Научная статья на тему 'Методы определения изгибной суммы деталей в части испытательных машин'

Методы определения изгибной суммы деталей в части испытательных машин Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
71
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД МИКРОМЕТРА / УТОЧНЕНИЕ МИКРОМЕТРА / ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МАШИН / MICROMETER METHOD / REFINEMENT OF THE MICROMETER / GEARS / AGRICULTURAL MACHINES

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Мустапакулов Содик Унгибоевич

В статье, на основе проведенных исследований предложена методика расчета продолжительности износного испытания зубчатых передач при активном и пассивном участии абразивных частиц. Полученные результаты исследований позволяют на стадии проектирования агрегатов тракторов и сельскохозяйственных машин решать задачи, связанные с определением продолжительности износного испытания зубчатых передач. В большинстве комбинаций современных машин величина допустимых трещин находится в очень небольшом диапазоне, от нескольких микрон до нескольких десятков микрон. Эти цифры дают представление о допустимых количествах износа и точности измерения износа, требованиях к его определению. Исследовано для разных условий изменение скорости износа при активном участии абразивных частиц.In article, on base of the called on studies is offered methods of the calculation to length wear-out test toothed issues under active and passive participation of the abrasive particles. The Got results of the studies allow on stage of the designing unit tractor and agricultural machines, solve the problems, connected with determination of length wear test toothed issues. In most combinations of modern machines, the allowable cracks are in a very small range, from a few microns to several tens of microns. These figures give an idea of the allowable amounts of wear and accuracy of wear measurement, requirements for its determination. Explored for different conditions change to velocities of the wear-out under active participation of the abrasive particles.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Мустапакулов Содик Унгибоевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методы определения изгибной суммы деталей в части испытательных машин»

МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИЗГИБНОЙ СУММЫ ДЕТАЛЕЙ В ЧАСТИ ИСПЫТАТЕЛЬНЫХ МАШИН Мустапакулов С.У. Email: Mustapakulov687@scientifictext.ru

Мустапакулов Содик Унгибоевич - преподаватель,

кафедра общетехнических предметов, Каршинский инженерно-экономический институт, г. Карши, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье, на основе проведенных исследований предложена методика расчета продолжительности износного испытания зубчатых передач при активном и пассивном участии абразивных частиц. Полученные результаты исследований позволяют на стадии проектирования агрегатов тракторов и сельскохозяйственных машин решать задачи, связанные с определением продолжительности износного испытания зубчатых передач. В большинстве комбинаций современных машин величина допустимых трещин находится в очень небольшом диапазоне, от нескольких микрон до нескольких десятков микрон. Эти цифры дают представление о допустимых количествах износа и точности измерения износа, требованиях к его определению. Исследовано для разных условий изменение скорости износа при активном участии абразивных частиц.

Ключевые слова: метод микрометра, уточнение микрометра, зубчатых передач, сельскохозяйственных машин.

METHODS FOR DETERMINING THE BENDING AMOUNT OF PARTS IN PART OF TESTING MACHINES Mustapakulov S.U.

Mustapakulov Sodik Ungiboevich - Teacher, DEPARTMENT OF GENERAL TECHNICAL SUBJECTS, KARSHI ENGINEERING AND ECONOMICS INSTITUTE, KARSHI, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: in article, on base of the called on studies is offered methods of the calculation to length wear-out test toothed issues under active and passive participation of the abrasive particles. The Got results of the studies allow on stage of the designing unit tractor and agricultural machines, solve the problems, connected with determination of length wear test toothed issues. In most combinations of modern machines, the allowable cracks are in a very small range, from a few microns to several tens of microns. These figures give an idea of the allowable amounts of wear and accuracy of wear measurement, requirements for its determination. Explored for different conditions change to velocities of the wear-out under active participation of the abrasive particles.

Keywords: micrometer method, refinement of the micrometer, gears, agricultural machines.

УДК 621.891

Методы определения количества коррозии по микрометрам, массе и количеству железа в масле. В настоящее время метод микрометра часто используется для определения износа деталей машин. Он основан на измерении части с помощью микрометра или индикатора до и после попытки съесть часть. Разница в линейных размерах детали дает информацию о величине ее линейного трения, но в ней трение можно обнаружить на разных участках поверхности трения. Однако обнаружение эрозии микрометрическим методом связано со значительными ошибками во всех случаях [1, 2].

| 15 | ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 9(87). Часть 3. 2020.

Измерения микрометрическим методом могут быть выполнены не только с помощью приборов с механическим соединением, но и с другими приборами, которые дают тот же результат. Примеры включают индуктивные или проводные контактные датчики с высокой чувствительностью к механическим индикаторным устройствам и бесконтактные устройства с пневматическими датчиками.

