Научная статья на тему 'МЕТОДЫ МИНИМИЗАЦИИ ОПЕРАЦИОННЫХ РИСКОВ БАНКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ'

МЕТОДЫ МИНИМИЗАЦИИ ОПЕРАЦИОННЫХ РИСКОВ БАНКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
31
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРАЦИОННЫЙ РИСК / ПРАВОВОЙ РИСК / РИСК ПЕРСОНАЛА / ИМУЩЕСТВЕННЫЙ РИСК / OPERATIONAL RISK / LEGAL RISK / PERSONNEL RISK / PROPERTY RISK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Данилович И.Д.

В данной статье рассматриваются основные методы минимизации операционных рисков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF MINIMIZING OPERATIONAL RISKS OF BANKS IN THE REPUBLIC OF BELARUS

This article examines the main methods for minimizing operational risks.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ МИНИМИЗАЦИИ ОПЕРАЦИОННЫХ РИСКОВ БАНКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ»

поддержании) данных, оформлении первичных учетных документов, осуществлении бухгалтерского учета, при проведении операций.

12. Риск, связанный с географической диверсификацией деятельности банка - риск, связанный с упущениями при обобщении различной информации в масштабе всей деятельности банка, появление сбоев в бизнес -процессах, системах внутреннего контроля, управления рисками из-за физической обособленности руководства и персонала, осуществляющего операции.

13. Риск использования услуг третьей стороны, или риск, связанный с аутсорсингом - риск, связанный с нарушением договорных сроков или обязательств, возмещение ущерба или убытков поставщиков вследствие служебной халатности сотрудников банка, конфликты с поставщиками, их неправильные и противоправные действия, в том числе неправомерное использование конфиденциальной информации о деятельности банка.

Аутсорсинг - привлечение сторонней организации (далее - поставщик услуг) для выполнения на непрерывной основе отдельных видов работ (деятельности), обычно осуществляемых банком.

Использованные источники: 1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nbrb.by. - Дата доступа: 25.09.2018.

УДК 336.71

Данилович И.Д. студент магистратуры Полесский государственный университет научный руководитель: Петрукович Н.Г., к.э.н.

доцент

Республика Беларусь, г. Пинск МЕТОДЫ МИНИМИЗАЦИИ ОПЕРАЦИОННЫХ РИСКОВ БАНКОВ В

РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Аннотация: В данной статье рассматриваются основные методы минимизации операционных рисков.

Ключевые слова: операционный риск, правовой риск, риск персонала, имущественный риск

Danilovich I.D., a master's student Polessky State University Scientific adviser: Petrukovich N. G. candidate of economic sciences, associate professor

The Republic of Belarus, Pinsk METHODS OF MINIMIZING OPERATIONAL RISKS OF BANKS IN THE REPUBLIC OF BELARUS

Abstract: This article examines the main methods for minimizing operational risks.

Keywords: Operational risk, legal risk, personnel risk, property risk

1. ИТ-риск. Минимизация данного риска в банке осуществляется путем проведения следующих мероприятий:

резервирование (дублирование) наиболее критических для деятельности банка автоматизированных систем и устройств;

архивирование программного обеспечения, баз данных, электронных документов, сообщений для их оперативного восстановления;

обеспечение бесперебойного электропитания наиболее важных элементов информационной системы банка;

постоянное развитие системы информационной безопасности банка, администрирование и предоставление прав доступа к информационным ресурсам банка;

обучение работников банка вопросам информационной безопасности и осуществление контроля соблюдения требований обеспечения информационной безопасности банка;

разработка локальных нормативных правовых актов, определяющих политику банка в области развития информационных и телекоммуникационных систем банка, а также обеспечения информационной безопасности;

совершенствование организационной структуры банка, областей ответственности и распределения полномочий должностных лиц и подразделений, отработка действий в аварийных ситуациях и др.

В целях обеспечения непрерывной работы и восстановления работоспособности информационной системы банка разрабатывается порядок действий персонала при наступлении нештатных ситуаций.

