Научная статья на тему 'Методы ориентировки в психологических «Пространствах» самоопределения'

Методы ориентировки в психологических «Пространствах» самоопределения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
653
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / SELF-DETERMINATION / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ "ПРОСТРАНСТВА" ВЫБОРА / PSYCHOLOGICAL "SPACE" / СМЫСЛ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / MEANING OF PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пряжников Николай Сергеевич

«Самоопределение» понимается как поиск и постоянное уточнение смысла будущей жизнедеятельности. Самоопределиться, значит сделать определенный выбор. Это может быть выбор профессии («профессиональное самоопределение»), выбор нравственной позиции («личностное самоопределение»), выбор своего места в обществе, связанный с образом и стилем жизни, со статусом в различных социальных группах («социальное самоопределение»), выбор вариантов проведения досуга («досуговое самоопределение») или даже выбор типа семейных взаимоотношений («семейное самоопределение») и др. Рассматриваются эти разные варианты самоопределения и отмечается не только их взаимосвязь, но и возможные противоречия. Освещены обобщенные варианты и методы ориентировки в различных «пространствах» самоопределения. Сами психологические «пространства» рассматриваются как метафора, отражающая и упорядочивающая некое поле поиска смыслов самоопределения. Каждое такое «пространство» строится по определенному принципу, определяемому теми критериями, которые положены в его основу. Психологических «пространств» может быть множество, и в этом множестве самоопределяющейся личности надо уметь ориентироваться. Выделены основные группы, на которые можно условно разбить психологические «пространства» самоопределения, в частности, типология вариантов планирования жизни и карьеры, типологии видов трудовой деятельности, типологии профессий. Подчеркивается, что самоопределяющемуся человеку важно понять, что станет смыслом его будущей профессиональной деятельности, и насколько все это будет соответствовать/не соответствовать другим его жизненным замыслам. Представлены различные методы, позволяющие человеку самоориентироваться (по сути, самоопределяться) в сложных «пространствах» карьерных и жизненных выборов. Особое внимание уделяется самоопределению детей в подростковом возрасте. Обозначена созвучность многих современных подходов в профориентации идеям П.Я. Гальперина об «ориентировках».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пряжников Николай Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Guidance methods in psychological «spaces» of self-determination

Self-determination is deemed as search and continuous refinement of the meaning of the future life. The paper discusses various options for self-determination, i.e. professional, personal, social, and other ones. Self-determination means making a certain choice. This may be career choice («career self-determination»), choice of a moral position («personal self-determination»), choice of one's position in society associated with image and style of life, status in various social groups («social self-determination»), choice of options («Leisure self-determination»), or even choice of relationship type («family self-determination»), etc. The generalized options and methods of orientation in various «space» of self-determination are highlighted. The psychological «spaces» are regarded as a metaphor that reflects and arranges a certain field of search for the meanings of self-determination. Each «space» is constructed according to a certain principle based on certain criteria. Psychological «space» may be determined as diverse, and in this set of self-determining personality one must be able to navigate. There are main groups of psychological «space» including the typology of options for planning life and career, the typology of work activity, the typology of professions. It is important for self-determination to define the future professional activity. Various methods are presented that allow a person to get a career orientation in complex «space» of career and life choices. Particular attention is paid to self-determination of children in adolescence. Various modern approaches in career guidance and P.Ya. Galperin's career «orientation» principles are drawn to a concordance.

Текст научной работы на тему «Методы ориентировки в психологических «Пространствах» самоопределения»

Оригинальная статья / Original Article УДК 159.923, 37.047

doi: 10.11621/npj.2017.0316

Методы ориентировки в психологических «пространствах» самоопределения

Н.С. Пряжников

МГУ имени М.В. Ломоносова, Финансовый университет при Правительстве РФ, РЭУ имени Г.В. Плеханова, Москва, Россия

Поступила: 13 апреля 2017/ Принята к публикации: 27 апреля 2017

Guidance methods in psychological «spaces» of self-determination

Nikolai S. Prjazhnikov

Lomonosov Moscow State University, University of Finance under the Government of the Russian Federation, Plekhanov Russian University of Economics Moscow, Russian

