Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Выпуск 6 (25) 2014 ноябрь - декабрь http://naukovedenie.ru/index.php?p=issue-6-14 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/17EVN614.pdf DOI: 10.15862/17EVN614 (http://dx.doi.org/10.15862/17EVN614)
УДК 338.24
Селезнева Жанна Владимировна
ФГБОУ ВПО «Самарский государственный архитектурно-строительный университет»
Россия, Самара1 Кандидат экономических наук
Доцент
E-mail: [email protected] Суслова Нина Владимировна
ФГБОУ ВПО «Самарский государственный архитектурно-строительный университет»
Россия, Самара Старший преподаватель E-mail: [email protected]
Методы оценки эффективности использования бюджетных средств в сфере жилищно-коммунального хозяйства на примере городского округа Самара
1 443001, Самара ул. Молодогвардейская, 194
Аннотация. Практическая значимость решения вопросов, связанных с контролем за эффективностью использования средств бюджета в сфере жилищно-коммунального хозяйства обуславливает актуальность исследования.
Раскрыты основные понятия бюджетного устройства и организации бюджетного процесса городского округа Самара. Проанализированы основные показатели бюджета городского округа Самара. Проведенный анализ показал, что одним из ключевых мест в структуре расходов городского округа Самара, занимают расходы на жилищно-коммунальное хозяйство. Дана оценка эффективности расходования бюджета городского округа Самара в части жилищно-коммунального хозяйства. Обоснована необходимость разработки мероприятий по контролю за эффективным использованием бюджетных средств в сфере жилищно-коммунального хозяйства городского округа Самара.
Перечислены три параметра эффективности использования государственных средств: экономичность, продуктивность, результативность. Разработаны рекомендации по оценке эффективности использования бюджетных средств. Предложенные методы оценки расширяют возможности повышения результативности в системе управления средствами бюджета городского округа Самара. Организация бюджетного процесса в нашей стране основана на принципе единства бюджетной системы Российской Федерации, что означает единство бюджетного законодательства. Таким образом, разработанные рекомендации, могут быть использованы другими муниципальными образованиями.
Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство; показатели бюджета городского округа Самара; методы оценки эффективности использования бюджетных средств.
Ссылка для цитирования этой статьи:
Селезнева Ж.В., Суслова Н.В. Методы оценки эффективности использования бюджетных средств в сфере жилищно-коммунального хозяйства на примере городского округа Самара // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» 2014. № 6 http://naukovedenie.ru/PDF/17EVN614.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/17ЕУМ614
Организация бюджетного процесса городского округа Самара в условиях реформирования бюджетной системы Российской Федерации, нацеленной на повышение эффективности расходования бюджетных средств, является приоритетным направлением бюджетной политики города.
Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации, бюджетное устройство - это структура и принципы построения бюджетной системы.
А бюджетная система Российской Федерации - совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права. Она состоит из бюджетов трех уровней [7]:
• федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
• бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
• местные бюджеты в том числе, бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и бюджеты городских и сельских поселений.
Так же существует еще консолидированный бюджет, который представляет собой свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории.
Управление средствами местного бюджета представляет собой важную часть бюджетной политики и в значительной мере определяется состоянием бюджетного процесса, порядком планирования, утверждения и исполнения бюджета в части расходов, а также контроля за его исполнением [5].
Основным документом органа местного самоуправления, регламентирующим бюджетные отношения в городском округе Самара, является Положение «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе городского округа Самара», утвержденным Решением Думы городского округа Самара от 27 декабря 2007 года №516 (с последующими изменениями).
Проведенный анализ показал, что одно из ключевых мест в структуре расходов городского округа Самара, занимают расходы на жилищно-коммунальное хозяйство. В условиях предельной ограниченности бюджетного финансирования жилищно-коммунального хозяйства актуальность оптимального расходования средств повышается, а критерием их рационального использования является получение результата при минимальных затратах, обеспечивающих заданное количество и качество муниципальных услуг.