2. Риск управления и неправильных управленческих решений. Данный вид риска минимизируется путем проведения следующих

мероприятий:

разграничение ролей и компетенции в процессе управления деятельностью банка между общим Собранием акционеров, Наблюдательным советом, Правлением банка, финансовым комитетом, кредитным комитетом и др.;

принятие всех наиболее ответственных и масштабных управленческих решений коллегиальными органами банка в соответствии с предоставленными полномочиями;

организация мониторинга и представления структурными подразделениями Центрального аппарата на постоянной основе руководителю банка (его заместителям по курируемым направлениям деятельности) информации о финансовом состоянии банка, заключенных сделках, полученных финансовых результатах, состоянии различных сегментов рынка и др.;

формирование информации о финансовом положении банка, результатах его деятельности, бухгалтерской и финансовой отчетности, как

источника информации для принятия управленческих решений, осуществляется в соответствии с требованиями национальных стандартов финансовой отчетности.

3. Риск неверной организационной структуры банка, области ответственности и распределения полномочий должностных лиц и подразделений банка. Данный вид риска минимизируется проведением следующих мероприятий:

отнесение функций по оптимизации структуры банка путем принятия решений о создании и закрытии представительств банка к компетенции Наблюдательного совета банка;

выделение в структуре банка подразделений, отвечающих за независимую оценку и анализ основных банковских рисков;

четкое и недвусмысленное определение задач и функциональных обязанностей подразделений, должностных обязанностей работников банка, в том числе путем издания локальных нормативных правовых актов банка;

установление порядка выявления конфликта интересов, сфер и условий его возникновения и мер по их выявлению и урегулированию.

4. Правовой риск.

Данный вид риска минимизируется путем проведения банком следующих мероприятий:

разработка в банке типовых и примерных форм договоров по основным банковским операциям и услугам;

установление в банке правил подготовки и утверждения локальных нормативных правовых актов, предусматривающих обязательную правовую экспертизу проектов всех локальных нормативных правовых актов банка;

установление порядка согласования (визирования) работниками юридической службы заключаемых от имени банка договоров (контрактов, соглашений);

проведение структурными подразделениями Центрального аппарата, в том числе юридической службой, по направлениям деятельности постоянного мониторинга изменений законодательства Республики Беларусь;

обеспечение доступа максимального количества работников к базе данных законодательства и локальных нормативных правовых актов банка.

5. Методологический риск. Данный вид риска минимизируется проведением следующих мероприятий:

согласование утверждаемых (подписываемых) в Центральном аппарате уполномоченными органами (должностными лицами) банка локальных нормативных правовых актов с юридическим департаментом, департаментом безопасности и защиты информации, а также со всеми заинтересованными структурными подразделениями Центрального аппарата;

разработка методологических основ проведения расчетов и отражения в учете и отчетности банковских операций, а также своевременное внесение изменений в разработанные ранее локальные нормативные правовые акты

производятся в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

разработка и (или) приобретение лицензионных программных продуктов, используемых банком для проведения экономических расчетов.

6. Учетный риск. Данный риск минимизируется путем проведения банком следующих мероприятий:

выбор способа ведения бухгалтерского учета; унификация учетных процедур и снижение их трудоемкости; наличие в информационно-учетной системе банка плана счетов бухгалтерского учета, соответствующего требованиям законодательства Республики Беларусь;

ежегодное проведение инвентаризации имущества и финансовых обязательств, отражение ее результатов на соответствующих счетах бухгалтерского учета;

осуществление контроля за хозяйственными операциями; соблюдение установленного банком документооборота с учетом требований нормативных правовых актов;

постоянный контроль за соответствием суммы остатков на счетах аналитического учета сумме остатков на счетах синтетического учета; соблюдение режимов безопасности доступа к учетным записям; формирование моделей учетных записей по банковским и хозяйственным операциям;

ежегодная разработка учетной политики банка.

Вопросы ведения бухгалтерского учета определяются в локальных нормативных правовых актах, определяющих совокупность принципов, приемов и правил ведения учета, в том числе в соответствии с международными и национальными стандартами финансовой отчетности.

7. Риск оперативной деятельности.

