МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Е.В. Федотова1, канд. экон. наук, доцент
В.А. Цуканова2, менеджер отдела заказов техники
1Калужский филиал РГАУ - МСХА имени К.А. Тимирязева
2ООО «ГРИММЕ-РУСЬ»
1(Россия, г. Калуга)
2(Россия, п. Детчино)
Б01: 10.24411/2500-1000-2019-11654
Аннотация. На сегодняшний день, в период обострения политической ситуации в мире, введения санкций против России, наибольшее влияние оказывается на агропромышленный комплекс - стратегически важную отрасль экономики, поэтому в целях сохранения продовольственной безопасности страны и развития импортозамещения крайне необходимо увеличение государственной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям, при этом выделение бюджетных средств должно быть обоснованным, а использование- эффективным.
Ключевые слова: государственная поддержка, сельское хозяйство, экономическая эффективность, методы оценки.
Сельское хозяйство, как отрасль экономики, отличается своей нестабильностью: значительное влияние природно-климатических факторов на сельскохозяйственное производство, использование земли в качестве главного средства производства, наличие диспаритета цен в АПК, научно-технический прогресс и т. д., что делает данную отрасль не инвестиционно привлекательной. Поэтому вмешательство государства в аграрный сектор - это необходимое условие развития продовольственной безопасности страны.
В рамках государственной программы поддержки агропромышленного комплекса предусмотрена государственная помощь сельскохозяйственным товаропроизводителям преимущественно в виде субсидий и бюджетных кредитов. Важно отметить, что данные бюджетные средства должны использоваться по целевому назначению с наибольшей эффективностью, в этом заинтересованы две стороны: с одной, государство с ограниченным бюджетом, а с другой, - сельскохозяйственные организации, желающие улучшить свое финансовое состояние, усилить финансовую устойчивость и конкурентоспособность на экономическом рынке, для этих целей нужно
проводить анализ эффективности использования средств государственной помощи, а также анализ финансового состояния организации.
Государственная поддержка сельского хозяйства - это меры контролирующего характера, осуществляемые органами государственной власти в целях поддержания сбалансированности распределения денежных средств на развитие АПК.
Понятие государственная поддержка нашли свое отражение в трудах многих авторов: В.К. Андреев, О.С. Буздалова, А.В. Гордеева, С.С. Гугкаева, А. Демченко, М.И. Козырь, Э.Н. Крылатых, В.И. На-заренко, Л.С. Орсика, Л.Л. Попов, Е.С. Строева и другие.
Мнения по поводу вмешательства государства в сельскохозяйственное производство всегда отличались. Некоторые ученые считали, что вмешательство со стороны государство необходимо. Другая часть исследователей была против вмешательства государства в сельскохозяйственное производство.
Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «О развитии сельского хозяйства» [1], «государственное регулирование
отношений в сельском хозяйстве составляет содержание государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности- сельскохозяйственным сырьём содействия устойчивому развитию территорий. В статье 4 данного закона устанавливается, что под сельскохозяйственным производством признается совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке соответственно сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе оказание соответствующих услуг, поэтому деятельность государства регулирует не только производство сельскохозяйственной продукции».
Государственная поддержка сельского хозяйства является важным элементом управления в агропромышленном комплексе страны. От ее эффективности будет зависеть экономическая эффективность сельскохозяйственного производства, темпы его развития, уровень продовольственной безопасности, состояние сельских территорий.
В настоящее время существуют различные методы определения экономической эффективности государственной поддержки сельскохозяйственных организаций, использующие количественные методы и методы качественной оценки. Рассмотрим и проанализируем некоторые из них. Количественные методы оценки государственной поддержки сельского хозяйства или методы оценки уровня (приемлемого и необходимого) государственной поддержки сельского хозяйства включают, например, методологию ВТО и методологию Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР).
Их принципиальное отличие заключается в цели расчета. Для ОЭСР важно определить уровень поддержки, а для ВТО -допустимый объем поддержки в рамках «желтой корзины», на который могут рассчитывать страны, присоединившиеся к этой организации.
В соответствии с требованиями ВТО, ЛМБ является обязательством по сокращению поддержки и определяется как среднегодовые фактические расходы как федерального, так и регионального бюджетов поддержки за три базового периода.
Л.В. Постникова и Н.В Прокофьева проанализировали методы оценки государственной поддержки сельского хозяйства и предложили ее расчет, который может быть использован как сельскохозяйственными организациями, так и органами власти РФ соответствующего уровня (местного, регионального, федерального). Разработанный автором метод основан на оценке видов государственной помощи, а также информационных потоков бюджетных расходов [2, с. 40-41].
Мухина Е. совместно с учеными ВНИ-ЭТУСХа изучала экспресс-методику, позволяющую оценивать эффективность совокупной прямой поддержки сельскохозяйственных организаций из федерального и регионального бюджетов на основе соотношений объема совокупной поддержки и ее финансового результата.
Финансовый результат определяется по приросту продукции (валовой или товарной). Эффективность поддержки (ЭП) рассчитывается через показатели: прироста продукции (валовой ДВПп или товарной ДТПп) от поддержки и объема поддержки (ОП) [3, с 25]:
ЭП = ДВПп / ОП, (1)
или
ЭП = ДТПп / ОП. (2)
Показатели эффективности поддержки могут быть определены для всей сельскохозяйственной продукции, а также для растениеводства, животноводства в денежном выражении в разрезе фермерских хозяйств, регионов и природно-климатических зон региона [3, с. 26-27].