Received: April 13, 2017 / Accepted for publication: April 27, 2017

¡f"^ амоопределение» понимается как поиск и постоянное уточнение смысла будущей жизнедеятельности. Самоопределиться, значит сделать определенный «С) выбор. Это может быть выбор профессии («профессиональное самоопределение»), выбор нравственной позиции («личностное самоопределение»), выбор своего места в обществе, связанный с образом и стилем жизни, со статусом в различных социальных группах («социальное самоопределение»), выбор вариантов проведения досуга («досуговое самоопределение») или даже выбор типа семейных взаимоотношений («семейное самоопределение») и др. Рассматриваются эти разные варианты самоопределения и отмечается не только их взаимосвязь, но и возможные противоречия. Освещены обобщенные варианты и методы ориентировки в различных «пространствах» самоопределения. Сами психологические «пространства» рассматриваются как метафора, отражающая и упорядочивающая некое поле поиска смыслов самоопределения. Каждое такое «пространство» строится по определенному принципу, определяемому теми критериями, которые положены в его основу. Психологических «пространств» может быть множество, и в этом множестве самоопределяющейся личности надо уметь ориентироваться. Выделены основные группы, на которые можно условно разбить психологические «пространства» самоопределения, в частности, типология вариантов планирования жизни и карьеры, типологии видов трудовой деятельности, типологии профессий. Подчеркивается, что самоопределяющемуся человеку важно понять, что станет смыслом его будущей профессиональной деятельности, и насколько все это будет соответствовать/не соответствовать другим его жизненным замыслам. Представлены различные методы, позволяющие человеку самоориентироваться (по сути, самоопределяться) в сложных «пространствах» карьерных и жизненных выборов. Особое внимание уделяется самоопределению детей в подростковом возрасте. Обозначена созвучность многих современных подходов в профориентации идеям П.Я. Гальперина об «ориентировках».

Ключевые слова: самоопределение, психологические «пространства» выбора, смысл профессиональной деятельности.

elf-determination is deemed as search and continuous refinement of the meaning of the future life. The paper discusses various options for self-determination, i.e. professional, personal, social, and other ones. Self-determination means making a certain choice. This may be career choice («career self-determination»), choice of a moral position («personal self-determination»), choice of one's position in society associated with image and style of life, status in various social groups («social self-determination»), choice of options («Leisure self-determination»), or even choice of relationship type («family self-determination»), etc.

The generalized options and methods of orientation in various «space» of self-determination are highlighted. The psychological «spaces» are regarded as a metaphor that reflects and arranges a certain field of search for the meanings of self-determination. Each «space» is constructed according to a certain principle based on certain criteria. Psychological «space» may be determined as diverse, and in this set of self-determining personality one must be able to navigate. There are main groups of psychological «space» including the typology of options for planning life and career, the typology of work activity, the typology of professions. It is important for self-determination to define the future professional activity. Various methods are presented that allow a person to get a career orientation in complex «space» of career and life choices. Particular attention is paid to self-determination of children in adolescence. Various modern approaches in career guidance and P.Ya. Galperin's career «orientation» principles are drawn to a concordance.

Keywords: self-determination, psychological «space», meaning of professional activity.

144

Для цитирования: Пряжников Н.С. Методы ориентировки в психологических «пространствах» самоопределения // Национальный психологический журнал. - 2017. - №3(27). - С. 144-150. doi: 10.11621/npj.2017.0316

Самоопределение как поиск смысла

Самоопределиться, значит сделать определенный выбор. Это может быть выбор профессии («профессиональное самоопределение»), выбор нравственной позиции («личностное самоопределение»), выбор своего места в обществе, связанный с образом и стилем жизни, со статусом в различных социальных группах («социальное самоопределение»), выбор вариантов проведения досуга («досу-говое самоопределение») или даже выбор типа семейных взаимоотношений («семейное самоопределение») и др

Часто разные типы самоопределения взаимодополняют друг друга, хотя между ними может и быть определенный конфликт, когда, например, профессиональные выборы не позволяют сделать определенные выборы досуга или, когда социальное или личностное самоопределение не позволяет реализовать некоторые семейные выборы (другие члены семьи возражают, «не понимают» и т. п .) .

Каждый раз человек как бы спрашивает самого себя, зачем мне это надо, какой для меня смысл в тех или иных выборах? Разные авторы часто связывают самоопределение с поиском смысла (Климов, 1993; Кон, 1984; Франкл, 1990; Щедро-вицкий, 1993) ■ При этом разводят самоопределение как результат (найденный смысл) и как процесс (непрекращающийся поиск и уточнение смысла) (Пряжни-ков, 2016, С . 144-149) ■ Можно предполо-

жить, что именно творческие люди часто отдают предпочтение самоопределению как процессу. Об этом, например, размышлял еще Н .А. Бердяев, говоря о том, что «пусть он и не знает смысл жизни, но само искание этого смысла уже придает жизни смысл» (Бердяев, 1990, С . 74) . Проблема возникает тогда, когда этих смыслов оказывается слишком много и в них необходимо как-то сориентироваться

Психологические

«пространства»

самоопределения

Сами психологические «пространства» рассматриваются нами как метафора, отражающая и упорядочивающая некое поле поиска смыслов самоопределения При этом каждое такое «пространство» строится по определенному принципу, определяемому теми критериями, которые положены в основу данного «пространства» Соответственно, психологических «пространств» может быть

множество, и в этом множестве самоопределяющейся личности тоже надо как-то сориентироваться Например, человек размышляет о выборе профессии, и тогда ему могут помочь различные типологии профессий, а также - критерии, по которым построены те или иные типологии . В России одна из наиболее известных типологий профессий разработана Е.А. Климовым и названа им «формула профессии» (Климов, 1990, С . 110-114) .

