Научная статья на тему 'Методы многокритериальной оптимизации транспортной задачи'

Методы многокритериальной оптимизации транспортной задачи Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
446
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЧЕТЫРЕХКРИТЕРИАЛЬНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ ЗАДАЧА / FOUR-CRITERIAL TRANSPORT PROBLEM / МЕТОД ПОТЕНЦИАЛОВ / METHOD OF POTENTIALS / НАЧАЛЬНАЯ СИМПЛЕКСНАЯ ТАБЛИЦА / INITIAL SYMPLEX TABLE / МЕТОД ГЛАВНОГО КРИТЕРИЯ / MAIN CRITERIUM METHOD / COMPROMISE METHOD / LAMBDA-PROBLEM / LINIAR CONVOLUTUIN METHOD / TRANSPORAT CARRIAGES / ПРОГРАММНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ / PROGRAM REALIZATION / МУЛЬТИПЛИКАТИВНАЯ СВЕРТКА / МЕТОД ЛИНЕЙНОЙ СВЕРТКИ / MULTIPLICATIVE CONVOLUTION / МЕТОД ГАРАНТИРОВАННОГО РЕЗУЛЬТАТА / GUARANTEED RESULT ME / МЕТОД УСТУПОК / ЛЯМБДА-ЗАДАЧА / ТРАНСПОРТНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Нуркаева А. В.

Статья посвящена разработке решения многокритериальной транспортной задачи. В качестве критериев брались минимальные стоимость перевозок, время перевозок, накладные расходы и максимальный объем перевозок. Классические методы решения задач многокритериальной оптимизации модифицированы и приспособлены под особенности транспортной задачи. В среде Visual Studio на языке программирования С# составлен программный комплекс, позволяющий решать задачу многокритериальной транспортной задачи одним из методов: линейной свертки, главного критерия, уступок или методом гарантированного результата, и сравнивать полученные результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of multicriteria optimization of transport problem

The article is devoted to the development of a multicriteria transport problem solution. As criteria, the minimal cost of transportation, the minimal time of transportation, the minimal overhead charges and the maximal volume of transportations were taken. Classical methods for solving multicriteria optimization problems are modified and adapted to the transport problem specification. In Visual Studio C # programming language, is used as a software package to solve the multicriteria transport task problem by one of the methods of linear convolution, or the main criterion, or compromise method or the method of guaranteed result and to compare the results obtained. The first paragraph is devoted to the formulation and mathematical model design of four-criterial transport problem. The second paragraph contains an example the application of guaranteed result method to solve transport problem. The next paragraph describes the program realization of transport problem with four criteria.

Текст научной работы на тему «Методы многокритериальной оптимизации транспортной задачи»

Методы многокритериальной оптимизации транспортной задачи

А.В.Нуркаева

Финансовый Университет при правительстве Российской Федерации, Москва

Аннотация: Статья посвящена разработке решения многокритериальной транспортной задачи. В качестве критериев брались минимальные стоимость перевозок, время перевозок, накладные расходы и максимальный объем перевозок. Классические методы решения задач многокритериальной оптимизации модифицированы и приспособлены под особенности транспортной задачи. В среде Visual Studio на языке программирования С# составлен программный комплекс, позволяющий решать задачу многокритериальной транспортной задачи одним из методов: линейной свертки, главного критерия, уступок или методом гарантированного результата, и сравнивать полученные результаты. Ключевые слова: четырехкритериальная транспортная задача, метод потенциалов, начальная симплексная таблица, метод главного критерия, метод уступок, лямбда-задача, метод линейной свертки, транспортные перевозки, программная реализация, мультипликативная свертка, метод гарантированного результата

Введение

Развитию транспортных перевозок уделяется много внимания: расширяются транспортные сети, максимизируется их пропускная способность, модернизируются дороги, появляются новые виды транспорта и транспортных средств, автоматизируются процессы погрузки-разгрузки товаров, совершенствуется логистика транспортных перевозок.

Для заказчиков транспортных услуг необходимы решения транспортных задач для осуществления перевозок с минимальными издержками и с большим экономическим эффектом.

К настоящему времени достаточно полно исследована однокритериальная транспортная задача, рассмотрены различные ее постановки, комбинации с другими задачами производства и хранения продукции, найдено и обосновано достаточно методов ее решения, на основе которых разработаны компьютерные приложения решения классических транспортных задач. Для многокритериальных задач описаны лишь направления решения, например, с использованием методов Парето.

Многокритериальная транспортная задача рассмотрена в работах А.В. Золотарюка [1], который, проанализировав процессы транспортных перевозок и факторы, снижающие их эффективность, сформулировал математическую постановку транспортной многокритериальной оптимизационной задачи, и рассмотрел пути ее решения на основе парето-оптимальных методов и с помощью интеллектуального нейросетевого прогнозирования. Также двухкритериальная транспортная задача рассмотрена О.В. Серой [3]. Она разработала итерационный алгоритм и доказала, что полученное решение парето-оптимально. Ю.А. Осыкина и Г.Д. Чернышова [2] рассмотрели многокритериальную транспортную задачу с разрывными функциями и целочисленными переменными.

