quality assessment of scientific and technical products from the perspective of the consumer the customer and from the perspective of producers of scientific and technical products examine, formed a qualimetric model of customer satisfaction and quality of work of scientific and technical organizations, presents a set of statistical methods in the study of quality scientific and technical products.

Текст научной работы на тему «Методы оценки качества научно-технической продукции»

МЕТОДОЛОГИЯ

п ч нн ппя □ □2 ПП

МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА

Методы оценки качества научно-технической продукции

Т.И. ЛЕОНОВА,

профессор Санкт-Петербургского государственного экономического университета

Ю.А. КАЛАЖОКОВА,

аспирант Санкт-Петербургского государственного экономического университета

В условиях инновационной экономики быстрое развитие научно-исследовательской деятельности будет определяться качеством ее результатов как важнейшего понятия этой сферы производственных отношений, необходимой для процессов управления научной деятельностью наряду с техническими и стоимостными показателями. Отметим также, что категория качества научных исследований и их результатов приобретает решающее значение в государственном секторе экономики и ряде крупных коммерческих холдингов, имеющих в своем составе научные подразделения, для принятия управленческих решений и выделения инвестиций на научные разработки, а также развитие науки в целом на основе значимости (качества) научных достижений.

В соответствии с формулировками теории качества и метода TQM (Total Quality Management - Всеобщее управление качеством), под качеством научно-технической продукции (НТП) будем понимать степень, с которой собственные характеристики, присущие этой продукции, соответствует требованиям заинтересованных сторон (ЗС) [1, 2], куда входят такие основные группы, как:

2

22

222

ВЕ2Е2

22

2

Ключевые слова:

квалиметрия, статистические методы, качество научно-технической продукции.

В статье рассматриваются вопросы оценки качества научно-технической продукции с позиции потребителей -ее заказчиков и производителей, сформированы квалиметрические модели удовлетворенности потребителя и качества деятельности научно-технических организаций, представлен набор статистических методов при исследовании качества научно-технической продукции.

Methods of quality assessment scientific and technical production

In the article questions of quality assessment of scientific and technical products from the perspective of the consumer - the customer and from the perspective of producers of scientific and technical products examine, formed a qualimetric model of customer satisfaction and quality of work of scientific and technical organizations, presents a set of statistical methods in the study of quality scientific and

technical products.

потребители, общество (государство), партнеры, работники и акционеры (учредители) научной организации. С одной стороны, качество НТП можно выразить как степень удовлетворенности ЗС и, в первую очередь, потребителя. А с другой стороны, качество - это внутренняя характеристика самого объекта, то есть НТП. Исходя из этого, исследование качества какого-либо объекта должно быть основано на изучении содержания самого объекта качества. В соответствии с общепринятым определением, научно-техническая продукция - это законченный и принятый потребителем (заказчиком) результат научно-исследовательских, проектных, конструкторских, технологических работ. К таким результатам относятся: ^ научно-техническая документация (отчеты, проекты, чертежи, регламенты, нормативы, методики, про-

2

22

222

222

22

2

Keywords:

qualimetry, statistical methods, quality scientific and technical products.

ВеККАЧЕСТВА № 2 • 2015

10

□ GH

МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА ЕШ

СП

МЕТОДОЛОГИЯ

граммы и т.д.), отражающая результаты законченных фундаментальных и прикладных исследований и разработок (включая работы по созданию новой техники и изделий, технологии, материалов); ^ экспериментальные и опытные образцы новой техники (продукции); ^ научно-технические услуги, в том числе участие в пусконаладочных работах, авторский надзор при освоении и эксплуатации нововведений, передовой опыт в этой области (ноу-хау), обучение персонала заказчика (потребителя), консультации и прочие результаты.

Таким образом, в большинстве случаев НТП имеет свойства услуг, то есть они нематериальны, невоспроизводимые субъективны (велико участие в процессе работ самого заказчика, который формирует задание и предоставляет информацию, как важный ресурс для разработок), и в некоторой степени неопределенны (результат научных изысканий не всегда однозначно известен, и имеется риск его неполучения). Эти свойства НТП обуславливают сложность их качественной оценки и предопределяют необходимость применения различных методов и, в частности, квалиметрических и статистических.