Определение допустимого количества износа проводится в том же порядке, требуемая точность может варьироваться от нескольких микрон до нескольких микрон в зависимости от предполагаемой цели измерения.

Уточнение микрометра заключается в определении его износа путем применения специальных устройств от стенки детали к неизнашиваемой части детали, которая является постоянной основой для обнаружения износа. При определении износа отверстия для детали с использованием этого устройства величина радиального износа определяется обычным микрометрическим методом, а не по диаметру. Устройство состоит из одной или двух шайб, которые крепятся к концу отверстия для измерения индикатором на шкале, направленной на эти шайбы. Разделительные линии нарисованы на шкале, которая позволяет определить ее положение относительно любой из шайб, а также диска, разделенного на секции, который используется для определения угла поворота диска.

Используя такое устройство, на поверхности появляются заранее определенные точки (они отмечены с помощью шкал и разделов диска), положение которых определяется отображением индикатора. Разница в показаниях, определяемых до и после испытания деталей, указывает на износ.

Если во время испытания происходит не только эрозия цилиндра, но и его деформация, значение радиального смещения с учетом его эрозии и деформации определяется с использованием данного устройства, а не величины радиальной эрозии стенки. Этот метод также имеет те же недостатки, что и микрометры. Кроме того, наличие скользящего состава, состоящего из центробежных шайб и шкал устройства, которое фиксируется на измеряемой детали, и неопределенность в обработке деталей, полученные при обнаружении износа, нельзя считать достаточно точными.

Одним из методов, используемых для определения износа деталей, не имеющих большой массы, является определение массы деталей до и после испытания [3]. Максимальная масса детали, определяемая по аналитическим шкалам, не должна превышать 200 г. Чувствительность весов VLA-200 с оптическим прибором составляет 0,1 мг, максимальная нагрузка на технические весы класса 2 составляет 5 кг, погрешность при максимальной нагрузке составляет ± 0,5 г, максимально допустимая нагрузка на весы образца 3 класса составляет 50 кг, Чувствительность составляет 0,5 - 2,5 г, в зависимости от величины нагрузки.

Линейный износ, связанный с потерей массы, определяется результатами расчета, в которых предполагается, что износ равномерно распределен по фрикционным поверхностям, тогда как на практике распределение линейного износа в зависимости от условий эксплуатации детали может изменяться в соответствии с другим законом. Если в детали имеется несколько поверхностей трения, законы распределения коррозии между ними должны быть известны. Для расчета среднего линейного износа необходимо знать размеры поверхности, на которой происходит износ, и плотность материала детали. Например, при определении износа поршневого кольца по массе необходимо знать распределение линейного износа между тремя абразивными поверхностями (рабочим цилиндром и двумя кромками). Неравномерное распределение износа рабочей цилиндрической поверхности известно. Поэтому в некоторых случаях расчет линейного износа опускается, а массовый износ при испытании детали (поршневого кольца) включается в ее рабочие характеристики. Этот метод используется для проверки влияния топлива или масла на износ деталей поршневой группы.

ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 9 (78). Часть 3. 2020. | 16 |

Изменение размера частиц при изгибе происходит не только из-за отделения частиц, но если изгиб происходит в результате пластической деформации, массовый метод обычно считается недействительным.

Разборка машины состоит из определения размеров деталей, подлежащих эрозии, с помощью микрометрического метода, в большинстве случаев не рекомендуется разбирать, так как после разборки и сборки относительное положение деталей будет немного меняться, что потребует дополнительной регулировки поверхности трения. В таких случаях метод комплексной оценки эрозии используется эффективно. В этом случае совокупное масло обогащается пищевыми продуктами.

Продукты коррозии деталей представляют собой мелкие металлические частицы, которые представляют собой вещества, образованные из оксидов металлов, химического действия металлов, большинство из которых находятся в масле в виде мульчи и движутся вместе с маслом. Масло отбирается и зажигается в электрической дуге, состав металла определяется с помощью спектрального анализа по его золе.

Автотракторные двигатели, которые определяются по изменению количества железа в масле, используются для оценки износа деталей поршневой группы цилиндров, для изучения влияния смазочных материалов на износ деталей двигателя, особенно процесса их адаптации. В частности, на графике нанесено количество железа в масле, время работы двигателя - координаты железа в единице износа. Это создает линию износа и определяет скорость износа в разное время испытания.

Он также используется при оценке коррозии методом обогащения нефти железом, а также при испытаниях образцов на коррозию в лаборатории.

