Научная статья на тему 'Методы мониторинга качества образовательного процесса'

Методы мониторинга качества образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1488
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ВУЗОВСКОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / МЕТОДЫ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ВУЗОВСКОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Штырова И. А.

Обоснована необходимость создания системы мониторинга качества вузовского дополнительного образования. Автором предложена система показателей и методы мониторинга качества вузовского дополнительного образования. Мониторинг качества вузовского дополнительного образования рассматривается как процесс отслеживания состояния образовательного процесса с помощью сбора данных, представляющих собой совокупность определенных ключевых показателей. В статье выделены подходы мониторинга. В качестве математического аппарата для исследования математической модели оценки качества вузовского дополнительного образования авторы рекомендуют использовать нечеткое когнитивное моделирование. При разработке методов мониторинга качества вузовского дополнительного образования возникает проблема определения степени влияния отдельных факторов на результат. В статье использован метод ранжирования. Показатели располагаются по возрастанию степени их значимости, после чего каждому показателю присваивается ранг. По правилу Фишберна определилась значимость каждого показателя. Предложенный подход к разработке системы мониторинга качества вузовского дополнительного образования позволяет учесть такие его особенности, как многокритериальность, наличие как количественных, так и качественных показателей, сложность оценки влияния отдельных факторов на качество образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методы мониторинга качества образовательного процесса»

5. Рябова С.В. Факторы и показатели внутренней и внешней среды вуза, определяющие его рейтинг // Университетское управление: практика и анализ. 2011. № 6. С. 6-10.

References

1. Balatskiy E.V., Ekimova N.A. Usloviya formiro-vaniya rossiyskikh universitetov mirovogo klassa [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.kapital-rus.ru/articles/article/213384

2. Neudachin I.G. Sistema Internet-kommunikatsiy distantsionnogo obucheniya // Otkrytoe obrazova-nie. 2007. № 3 (62). S. 16-27, 89-91.

3. Rubinshteyn S. L. Osnovy obshchey psikhologii. SPb.: Piter, 2000.

4. Bondarenko E.A. Krivaya obucheniya kak inno-vatsionnyy faktor vliyaniya na konkurentosposob-nost' predpriyatiya // Vseukrainskaya NPK stu-dentov i molodykh uchyenykh «Sovremennoe polozhenie i problemy investitsionnogo razvi-tiya». Donetsk, 2009. S. 8.

5. Ryabova S.V. Faktory i pokazateli vnutrenney i vneshney sredy vuza, opredelyayushchie ego

reyting // Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. 2011. № 6. S. 6-10.

INNOVATIVE GROWTH MODEL OF THE

UNIVERSITY IN GLOBAL RANKINGS

I.G. Neudachin, V.I. Rogovic

QS World University Rankings is substantiated as the main global ranking of universities. Supporting selected schools that show significant growth of its positions in the rankings in recent years. Developed and justified individual strategy of managing the growth of the university rankings. Annual plan limits are calculated on the final assessment and the position given university. Statistical analysis of the history of the QS rankings UrFU leads to an innovative model of development. Shown that annual performance rating may change over time (there is a factor of acceleration). A model of growth positions in the university world rankings. The plan is to enter the university in 2020 to a specified range of places. It is shown that the UrFU 2020 is able to enter the Top 100 at planned annual growth of key indicators on the "roadmap".

Key words: universities, ratings, statistical analysis.

УДК 378.147

МЕТОДЫ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

И.А. Штырова

Обоснована необходимость создания системы мониторинга качества вузовского дополнительного образования. Автором предложена система показателей и методы мониторинга качества вузовского дополнительного образования. Мониторинг качества вузовского дополнительного образования рассматривается как процесс отслеживания состояния образовательного процесса с помощью сбора данных, представляющих собой совокупность определенных ключевых показателей. В статье выделены подходы мониторинга. В качестве математического аппарата для исследования математической модели оценки качества вузовского дополнительного образования авторы рекомендуют использовать нечеткое когнитивное моделирование. При разработке методов мониторинга качества вузовского дополнительного образования возникает проблема определения степени влияния отдельных факторов на результат. В статье использован метод ранжирования. Показатели располагаются по возрастанию степени их значимости, после чего каждому показателю присваивается ранг. По правилу Фишберна определилась значимость каждого показателя. Предложенный подход к разработке системы мониторинга качества вузовского дополнительного образования позволяет учесть такие его особенности, как многокритериальность, наличие как количественных, так и качественных показателей, сложность оценки влияния отдельных факторов на качество образовательного процесса.

Ключевые слова: качество вузовского дополнительного образования, методы мониторинга качества вузовского дополнительного образования.