В данной статье для четырехкритериальной транспортной задачи, сформулированной А.В. Золотарюком, разработан алгоритм решения, который положен в основу работы программного комплекса. Известные стандартные методы решения многокритериальных задач приспособлены к решению транспортной многокритериальной задачи.

Математическая модель четырехкритериальной транспортной модели

Сформулируем математическую постановку задачи

многокритериальной оптимизации транспортных перевозок с учетом одного цикла.

Найти оптимальные параметры транспортной сети

G*+1 =11 g°j,gijv-gtjv-gkj\\ ;j =0,к; j =1 Mj;

исходя из условий:

• минимума времени нахождения в пути из исходного в конечный пункт

назначения Тпут:

к Mi

min T = min YVi.. • g

пут ^^ ^^ jj о jj

i=0 j=1

J

минимума общей себестоимости перевозки единицы груза Сед:

k Mi

min Cд = min ■ g,

i=0 j=1

максимума общего количества перемещенных грузов Утр!

k Mi

maxКР = max■ g,

i=0 j=1

минимума общих накладных расходов при доставке груза R^:

k M i

min R б = min УУ r • g .

оо ^^ ^^ гj О г,

i=0 j=1

Решение многокритериальной транспортной задачи

k Mt

Нормируем полученные критерии: т =

t 'g ij

1 -,_Г>

пут i=0 j=1

k Mi

• gj

k Mt

■ gj

T max t max

пут пут

kMi

^ pa i=0 j=1 тр i=0 j=1

< = —— = —--, и = —— = —--, p =

R УУг- ' g ij

Лоб i=0 j=1

C

ед

С

ед

Vm

тр

Vm

тр

R

об

R

об

Рассмотрим применение метода гарантированного результата, который предполагает максимизацию следующей функции

f = min

k Mi k Mi k Mi k Mi

^^ ^ij gij ^^ сij gij ^^ Vij gij ^^ Гу gij

i=0 j=1

i=0 j=1

i=0 j=1

i=0 j=1

Г

пут

С

ед

Vr

тр

R

об

У ^ max.

Введя

X = min

k M i k M i k M i k M i

yyt1!-g1! TT^-g« yyv1!-g1! TTrrg

ij ij ij ij

i=0 j=1 i=0 j=1

Tr

СI

ij ij ij ij i=0 j=1 i=0 j=1

v:

R

об

обозначение

получим задачу

линейного программирования

f = X ^ min

при ограничениях

max

max

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

max

max

max

Л >т, Л>а, 1 - Л < и, Л >р,

Л е [0;1].

Другими словами, нам нужно найти минимальное Л, при котором существует допустимый план решения задачи. Поиск можно осуществлять разными способами. Во-первых, решением Л-задачи. Но програмно этот способ реализовать достаточно сложно. Во-вторых, перебирая значения с заданным шагом с 1 до 0, допустим, с шагом 0.01 (так как содержательный смысл - процент, то с точностью до 1 процента). В этом случае задача решается за 101 шаг, а в общем случае, за (1/точность+1) шаг. Но на наш взгляд наиболее эффективно вести перебор методом дихотомии по нижеизложенной схеме. Заметим, что при Л = 1 ограничения принимают вид

1 > т,1 > а,0 < и,1 > р .

Но так как нормализованные критерии точно имеют положительные значения, меньшие единицы, то задача имеет допустимое решение. А вот при Л = 0 ограничения с учетом положительности и нормализации принимают вид

0 = т,0 = а,1 = и,0 = р.

и здесь возможны две ситуации:

1) если допустимое решение существует, то оно является идеальным, так как оно минимизирует те критерии, которые нужно минимизировать и максимизирует те критерии, которые нужно максимизировать. Также напомним, что этот случай на практике встречается крайне редко. Как бы там ни было, допустимое решение в данном случае решение оптимально. Задача решена.

:

2) Если допустимое решение не существует, то применим метод дихотомии. А именно, обозначим Л1 = 0, Л2 = 1. Требуемую точность

обозначим за s. Пока \ Л2 - Л1 \> s = 0 находим Л0 = Л2 + Л .

Если при Л0 допустимое решение задачи есть, то и продолжаем искать минимальное Л, при котором существует допустимое решение среди меньших его значений, то есть на отрезке Ле[Л1;Л0]. Если же при Л0 допустимого решения не существует, то и продолжаем искать минимальное Л , при котором существует допустимое решение среди больших его значений, то есть на отрезке Л е [Л0; Л2 ].