На бюджетное финансирование сферы жилищно-коммунального хозяйства позитивное влияние оказывают изменения, связанные с совершенствованием российской бюджетной системы [8]:
• установление и четкое определение статуса и полномочий участников бюджетного процесса;
• создание и развитие казначейской системы исполнения бюджета;
• использование программно-целевого метода бюджетного планирования;
• автоматизация бюджетного процесса;
• публичное размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд;
• разработка мер повышения эффективности бюджетных расходов.
Однако, несмотря достижение определенных положительных результатов требуется устранение объективных препятствий для эффективного расходования бюджетных средств в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Доходы и расходы местных бюджетов формируются по статьям единой бюджетной классификации, установленной Федеральным законом "О бюджетной классификации в Российской Федерации", с использованием единой методологии и нормативной базы.
Большинство муниципальных образований, несмотря на то, что доходы и расходы местных бюджетов должны быть сбалансированы, просто вынуждено принимать бюджеты с дефицитом, так как, несмотря на бюджетную самостоятельность органов местного самоуправления, уровень их собственных доходов очень низок. В результате органы местного самоуправления большинства муниципальных образований не в состоянии обеспечить жизнедеятельность населения, прогнозировать и планировать социально-экономическое развитие территорий [1].
В таблице 1 представлена динамика изменения основных показателей бюджета городского округа Самара в течении 2013 года [10].
Таблица 1
Динамика изменения основных показателей бюджета г.о. Самара
в течение 2013 года
Утверждено Решением Думы от 06.12.2012 №283 Динамика изменения основных показателей бюджета в течение 2013 года
Первоначальная редакция бюджета на 2013 год в ред. Решения Думы от 14.02.2013 №296 в ред. Решения Думы от 28.03.2013 №301 в ред. Решения Думы от 23.05.2013 №322 в ред. Решения Думы от 27.06.2013 №333 в ред. Решения Думы от 25.07.2013 №351 в ред. Решения Думы от 26.09.2013 №363
тыс.руб. %
ДОХОДЫ 14 720 469,5 18 013 991,3 18 170 032,6 18 853 698,9 19 914 204,4 20 716 353,5 21 628 388,5 +6 907 919,0 +46,9
Налоговые и неналогов ые доходы 14 047 906,5 14 187 906,5 14 217 630,4 14 305 836,0 14 306 525,5 14 406 613,5 14 426 576,2 +378 669,7 +2,7
Безвозмезд ные поступлен ия 672 563,0 3 826 084,8 3 952 402,2 4 547 862,9 5 607 678,9 6 309 740,0 7 201 812,3 +6 529 249,3 +св. 100
РАСХОД Ы 15 001 196,0 19 412 744,5 19 614 470,6 20 426 368,6 22 015 306,3 23 132 198,3 23 929 130,5 +8 927 934,5 +59,5
Утверждено Решением Думы от 06.12.2012 №283 Динамика изменения основных показателей бюджета в течение 2013 года
Первоначальная редакция бюджета на 2013 год в ред. Решения Думы от 14.02.2013 №296 в ред. Решения Думы от 28.03.2013 №301 в ред. Решения Думы от 23.05.2013 №322 в ред. Решения Думы от 27.06.2013 №333 в ред. Решения Думы от 25.07.2013 №351 в ред. Решения Думы от 26.09.2013 №363
тыс.руб. %
За счет средств бюджета г.о. Самара 14 360 409,0 15 618 435,7 15 648 159,6 15 947 949,4 16 073 538,2 16 287 580,9 16 330 043,6 +1 969 634,6 +13,7
За счет средств вышестоя щих бюджетов 640 787,0 3 794 308,8 3 966 311,0 2, 9, 8 7 4 5 941 768,1 6 844 617,4 7 599 086,9 +6 958 299,9 +св. 100
ДЕФИЦИ Т -280 726,5 -1 398 753,2 -1 444 438,0 Г-, 9, 6 6 7 5 1 -2 101 101,9 -2 415 844,8 -2 300 742,0 +2 020 015,5 +св. 100
Доходы бюджета городского округа Самара традиционно представлены:
• неналоговыми доходами;
• налоговыми доходами;
• безвозмездными поступлениями.
Доходы бюджета в течение 2013 года по отношению к начальной редакции бюджета выросли на 46,9 %.
Наибольший удельный вес в структуре «Налоговых и неналоговых доходов» занимает налог на доходы физических лиц - 64,5%.