Для применения математических методов при оценке качества НТП необходима система показателей. Такая система оценки качества должна строиться на следующих принципах:

принцип комплексности - использование набора единичных качественных и количественных показателей, исчерпывающе описывающих все стороны производственной деятельности;

принцип достаточности - количество показателей должно быть минимальным, но достаточным для характеристики производственных процессов и результатов;

принцип прозрачности - открытость алгоритма и доступность данных для получения оценки;

принцип измеримости - показатели, отражающие существо исследуемых процессов, должны быть однозначно измерены;

принцип сбалансированности - использование обоснованной весовой дифференциации показателей.

Формирование системы показателей качества НТП можно рассмотреть на основе двух принципиальных методологических подходов: подхода с позиции удовлетворенности потребителя НТП и всех заинтересованных сторон; подхода с позиции самооценки качества самими организациями-производителями НТП. Оценка качества на основе первого подхода представляется наиболее объективной, так как она отражает восприятие потребителем уровня качества, то есть показывает истинную степень важности данного продукта. Вместе с тем

второй подход позволяет определить область улучшения и возможный потенциал повышения качества в силу того, что качество появляется и формируется в ходе научного изыскания, творчества и производства НТП. Рассмотрение проблемы с обеих позиций позволит установить диалектику взаимного влияния.

Подход с позиции удовлетворенности потребителя

Рассмотрим проблему с точки зрения первого подхода. Как показывает отечественный и зарубежный опыт, существует немало способов, которые позволяют определять удовлетворенность потребителя и других ЗС, однако для оценки качества НТП на данный момент не существует строго определенного, унифицированного метода. «Ключом» к определению качества выполняемых научно-технических работ должно быть получение от потребителя и ЗС адекватной информации об их удовлетворенности, то есть установление обратной связи. Самое точное представление об удовлетворенности дают методы, основанные на прямом опросе потребителей, отчетах и анкетировании.

Анкетирование получило наибольшую популярность. Анкета для оценки удовлетворенности потребителя НТП может быть основана на широко известном в международной практике расчете индекса удовлетворенности потребителя CSI (Customer Satisfaction Index), который можно адаптировать к особенностям НТП. Основная проблема при составлении анкет заключается в выявлении всех ключевых и второстепенных факторов, влияющих на ощущения и удовлетворенность потребителя. Для определения факторов необходимо обратиться к содержанию требований потребителя к предмету потребления: что он хочет, каковы его ожидания, какая степень его удовлетворенности при непосредственном потреблении, какая польза в настоящем или будущем и т.д. Эти факторы станут основой для формирования системы показателей качества объекта с позиции потребителя и ЗС.

Анкетирование предполагает: составление анкеты, ее заполнение (сбор информации от потребителя) и обработку полученных данных. Исходя из перечисленных выше принципов, вопросы анкеты должны быть направлены на получение предельно объективных характеристик качества продуктов и выполняемых работ, а количество вопросов должно сводиться к минимуму, но в то же время быть достаточным для получения наиболее полного представления об удовлетворенности потребителя и ЗС. Поскольку НТП является результатом не массового, а скорее единичного или даже индивидуального (эксклюзивного) производства, то наиболее важные требования заказчика со-

№ 2 • 2015 ВеЮКАЧЕСТВА

п Ч нн

МЕТОДОЛОГИЯ ВВВ МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА

пп н

средоточены в договоре, включающем в себя установленные требования в техническом задании, другой типовой и I дополнительной документации на НТП. Однако могут су- I ществовать и другие аспекты взаимоотношений в ходе реализации научной разработки. I

В общем случае показатель удовлетворенности потребителя и других ЗС качеством НТП можно определить с помощью определенного набора показателей удовлетворенности всех заинтересованных сторон, включающего единичные показатели (у/) по конкретной позиции, например, по:

у1 - результату выполненных научно-технических работ в целом и его оформлению;

у2 - организации процесса научных исследований; у3 - профессиональности действия исполнителей; у/ - /-му показателю удовлетворенности; уп - п-му показателю, характеризующему удовлетворенность.

