СПОРТИВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ЭКОНОМИКА
МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ СУЩЕСТВУЮЩИХ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ СООРУЖЕНИЙ
В.М. КРЫЛОВА, ВНИИФК
Аннотация
В статье показана необходимость всесторонней оценки существующих физкультурно-спортивных сооружений с точки зрения их соответствия современным требованиям и более эффективного функционирования. Дана система критериев оценки (социальных, градостроительных, технологических, экономических, экологических). Приводится методика определения социальноэкономической эффективности и методов ее повышения. Приведены основные показатели при оценке эффективности, посещаемости, заполняемости, оптимальности расположения сооружений. Для увеличения загрузки и соответственно повышения социальноэкономической эффективности существующих физкультурно-спортивных сооружений рекомендуется организация дополнительных физкультурно-оздоровительных и спортивных занятий, расширение перечня предоставляемых услуг, продажа абонементов на различные виды занятий спортивным секциям и населению.
Abstract
This paper shows need in an overwhelming evaluation of existing sport venues concerning how they meet the contemporary requirements and allows more efficient performance. The system of evaluation criteria (social, city planning, technological, economical, environmental) is given. The method for evaluation of socioeconomical efficiency and its improvement is shown. The main criteria for evaluation of accessibility, filling, optimal placement are also given. For the improvement of load and subsequent increase of economic effect, the organization of additional sporting services, increase of their assortment, sale of the season tickets for different kinds of sports activity are recommended.
Введение
На современном этапе в условиях ограниченного бюджетного финансирования развития материально-технической базы физической культуры и спорта, когда на строительство новых физкультурноспортивных сооружений выделяются недостаточные средства (в бюджете Российской Федерации на 2001 г. было предусмотрено, по экспертным оценкам, не более
1,5 млрд руб.), особо актуальным становится вопрос установления степени возможности удовлетворения потребности различных групп населения в физкультурно-и спортивно-оздоровительных занятиях, возможности проведения на должном уровне спортивных тренировок и спортивных соревнований на базе существующих физкультурно-спортивных сооружений.
Поэтому необходима всесторонняя оценка существующих физкультурно-спортивных сооружений с точки зрения их соответствия современным требованиям и более эффективного функционирования. Такая оценка должна базироваться на системе критериев (социальных, градостроительных, технологических, экономических, экологических). Это даст возможность установить наиболее оптимальные, социально-экономически эффективные направления их использования и совершенствования на основе модернизации.
Важным направлением в оценке существующих физкультурно-спортивных сооружений является определение их социально-экономической эффективности и методов ее повышения.
С этой целью необходимо оценить следующие показатели:
- степень обеспеченности социально-демографических групп населения (детей дошкольного возраста, школьников, учащихся учреждений начального профессионального образования, ссузов, студентов вузов, взрослого трудоспособного населения, пенсионеров, инвалидов; в т.ч. детей-инвалидов) различными типами физкультурно-спортивных сооружений;
- степень соответствия существующей обеспеченности различных социально-демографических групп населения физкультурно-спортивными сооружениями и потребностью в них;
- возможности удовлетворения на базе существующих физкультурно-спортивных сооружений растущей потребности населения в физкультурно- и спортивнооздоровительном обслуживании;
- наличие условий и возможности организации физкультурно-оздоровительных и спортивных занятий различных возрастных групп населения в конкретных существующих физкультурно-спортивных сооружениях;
- степень оптимального обеспечения существующими физкультурно-спортивными сооружениями и их оборудованием всех видов физкультурно-оздоровительных и спортивных занятий;
- возможности сочетания командных тренировок и спортивных соревнований с групповыми и индивидуальными занятиями физкультурой и спортом по специальным программам;
- возможности организации и проведения занятий физической культурой и спортом семьями на базе конкретных физкультурно-спортивных сооружений;
- возможности организации и проведения физкультурно-оздоровительных, спортивных и реабилитационных занятий для инвалидов, в т.ч. детей-инвалидов на базе существующих физкультурно-спортивных сооружений, с соответствующим их приспособлением и модернизацией;
- возможности организации досуга, проведения физ-культурно- оздоровительных и спортивных занятий по специальным методикам для пожилых людей на базе существующих физкультурно-спортивных сооружений
с соответствующим их дооборудованием и модернизацией;
- возможности расширения на базе имеющихся сооружений сферы предоставляемых физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг с включением новых видов услуг, направленных на оздоровление и укрепление физического потенциала всех слоев населения, в результате их модернизации;
- возможности предоставления на имеющихся площадях помещений, входящих в состав физкультурноспортивных сооружений, путем их соответствующего оборудования и приспособления, а также создания блоков дополнительных специализированных помещений, дополнительных платных услуг для удовлетворения потребности в различных видах обслуживания, повышения уровня его комфортности, повышения экономической эффективности сооружений в целом.