Данный вид риска минимизируется путем проведения следующих мероприятий:

установление соответствующим приказом (распоряжением) определенного перечня должностных лиц, уполномоченных подписывать (визировать) платежные документы, распоряжения;

регламентирование отдельными локальными нормативными правовыми актами порядка документационного обеспечения;

совершенствование банковских программных продуктов, позволяющих осуществлять качественный анализ и контроль проводимых операций, автоматизация отчетных форм;

регулярная выверка первичных документов и счетов по проводимым банковским операциям.

8. Риск персонала. Для минимизации риска персонала банк осуществляет комплекс мер, направленных на выявление, снижение вероятности появления факторов и событий, приводящих к риску персонала:

назначение на руководящие должности лиц, имеющих высшее образование, значительный стаж работы в банке, обладающих высокими

профессиональными и личностными качествами;

формирование в банке резерва кадров в целях своевременного комплектования руководящих должностей специалистами, отвечающими требованиям, предъявляемым к руководителям соответствующего уровня, планирование их карьерного роста;

назначение на иные должности лиц, отвечающих соответствующим квалификационным требованиям;

прием на работу новых работников после тщательной проверки департаментом безопасности и защиты информации личности и предыдущей трудовой деятельности кандидата;

прием на работу работников с заключением контракта (в отдельных случаях - трудового договора);

постоянное проведение повышения квалификации, переподготовки работников;

проведение не реже одного раза в три года аттестации работников; разработка и утверждение должностных инструкций каждого из работников, регламентирующих их права и обязанности;

разработка нормативов нагрузки на работников, занимающихся расчетным и кассовым обслуживанием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, кредитованием юридических и физических лиц, обслуживанием физических лиц, осуществляющих операции с банковскими платежными карточками, валютные операции и валютный контроль, бухгалтерский учет операций с физическими лицами и др. 9. Риск внутреннего мошенничества.

Данные риски минимизируются путем проведения следующих мероприятий:

обеспечение собственными силами и с привлечением соответствующих организаций охраны имущества банка;

ограничение физического доступа в помещения, где расположено серверное и коммуникационное оборудование;

создание резерва основных программно -технических средств; совершенствование организационной структуры банка, областей ответственности и распределения полномочий должностных лиц и подразделений, отработка действий в аварийных ситуациях; внедрение мер информационной безопасности;

обеспечение сохранности денежных средств, находящихся в обменных пунктах и кассах банка, размещенных вне места расположения структурных подразделений банка осуществляется в соответствии с планом мероприятий по укреплению безопасности при работе кассиров; периодическое проведение ревизии ценностей;

определение отдельными локальными нормативными правовыми актами (приказами, распоряжениями) лиц, ответственных за сохранность ценностей, а также за хранение печатей, штампов, пломбиров, электронных ключей и др.;

функционирование системы мониторинга рисков и предотвращения мошенничества по операциям с банковскими платежными карточками; функционирование «Телефона доверия».

10. Имущественный риск и риск форс-мажорных обстоятельств. Данный вид риска минимизируется путем проведения следующих

мероприятий:

организация надежной охраны банковских объектов; страхование отдельных объектов материально-технической базы банка;

разработка планов действий в чрезвычайных ситуациях.

11. Риск операции.

Данный риск минимизируется путем проведения банком следующих мероприятий:

детальная регламентация порядка оформления и отражения в учете совершаемых операций;

регулярная выверка первичных документов и счетов по проводимым банковским операциям;

использование программного обеспечения, позволяющего осуществлять логический контроль на стадии совершения отдельных видов операций, а также выявление расхождений проводимых операций с принятой учетной политикой в ходе последующего контроля минимизируют возникновение риска операции;

разработка локальных нормативных правовых актов банка, регламентирующих вопросы выполнения банком функций агента валютного контроля, осуществления расчетов в национальной и иностранной валютах и контроля за платежами;

установление решением Комитета по управлению рисками минимального размера крупного платежа, подлежащего дополнительному предварительному контролю. Для проведения контроля платежей необходимо:

осуществление функций агента валютного контроля в соответствии с локальными нормативными правовыми актами банка;

осуществление контроля суммы платежа, равной или превышающей установленный размер крупного платежа;

осуществление контроля при отзыве платежей в порядке, определенном локальным нормативным правовым актом банка, регулирующим порядок проведения в банке расчетов в белорусских рублях.

