УДК 336.12 © Е.В. Иванова
Е. В. Иванова
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья посвящена основным проблемам эффективного использования финансовых ресурсов муниципальных образований. В статье рассмотрена актуальная проблема качественной оценки потенциальных региональных возможностей путем проведения комплексной оценки финансового состояния местных бюджетов.
Ключевые слова: бюджет муниципального образования, оценка финансового состояния, платежеспособность местного бюджета, финансовая устойчивость региона.
Основу финансовой деятельности государства составляет бюджет, состояние которого отражает как успехи, так и провалы государственной политики. Причины постоянного внимания исследователей к проблемам разработки бюджетов различного уровня общеизвестны и объяснимы. Бюджет является основой государственных, региональных и местных финансов, формой образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государственного значения и местного самоуправления.
Местный бюджет рассматривается в качестве одного из главных признаков самоуправляющейся территории, которая при условии наделения ее другими установленными законодательством признаками получает статус муниципального образования. Составление местных бюджетов необходимо, так как в каждом муниципальном образования существуют собственные предметы ведения, которые требуют осуществления хозяйственной деятельности. С целью повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления необходимо разрабатывать и использовать местный бюджет таким образом, чтобы он был платежеспособным.
Платежеспособность местного бюджета - важный критерий оценки бюджета в целом. Полученные в бюджет доходы должны покрывать правильно определённые в приоритетном направлении расходы. Органы местного самоуправления могут этого достичь, только если будут иметь собственную устойчивую финансово-материальную основу для решения поставленных задач и функций. Платежеспособность местного бюджета характеризует экономическое положение в целом по району. Детальное изучение источников формирования доходов и основных направлений расходов, их сопоставление позволит выявить проблемы, из-за которых невозможно достичь платежеспособности местного бюджета. И только благодаря полному анализу выявленных проблем разрабатываются основные направления реформирования и совершенствования местного бюджета с целью обеспечения его платежеспособности. Отсюда и возникает необходимость изучения местного бюджета как составного звена Бюджетной системы РФ, оценки его финансового положения и платежеспособности, для достижения устойчивого развития района.
Поэтому в современных условиях в целях эффективного использования финансовых ресурсов территорий становится актуальной проблема качественной оценки потенциальных региональных возможностей. Для отечественной системы анализа используется, как правило, оценка бюджетных показателей.
Под финансовой устойчивостью региона понимается сбалансированность денежных доходов и расходов региона и их пропорциональное изменение под воздействием различных внешних и внутренних факторов с целью обеспечения полномочий органов власти региона, его социально-экономического и политического развития в текущей и долгосрочной перспективе.
Однако многие исследователи при оценке финансовой устойчивости региона оценивают лишь устойчивость самого бюджета, так как считают его главным источником ресурсной базы региона, не рассматривая при этом иные источники средств.
Механизмы оценки финансовой устойчивости бюджетов предлагались различными учеными-экономистами. Наиболее полноценной является методика, предложенная академиком Г.Б. Поляком [1].
По его мнению, уровень устойчивости бюджета определяется определенным объемом средств, необходимых для обеспечения минимальных бюджетных расходов. При этом под минимальными бюджетными расходами понимаются средства, предусмотренные в бюджете для финансирования конституционно гарантированных мероприятий для жизнеобеспечения населения. При этом Г.Б. Поляком было описано 4 состояния устойчивости бюджета, конечно же, исходя из уровня минимальных расходов:
- абсолютно устойчивое состояние бюджета;
- нормальное состояние бюджета;
- неустойчивое состояние бюджета;
- кризисное состояние бюджета.
Для определения степени устойчивости бюджета могут быть использованы следующие методы:
1. Абсолютно устойчивое состояние бюджета возможно при условии, если:
Рмин < Дс + Дп (1);
где: Рмин - минимальные расходы бюджета; Дс - собственные доходы бюджета; Дп -перераспределяемые доходы бюджета.
2. Нормальное состояние:
Рмин = Дс + Дп (2);
3. Неустойчивое состояние:
Рмин = Дс + Дп + Дд (3);
где Дд - дополнительно привлеченные финансовые ресурсы (свободные остатки бюджетных средств, средства целевых бюджетных фондов и др.).
4. Кризисное состояние:
Рмин > Дс + Др (4);
Возможны следующие количественные критерии для определения степени устойчивости бюджета.
1. Абсолютно устойчивое состояние бюджета возможно при следующих условиях:
Дс / Д = 60 - 70% (5);
Дп / Д = 30 - 40% (6);
3/ Р= 10 - 15% (7);
где Д - общая сумма бюджетных доходов; Р - общая сумма бюджетных расходов; 3 -бюджетная задолженность.
2. Нормальное состояние бюджета:
Дс / Д = 40 - 50% (8);
Дп / Д = 50 - 60% (9);
3 / Р = 30 - 35% (10);
3. Неустойчивое состояние:
Дс / Д = 5 - 10% (11);
Дп / Д = 90 - 95% (12);
3 / Р = 40 - 50% (13);
В анализе местного бюджета в качестве инструментария могут использоваться бюджетные коэффициенты. Они могут применяться с целью сравнения характеристик бюджета за различные периоды времени, сравнивая показатели бюджета конкретной территории с аналогичными показателями бюджетов других территорий. Эти коэффициенты могут быть использованы в качестве нормативов (критериев) состояния бюджета и могут
разрабатываться на базе успешно составленных и исполненных бюджетов, на базе групп бюджетов, сформированных по территориальному признаку, и т. д.