Структура «Безвозмездных поступлений» в доходной части бюджета выглядит следующим образом:
• Субвенции - 3 965 293,4 тыс. руб. (55,1%);
• Субсидии - 2 991 806,7 тыс. руб. (41,5%);
• Дотации - 122 776,0 тыс. руб. (1,7%);
• Иные межбюджетные трансферты - 99 436,2 тыс. руб. (1,4%);
• Прочие безвозмездные поступления - 22 500,0 тыс. руб. (0,3%).
Структура расходов бюджета городского округа Самара за 2008 - 2013 годы представлена в таблице 2.
Таблица 2
Структура расходов бюджета городского округа Самара в 2008-2013 годах в %
Наименование расходов 2008 год 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год 2013 год
Общегосударственные 9,6 9,9 8,2 6,7 8,9 8,0
вопросы
Национальная оборона 0,013 0,007 0,006 0,008 0,007 0,1
Национальная 0,7 0,8 0,9 0,7 0,9 1,0
безопасность и
правоохранительная
деятельность
Национальная экономика 6,3 9,0 11,0 9,1 4,0 15,0
Жилищно-коммунальное 35,6 29,5 25,8 33,1 28,5 18,9
хозяйство
Охрана окружающей 0,2 0,5 0,1 0,4 0,2 0,1
среды
Образование 24,7 27,5 29,1 27,7 37,5 42,9
Культура, кинематография, 1,7 1,7 2,1 2,7 2,6 3,0
средства массовой информации
Здравоохранение, физическая культура 11,4 13,2 12,0 11,8 10,4 2,0
Социальная политика 9,7 8,0 10,7 7,9 7,1 7,0
Всего расходов 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
(составлена авторами по данным [10])
Распределение бюджетных средств по статьям расходов за шесть лет примерно одинаково. Наибольший удельный вес в структуре расходов бюджета городского округа Самара занимают расходы на жилищно-коммунальное хозяйство и образование это от 18,9 % до 42,9 % в разные отчетные периоды.
Далее, если сравнивать доходы и расходы за 2008 - 2013 годы, представленные в таблице 3, только в 2008 году бюджет городского округа Самара исполнен с профицитом. Максимальная сумма дефицита бюджета сложилась в 2013 году и составила 2300,74 тыс. руб. или 10,6 %. Минимальная - в 2010 году - 534 053,3 тыс. руб. или 3,8%.
За период с 2008 по 2013 год наблюдается увеличение доходной и расходной части бюджета города Самары.
Таблица 3
Основные показатели бюджета городского округа Самара за 2008 - 2013 годы
Показатели Единицы измерен ия 2008 год 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год 2013 год
Всего доходов тыс. руб. 14 168 058,8 12 434 769,6 13 878 882,8 17 257 141,5 20 435 278,1 21628, 39
Всего расходов тыс. руб. 13 177 712,9 13 424 226,2 14 412 936,1 18 932 561,7 21 639 651,9 23929, 13
Дефицит (-), Профицит (+) тыс. руб. + 990 345,9 - 989 456,6 - 534 053,3 - 1 675 420,2 - 1 204 373,8 2300,7 4
% к доходам 8,0 3,8 9,7 5,9 10,6
(составлена авторами по данным [10])
В то же время, бюджет городского округа Самара за 2009-2013 годы исполнен с дефицитом, в связи с тем, что темп роста расходной части бюджета превысил темп роста доходной части бюджета.
Одним из инструментов повышения эффективности бюджетных расходов является внедрение программно-целевого принципа планирования и исполнения бюджета городского округа Самара. В целях внедрения программно-целевого принципа организации деятельности органов местного самоуправления в городском округе Самара разрабатывается система долгосрочных целевых программ, предусматривающая все расходы бюджета, в том числе по отрасли жилищно-коммунального хозяйства. Реализация программно-целевого метода бюджетного планирования на территории городского округа Самара осуществляется посредством принятия долгосрочных и ведомственных целевых программ.
Основной задачей деятельности органов местного самоуправления в данном направлении является увеличение удельного веса расходов бюджета городского округа на реализацию целевых программ.