Развитие системы непрерывного профессионального образования обусловлено, в первую очередь, объективной необходимостью удовлетворения потребностей личности и общества в профессиональных образовательных услугах. Поэтому на базе вузов формируются подразделения, реализующие весь комплекс дополнительных программ:

программы профессиональной переподготовки, повышения квалификации, довузовской подготовки, краткосрочных образовательных программ. Соответственно возникают задачи определения уровня предоставляемых вузами дополнительных образовательных услуг. Для этого необходимо создание системы мониторинга качества вузовско-

го дополнительного образования, цель которого состоит в создании организационных, информационных и коррекционных условий для формирования целостного представления о состоянии и изменениях качества процесса, условий и результатов подготовки слушателей. Вопросы оценки качества образования рассмотрены в работах В.А. Болотова, А.А. Большакова, Л.Б. Железновой, А.А. Захарова, А.М. Новикова и др. Однако из-за отсутствия федеральных стандартов возникает сложность решения данной проблемы по отношению к вузовскому дополнительному образованию.

Мониторинг качества вузовского дополнительного образования рассматривается как процесс отслеживания состояния образовательного процесса с помощью непрерывного или периодически повторяющегося сбора данных, представляющих собой совокупность определенных ключевых показателей. Главная цель мониторинга достигается решением следующих задач: разработка комплекса показателей, обеспечивающих целостное представление о качестве подготовки по дополнительным образовательным программам; сбор, хранение и систематизация информации о состоянии и развитии системы качества; информационное обеспечение анализа состояния и развития системы вузовского дополнительного образования и принятия соответствующих управленческих решений.

Мониторинг качества вузовского дополнительного образования представляет собой целостную систему, реализующую множество функций (контроль, обратная связь и т.д.). Можно выделить следующие аспекты мониторинга, отличающие его от других похожих процессов:

- непрерывность, заключающаяся в постоянном сборе данных;

- наличие модели или критериев, позволяющих оценить текущее состояние отслеживаемого процесса;

- научность, т.е. обоснованность модели и отслеживаемых параметров;

- информативность - включение в состав критериев для отслеживания наиболее значимых, на основании которых можно делать выводы об изменениях в отслеживаемом процессе;

- обратная связь - обеспечение объекта мониторинга информацией о результатах, которая позволяет корректировать отслеживаемый процесс.

В соответствии с этим для создания системы мониторинга вузовского дополнительного образования необходимо разработать систему критериев, позволяющую дать полную и адекватную оценку состоянию образовательного процесса. Анализ системы управления вузовским дополнительным образованием показал, что она характеризуется такими свойствами, как сложность, многокомпо-нентность, разнородность, множество взаимодействующих связей между элементами системы. Необходимо также учесть, что вузовское дополнительное образование отличается от основного большим количеством разнообразных программ профессиональной переподготовки, повышения квалификации, краткосрочных курсов, более короткими сроками обучения по сравнению с основными программами профессионального образования, возможностью выбора индивидуальной траектории обучения для слушателей. При этом качество дополнительного образования является многомерным понятием, включающим не только качество знаний, навыков и умений выпускников, но и качество организации образовательного процесса, а также обеспечение учебно-материальной базы. Учитывая, что процессы и показатели, участвующие в анализе качества вузовского дополнительного образования, должны соответствовать требованиям международных стандартов, в частности ISO 9001:2008, предлагается следующая система показателей качества вузовского дополнительного образования: показатели конечных результатов образовательного процесса (количество слушателей, успешно окончивших обучение; количество слушателей, окончивших обучение на отлично; количество слушателей, устроившихся на работу (поступивших в вуз) по профилю обучения; количество слушателей, продолживших обучение по другим образовательным программам; слушателей, участвующих в конкурсах, олимпиадах; количество слушателей, удовлетворенных обучением); показатели качества реализации образовательного процесса (остепененность преподавательского состава; рейтинг преподавате-

лей; использование современных технологий обучения; модульность образовательных программ); показатели качества управления деятельностью подразделения (востребованность образовательных программ; организация контроля и диагностики результатов обучения; проведение мониторинговых исследований рыночных потребностей; организация повышения квалификации преподавателей); показатели ресурсного обеспечения (количество специальностей, направлений подготовки; доля приведенного контингента; показатели сохранности контингента; динамика изменения спроса на обучение; размер финансовых вложений для организации обучения; наличие необходимой материально-технической базы) [1].

Учитывая наличие неопределенности, возникающей при оценке указанных показателей экспертами, присутствие как количественных, так и качественных оценок параметров, отсутствие аналитического описания большинства взаимосвязей между параметрами, решение задачи создания математической модели оценки качества дополнительного образования затруднено на основе традиционно сложившихся подходов и использовании классических методов [2, 3]. Поэтому в качестве математического аппарата для создания и исследования математической модели оценки качества вузовского дополнительного образования целесообразно использовать нечеткое когнитивное моделирование, позволяющее реализовать указанные требования и объединить при моделировании аналитические, статистические, лингвистические описания [4]. Путем введения лингвистических переменных и соответствующих их терм-множествам нечетких классификаторов преодолевается сложность в оценке качественных показателей.