В дальнейшем необходимо планирование:
- мер по увеличению загруженности физкультурноспортивных сооружений;
- объемов необходимых затрат на приспособление, реконструкцию, модернизацию;
- объемов затрат на новые виды тренажеров, спортивного оборудования;
- объемов затрат на новые виды инженерно-технического обслуживания; путей возможности сокращения эксплуатационных затрат;
- возможности увеличения количества и расширения обслуживаемого контингента в результате проведения модернизации конкретных физкультурно-спортивных сооружений;
- степени оздоровления и повышения физической активности различных групп населения путем оценки на основе показателей снижения заболеваемости, количества больничных листов, количества выплат пособий по временной нетрудоспособности, затрат на лечение и медикаменты, увеличения вовлечения инвалидов и пожилых людей в активную трудовую деятельность;
- увеличения объемов поступлений и прибыли от проведения дополнительных занятий, продажи абонементов, от предоставления платных дополнительных услуг в результате проведения модернизации;
- степени повышения рентабельности конкретного физкультурно-спортивного сооружения в результате модернизации.
Оценка эффективности функционирования физкультурно-спортивных сооружений
Методы определения и повышения социально-экономической эффективности функционирования конкретного физкультурно-спортивного сооружения основаны на показателе экономической эффективности, уровне рентабельности, размере ежегодной прибыли, размере дополнительной прибыли от аренды, от предоставления платных дополнительных услуг, сроках окупаемости затрат на строительство и модернизацию, сопоставлении показателей пропускной способности и загружен-
(ШИ
ности (заполняемости, посещаемости) сооружения, показателе расширения обслуживаемого контингента.
Показатель экономической эффективности физкультурно-спортивных сооружений:
ДЭ;
Ei =
C + Eh К. -
< Eh,
где Ei - показатель экономической эффективности конкретного типа i сооружения; ДЭ; - прирост социально-экономической эффективности i типа сооружения, руб; Ci - годовые эксплуатационные расходы i типа сооружения, руб/год; Ki - затраты, капиталовложения на строительство, модернизацию i типа сооружения; Ен -отраслевой нормативный показатель экономической эффективности.
2. Уровень рентабельности (%), являющийся комплексным показателем, характеризующим экономическую эффективность функционирования физкультурноспортивных сооружений:
Р = П х 100,
где Р - уровень рентабельности (%); П - прибыль; C - себестоимость функционирования.
3. Размер ежегодной прибыли П от функционирования физкультурно-спортивного сооружения:
П = Д - C - н, где П - объем ежегодной прибыли, руб.; Д - доход, поступления от функционирования физкультурноспортивного сооружения, руб.; C - себестоимость; годовые эксплуатационные расходы, руб.; Н - налоги.
4. Возможность более интенсивного использования различных типов существующих физкультурно-спортивных сооружений путем проведения дополнительных физкультурно-оздоровительных и спортивных занятий на их базе, на основе повременной аренды спортзалов, отдельных помещений, бассейнов, стадионов, спортплощадок; обслуживания платных групп; продажи абонементов и разовых билетов, предоставления индивидуального платного обслуживания. Увеличение загрузки, то есть повышение интенсивности функционирования физкультурно-спортивных сооружений, даст дополнительные доходы (ДД) и прибыль (ДП).
