Научная статья на тему 'Методы осуществления политического контроля в России в конце xix - начале ХХ вв'

Методы осуществления политического контроля в России в конце xix - начале ХХ вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
239
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / АГЕНТУРА / СЕКРЕТНЫЕ СОТРУДНИКИ / ОХРАННОЕ ОТДЕЛЕНИЕ / ВЕРБОВКА / POLITICAL CONTROL / PUBLIC SAFETY / THE AGENTS / SECRET AGENTS / SECURITY DEPARTMENT / THE RECRUITMENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Майшев Сергей Евгеньевич

В статье освещаются вопросы становления и развития системы политического контроля, осуществляемой органами государственной безопасности Российской империи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of making political control in Russia in the late XIX - early XX centuries

The article highlights the issues of formation and development of the system of political control exercised by the public security of the Russian Empire.

Текст научной работы на тему «Методы осуществления политического контроля в России в конце xix - начале ХХ вв»

храма в честь Святого Архистратига Михаила. Строительство церкви было завершено к 8 ноября 1916 году. В Москве был заказан в фирме "Гагарин и Сталогоров" - иконостас. Но по условиям военного времени фирма не смогла доставить иконостас к освящению храма (7 ноября 1916 год). В связи с этим временно был установлен полотняный иконостас. [2, С. 115]

Старая Крестовоздвиженская и новая Ми-хаило-Архангельская церкви считались обновленческими, но в 30-е годы XX века были разрушены. С середины 1930-х до конца 1950-х годов в разных местах села располагались три действующих молитвенных дома. К сожалению, эти дома не сохранились до сегодняшнего дня. [3,С. 112]

В 1993 году в здании бывшей школы, ровесницы старой церкви, входившей с нею в единый архитектурный комплекс, соединенный аллеей, была оборудована нынешняя Михай-ло-Архангельская церковь, которая получила свое название от храма, разрушенного после 1917 года. [3, С. 112]

В храме имеются иконы, которые особо почитаются. Среди них можно выделить икону "Спасителя в терновом венце", икону Рождества Христова. Эти иконы были пожертвова-

ны родственниками иеромонаха Антония (Еременко), который в свое время передал их со Святой горы Афон в 20-е годы XX века. [3, С. 112]

В настоящее время администрацией и самими прихожанами сел оказывается необходимая помощь в благоустройстве нынешних церквей. Население и по сей день молится и просит о помощи те самые почитаемые иконы, которые были сохранены предками.

Литература:

1. Исторический обзор Терека, Ставрополья и Кубани : справочник по Ставропольской епархии (обзор городов, сел, станиц и хуторов Ставропольской губернии и Кубанской области) / Н.Т. Михайлов. - М.: Изд. Надыршин, 2008. - 840 с.

2. Храмы и монастыри Ставропольской епархии (1843-1920 гг.): справочник / сост. В.В. Белоконь; Комитет Ставропольского края по делам архивов. - Ставрополь : Бюро новостей, 2012. - 448 с.

3. Ставропольская и Владикавказская епархия : справочник по приходам / под ред. протоиерея Игоря Подоситникова, Е.И. Бронского, Т.Н. Ковалевой. - Ставрополь : Ставропольсервисшкола, 2005.- 140 с.

4. Беликов Г.А., Синельников Б.М. Соборы златоглавые. - Ставрополь : Ставропольское книжное изд-во, 2006. - 344 е., ил.

LD

1-Н

О

-О Q-

Ш <

S

17

METHODS OF MAKING POLITICAL CONTROL IN RUSSIA IN THE LATE XIX - EARLY XX CENTURIES Mayshev Sergey Evgenyevich, PhD of Historical sciences, Associate Professor, Chair of Civil and Criminal Law, Russian State Social University (branch), Pyatigorsk E-mail: mayschev.sergej@ya.ru

The article highlights the issues of formation and development of the system of political control exercised by the public security of the Russian Empire.

Keywords: political control; public safety; the agents; secret agents, security department; the recruitment.

МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ УДК 930 В РОССИИ В КОНЦЕ XIX - НА ЧАЛЕ XX вв.

В статье освещаются вопросы становления и развития системы политического © Майшев С.Е., 2015 контроля, осуществляемой органами государственной безопасности Российской Империи.

Ключевые слова: политический контроль; государственная безопасность; агентура; секретные сотрудники; охранное отделение; вербовка.

Проблема установления эффективного контроля государства над теми или иными сторонами жизни общества занимала важное место в функционировании властных элит России. Отношение к системе контроля в целом и механизму его функционирования было различным на тех или иных этапах развития государственности, изменений в экономической, а следовательно, и политической жизни. Однако, на наш взгляд, неизменным оставалось стремление правящих режимов к своевременному получению адекватной инфор-

> <

X uj

s

•x.

О ш 3-S

Q-

o ь-

a

18

МАИШЕВ Сергей Евгеньевич, кандидат исторических наук, доцент, кафедра Гражданского и уголовного права, Российский государственный университет (филиал), Пятигорск

mayschev.sergej@ya.ru

мации о положении дел в стране. Следовательно, на протяжении всего времени своего существования система контроля постоянно эволюционировала. Менялось содержание контроля, его объем, методы, организация.

В этой связи представляется актуальным рассмотрение вопросов, связанных с методами осуществления политического контроля в указанный хронологический период, ибо они оказали прямое влияние на формирование системы политического контроля в Советской России. Кроме того, данные методы дают наглядную картину, позволяющую вскрыть механизм функционирования органов политического контроля, их практическую работу по сбору информации.

Как таковая оформленная и всесторонне сформированная система политического контроля, способная эффективно реагировать на любые виды возникающих угроз, начала складываться в конце XIX века. Ее известной предтечей являлось III отделение собственной Его императорского величества канцелярии, реформированного соответствующим образом на основании Указа от 3 июля 1826 г. Ill отделение впервые в отечественной практике стало использовать тайных агентов, которые работали как за плату, так и из других побуждений. Использование тайной агентуры и акцент в работе на профилактику экстремизма позволило III отделению полностью контролировать политическую обстановку в стране.

Однако решающий этап в развитии методов политического сыска приходится на эпоху либеральных реформ Александра II. Подготовка реформ 60-70-х гг. XIX и механизм их проведения, исключивший возможность диалога между властью и обществом, вызывали их критику и, как следствие, неудовлетворенность реформами в самых различных слоях общества. Особенно данные настроения были характерны для молодого поколения российской интеллигенции, старавшейся жить и действовать во имя "общечеловеческой пользы". В итоге реформы привели к брожению умов, вылившихся в создании в 1879 г. организации "Народная воля". В ее рамках консолидировалась наиболее радикальная и экстремистски настроенная часть интеллигенции, которая прибегла к тактике террористических актов ради осуществления своих целей.

Кроме возникновения "народничества", на работу органов политического контроля оказали влияние перемены, произошедшие в социальной структуре России. Промышленный переворот 30-40-х гг. XIX века и отмена крепостного права привели к значительному изменению социальной структуры, что расширило круг объектов, являющихся потенциальными оппозиционными элементами. Все вышеназванное потребовало перестройки органов государственной безопасности и изменения системы политического контроля.

В 1880 г. Ill отделение было ликвидировано. Все функции по политическому сыску, Корпус жандармов и Департамент полиции были переданы министерству внутренних дел. Таким образом, в рамках одного министерства была объединена вся работа по осуществлению политического контроля, что позволило централизовать и упорядочить как сбор информации, так и оперативную работу. Для реализации данныхзадач в том же 1880 создаются отделения по охране общественной безопасности и порядка - будущие так называемые "охранки".