Типология построена в виде «ярусов», которые отражают основные группы признаков профессии:

1) предметы труда;

2) цели труда;

3) средства труда;

4) условия труда.

Соответственно, в каждой группе выделяются уже конкретные признаки . Например, в предметах труда человек (субъект труда) взаимодействует с природой, с техникой, со знаковыми системами, с другими людьми, с художественными образами . С помощью таких более конкретных признаков можно описать многие профессии (или группы профессий) . Это и позволяет человеку, во-первых, сориентироваться в том, что его интересует (какие признаки наиболее значимы для него) и, во-вторых, по этим признакам уточнить для себя и выбор самой профессии . По сути, каждый такой признак можно рассматривать как «ориентирующий» (по П Я . Гальперину) и даже как «смыслообразующий» (по А.Н. Леонтьеву) . В совокупности эти признаки задают полную психологическую структуру будущего труда (по Е.А. Климову) и составляют основу «правильного» выбора, о котором человек впоследствии не будет жалеть

Но типологий профессий довольно много и многие из этих типологий в своей основе имеют другие основания Например, в типологии «наук» (как сфер деятельности) известного общественного деятеля XVII века Татищева в качестве такого основания берется «польза для общества», и все профессии разбиваются автором на пять групп, начиная от «наук нуждных» и кончая «науками вредительными» (Татищев, 1979) ■ В типологии Струмилина, разработанной еще в 20-е годы прошлого века, в качестве основания берется уровень самостоятельности работника и, соответственно, все профессии разбиваются на группы, начиная от рутинных «исполнительских» (с минимальной степенью самостоятельности) и кончая творческими (с высокой степенью самостоятельности) (Струми-лин, 1983) .

Сами психологические «пространства» условно можно разбить на следующие основные группы:

1. Варианты оценки (осмысления) самой ситуации самоопределения На-

Николай Сергеевич Пряжников - доктор педагогических наук, профессор кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. Профессор кафедры управления персоналом и психологии Финансового университета при Правительстве РФ. Профессор кафедры психологии РЭУ имени Г.В. Плеханова. E-mail: [email protected]

Для цитирования: Пряжников Н.С. Методы ориентировки в психологических «пространствах» самоопределения // Национальный психологический журнал. - 2017. - №3(27). - С. 144-150. doi: 10.11621/npj.2017.0316

Часто разные типы самоопределения взаимодополняют друг друга, хотя между ними может и быть определенный конфликт, когда, например, профессиональные выборы не позволяют сделать определенные выборы досуга или, когда социальное или личностное самоопределение не позволяет реализовать некоторые семейные выборы (другие члены семьи возражают, «не понимают» и т.п.)

пример, в известном «восьмиугольнике выбора профессии», предложенном ЕА Климовым (Климов, 1990, С . 121 — 128), сама ситуация профессионального самоопределения определяется с учетом восьми основных факторов:

1) своих возможностей,

2) уровня своих притязаний,

3) информированности о выбираемых профессиях и учебных заведениях,

4) своих склонностей,

5) позиции своих родных и близких;

6) позиций своих друзей и одноклассников;

7) позиции учителей, школьных педагогов;

8) наличия личного профессионального плана - ЛПП .

При этом именно ЛПП является интегрирующим фактором, а качество этого плана определяется тем, насколько учтены все другие факторы Поэтому можно делать выбор, ориентируясь как на полную систему факторов, так и на неполную (например, только на склонности) или, наоборот, более полную (на 2-4 фактора). Здесь уместно вспомнить П.Я. Гальперина, который говорил о необходимости учета основных ориентирующих признаков и, в соответствии с этим, даже выделял свои знаменитые «типы ориентировки» (Гальперин, 2002) . Заметим, что ЕА Климов на лекциях и в «живом» общении часто говорил о близости своих взглядов взглядам П Я Гальперина, а также о том, что одним из центральных понятий профориентации является понятие «ориентировка» В некоторых случаях ситуация самоопределения (более конкретных карьерных и жизненных выборов) часто определяется с учетом более развернутой системы факторов . Например, в методике «Схема альтернативного выбора» конкретные варианты (профессии, специальности и места дальнейшего обучения после школы) выбираются с учетом разнообразных факторов, отражающих и особенности будущей работы, и особенности обучения в конкретных вузах и колледжах (Пряжников, 2008, С 200207) . Учитываемых факторов довольно много (несколько десятков), но