ДД занятий = ЦМ пТЗ.
ДПз = ДДз - ДСз,
где Ц - цена, стоимость занятий; М - вместимость зала; n - число занятий в день; Т - число рабочих дней в году; З - заполняемость зала, бассейна, спортплощадок; ДСз - дополнительные текущие расходы.
5. Дополнительные ежегодные доход (ДД) и прибыль (ДП) от организации на базе имеющихся физкультурноспортивных сооружений новых видов платных физкультурно-оздоровительных и спортивных занятий по специальным программам.
6. Дополнительные доход (ДД усл.) и прибыль (ДП усл.) от предоставления платных дополнительных услуг
на имеющихся площадях физкультурно-спортивных сооружений без их приспособления и оборудования:
Д услуг = А; ц; ,
ДПу = ДДу - ДСу, где А; - количество услуг вида; ц; - цена услуги вида; ДСу - дополнительные текущие расходы.
7. Дополнительный доход (ДДусл.) и прибыль (ДПусл.) от предоставления платных дополнительных услуг на базе физкультурно-спортивных сооружений при условии приспособления, модернизации, оборудования отдельных помещений. В этом случае потребуются дополнительные затраты (ДК). Мерилом эффективности будет сопоставление затрат на приспособление, дооборудование, перепрофилирование, модернизацию для предоставления платных дополнительных услуг с размером дополнительных доходов и прибыли, полученных от их предоставления.
8. Размер дополнительной прибыли (ДП) от использования малопосещаемых стадионов, спортивных арен, спортзалов, от организации и проведения платных развлекательно-досуговых мероприятий.
Оценка загруженности физкультурноспортивных сооружений
Важным аспектом определения социально-экономической эффективности существующих физкультурноспортивных сооружений является установление степени их загрузки, заполняемости, установление возможности более интенсивного их функционирования и выявления резервов для проведения дополнительных занятий физкультурой и спортом, спортивных тренировок, физкуль-турно- и спортивно-оздоровительных занятий.
Метод оценки загруженности физкультурно-спортивных сооружений заключается в сопоставлении фактической загрузки на конкретный период (день, месяц, год) с максимальной, в соответствии с режимом эксплуатации конкретного сооружения (спортзала, бассейна, спортплощадки и т.д.):
Зф — Шф Пф Ткз ,
3 шах ^Шшах Птах Т ,
_ Зф
■ в %, Зф < Зт
Кфз
где Зф - фактическая, существующая заполняемость, чел.; Зшах максимальная заполняемость, чел.; Шф - фактическое число проводимых в день занятий; ш - максимально возможное количество проведения занятий в день; Пф -фактическое количество занимающихся, участвующих в том или ином занятии, чел.; n - максимальное количе-
7 7 шах
ство занимающихся, присутствующих на том или ином занятии, чел.; Т - количество дней функционирования сооружения за год; К - среднегодовой коэффициент заполнения.
Для увеличения загрузки и соответственно повышения социально-экономической эффективности существующих физкультурно-спортивных сооружений рекомендуется организация и проведение дополнительных физкультурно-оздоровительных и спортивных занятий
по специальным групповым и индивидуальным программам, расширения перечня предоставляемых услуг, продажа абонементов на различные виды занятий спортивным секциям и населению.
На посещаемость физкультурно-спортивных сооружений и следовательно на социально-экономическую эффективность их функционирования влияет степень оптимальности их расположения (пешеходной и транспортной доступности). Метод определения социальноэкономической эффективности физкультурно-спортивных сооружений с учетом их расположения и посещаемости заключается в сопоставлении показателей их заполняемости (Зфр и Зоп.р.), численности постоянно и временно занимающихся (Афз и Аоп.р.з.), количества реализованных услуг и соответственно объемов доходов (Дфр и Доп.р.) и прибыли (П ф.р. и Поп.р.), при фактическом и возможном оптимальном расположении.