Тем не менее, несмотря на принятые меры, народовольцам удалось 01.03.1881 осуществить террористический акт, повлекший смерть Александра II. Это событие показало на необходимость вне-

дрения передовых, эффективных методов политического сыска. За довольно короткие сроки были разработаны следующие методы. Тайная агентура была разделена на агентов, осуществляющих внутреннее наблюдение и агентов наружного наблюдения. Первые получили название "внутренняя агентура". К ним относили тайных агентов, проникавших внутрь революционных кружков и организаций. "Наружная агентура" позднее стала именоваться филерами, которые уже к концу XIX века превратились в штатных сотрудников органов политического сыска. Помимо данных двух категорий агентуры появляется термин "штучники", то есть лица, выполняющие разовые поручения за отдельную плату [1]. Кроме того, еще более широко стала использоваться перлюстрация, произошло внедрение дактилоскопии, фотографирования, картотек учета подозрительных лиц и т.д.

Укреплению и развитию политического контроля, совершенствованию деятельности по его организации служило "Положение об устройстве секретной полиции в империи", изданное в декабре 1883 г. В нем обобщался опыт сыскной деятельности и высоко оценивалась работа охранных отделений Москвы и Петербурга. Рекомендовалось создавать их в других регионах [2]. Сосредоточил руководство политического сыска Особый отдел Департамента полиции МВД, которому подчинялись все охранные отделения в империи. Таким образом, события 1881 г. привели, с одной стороны, к совершенствованию работы органов политического контроля, с другой - к отказу властной элиты от осуществления каких-либо преобразований, что в перспективе осложнило деятельность органов политического сыска. Возрождение "охранительного" курса загоняло вглубь процессы, которые они были призваны контролировать. Данная ситуация вкупе с имевшей место недооценкой роли и влияния нелегальных политических организаций привела ксерьезным просчетам в деятельности органов государственной безопасности, сказавшимися в годы революции 1905-1907 гг.

Это подчеркивает и то обстоятельство, что с 1895 по 1904 гг. из четырех руководителей МВД двое пали жертвами террора. Никакие, даже самые талантливые и деятельные представители полиции и армии не могли справиться с нарастанием революции. Тем не менее, пытаясь сбить волну нарастающего кризиса, в 1902 г. издается "Положение о начальниках розыскных отделений", определившее в качестве основных методов политичес-

кого контроля информацию внутренней агентуры и наружного наблюдения. Одновременно происходит расширение розыскных отделений по территории страны, и к концу 1907 г. они действовали в 14 регионах. Несмотря на ряд успехов, революцию 1905-1907 гг. органы политического сыска встретили достаточно ослабленными. Сказалась непоследовательность властных структур и серьезные потери МВД. С октября 1905 г. по апрель 1906, террористами были убиты или ранены более 670 работников [3, с. 128].

Положение кардинально изменилось лишь с назначением на пост министра внутренних дел П.А. Столыпина. По его инициативе в декабре 1906 для объединения и координации работы органов государственной безопасности учреждаются районные охранные отделения, действующие в пределах округа, объединяющего несколько губерний. Они были призваны обобщать поступающую с мест информацию, дополнять ее за счет своей агентуры и определять основные направления контроля [4]. Следует отметить, что совершенствование работы происходило, как правило, в силу потребности реагировать на возникшие кризисы. Тем самым развитие методов контроля носило своеобразный "догоняющий" характер, что в целом негативно сказывалось на предупреждении и пресечении экстремистских действий.

Таким образом, политический кризис и революция 1905-1907 гг. привели к окончательному становлению системы политического контроля. Следует отметить, что она не являлась тотальной и действовала лишь в отношении определенных социальных групп: пролетариата (5,2 млн чел.), интеллигенции, чиновников, военных и т.д. - (6,9 млн чел.) [5, с. 212]. В свою очередь, из этих групп наибольшее внимание привлекали лица, так или иначе принимавшие участие в общественной деятельности. В этой связи в 1905-1914 гг. наибольшее вниманиеуде-лялось партиям: РСДРП (б), РСДРП (м), ПСР, народных социалистов; из общественных организаций: союзам и обществам с либеральными взглядами; из социальных слоев - рабочим и интеллигенции.