В целях эффективного использования средств бюджета городского округа Самара вопрос дальнейшего использования средств экономии от размещения муниципальных заказов и исполнения муниципальных контрактов находится под контролем Главы городского округа Самара. В связи с чем, перераспределение указанных средств в течении финансового года возможно только на особо значимые мероприятия при согласовании первых заместителей Главы городского округа Самара, курирующих сферу деятельности.
Постановлением Главы городского округа Самара от 22.05.2009 года № 481 утвержден порядок проведения и критерии оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ городского округа Самара, который определяет правила проведения ежегодной оценки эффективности мероприятий долгосрочных целевых программ городского округа Самара. Оценка эффективности проводится для получения наилучшего соотношения затрат и достигаемых результатов при реализации данных мероприятий.
Существуют три параметра эффективности использования государственных средств: экономичность, продуктивность, результативность [4].
Экономичность. Использование средств признается экономичным, если достигнуты заданные результаты с применением их наименьшего объема (абсолютная экономия) или более
высоких результатов с использованием заданного объема государственных средств (относительная экономия).
Продуктивность. Использование средств может быть оценено как продуктивное в том случае, когда затраты ресурсов на единицу произведенной продукции (оказанной услуги) или объем произведенной продукции (оказанной услуги) на единицу затрат будут равны или меньше соответствующих запланированных показателей.
Результативность. Результативность использования средств определяется путем оценки экономической результативности и социально-экономического эффекта.
Если бюджетные средства были потрачены на оказание запланированных услуг в полном объеме, результатом этого должно стать наличие данных услуг в запланированном объеме и надлежащего качества, но в то же время эти услуги не обеспечивают удовлетворение потребностей тех, для кого они предназначены, в таком случае социально-экономический эффект оценивается как весьма низкий.
Для оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ применяются целевые индикаторы и показатели эффективности реализации программы, указанные в паспорте каждой долгосрочной целевой программы [9].
Следует отметить, что кроме оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ городского округа Самара в программах предусмотрена оценка социально-экономической эффективности от реализации мероприятий программы.
Данный вопрос следует рассмотреть более подробно. Так как, особенностью жилищно-коммунальной сферы, включающей состояние жилищного фонда, качество жилищных услуг и развитость рынка жилья является то, что она обладает мощным и «скоростным» мультипликативным эффектом [2]. Определяющей чертой функционирования жилищно-коммунального хозяйства следует обозначить общность целей его социально-экономического развития с народно-хозяйственными целями и задачами, совпадение тенденции развития города, государства[6].
Использование показателей, строящихся только на данных финансовой отчетности, не в полной мере отражает эффективность использования средств бюджета. Базирующиеся на нефинансовой информации показатели менее подвержены искажениям вследствие влияния неконтролируемых факторов. Однако с ними зачастую связаны трудности их количественного измерения. В этих случаях целесообразно прибегать к показателям, косвенно оценивающим явление [3].
С целью достижения согласия по целевым значениям предложенных показателей рекомендуется использовать сравнительные величины. Таким образом, целевыми индикаторами эффективности использования бюджетных средств в сфере жилищно-коммунального хозяйства могут явиться:
Показатель удовлетворенности населения качеством работы предприятий сферы жилищно-коммунального хозяйства (нормативное значение 0,85 - 1);
где Пу - показатель удовлетворенности населения качеством работы предприятий;
Ку - количество человек участвующих в опросе, удовлетворенных качеством работы предприятий;
К - общее количество человек участвующих в опросе.
(1)
Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Выпуск 6 (25), ноябрь - декабрь 2014
http://naukovedenie.ru [email protected]
Показатель доступности информации для населения (нормативное значение 0,85 - 1);
/- = Ь- , (2)
ае т^
ь
где Пди - показатель доступности информации;
Ки - количество человек, участвующих в опросе, удовлетворенных доступностью информации;
К - общее количество человек, участвующих в опросе.
Необходимо обеспечение гарантированного уровня информационной открытости органов местной власти, повышение уровня доверия к власти и сокращение времени на обеспечение доступа граждан городского округа Самара к информации о их деятельности в отношении использования бюджетных средств за счет создания новых и модернизации действующих сайтов Интернета.