в методике заложена важная идея -выбор самим клиентом наиболее значимых для себя факторов, что позволяет говорить об учете его ценностно-смысловых ориентаций . Данная методика позволяет также работать в режиме диалога консультанта с клиентом . Но, поскольку изначально не все клиенты знают правила выбора, заложенные в методике, то консультант постепенно (поэтапно) обучает клиента этим правилам. И в итоге, мы можем говорить, что клиент с помощью консультанта освоил «Схему альтернативного выбора» применительно к данному конкретному выбору или готов переносить эти правила и в другие ситуации (говоря языком П .Я . Гальперина, - переносить на другие задачи), что позволяет надеяться на освоение клиентом самого метода выбора карьерного варианта В этом случае мы уже близки к формированию субъекта самоопределения, способного (обученного) самостоятельно и осознанно решать вопросы профессионального выбора уже без помощи консультанта 2. Типологии профессий, а также производные от них - типологии специальностей, должностей и т.п .К сожалению, многие типологии профессий часто не отражают всей сложности будущего профессионального труда Например, связанного с сознательным или «вынужденным» нарушением закона или, что еще хуже, связанного с нарушением норм морали и совести (унижение клиентов, заказчиков, посетителей или несправедливое распределение доходов, когда зависимые от данного работника люди не могут, а то и «не смеют» отстаивать свои права) В итоге, мы получаем неполную ориентировку в особенностях будущей работы и часто делаем ошибочные выборы или неэффективно ведем себя в сложных профессиональных ситуациях Проблема в том, что о многих «социально сомнительных» аспектах будущей работы со школьниками, а иногда и со студентами, сложно говорить откровенно «по этическим соображениям» Вероятно, специалистам по психологии труда (и по профессиографированию) еще пред-

стоит найти те средства, которые, с одной стороны, позволят ориентироваться во всех важных аспектах профессий, а с другой стороны, не вызовут возмущение тех, кто всячески «оберегает» детей и подростков от излишних переживаний и от «ненужных» размышлений и сомнений

3 . Типологии видов трудовой деятель-

ности, не обязательно профессиональной, а, например, досуговой, необходимой для самореализации личности в тех сферах, где по разным причинам сложно быть официальным профессионалом (спорт, поэзия, актерское мастерство, философия, во-лонтерство и др )

4 . Типологии вариантов решения карь-

ерных вопросов, начиная от самостоятельного поиска и кончая обращением к разным специалистам, занимающимся профконсультированием (службы занятости, психологические центры, частные кадровые агентства, тренин-говые группы карьерного роста, коучи в организациях и т.п .) .

5 . Типология вариантов планирования

жизни и карьеры . Она включает в себя:

1) планирование реалистическое (с учетом своих ресурсов) и романтическое (без должного учета своих ресурсов);

2) «событийный подход», когда вся жизнь рассматривается как последовательность ярких и значимых «событий», которые и обеспечивают ощущение «состоявшейся» жизни и карьеры;

3) «сценарный подход», когда человек ориентируется на готовые и часто социально одобряемые варианты организации своей жизни, что особенно важно для людей, которые не хотят (или боятся) рисковать и желают ориентироваться, пусть не на выдающиеся достижения, но все же на какой-то гарантированный успех

4) творческие варианты планирования жизни, предполагающие более высокие риски (включая и риски быть не понятыми окружающими), но зато и более интересную, самобытную и успешную жизнь Творческие варианты также предполагают готовность решать сложные

Дляцитирования: Пряжников Н.С. Методы ориентировки в психологических «пространствах» самоопределения // Национальный психологический журнал. - 2017. - №3(27). - С. 144-150. doi: 10.11621/npj.2017.0316

146

проблемы, готовность переживать в случае неудачи и, одновременно, готовность сохранять творческий настрой в случае больших достижений (без зазнайства и «головокружения от успехов») Таким образом, важно понять, что нужно самоопределяющемуся человеку, что станет для него важнейшим смыслом его будущей профессиональной деятельности, и насколько все это будет соответствовать/не соответствовать другим его жизненным замыслам

Возрастно-психологические особенности уточнения смысла самоопределения

Известно, что сама готовность к поиску смысла развивается вместе с развитием личности На ранних этапах развития ребенок с помощью взрослого чаще воспринимает мир профессионального труда больше позитивно, и мы считаем, что так и должно быть Но по мере взросления у него (уже в подростковом возрасте) могут появиться первые сомнения в «исключительной позитивности» мира взрослых Например, когда ребенок все чаще слышит о том, что далеко не всегда честные и квалифицированные работники получают достойные зарплаты и, наоборот, ленивые и жадные могут быть миллионерами и даже миллиардерами... Мы называем это «кризисами разочарования»