Риск операции при проведении валютных операций связан с нарушением нормативных правовых актов НБ РБ, актов законодательства в сфере валютного регулирования, в том числе при выполнении банком функций агента валютного контроля, ошибками при отправке и зачислении платежей.

Для минимизации риска операции при проведении валютных операций в банке проводятся следующие мероприятия:

назначение лиц, ответственных за осуществление банком функций агента валютного контроля;

детальное регламентирование функциональных обязанностей специалистов, осуществляющих валютные операции и валютный контроль;

разработка технического порядка, регламентирующего вопросы осуществления расчетов в иностранной валюте через автоматизированную систему расчетов банка;

разграничение полномочий должностных лиц банка на право подписания документов по операциям на межбанковском и фондовом рынках; установление контроля за хозяйственными операциями банка в иностранной валюте.

12. Риск, связанный с географической диверсификацией деятельности

банка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данный риск минимизируется путем проведения банком следующих мероприятий:

распределение обязанностей между председателем Правления и его заместителями;

проведение операций структурными подразделениями банка в рамках представленных полномочий;

разработка типовой организационной структуры дирекций, ЦБУ; разработка регламентов взаимодействия структурных подразделений банка и Центрального аппарата.

13. Риск использования услуг третьей стороны, или риск, связанный с аутсорсингом.

Для минимизации рисков, связанных с аутсорсингом, структурные подразделения банка, координирующие заключение договоров с поставщиками услуг:

изучают и анализируют рынок поставщиков услуг, необходимых банку;

разрабатывают критерии выбора поставщиков услуг, требования по спецификациям, качеству услуг, их сертифицированности, ценовым условиям, и др.;

проводят сравнительный анализ предложений, представленных поставщиком услуг;

согласовывают в соответствии с требованиями локального нормативного правового акта, регулирующего вопросы закупок в банке, документы по закупке;

разрабатывают (подготавливают) проекты договоров аутсорсинга, изменений и дополнений в них, осуществляют переписку с поставщиками услуг, в том числе при разрешении вопросов предоставления ими дополнительных документов и необходимой информации с привлечением юридического департамента и департамента безопасности и защиты информации;

предусматривают в договорах с поставщиком услуг:

сохранение поставщиком общей стоимости договора при неизменном объеме работ (услуг) в течение календарного года после его заключения. Последующее изменение стоимости не более 1 раза в год с предоставлением экономического обоснования изменения стоимости работ (услуг);

ответственность за разглашение коммерческой тайны;

возмещение потерь банку либо уплату штрафных санкций при невыполнении (некачественном выполнении) обязательств в установленные сроки;

осуществляют контроль за исполнением заключенных банком договоров аутсорсинга;

периодически анализируют эффективность заключения договоров по передаче бизнес-процессов банка на аутсорсинг.

Использованные источники: 1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nbrb.by. - Дата доступа: 25.09.2018.

УДК 621

Евтеев Р.И.

Национальный Институт Бизнеса

Россия, г. Москва ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ КАК ВОЗМОЖНОСТЬ УЛУЧШЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

РОССИИ

Аннотация: По мнению автора, автомобилестроение оказывает значительное влияние на развитие национальных экономик, служит источником дохода, обеспечивает занятость населения, обладает высокой наукоемкостью. Тем не менее, как в мировой автомобильной промышленности, так и в российской существует ряд проблем, которые препятствуют ее развитию. Важным является рассмотрение обозначенных проблем и путей их решения.

Ключевые слова: автомобильная промышленность, экспорт, ТНК, Россия, проблемы, перспективы развития.

Evteev R.I.

National Institute of Business

Moscow

PROSPECTS FOR DEVELOPMENT OF AUTOMOBILE INDUSTRY AS THE IMPROVEMENT OF IMPROVEMENT INTERNATIONAL PRODUCTION SPECIALIZATIONS OF RUSSIA

Annotation: In the opinion of the author, the automobile industry exerts a significant influence on the development of national economies, serves as a source of income, provides employment for the population, and has a high science intensity. Nevertheless, both in the world automobile industry and in the Russian

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.