В соответствии с принципами теории квалиметрии комплексный показатель удовлетворенности НТП (У) можно обозначить в виде линейного уравнения вида (1):

У=а1 у1+... + а/ у/ +... + ап уп, (1)

где а/ - весовой коэффициент, отражающий различную зна- , чимость для каждого /-го показателя удовлетворенности НТП. :

Подход с позиции производителя I

Второй подход предполагает оценку качества НТП I с позиции организаций-производителей. Для этого необходимо разработать количественные показатели, отражающие качество научной деятельности I научно-технических организаций (НТО). В соответ- ! ствии с такой постановкой исследования будет формироваться показатель О, комплексно характеризую- 1 щий качество деятельности НТО. Его наиболее удоб- I но строить с позиции уже хорошо себя зарекомендо- ( вавшей модели Премии по качеству и ее адаптации к деятельности НТО [1, 2]. Ключевым в данных моделях ' является деление всех показателей качества деятель- 1 ности на блок результатов и блок потенциала органи- I зации. Внутри каждого блока можно выделять показа- I

12

тели, наиболее характерные конкретному отраслевому виду деятельности, каким и является деятельность в научно-изыскательской сфере.

По нашему мнению, такими показателями для блока результатов деятельности НТО могут быть: ^ результативность (выполнение договорного плана разработок);

^ инновации в технологии, технике и продуктах; ^ успешность, эффективность разработок и др.

Для блока потенциала НТО: ^ уровень профессионализма и творчества работников (наличие степеней, патентов, изобретений, участие в конференциях и пр. показатели) и их необходимое количество; ^ наличие прогрессивной корпоративной культуры организации;

^ наличие прогрессивных систем управления (например, СМК, управления бизнес-процессами); ^ уровень лабораторной базы и базы испытаний; ^ доля участия государства и т.д.

В общем случае показатель комплексного качества деятельности НТО можно определить аналогично показателю удовлетворенности с помощью набора единичных показателей качества (ц), и тогда комплексный показатель качества деятельности НТО можно представить в виде (2):

О= Ь1 ц1+... + Ь/ ц/ + ... + Ьп цп, (2)

где Ь/ - весовой коэффициент, отражающий различную значимость для каждого /-го показателя качества деятельности НТО.

Для формирования комплексных показателей качества НТП помимо установления перечня единичных показателей качества (у) и (ц) важной задачей является выявление значимости этих показателей, определяющих результативный признак (У или О), а именно, удельных весов (а) и (Ь) в формулах (1) и (2). Эту значимость можно установить методом ранжирования на основе экспертных оценок, значение которых сведено в табл. 1.

Для выявления степени согласованности мнений экспертов можно использовать различные статистические подходы, например, расчеты коэффициентов конкордации, проверку по критерию хи-квадрат и другие, показывающие уровень доверия к полученным данным опроса.

Объективную оценку зависимости результирующего показателя качества НТП от влияющих на него факторов можно установить с помощью постро-

Таблица 1. Ранги значимости единичных показателей качества

НТП (авторская таблица)

Эксперты Единичные показатели качества (у или д)

1 ... 1 . п

Эксперт 1 Я11 Я /1 Я п1

Эксперт 2 Я12 Я/2 Яп2

Эксперт М Я1М ЯМ ЯпМ

Сумма рангов I I I

Средний ранг Яср1 Яср1 Яср/ Ясрп

Ранг показателя Я 1 Я 1 ... Я / Я п

век КАЧЕСТВА №2 • 2015

□ GH

МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА ВЦ

СП □

МЕТОДОЛОГИЯ

ения многофакторной регрессии. Будем считать, что комплексная удовлетворенность качеством заинтересованных сторон (У) является истинным результатом качества деятельности организации и зависит от составляющих деятельности самой организации - в основном от ее потенциальной способности развития и понимания ею требований всех ЗС, в том числе потребителей. Такая постановка определяет возможность исследования зависимости комплексного показателя удовлетворенности (У) от ряда факторов качества деятельности (q), то есть построения многофакторной регрессии типа (3):