Часто подросток нуждается в серьезных разговорах и осмыслении своих «открытий» и «разочарований» Взрослый (психолог-профконсультант) не должен усугублять ситуацию и призывать его ненавидеть окружающий мир (при такой ориентации и до экстремизма не далеко) Взрослым надо, отмечая реальные проблемы общества (экономики и даже политики), ориентировать размышляющего подростка на решение этих проблем цивилизованным способом Например, получать образование, делать карьеру, занимать со временем видное место в обществе, в профессиональной среде, а потом ответственно решать эти проблемы, опираясь на опыт, на знания и свой признанный окружающими статус . Заметим,

что при таком подходе мы можем говорить и о полноценном формировании гражданской позиции (как антитезе формирования деструктивных ориентаций) В дальнейшем развитии человек все более ориентируется на ценностно-смысловые аспекты своей жизни и карьеры Поэтому многие авторы, говоря о развитии взрослого человека, в качестве важнейшего критерия перехода к следующему этапу развития (и профессионального и личностного) часто называют изменение системы ценностей (Ливехуд, 1994; Фромм, 1992) . Таким образом, для развивающегося человека поиск и уточнение смыслов своей жизнедеятельности (включая профессиональный труд) становится все более важным. Хотя многие авторы отмечают, что далеко не всем удается по-настоящему изменить свое ценностное отношение к миру и к самому себе, и многие остаются как бы «застрявшими» в развитии (Ливехуд, 1994; Шихи, 1999) ■

Варианты практической помощи самоопределяющейся личности

В различных методах профконсульти-рования так или иначе смоделированы те или иные психологические «пространства» самоопределения или основания, на которых эти пространства» строятся Ниже кратко представлены основные варианты такого моделирования 1. Использование тестов и опросников . Часто результатом тестирования оказывается соотнесенность желаний (или самооценок) обследуемого с определенным набором шкал или параметров, которые в совокупности представляют собой определенное «пространство» выбора Например, в известной методике Е.А. Климова «Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)» (Климов, 1990, С. 143-152) смоделировано пространство основных «предметов труда»: природа, техника, человек, знаковые системы и художественный образ Но, как уже отмечалось выше, Е.А. Климов предложил и гораздо более обстоятельную типологию, куда включены цели, средства и условия труда Как видим, даже такая известная и при-

знанная методика отражает далеко не все особенности будущих профессий. К сожалению, этим «грешат» и многие другие тесты, используемые в профориентации, что объясняется стремлением к повышению достоверности обследования хотя бы по ограниченному набору параметров .

2. Моделирование основных признаков выбираемых объектов (профессий, учебных заведений, карьерных планов и др .) в специальных игровых процедурах . Например, в игре «Угадай профессию» нам не важна ее высокая валидность и достоверность (как при тестировании) Наша задача при ее проведении скорее просветительская и информационная - познакомить учащихся с более полным набором признаков профессионального труда. За основу мы взяли «Формулу профессии», разработанную Е.А. Климовым и добавили много новых групп характеристик профессий: особенности общения, характер подвижности работника, доминирующие виды ответственности работника, типичные трудности и неприятности работы, различные ее особенности, необходимый для ее осуществления уровень образования . В других игровых методиках моделируется типичный рабочий день (например, игровая методика «День из жизни»), демонстрируются различные моральные аспекты труда (например, игра «Бизнес-риск-мен») и пр. (Пряжников, 2008, С . 105-257). В более сложных играх моделируется вся жизнь человека, реализующего разные моральные позиции: «труженика», «лентяя», «бездарности» (например, в игре «Три судьбы») (Пряжников, Румянцева, 2013, С . 194-197) .

3 . Совместное с клиентом выделение основных параметров, задающих те или иные «пространства» самоопределения Здесь предполагается знакомство клиента (или группы) с разными возможными критериями и соответствующими «пространствами» выбора После чего клиент может самостоятельно дополнять предложенные профконсультантом критерии своими собственными . Это хорошо реализуется в виде «схем анализа и самоанализа ситуаций самоопределения» Продук-

Для цитирования: Пряжников Н.С. Методы ориентировки в психологических «пространствах» самоопределения // Национальный психологический журнал. - 2017. - №3(27). - С. 144-150. doi: 10.11621/npj.2017.0316

http://npsyj.ru

Мы не против тестов и опросников, но лучше дополнять их и такими методами работы, при которых степень самостоятельности обучающихся заметно повышается. Тогда мы можем надеяться на формирование у них методов решения сложных карьерных (и других жизненных) вопросов, а в идеале - надеяться и на развитие полноценных субъектов самоопределения (профессионального, личностного, жизненного, социального и пр.)