Количество металла в масле относится к этой группе по методу «определенных атомов» или радиоактивных изотопов. В этом случае количество металла в масле определяется на основании химического анализа на основе интенсивности излучения радиоактивного элемента в масле с продуктами коррозии. Радиоактивный изотоп элемента, который является частью сплава, входит в состав детали. Другой метод использования радиоактивности основан на возбуждении радиоактивности в материале детали в результате специальной обработки материала детали в ядерной печи. Метод химического анализа радиоактивных изотопов в масле обладает более высокой чувствительностью, чем другие методы определения количества металла в масле, и позволяет проводить непрерывную оценку количества радиоактивных элементов в текущем масле.

Определение величины локальной эрозии. Испытание на сопротивление истиранию при пассивном присутствии абразивных частиц проводилось с целью определения скорости эрозии образцов в зависимости от контактной нагрузки и степени скольжения. Аналогичные испытания были проведены в нефтяной среде с содержанием активных абразивных частиц 1,3% и фракционным составом der = 0,000012 мкм. Испытания были пригодны для зубчатых передач с модулем сцепления 0,01 м и передаточным числом i = 2. В ходе испытания уровень контактной нагрузки и скольжения между образцами менялся шаг за шагом: контактные нагрузки от 720 МПа до 1140 МПа; скольжение - от 0 до 0,6. После испытания скорость линейного

Q

износа образцов рассчитывали по следующей формуле: у =-, м/с.

2nRbty

Здесь происходит массовая эрозия образца при проведении Q-теста; t (кг) га тенг; Радиус кривизны, при котором определяется скорость изгиба R-образца, м; b -ширина контакта испытуемых образцов, м.

| 17 | ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 9(87). Часть 3. 2020.

Таблица 1.1. Машина трения МИ-1М для контроля износа зубчатых материалов и основных геометрических и кинематических параметров образцов

Номер зубчатой пары Количество зубьев шестерни Диаметр образца, мм Угловая скорость образцов составляет ровно / сек Скорость скольжени я

ведущий неокантов анный поверхнос ть верхний поверхнос ть наверху

1 64 71 40 40 7,3 7,7 0,055

2 78 57 45 35 7,3 11,7 0,132

2 78 57 40 40 7,3 11,7 0,603

3 84 51 40 40 7,3 13,8 0,880

4 94 41 45 35 7,3 19,5 0,356

4 94 41 40 40 7,3 19,5 1,616

Закон изменения скорости эрозии абразивных частиц в активном присутствии был определен также для следующих условий: когда фракционный состав абразивных частиц dcp =0,000012 м, их концентрация постепенно увеличивается от нуля до 1,4% с интервалами 0,2%; постепенно увеличивать фракционный состав частиц с 0,000004 до

0.000028.м с интервалами 0,000004 м, когда концентрация абразивных частиц составляет 1,3%.

Для определения закона скорости износа материалов зубчатых передач в зависимости от модуля сцепления значение модуля постепенно увеличивали с m = 0,001 м до m = 0,025 м с интервалами m = 0,005 м. В этом случае передаточное отношение муфты было получено как i = 2,0. Чтобы оценить скорость изгиба в зависимости от передаточного отношения муфты, значение отношения было изменено с 1,0 до 4,0 с интервалами i = 0,5, и модуль связи был сделан постоянным (m = 0,01 м). Эти испытания проводились при активном и пассивном участии абразивных частиц.

Список литературы /References

1. Крагельский И.В. и др. Основы расчетов на трение, износ. М.: Машиностроение, 1977. 526 с.

2. Иргашев А. Оценка износостойкости узлов трения качения, работающих в абразивной среде. Ташкент: ТашГТУ, 1996. 131 с.

3. Иргашев А. Методологические основы повышения износостойкости шестерен тихоходных тяжелонагруженных зубчатых передач агрегатов машин. Автореф. докт. дисс. Ташкент, 2005. 40 с.

4. Иргашев А. Отчет о научно исследовательской работе «Изучение динамики загрязнения масла агрегатов машин абразивными частицами и разработка методики расчета факторов, влияющих на износостойкость зубчатых передач» по теме: «Разработка научных основ повышения износостойкости зубчатых передач агрегатов мобильных машин и промышленного оборудования». Ташкент, 2012. 74 с.

5. Мустапокулов Х.Я., Куралов Б.А., Мустапакулов С.У. Об одном инвариантном многозначном отображении в управляемых колебательных системах // Вестник науки и образования, 2019. № 7 (61). Часть 3. С. 12-16.

6. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www. researchgate. net/publication/3 38160053_Ob_odmm_invariantnom_mmgo znacnom_otobrazenii_v_upravlaemyh_kolebatelnyh_sistemah/ (дата обращения: 14.05.2020).

ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 9 (78). Часть 3. 2020. | 18 |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.