Зфр < Зоп.р.; Афз < Аоп.р.з.; Уф.р. < У оп.р.;
Дфр < Доп.р.; Пфр< Поп.р.
При оценке степени оптимальности расположения физкультурно-спортивного сооружения должен быть учтен важный показатель социального эффекта - непроизводительные затраты времени населения, которые могут быть оценены в денежной форме.
Оценка целесообразности реконструкции и модернизации
Одним из основных направлений повышения социально-экономической эффективности существующих физкультурно-спортивных сооружений является их модернизация, реконструкция, дооборудование, способствующие более эффективному их функционированию, продлению срока их эксплуатации, повышению рентабельности, сокращению эксплуатационных расходов, возможности одновременного проведения различных видов физкультурно-спортивных занятий и игр, благодаря трансформации залов.
Метод оценки целесообразности и эффективности реконструкции, модернизации, дооборудования сооружений основан на сопоставлении объема необходимых затрат и возможного получения экономического (дополнительные доходы, прибыль) и социального (увеличение числа и расширение контингента занимающихся, более широкий охват физкультурно-оздоровительными и спортивными занятиями различных групп населения) эффекта. Принятие решений о проведении реконструкции, модернизации, дооборудования базируется на сопоставлении двух или нескольких вариантов по их ре-сурсоемкости и эффективности полученного результата.
Эффективность затрат, капиталовложений на модернизацию, реконструкцию, приспособление, дооборудование сооружений, помещений определяется по формуле:
Э = Д Эз
Э С + Ен К ’
где Э - эффективность затрат капиталовложений;
Д Эз - прирост годового эффекта; С - текущие эксплуа-
тационные затраты; Ен - нормативный коэффициент эффективности; К - затраты, капиталовложения.
Экономическая эффективность конкретного варианта модернизации, реконструкции, дооборудования определяются путем сопоставления полезных результатов с затратами, капиталовложениями:
где Эм - экономическая эффективность модернизации, реконструкции, приспособления, дооборудования; Пт - суммарные полезные результаты; прибыль за определенное время т, руб.; К - суммарные затраты, капиталовложения, необходимые для модернизации, реконструкции дооборудования, руб.
Помимо экономической эффективности при оценке физкультурно-спортивных сооружений и мероприятий по их модернизации необходимо определение социальной эффективности с учетом сопутствующего экономического эффекта.
Расчет величины сопутствующего экономического эффекта выражается в определении:
• увеличения фонда фактически отработанного времени, производящегося по следующей формуле:
Эвс — ПА ДТ, где Эвс - сопутствующий экономический эффект (руб./ год); П - среднегодовой уровень заработной платы контингента трудящихся, занимающихся физкультурой и спортом (руб./ год); А - численность контингента трудящихся, занимающихся физкультурой и спортом (чел. в год); ДТ - прирост фонда отработанного времени в среднем на одного человека в год;
• повышения трудоспособности и производительности труда, производящегося по формуле:
Этс — А ДП ,
где Этс - сопутствующий экономический эффект (руб./ год); ДП - прирост уровня заработной платы, соответствующий росту производительности труда (руб./ год);
• экономии средств социального страхования на оплату временной нетрудоспособности трудящихся вследствие сокращения заболеваемости контингента занимающихся физкультурой и спортом, который производится по формуле:
Эбс — Рз ДУ ,
где Эбс - сопутствующий экономический эффект (руб. в год); Рз - средняя величина выплат за один день временной нетрудоспособности (руб. в год); ДУ - сокращение, вследствие занятий физической культурой и спортом общего количества дней нетрудоспособности за год (дней в году).
Выводы
Комплексная оценка результатов функционирования существующих физкультурно-спортивных сооружений и результатов их модернизации осуществляется на основе применения прямых и косвенных показателей эффективности.
(ШИ