тивно использовать здесь различные задачи-ситуации (кейсы), на примере анализа которых можно показать сам принцип использования «схемы» В итоге, на примерах совместно решаемых задач «схема» постепенно осваивается клиентом (группой), после чего может использоваться обучаемыми самостоятельно 4 Простое знакомство клиентов (группы) с различными критериями построения «пространств» самоопределения и с самими такими «пространствами» Такое знакомство позволяет выделить для самоопределяющейся личности определенное поле выбора, а также выявить себя в этом поле Например, мы можем даже не проводить известную методику Айзенка по оценке свойств нервной системы - EPQ (Практическая психодиагностика, 1999, С. 121-141), а просто нарисовать на доске (или по-

казать на экране) «круг Айзенка», прокомментировав его Потом надо предложить школьникам определить свое место в пространстве этого круга Когда мы проводили подобную процедуру, то с удивлением обнаружили, что точки, обозначенные школьникам до проведения опросника, во многом совпали с результатами самого опросника (совпадения на уровне 80-85%). Это означает, что, если клиенту (группе) понятно объяснить критерии построения тех или иных пространств самоопределения, то на основе самооценки многие готовы определить себя

в этих пространствах даже без традиционного использования в таких случаях тестов и опросников Конечно, мы не против тестов и опросников, но лучше дополнять их и такими методами работы, при которых степень самостоятельности обучающихся заметно повышается Тогда мы можем надеяться на формирование у них методов решения сложных карьерных (и других жизненных) вопросов, а в идеале - надеяться и на развитие полноценных субъектов самоопределения (профессионального, личностного, жизненного, социального и пр.) .

Литература:

Бердяев Н.А. Самопознание: опыт философской автобиографии. - Москва : Мысль, 1990. - 220 с.

Гальперин П. Я. Введение в психологию : учебное пособие для вузов. - Москва : Книжный дом «Университет», 1999. - 332 с. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. - Москва : Издательство Книжный дом «Университет», 2002. - 400 с.

Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии // Вопросы психологии. - 1971. - № 4. - С. 6-20.

Климов Е.А. Как выбирать профессию. - Москва : Просвещение, 1990. - 159 с.

Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. - Обнинск : Принтер, 1993. - 57 с.

Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. - Москва : Политиздат, 1984. - 335 с.

Ливехуд Б. Кризисы жизни - шансы жизни. Развитие человека между детством и старостью. - Калуга : Духовное познание, 1994. - 224 с. Практическая психодиагностика. Методики и и тесты / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. - Самара : Бахрах, 1999. - 672 с. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. - Москва : Академия, 2008. - 320 с. Пряжников Н.С. Профориентология. - Москва : Юрайт, 2016. - 405 с.

Пряжников Н.С., Алмазова О.В., Чурбанова С.М. Профориентация в системе социального волонтерства // Национальный психологический журнал. - 2017. - № 1(25). - С. 45-55. doi: 10.11621/npj.2017.0106

Пряжников Н.С., Ожогова Е.Г. Эмоциональное выгорание и личностные деформации в психолого-педагогической деятельности // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2014. - № 4 - С. 33-43.

Пряжников Н.С., Румянцева Л.С. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся. - Москва : Академия, 2013. - 208 с.

Струмилин С.Г. К вопросу о классификации труда // История советской психологии труда. Тексты (20-30-е годы XX века) / под. редакцией В. П. Зинченко, В. М. Мунипова, О. Г. Носковой. - Москва : Идательство Московского университета, 1983. - С. 104-113.

Татищев В.Н. Избранные произведения. - Ленинград, 1979. - 464 с.

Франкл В. Человек в поисках смысла. - Москва : Прогресс, 1990. - 368 с.

Фромм Э. Человек для себя. - Минск : Коллегиум, 1992. - 253 с.

Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. - Санкт-Петербург : Ювента, 1999. - 436 с. Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. - Москва : Эксперимент, 1993. - 154 с.

Choi, Y., Kim, J., & Kim, S. (2015). Career Development and School Success in Adolescents: The Role of Career Interventions. Career Development Quarterly, 63(2), 171-186. doi:10.1002/cdq.12012.

Hammond, M. S., Michael, T., & Luke, C. (2017). Validating a Measure of Stages of Change in Career Development. International Journal For Educational And Vocational Guidance, 17(1), 39-59. doi: 10.1007/s10775-016-9339-5

Harris-Bowlsbey, J. (2013). Computer-Assisted Career Guidance Systems: A Part of NCDA History. Career Development Quarterly, 61(2), 181-185.