Количество переборов при использовании данного метода дихотомии -

log — +1. В случае, если точность равна 1 процент, количество переборов

s

снижается со 101 в случае простого перебора до 8.

Программный комплекс

Создано программное приложение для решения многокритериальной транспортной задачи, описанной в [1], в инструментальной среде Visual Studio Professional 2015. Приложение позволяет воспользоваться одним из четырех методов: методом уступок, линейной свертки, методом главного критерия и гарантированного результата. Метод линейной свертки и первый этап метода уступок позволяют применить метод потенциалов. Остальные этапы метода уступок и метод главного критерия используют обычный симплекс-метод решения задачи линейного программирования. Причем для построения первоначального базисного плана используется построение искусственного базиса. Метод гарантированного результата применяет симплекс-метод только для построения первоначального опорного плана, так как ищет минимальное значение параметра, при котором в принципе решение возможно.

Литература

1. Золотарюк А.В. Математическая модель многокритериальной оптимизации транспортных перевозок. // Инновационные технологии в науке и образовании. 2015. № 1(1). С. 317-320.

2. Осокина Ю.А, Чернышова Г.Д. Многокритериальная транспортная задача с разрывной целевой функцией. // Вестник, серия: системный анализ и информационные технологии. 2008. № 2. С.: 10-12.

3 Серая О. В. Двухкритериальная транспортная задача // Вестник Национального технического университета «Харьковский политехнический институт». НТУ «ХП1», 2009. №4. - С. 64-68.

4. Боженюк А.В., Герасименко Е.М. Разработка алгоритма нахождения максимального потока минимальной стоимости в нечеткой динамической транспортной сети // Инженерный вестник Дона. 2013, №1. URL: ivdon.ru/magazine/archive/n1y2013/1583.

5. Нечитайло Н.М., Мартемьянов С.В., Панасов В.Л. Транспортная задача по критерию минимума суммарного времени и модификация метода Балинского для её решения // Инженерный вестник Дона. 2016, №1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2016/3796.

6. Dawes R. The robust beauty of improper linear models in decision-making. /In: « Judgement under uncertainty: Heuristics and biases». Cambridge Univ., Press, 1982. - pp. 571-582.

7. McGrimmon K. An overview of multiple objective decision making. /in Multiple criteria, decision-making. Cohrane I., Zeleny M. (Eds). Columbia Univ: South Carolina Press, 1973. pp: 656-667.

8. Подиновский В.В., Ногин В. Д. Парето-оптимальные решения многокритериальных задач. М.: Наука, 1982. 256 с.

9. Константинова М.А. К вопросу многокритериальной задачи в транспортной логистике // Научное сообщество студентов XXI столетия.

Технические науки: сб. ст. по мат. XVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(18). URL: sibac.info/archive/technic/3(18).pdf (дата обращения: 05.05.2017)

10. Емельянов С.В., Ларичев О.И. Многокритериальные методы принятия решений. М.: Знание, 1985. 32 с.

References

1. Zolotaryuk A.V. Innovatsionnye tekhnologii v nauke i obrazovanii. 2015. № 1(1). pp. 317-320.

2. Osokina Yu.A, Chernyshova G.D. Vestnik, seriya: sistemnyy analiz i informatsionnye tekhnologii. 2008. № 2. pp: 10-12.

3 Seraya O.V. Vestnik Natsional'nogo tekhnicheskogo universiteta «Khar'kovskiy politekhnicheskiy institut». NTU «KhPI», 2009. №4. pp: 64-68.

4. Bozhenyuk A.V., Gerasimenko E.M. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2013, №1. URL: ivdon.ru/magazine/archive/n1y2013/1583.

5. Nechitaylo N.M., Martem'yanov S.V., Panasov V.L. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2016, №1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2016/3796.

6. Dawes R. The robust beauty of improper linear models in decision-making. In: «Judgement under uncertainty: Heuristics and biases». Cambridge Univ., Press, 1982. pp: 571-582.

7. McGrimmon K. An overview of multiple objective decision making./In Multiple criteria decision making. Cohrane I., Zeleny M. (Eds). Columbia Univ: South Carolina Press, 1973. pp: 656-667.

8. Podinovskiy V.V., Nogin V.D. Pareto-optimal'nye resheniya mnogokriterial'nykh zadach. [Pareto optimal decision of multicriterial problems] M.: Nauka, 1982. 256 p.

9. Konstantinova M.A. Nauchnoe soobshchestvo studentov XXI stoletiya. Tekhnicheskie Nauki: sb. st. po mat. XVIII mezhdunar. stud. nauch.-prakt. konf.

№ 3(18). URL: sibac.info/archive/technic/3 (18).pdf (data obrashcheniya: 05.05.2017).

10. Emel'yanov S.V., Larichev O.I. Mnogokriterial'nye metody prinyatiya resheniy. [Multicriterial methods of decision maker]. M.: Znanie, 1985. 32 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.