Для анализа бюджета можно использовать следующие бюджетные коэффициенты:
- коэффициент соотношения перераспределяемых и собственных бюджетных доходов: Крс = Дп / Дс (14);
- коэффициент автономии:
Ка = Дс / Д (15)
- коэффициент внешнего финансирования:
Кв.ф. = Дп / Д (16);
- коэффициент обеспеченности минимальных расходов собственными доходами:
Ко.р = Дс / Рмин (17);
- коэффициент бюджетного покрытия:
Кб.п = Д / Рмин (18);
- коэффициент налогового покрытия:
Кн.п = Дн / Рм (19);
где Дн - налоговые доходы бюджета.
- коэффициент неналогового покрытия:
нн.п нн.п мин (20);
где Дннп - неналоговые доходы бюджета.
- коэффициент трансфертного покрытия:
т.п = Дт .п мин (21);
где Дтп - доходы бюджета, поступившие в виде трансфертов (безвозмездных, безвозвратных поступлений).
- коэффициент дефицитности бюджета:
Кд = БД / Р (22);
где БД - бюджетный дефицит.
- коэффициент бюджетной задолженности:
К бз = 3: Р (23);
- коэффициент бюджетной результативности:
Кбр = Дт: Ч (24);
где Дт - общая сумма бюджетных доходов, созданных на соответствующей территории и поступивших во все звенья бюджетной системы;
Ч - среднегодовая численность населения региона;
- коэффициент бюджетной обеспеченности населения:
Кб.р = Р / Ч (25).
С помощью этих инструментов достигается объективизация в оценке состояния местного бюджета, выявляются факторы, влияющие на это состояние. В свою очередь знание этих факторов и меры их влияния на бюджет позволяют определить причины негативных явлений в бюджетной сфере и более качественно готовить мероприятия по их устранению. Бюджетный анализ может проводиться как по результатам составления, так и исполнения бюджета.
Анализ составления бюджета включает следующие направления исследований:
- анализ финансового состояния отраслей сферы материального производства;
- анализ ожидаемого исполнения бюджета текущего года;
- анализ показателей сводного финансового баланса;
- анализ доходной части проекта бюджета по источникам доходов;
- анализ расходной части проекта бюджета по направлениям использования бюджетных средств.
Проведение комплексного анализа местного бюджета позволяет получить необходимую информацию представительным и исполнительным органам власти для принятия решений при формировании и осуществлении финансовой политики, выявления
резервов в мобилизации средств в бюджет, повышения эффективности их использования, усиления контроля за их освоением.
Таким образом, для проведения анализа бюджета используются определенные методы и инструментарий.
Для оценки финансового состояния бюджета применимы коэффициенты, предлагаемые Министерством финансов РФ в порядке оценки кредитоспособности. В качестве инструментария для бюджетного анализа могут использоваться бюджетные коэффициенты -относительные показатели финансового состояния территории, которые выражают отношения одних абсолютных бюджетных показателей к другим.
На сегодняшний день не сформированы как подходы к экономическому содержанию понятия «финансовый потенциал региона», так и система оценочных показателей эффективности финансового управления региона, которая имеет неполноценный характер.
Поэтому механизм регионального финансового сравнения и ресурсополучения базируется только на показателях, направленных на оценку сбалансированности расходных статей бюджета и полученных налоговых платежей. В связи с этим возникает необходимость разработки комплексного подхода к оценке финансовых возможностей местного бюджета, учитывающего все его элементы.
Финансовая устойчивость местного бюджета - является главной характеристикой бюджета. Органы местного самоуправления могут добиться совпадения доходов и расходов местного бюджета только в том случае, если будут иметь самостоятельную устойчивую финансово-материальную основу.
Для финансовой устойчивости и платежеспособности органы местного самоуправления должны использовать бюджет как важный инструмент регулирования и планирования его на 3 года, самостоятельно реализовывать программу повышения эффективности бюджетных расходов [2], разрабатывать и внедрять инновации, повышать доступность и качество услуг и т.д.
Библиографический список
1. Поляк, Г.Б. Бюджетная система России / Г. Б. Поляк. - М.: Юнити-Дана, 2010. -
703 с.
2. Иванова, Е. В. Проблемы формирования и исполнения расходных обязательств бюджетов субъектов РФ и пути их решения / Е.В.Иванова // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2012. - №4. - С. 3-6.
METHODS OF ASSESSING THE FINANCIAL CONDITION OF THE BUDGET OF THE MUNICIPALITY
Elena V. Ivanova,
associate Professor, Siberian Institute of Business and Information Technologies
Abstract. The article is devoted to the main problems of the efficient use of financial resources of the municipalities. In this connection, the article reviews the urgent problem of the qualitative assessment of potential regional opportunities by conducting a comprehensive assessment of the financial condition of local budgets.
Keywords: budget of the municipality, the estimation of the financial state, solvency of the local budget, financial stability of the region.
Сведения об авторе:
Иванова Елена Владимировна - кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента Сибирского института бизнеса и информационных технологий (г. Омск, Российская Федерация), e-mail: iva-ev@yandex.ru. Статья поступила в редакцию 20.06.2013.