Следует отметить, что при разработке методов мониторинга качества вузовского дополнительного образования возникает проблема определения степени влияния отдельных факторов на результат, поэтому в данном случае предпочтительнее использовать метод ранжирования. При этом выполняется расположение показателей по возрастанию степени их значимости, после чего каждому показателю присваивается ранг. На

основе полученных рангов по правилу Фиш-берна определяются веса, позволяющие определить влияние составляющих факторов на качество вузовского дополнительного образования.

В настоящее время эффективность работы вуза во многом определяется уровнем функционирования вузовской автоматизированной системы управления. Соответственно, необходима интеграция в автоматизированную систему управления вузом информационно-аналитической системы подразделения, реализующего дополнительные образовательные программы, главной функцией которой является обеспечение информационной поддержки мониторинга качества вузовского дополнительного образования.

Своевременное осуществление мониторинга качества вузовского дополнительного образования является неотъемлемой частью процесса управления обучением. Предложенный подход к разработке системы мониторинга качества вузовского дополнительного образования позволяет учесть такие его особенности, как многокритериальность, наличие как количественных, так и качественных показателей, сложность оценки влияния отдельных факторов на качество образовательного процесса.

Литература

1. Виштак О.В., Штырова И.А. Критерии оценки деятельности вузовского центра дополнительного образования // Фундаментальные исследования. 2013. № 4 (ч. 3). С. 555-559.

2. Большаков А.А., Золотько К.Н. Создание системы управления качеством образования вуза с использованием сбалансированной системы показателей и интеллектуальных методов // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2008. № 2 (33). Вып. 2. С. 234-344.

3. Виштак О.В., Штырова И.А. Использование информационных технологий в педагогических исследованиях // Сборник статей международной научно-технической конференции «Современные информационные технологии». Пенза, 2009. С. 123-125.

4. Проталинский О.М., Ажмухамедов И.М. Методология моделирования плохоформализуе-мых слабоструктурированных социотехниче-ских систем // Вестник Астраханского государственного технического университета.

Сер.: Управление, вычислительная техника и информатика. 2013. № 1. С. 144-154.

References

1. Vishtak O.V., Shtyrova I.A. Kriterii otsenki deya-tel'nosti vuzovskogo tsentra dopolnitel'nogo obra-zovaniya // Fundamental'nye issledovaniya. 2013. № 4 (ch. 3). S. 555-559.

2. Bol'shakov A.A., 3olot'ko K.N. Sozdanie sistemy upravleniya kachestvom obrazovaniya vuza s ipol'zovaniem sbalansirovannoy sistemy pokaza-teley i intellektual'nykh metodov // Vestnik Cara-tovskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo un-iversiteta. 2008. № 2 (33).Vyp. 2. S. 234-344.

3. Vishtak O.V., Shtyrova I.A. Ispol'zovanie infor-matsionnykh tekhnologiy v pedagogicheskikh is-sledovaniyakh // Sbornik statey mezhdunarodnoy nauchno-tekhnicheskoy konferentsii «Sovremen-nye informatsionnye tekhnologii». Penza, 2009. S. 123-125.

4. Protalinskiy O.M., Azhmukhamedov I.M. Meto-dologiya modelirovaniya plokhoformalizuemykh slabostrukturirovannykh sotsiotekhnicheskikh sis-tem // Vestnik Astrakhanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Ser.: Upravlenie, vy-chislitel'naya tekhnika i informatika. 2013. № 1. S. 144-154.

MONITORING METHODS FOR EDUCATION QUALITY

I.A. Shtyrova

In this paper, the necessity of creating a system for monitoring the quality of university further education. The author proposes a system of indicators and methods for monitoring the quality of university further education. Monitoring the quality of higher education is seen as an additional process of tracking the status of the educational process through the collection of data of a specific set of key indicators. The article highlights the approaches of monitoring. As a mathematical tool for the study of mathematical models of assessing the quality of university education additional authors recommend the use of fuzzy cognitive modeling. In the development of methods for monitoring the quality of university further education there is the problem of determining the degree of influence of individual factors on the outcome. The paper used the method of ranking. Indicators are of increasing degree of importance, after which each indicator is assigned a rank. By the rule Fishbone determine the significance of each indicator. The proposed approach to develop a system for monitoring the quality of university education further enables it to take into account such features as multi-criteriality, the presence of both quantitative and qualitative indicators, the difficulty of assessing the effect of individual factors on the quality of the educational process.

Key words: quality of university further education, methods of monitoring.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.