Ученые Всероссийского научно-исследовательского института экономики, труда и управления в сельском хозяйстве (ВНИЭТУСХ) разработали методологию анализа эффективности использования бюджетных средств, которая определяется на основе соотношения общей поддержки
и ее финансового результата. Финансовый результат поддержки определяется на основе нормы выпуска на рубль стоимости ее производства и объема общей поддержки.
По замыслу авторов, такая теория основывается на одинаковом использовании в производстве вложенного собственного или бюджетного рубля.
ФРП = ВП(ТП)ОП/ЗВП(ЗШ), (3 ) где ФРП - финансовый результат поддержки,
ВП - валовая продукция, ТП - товарная продукция, ОП - объем господдержки, ЗВТ - затраты на производство валовой продукции,
ЗТП - затраты на производство товарной продукции.
Исходя из этого эффективность государственной поддержки определяется: ЭП= ФРП/ОП, (4) где ЭП - эффективность господдержки, ВП - валовая продукция, ОП - объем господдержки. По мнению ученых, методология позволяет оценивать эффективность совокупной прямой поддержки сельскохозяйственных организаций из федерального и регионального бюджетов, контролировать рациональное распределение бюджетных средств, определять приоритетные направления поддержки, увязывать меры государственной поддержки с выполнением определенных условий и обязательств производителями.
В ряде научных работ [2, с. 11] эта методика была опробована и частично усовершенствована. С нашей точки зрения, в этой методике ученые пытались учесть тот факт, что изменение объема валовой (товарной) продукции обусловлено своего рода сотрудничеством между ресурсами сельскохозяйственного производителя и государством между ресурсами сельскохозяйственного производителя, и государством напрямую, и не только (и не так много) за счет государственных инвестиций. Следовательно, предоставляя субсидии, государство компенсирует только часть затрат на сельскохозяйственное производ-
ство и участвует своими активами в получении конечного финансового результата производства.
Однако, согласно нашим предложениям, экономически более обоснованной и логически верной выглядит методика расчета эффективности государственной поддержки по следующей формуле:
Эгп = (ВП / ЗП * Огп) - Огп, (5)
где Эгп - эффективность государственной поддержки, тыс. / млн. руб.;
ВП - стоимость валовой продукции, тыс. / млн. руб.;
ЗП - затраты на производство валовой продукции, тыс. / млн. руб.;
Огп - объем государственной поддержки сельского хозяйства, предоставленный по соответствующему направлению, тыс. / млн. руб.
Таким образом, выбранный нами алгоритм включает следующие этапы:
- рассчитывается прирост стоимости произведенной продукции на 1 руб. затрат на ее изготовление как соотношение стоимости валовой продукции и затрат на ее производство;
- определяется прирост валовой продукции от государственной поддержки путем произведения полученного показателя (п. 1) на объем государственной поддержки, исходя из принципа компенсации (выкупа) части затрат государством;
- оценивается общая эффективность реализации мер государственной поддержки в отношении конкретного получателя бюджетных средств как разность между приростом валовой продукции от государственной поддержки и объемом государственной поддержки.
Вышеописанная методика позволит оценивать эффективность совокупной прямой поддержки сельскохозяйственных организаций из федерального и регионального бюджетов, проводить мониторинг рационального выделения бюджетных средств, определять приоритетные направления поддержки, увязывать меры государственной поддержки с выполнением товаропроизводителями определенных условий и обязательств.
ский список
1. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «О развитии сельского хозяйства». (Правовой сервер «Консультант Плюс» / [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.consultant.ru.
2. Постникова Л.В., Прокофьева Н.В. Учетно-аналитическое обеспечение государственной помощи в сельскохозяйственных организациях в условиях экономической интеграции: монография. - М.: Изд-во РГАУ - МСХА, 2011. - 160 с.
3. Мухина Е. Оценка эффективности государственной поддержки агропромышленного производства // Экономист. - 2007. - № 4. - С. 89-93.
METHODS FOR DETERMINING THE ECONOMIC EFFICIENCY OF STATE SUPPORT OF AGRICULTURAL ORGANIZATIONS.METHODS FOR DETERMINING THE ECONOMIC EFFICIENCY OF STATE SUPPORT OF AGRICULTURAL
ORGANIZATIONS
E.V. Fedotova1, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor V.A. Tsukanova , Manager of the Department Of Orders Of Equipment
1Kaluga branch of the Russian State Agrarian University - Moscow Agricultural Academy
named after K.A. Timiryazev
2LLC «GRIMME-RUS»
1(Russia, Kaluga)
2(Russia, Detchino)
Abstract. Today, during the aggravation of the political situation in the world, the imposition of sanctions against Russia, the greatest influence is exerted on the agro-industrial complex, a strategically important sector of the economy, therefore, in order to maintain the country's food security and the development of import substitution, it is imperative to increase state assistance to agricultural producers, while budget funds should be justified, and use - effective. Keywords: government support, agriculture, economic efficiency, evaluation methods.