Для цитирования: Пряжников Н.С. Методы ориентировки в психологических «пространствах» самоопределения // Национальный психологический журнал. - 2017. - №3(27). - С. 144-150. doi: 10.11621/npj.2017.0316

doi:10.1002/j.2161-0045.2013.00047.x.

Hershenson, D. B. (2016). Historical perspectives in career development theory. In I. Marini, M. A. Stebnicki, I. Marini, M. A. Stebnicki (Eds.) The professional counselor's desk reference. New York, NY, US: Springer Publishing Co., 255-259.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Hutchison, B., & Niles, S. G. (2016). Career development theories. In I. Marini, M. A. Stebnicki, I. Marini, M. A. Stebnicki (Eds.) The professional counselor's desk reference. New York, NY, US, Springer Publishing Co., 285-289.

Neault, R. A., & Saunders, C. (2012). Review of The Internet: A tool for career planning. Journal Of Employment Counseling, 49(1), 43-45. doi:10.1002/ j.2161-1920.2012.00005.x.

Nota, L., Santilli, S., & Soresi, S. (2016). A Life-Design-Based Online Career Intervention for Early Adolescents: Description and Initial Analysis. Career Development Quarterl. 64(1), 4-19. doi:10.1002/cdq.12037.

Periathiruvadi, S. (2016). Investigating the relationship between internet attitudes of college students and their STEM (science, technology, engineering and mathematics) career perceptions. Dissertation Abstracts International Section A, 76.

Rottinghaus, P. J., & Eshelman, A. J. (2015). Integrative approaches to career intervention. In P. J. Hartung, M. L. Savickas, W. B. Walsh, P. J. Hartung, M. L. Savickas, W. B. Walsh (Eds.) , APA handbook of career intervention, Volume 2: Applications. Washington, DC, US: American Psychological Association, 25-39. doi:10.1037/14439-003.

Sampson, J. P., Hou, P., Kronholz, J. F., Dozier, V. C., McClain, M., Buzzetta, M., & ... Kennelly, E. L. (2014). A Content Analysis of Career Development Theory, Research, and Practice-2013. Career Development Quarterly, 62(4), 290-326. doi:10.1002/j.2161-0045.2014.00085.x. van Tuijl, C., & van der Molen, J. H. (2016). Study Choice and Career Development in STEM Fields: An Overview and Integration of the Research. International Journal Of Technology And Design Education, 26(2), 159-183. doi: 10.1007/s10798-015-9308-1

Watson, M., Nota, L., & McMahon, M. (2015). Evolving stories of child career development. International Journal For Educational And Vocational Guidance, 15(2), 175-184. doi:10.1007/s10775-015-9306-6.

References:

Berdyayev, N.A. (1990) Self-knowledge: the experience of a philosophical autobiography. Moscow, Mysl'. 220.

Choi, Y., Kim, J., & Kim, S. (2015). Career Development and School Success in Adolescents: The Role of Career Interventions. Career Development

Quarterly, 63(2), 171-186. doi:10.1002/cdq.12012.

Frankl, V. (1990) Man in the search for meaning. Moscow, Progress, 368.

Fromm, E. (1992) Man for himself. Minsk, Kollegium, 253.

Galperin, P. Ya. (1999) Introduction to psychology: textbook for higher school. Moscow, Knizhnyy dom «Universitet», 332. Galperin, P.Ya. (2002) Lectures on Psychology. Moscow, Knizhnyy dom «Universitet», 400.

Galperin, P.Ya., Zaporozhets, A.V., & Karpova, S.N. (1971) Actual issues of developmental psychology.[Voprosy psikhologii], 4, 6-20.

Hammond, M. S., Michael, T., & Luke, C. (2017). Validating a Measure of Stages of Change in Career Development. International Journal For Educational And Vocational Guidance, 17(1), 39-59. doi: 10.1007/s10775-016-9339-5

Harris-Bowlsbey, J. (2013). Computer-Assisted Career Guidance Systems: A Part of NCDA History. Career Development Quarterly, 61(2), 181-185. doi:10.1002/j.2161-0045.2013.00047.x.

Hershenson, D. B. (2016). Historical perspectives in career development theory. In I. Marini, M. A. Stebnicki, I. Marini, M. A. Stebnicki (Eds.) The professional counselor's desk reference. New York, NY, US: Springer Publishing Co., 255-259.

Hutchison, B., & Niles, S. G. (2016). Career development theories. In I. Marini, M. A. Stebnicki, I. Marini, M. A. Stebnicki (Eds.) The professional

counselor's desk reference. New York, NY, US, Springer Publishing Co., 285-289.