У= C + clql +... + ск цк +...+ cKqK, (3)

где ск - коэффициенты уравнения регрессии, k = 1...K - количество выбранных факторов. В ходе статистического анализа и оценки многофакторной регрессии выполняются следующие этапы [3,4].

1. Отбор факторов производится на основе анализа матрицы коэффициентов парных корреляций (табл. 2), по которой можно судить о непосредственной связи факторов с результативным признаком и между собой.

По результатам полученных парных коэффициентов можно определить, какие факторы в уравнении регрессии слабо связаны с результативным признаком.

2. Учет явления мультиколлинеарности состоит в том, что не рекомендуется включать в уравнение факторы, тесно связанные с другими факторами. Анализ матрицы (табл. 2) на наличие явления мультиколлинеарно-сти можно проверить с помощью следующих критериев:

ryi rij, ryj rij, (4)

где ryi - результирующий фактор, расположенный в столбце;

ryj - результирующий фактор, расположенный в строке;

rij - парный коэффициент корреляции. В результате 1-го и 2-го этапа выявляется определенное количество независимых и тесно связанных факторов, которые можно включить в математическую модель.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Установление и анализ значимости коэффициентов многофакторной регрессии производится с помощью различных программ (например, IBM SPSS) и формируется табл. 3.

Критерии t-статистика и Р-значение позволяют оценить уровень значимости коэффициентов регрессии, которые проверяются по табличным данным, определяемым в зависимости от уровня значимости и числа степеней свободы.

4. Проверка значимости уравнения регрессии. Для этого определяются коэффициенты множественной корреля-

Таблица 2. Матрица коэффициентов парных корреляций показателей (авторская таблица)

У Ц1 qK

У 1 - - - -

q1 ryql 1

1

1

ЦК гУЦк rqlqK 1

Таблиц сии (ав а 3. Коэф юрская та( »фициен шца) ты мно гофакторн ой регрес-

Коэффициенты регрессии Стандартная ошибка S t-статистика Р-значение

У с0 S0 to P0

q1 c1 S1 t1 P1

qK cK SK tK PK

ции и множественной детерминации: множественный Я. Я-квадрат, нормированный Я-квадрат, значения которых должны удовлетворять определенным критериям. Одновременно с этим требуется определить фактическое значения показателя тесноты связи (Р-статистика). При сравнении этого значения с его табличной величиной при необходимом уровне значимости, а также количестве степеней свободы, делается вывод о значимости, с точки зрения статистики, в целом уравнения и показателя тесноты связи, сформировавшихся под влиянием учитываемых факторов.

Выводами данного исследования являются следующие положения.

1. Для оценки уровня качества НТП можно построить квалиметрические модели удовлетворенности потребителя и оценки качества НТП, соответствующие двум методологическим подходам с позиции потребителя и производителя НТП, на основе определенного набора единичных показателей и их значимости.

2. Для установления значимости единичных показателей качества возможно использовать методы экспертных оценок и статистические методы построения многофакторной регрессии. ■

Литература

1. Окрепилов В.В. Менеджмент качества / В 2-х т.; Том 2. СПб.: Наука, 2007. 504 с.

2. Горбашко Е.А. Управление качеством: Учебник для бакалавров. М.: Изд-во Юрайт, 2012. 463 с.

3. Елисеева И.И. Общая теория статистики: Учебник / Под ред. И.И. Елисеевой, 5-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2006. 441 с.

4. Гусаров В.М. Теория статистики: Учеб.пособие для вузов. М.: Аудит, ЮНИТИ, 2011.

№ 2 • 2015 ВеЮКАЧЕСТВА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.