Удельный вес выполнения работ в сфере жилищно-коммунального хозяйства без отклонений по срокам и качеству от норматива (> 0,85);
У« = —, (3)
н 2
где Ун- удельный вес выполнения работ по установленному нормативу;
Q« - объем работ, выполненных в течении отчетного периода без отклонений по срокам и качеству от норматива;
Q - общий объем работ.
Данные об объеме предоставленных услуг и выполненных работ определяются постоянно действующей комиссией.
Показатель отклонения сроков выполнения работ в сфере жилищно-коммунального хозяйства ( < 18 %);
1т = 6йёд - .100, (4)
Идг
где Пос - показатель отклонения по срокам выполнения работ в сфере жилищно-коммунального хозяйства, (%);
Факт - фактическое время выполнения работ в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
Норм - нормативное время выполнения работ в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Возникшие отклонения, необходимо устранять путем принятия управленческих решений. Полученные фактические значения данных показателей в дальнейшем должны обновляться и фиксироваться для отдельных периодов.
Точность реализации целевых установок эффективности использования бюджетных средств в сфере жилищно-коммунального хозяйства зависит от эффективности контроля за их использованием. Анализ отклонений способствует своевременному принятию необходимых управленческих решений.
Таким образом, сравнение фактических и нормативных показателей позволит:
• проанализировать факторы, влияющие на эффективность использования бюджетных средств;
• принимать оптимальные оперативные управленческие решения по устранению отклонений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вдовина В. А. Управление системой экономических отношений на муниципальном уровне: специальность: дис. ... канд. экон. наук/ Дальневост. гос. ун-т путей сообщ. Комсомольск-на-Амуре, 2009. 181 с.
2. Жбанов П.А. Специфика инновационного развития жилищного комплекса как объекта управленческой деятельности// Интернет-журнал «Науковедение», 2012 № 4 (6) [Электронный ресурс] -М.: Науковедение, 2012-.- Режим доступа: http://naukovedenie.rU/sbomik6/4.pdf, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.
3. Колотилин Б.А., Селезнева Ж.В. Сбалансированное управление жилищно-коммунальным хозяйством: моногр. — Самара: Самарский гос. архитектурно-строит. ун-т, 2010. - 96 с.
4. Кошелева Ю.А. Не эффективное использование бюджетных средств. // «Финансовый справочник бюджетной организации». 2012. № 1 http://www.gosfinansy.ru/joumal/4201/63693 (доступ свободный) Загл. с экрана. Яз. рус.
5. Овчинцева С. А. Исполнение бюджетов по расходам в условиях перехода к бюджетированию, ориентированному на результат: специальность: дис. ... канд. экон. наук/ Волгогр. гос. ун-т. Волгоград, 2009. 215 с.
6. Ушанова Н.А., Селезнева Ж.В. Управление рынком жилья на основе применения сбалансированных показателей в городском хозяйстве//Транспортное дело России. 2010. № 11. С. 17-21.
7. Фомина Н. Е. Система бюджетов субъекта Российской Федерации и ее функционирование: специальность: дис. ... канд. экон. наук/ Сам. гос. эконом. унт. Самара, 2009. 153 с.
8. Чуловский К. Ю. Правовое регулирование доходов местных бюджетов: специальность: дис. ... канд. экон. наук/ Ом. гос. ун-т им. Ф.М. Достоевского. Омск, 2009. 207 с.
9. Ярошенко Т. П. Методическое развитие оценки эффективности бюджетных расходов муниципального образования: специальность: дис. ... канд. экон. наук/ Марийс. гос. техн. ун-т. Сургут, 2011. 264 с.
10. Официальный сайт Думы городского округа Самара. Режим доступа: http://gorduma.samara.ru/ (дата обращения 13.10.2014).
Рецензент: Ушанова Наталья Анатольевна, заместитель директора по учебно-методической работе филиала ФГБОУ ВПО СГАСУ в г. Белебее РБ, доктор экономических наук, доцент.
Selezneva Jhanna Vladimirovna
Samara State University of Architecture, Building and Civil Engineering
Russia, Samara E-mail: [email protected]
Suslova Nina Vladimirovna
Samara State University of Architecture, Building and Civil Engineering
Russia, Samara E-mail: [email protected]
Methods for evaluating the effectiveness of the use of budget funds in the housing and communal services of the example of the city of Samara
Abstract. The practical importance of issues related to the control of the efficiency of budget funds usage in the field of housing and communal services determines the relevance of the study.