Основой получения информации стала работа тайной агентуры. В1907 Особый отдел Департамента полиции впервые в России разработал "Инструкцию по организации и ведению внутреннего (агентурного) наблюдения". В ней детально раскрывались вопросы подбора, проверки, вербовки агентов, работы с ними, реализации агентурных данных. Она сохранила уже сложившееся деление агентуры на 3

вида, особое внимание уделялось конспирации и сохранению в тайне личности негласного сотрудника [6, с. 2].

Наиболее удобными для вербовки считались слабохарактерныелюди, разочарованные или обиженные члены той или иной партии, материально нуждающиеся, бежавшие, или наоборот, осужденные на ссылку. Потенциальных агентов под доверительными предлогами "подводили" к сотрудникам охраны для про-Гг ведения соответствующей беседы. Другим методом была вербовка во время допросов. Аре-^ стованный по обвинению в принадлежности к нелегальным организациям предлагалось по-^ ступить на службу в охрану. Использовался МЛ также способ подсадки агентов в камеры для

склонения к сотрудничеству. ^ Руководил агентом завербовавший его соЦ трудник. Информация передавалась путем встреч на конспиративных квартирах. Сотруд-«С ник был обязан оберегать агентов от возможен ности провала, наблюдал за точностью инфор-

0 мации.

Полученные сведения проверялись путем ^ наружного наблюдения за указанными лицами или путем перекрестных сообщений отдру-

1 гих агентов. Особое в этом плане имело место наружное наблюдение, которое являлось вторым звеном получения информации. Отделу наружного отделения подчинялись участковые полицейские, надзиратели, вокзальные полицейские надзиратели и т.д. Значение работы данного отдела оценивалось высоко в плане проверки агентурных данных, хотя все же считалась второстепенной. Как указывалось, "наружное наблюдение представляется средством большею частью вспомогательным, а потому при отсутствии освещения со стороны внутренней агентуры, оно лишь в исключительных случаях может дать самостоятельный материал для выявления сообществ. Поэтому наибольшую выгоду из наружного наблюдения можно получить только при строгом соблюдении его с указаниями внутренней агентуры" [7, с. 189].

Помимо агентурных сведений информация поступала от перлюстрации. К 1913 перлюстрационные пункты существовали в 7 городах, общее число чиновников-перлюстраторов составляло 45 чел. [8] Однако общий объем информации был сравнительно небольшим, т.к. наблюдение шло за перепиской, прежде всего, высших слоев общества. Тем не менее значение перлюстрации как важного средства политического контроля оставалось неизменным.

Таким образом, внутренняя агентура, наружное наблюдение и перлюстрация являлись основными каналами получения информации, на них строилась в основном вся система политического контроля.

Кроме того, использовались и другие методы получения информации. Вышеупомянутые полицейские надзиратели выясняли местонахождения тех или иных лиц и адреса. Кроме этого, они были обязаны ежедневно сообщать в охранные отделения о малейших происшествиях в районе участка, а в экстренных случаях - немедленно. В каждом отделении хранилась картотека, в которую заносились все лица, когда-либо попадавшие по делам охранки. Если же сведений не было или не хватало, делались телеграфные запросы в другие отделения по всей Российской Империи.

Также регистрационными отделами осуществлялось наблюдение за "неблагонадежными элементами", проживающими в гостиницах, снятых внаем комнатах и т.д. Для этого города разделялись на районы, в которые входило несколько участков, находящихся в ведении специального полицейского надзирателя. В ряде случаев данную работу выполняли специальные офицеры с опорой на общие полицейские органы. Данные лица имели во всех порученных их надзору зданиях агентуру из прислуги, портье, швейцаров, сторожей, управляющих, дворников и т.д. Таким образом, можно было не только собрать информацию о личности, но и провести обыск без подозрений с его стороны.

Всю собранную информацию докладывали в районные охранные отделения, где она проверялась и дополнялась. Оттуда она направлялась в министерство внутренних дел директору Департамента полиции, а затем -заместителю министра, министру и другим высшим должностным лицам. Налаженная на вышеуказанных основаниях система политического контроля давала полную и исчерпывающую информацию обо всех процессах, происходящих в политической жизни страны.