Klimov, E.A. (1990) How to choose a profession. Moscow, Prosveshchenie, 159.

Klimov, E.A. (1993) Developing person in the world of professions. Obninsk, Printer, 57.

Kon, I.S. (1984) In search of yourself: a person and her self-awareness. Moscow, Politizdat, 335.

Liivekhud, B. (1994) Life crises are the chances of life. The development of man between childhood and old age. Kaluga, Dukhovnoe poznanie, 224. Neault, R. A., & Saunders, C. (2012). Review of The Internet: A tool for career planning. Journal Of Employment Counseling, 49(1), 43-45. doi:10.1002/ j.2161-1920.2012.00005.x.

Nota, L., Santilli, S., & Soresi, S. (2016). A Life-Design-Based Online Career Intervention for Early Adolescents: Description and Initial Analysis. Career Development Quarterl, 64(1), 4-19. doi:10.1002/cdq.12037.

Periathiruvadi, S. (2016). Investigating the relationship between internet attitudes of college students and their STEM (science, technology, engineering and mathematics) career perceptions. Dissertation Abstracts International Section A, 76.

Pryazhnikov, N. S., & , E. G. (2014) Emotional burning out and personal deformations in psychological and pedagogical activity. [Vestnik Moskovskogo universiteta]. Series 14. Psychology, 4, 33-43

Pryazhnikov, N.S. Professional orientation. - Moscow: Yurayt, 2016, 405 p.

Pryazhnikov, N.S. (2008) Professional self-determination: theory and practice. Moscow, Akademiya, 320.

Pryazhnikov, N.S., & Rumyantseva, L.S. (2013) Self-determination and career orientation of students. Moscow, Akademiya, 208.

Pryazhnikov, N.S., Almazova, O.V., & Churbanova, S.M. (2017) Vocational guidance in social volunteering. National Psychological Journal, 1, 45-55.

doi: 10.11621/npj.2017.0106

Raygorodsky, D.Ya. (Ed.) (1999) Practical psychodiagnostics. Methods and tests. Samara, Bakhrakh, 672.

Rottinghaus, P. J., & Eshelman, A. J. (2015). Integrative approaches to career intervention. In P. J. Hartung, M. L. Savickas, W. B. Walsh, P. J. Hartung,

Для цитирования: Пряжников Н.С. Методы ориентировки в психологических «пространствах» самоопределе- ISSN 2079-6617 Print | 2309-9828 Online

ния // Национальный психологический журнал. - 2017. - №3(27). - С. 144-150. doi: 10.11621/npj.2017.0316 © Lomonosov Moscow State University, 2017

For citation: Prjazhnikov N.S. (2017) Guidance methods in psychological «spaces» of self-determination. National© Russian Psychological S°ciety 2017 Psychological Journal, [Natsional'nyy psikhologicheskiy zhurnal], 3, 144-150. doi: 10.11621/npj.2017.0316

http://npsyj.ru

M. L. Savickas, W. B. Walsh (Eds.) , APA handbook of career intervention, Volume 2: Applications. Washington, DC, US: American Psychological Association, 25-39. doi:10.1037/14439-003.

Sampson, J. P., Hou, P., Kronholz, J. F., Dozier, V. C., McClain, M., Buzzetta, M., & ... Kennelly, E. L. (2014). A Content Analysis of Career Development Theory, Research, and Practice-2013. Career Development Quarterly, 62(4), 290-326. doi:10.1002/j.2161-0045.2014.00085.x. Shchedrovitsky, P.G. (1993) Essays on the philosophy of education. Moscow, Eksperiment, 154. Shikhi, G. (1999) Age-based crises. The stages of personal development. St. Petersburg, Yuventa, 436.

Strumilin, S.G. (1983) On the classification of labour Istorija sovetskoj psihologii truda. [Teksty (20-30-e gody 20 veka)]. Moscow, Izdatel'stvo

Moskovskogo universiteta, 104-113.

Tatischev, V.N. (1979) Selected works. Leningrad, 464.

van Tuijl, C., & van der Molen, J. H. (2016). Study Choice and Career Development in STEM Fields: An Overview and Integration of the Research. International Journal Of Technology And Design Education, 26(2), 159-183. doi: 10.1007/s10798-015-9308-1

Watson, M., Nota, L., & McMahon, M. (2015). Evolving stories of child career development. International Journal For Educational And Vocational Guidance, 15(2), 175-184. doi:10.1007/s10775-015-9306-6.

Для цитирования: Пряжников Н.С. Методы ориентировки в психологических «пространствах» самоопределения // Национальный психологический журнал. - 2017. - №3(27). - С. 144-150. doi: 10.11621/npj.2017.0316

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.