Disclosed the basic concepts of the budget unit and the budgeting process of Samara. Analyzes the main indicators of the budget of Samara. The analysis showed that one of the key places in the cost structure of Samara, are expenses for housing and communal services. The evaluation of the effectiveness of budget spending in the city of Samara part of housing and communal services. The necessity of the development of control measures for the effective use of budget funds in the housing and communal services in Samara.
Lists the three parameters of efficiency of use of public funds: economy, efficiency, effectiveness. The recommendations for assessing the effectiveness of the use of budget funds. The proposed evaluation methods extend the capabilities improve performance in the management of the budget funds the city of Samara. The organization of the budget process in our country based on the principle of unity of the budget system of the Russian Federation, which means the unity of the budget legislation. Thus, developed recommendations can be used by other municipalities.
Keywords: housing and communal services; budget figures the city of Samara; methods of evaluating the effectiveness of the use of budget funds.
REFERENCES
1. Vdovina V. A. Upravlenie sistemoy ekonomicheskikh otnosheniy na munitsipal'nom urovne: spetsial'nost': dis. ... kand. ekon. nauk/ Dal'nevost. gos. un-t putey soobshch. Komsomol'sk-na-Amure, 2009. 181 s.
2. Zhbanov P.A. Spetsifika innovatsionnogo razvitiya zhilishchnogo kompleksa kak ob"ekta upravlencheskoy deyatel'nosti// Internet-zhurnal «Naukovedenie», 2012 № 4 (6) [Elektronnyy resurs] -M.: Naukovedenie, 2012-.- Rezhim dostupa: http://naukovedenie.ru/sbornik6/4.pdf, svobodnyy. - Zagl. s ekrana. - Yaz. rus., angl.
3. Kolotilin B.A., Selezneva Zh.V. Sbalansirovannoe upravlenie zhilishchno-kommunal'nym khozyaystvom: monogr. — Samara: Samarskiy gos. arkhitekturno-stroit. un-t, 2010. - 96 s.
4. Kosheleva Yu.A. Ne effektivnoe ispol'zovanie byudzhetnykh sredstv.// «Finansovyy spravochnik byudzhetnoy organizatsii». 2012. № 1 http://www.gosfinansy.ru/journal/4201/63693 (dostup svobodnyy) Zagl. s ekrana. Yaz. rus.
5. Ovchintseva S. A. Ispolnenie byudzhetov po raskhodam v usloviyakh perekhoda k byudzhetirovaniyu, orientirovannomu na rezul'tat: spetsial'nost': dis. ... kand. ekon. nauk/ Volgogr. gos. un-t. Volgograd, 2009. 215 s.
6. Ushanova N.A., Selezneva Zh.V. Upravlenie rynkom zhil'ya na osnove primeneniya sbalansirovannykh pokazateley v gorodskom khozyaystve//Transportnoe delo Rossii. 2010. № 11. S. 17-21.
7. Fomina N. E. Sistema byudzhetov sub"ekta Rossiyskoy Federatsii i ee funktsionirovanie: spetsial'nost': dis. ... kand. ekon. nauk/ Sam. gos. ekonom. un-t. Samara, 2009. 153 s.
8. Chulovskiy K. Yu. Pravovoe regulirovanie dokhodov mestnykh byudzhetov: spetsial'nost': dis. ... kand. ekon. nauk/ Om. gos. un-t im. F.M. Dostoevskogo. Omsk, 2009. 207 s.
9. Yaroshenko T. P. Metodicheskoe razvitie otsenki effektivnosti byudzhetnykh raskhodov munitsipal'nogo obrazovaniya: spetsial'nost': dis. ... kand. ekon. nauk/ Mariys. gos. tekhn. un-t. Surgut, 2011. 264 s.
10. Ofitsial'nyy sayt Dumy gorodskogo okruga Samara. Rezhim dostupa: http://gorduma.samara.ru/ (data obrashcheniya 13.10.2014)..