Таким образом, на протяжении достаточно длительного времени путем изменения методов и организационной структуры органам политического контроля удалось создать систему, способную пресекать антигосударственные деяния и снижать до минимума активность оппозиционных групп. Формирование основ политического контроля в данное время - конец XIX - начало XX вв. - не случайно, ибо в этот период происходит формирова-

ние и развитие организованных оппозиционных групп. Вместе с тем объем контроля и штаты соответствующих органов были невелики, наибольшее внимание уделялось преимущественно верхушечным слоям общества, особенно - революционной интеллигенции.

События февраля 1917 г. уничтожили систему политического контроля Российской Империи. Конечно, события февраля - октября 1917 разворачивались вне зоны возможностей органов контроля. Органы политического сыска были прекрасно налаженным аппаратом для борьбы с революционным движением, но были совершенно бессильны бороться с нарастающей радикализацией общества. Для этого нужны были меры общегосударственного характера, от них не зависящие.

Литература:

1. Лазарев В.И. Из истории становления специальных средств отечественных спецслужб / URL: http://www.fsb.ru.

2. Шумилов А.Ю. Уроки истории нормативного регулирования оперативно-розыскной деятельности отечественных спецслужб / URL: http:// www.fsb.ru.

3. II Государственная Дума. Стенографический отчет. - СПб.,1906. - С. 128, 232.

4. ГАРФ.-Ф. Ю2.-0п. 262.-Д. 16.

5. История России / под ред. Узнародова В.М., Перехова Я.А. - Ростов-на-Дону, 2002. - С. 212.

6. Тайны политического сыска: Инструкция о работе с секретными сотрудниками / Публикация З.И. Перегудовой. - СПб., 1992. - С.2

7. Падение царского режима. - Л.,1925. - Т. 3. -С. 189.

8. Измозик B.C. Из истории "черных кабинетов" в России / URL: http://www.fsb.ru.

OBJECTS OF POLITICAL CONTROL IN THE RUSSIAN EMPIRE. THE END OFXIX - EARLYXX CENTURIES Mayshev Sergey Evgenyevich, PhD of Historical sciences, Associate Professor, Chair of Civil and Criminal Law, Russian State Social University (branch), Pyatigorsk E-mail: mayschev.sergejigiya.ru

The article highlights the peculiarities of political control in Russia in the late XiX - early XX centuries of different social groups, as well as forms and methods of its implementation.

Keywords: political control; public security agents; security office; recruitment; illegal opposition; intellectuals, labor movement; the peasants.

ОБЪЕКТЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ КОНЕЦ XIX-НА ЧАЛО XX вв.

В статье освещаются особенности осуществления политического контроля в России в конце XIX - начале XX вв. над различными социальными группами, а также методы и формы его осуществления.

Ключевые слова: политический контроль; государственная безопасность; агентура; охранное отделение; вербовка; нелегальная оппозиция; интеллигенция; рабочее движение; крестьяне.

Термин "политический контроль" довольно известен в исторической науке. Вместе с тем зачастую можно наблюдать, что исследователи воспринимают его как некую аксиому. На наш взгляд, наиболее полно раскрыл его содержание B.C. Измозик. В его исследовании приводится следующее определение: "Политический контроль - это система регулярного сбора и анализа информации различными ветвями партийно-государственного аппарата о настроениях в обществе, отношении различных его слоев к действиям властей, о поведении и намерениях экстремистских и антиправительственных групп" [1, с. 5]. В целом разделяя данное определение, тем не менее, следует отметить, что политический контроль имеет своей конечной опосредованной задачей обеспечение государственной безопасности, и в этой связи определение Измозика можно дополнить положением: "Целью политического контроля является обеспечение безопасности правящей элиты от всех видов возникающих угроз". Данная цель непосредственно определяет задачи политичес-

УДК 930

© Майшев С,Е„ 2015

МАИШЕВ Сергей Евгеньевич, кандидат исторических наук, доцент, кафедра Гражданского и уголовного права, Российский государственный университет (филиал), Пятигорск

mayschev.sergejigiya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.