Юриспруденция
УДК 34
РС! 10.21661/Г-559914
Обликин Н.Ю.
Методы контроля государственных контрактов, выполняемых компаниями оборонно-промышленного комплекса на примере: государственных контрактов по утилизации вооружения и военной техники
Аннотация
В статье речь идёт о том, что современная политика Минобороны России, направленная на перевооружение и модернизацию старых образцов техники и оружия, актуализирует потребность в комплексе мер по утилизации списанной техники и вооружения, а также контроле исполнения данного процесса. Цель исследования - рассмотреть существующие практики системы утилизации военной техники и вооружения, контроля данного процесса, методы исследования: общетеоретические и эмпирические. Результат исследования - определены существующие проблемы механизма системы утилизации военной техники и вооружения, предложены научные рекомендации по их решению.
■ Ключевые слова: государственный контракт, обороннаяпромышленность, утилизация, вооружение, военная техника.
Введение
Современное состояние экономического развития любого успешно развивающегося государства подразумевает эффективное использование внутренних ресурсов и резервов государства. К таким ресурсам и резервам для дальнейшего экономического развития можно отнести выработавшие свой эксплуатационный ресурс промышленные товары гражданского и военного назначения. В этой связи актуализируется рассмотрение возможности вторичного использования ресурса устаревших образов военной техники и вооружения (военной продукции [6, с. 108-112]) после процесса их утилизации, а также иного имущества Минобороны России в рамках политики перевооружения.
Основная часть
Под утилизацией военной техники и вооружения -понимается комплекс организационно-технических, экологических и экономических мероприятий, обеспечивающих переработку продукции военного назначения во вторично используемый ресурс, либо для гражданского назначения.
На современном этапе развития России в рассматриваемой теме не существует нормативно-правовых документов и технических регламентов, подробно описывающих процесс утилизации высвобождаемого военного имущества, а также соответствующей общепринятой процедуры контроля в рамках данной процедуры со стороны заказчика, несмотря полномочия, изложенные в статье 15.1 профильного закона [2].
При этом, присутствует ряд документов, которые обеспечивают подобный процесс, несмотря на его организационно-правовую неопределенность, что по праву можно определить как актуальную проблему.
Между тем, утилизация как многоэтапный процесс - охраняется государственной тайной, исходя из
оборонно-промышленной направленности, закрепляемой в данном определении [1]. Что определяет и характерные особенности процедуры утилизации для военной продукции отличительной от продукции гражданского назначения.
В оборонной сфере, государственный заказ на утилизацию может выполнять исключительно отечественная компания, имеющая соответствующие направления деятельности и надлежащие профили для ее проведения.
В рамках рассматриваемой темы также отмечается, что, несмотря на существующие правовые трудности за последние годы увеличилась доля участия отечественных гражданских предприятий в утилизации военной продукции, которые не имеют прямого отношения к военной сфере. Это обусловлено формальным соблюдением всех необходимых условий законов, а именно: имея аккредитацию, соответствуя иным правовым основаниям и функционирующим на своей базе производительным мощностям и условиям позволяющим достичь необходимого результата.
Таким образом, в меньшей степени состоит доля участия в процедуре государственного оборонного заказа по утилизации со стороны предприятий непосредственно связанных по своему основному виду экономической деятельности с оборонно-промышленной сферой, что требует отдельного дополнительного исследования складывающейся тенденции и поиска соответствующих решений проблемы дисбаланса [6, с. 29-45].
Это позволяет сделать общий промежуточный вывод о том, что процедура участия в государственном оборонном заказе может быть реализована с участием не всех компаний, а лишь тех, кто соответствует определенным условиям на основании требований Закона [2].
Правовыми особенностями участия таких компаний в государственном оборонном заказе является
Юриспруденция
взаимодействие с государственным заказчиком через электронную платформу АСТ ГОЗ [4], которая имеет свои требования по обеспечению доступа к ней компании в качестве исполнителя, а именно:
- открытие специального счета в соответствии с законом;
- получение в установленном законом порядке электронной цифровой подписи;
- настройка рабочего места и подключение к защищенному каналу связи;
- прохождение внутренней процедуры аккредитации соответствия, установленным требованиям на АСТ ГОЗ, как на обычной ЭТП;
- прохождение процедуры аккредитации соответствия работам, связанным с утилизацией конкретного вида военной продукции;
- получение или подтверждение права предприятия работать с государственной тайной.
Перечисленные критерии правовых оснований существенным образом ограничивают перечень компаний, которые способны выполнять государственные оборонные заказы, а уже существующие предприятия в отдельных случаях работают в условиях трудностей экономической рентабельности при участи в таких заказах.
Затруднённая экономическая рентабельность в рассматриваемом вопросе рассматривается с учетом необходимости дополнительных финансовых затрат на данную процедуру, в отличие от гражданской процедуры из-за специфики военной продукции. Например, финансовая сложность выражается в необходимости обеспечения безопасности процесса утилизации, в том числе и экологической, что является немаловажным аспектом данного вопроса, отнимая весомое количества финансовых средств.
Также к расходам можно отнести особенности транспортировки военной продукции, а также иные логистические расходы финансового характера, связанные с данным вопросом в практической деятельности.
Однако, если рассматривать детально общий экономический эффект от процесса утилизации военной продукции в рамках государственного оборонного заказа, аспект высвобождения существенных объе-
мов материалов и сырья даже принимая во внимание вторичное качество является весьма дорогостоящим и иногда превышающим саму сумму государственного оборонного заказа на процедуру утилизации. Вследствие чего, после переработки сырья, происходит его фактическая реализация и зачисление полученных от этого доходов в государственный бюджет [7, с. 40-49].
Выводы
Таким образом, в рамках исследования установлено, что проблемами процедуры утилизации являются:
1. Отсутствие стандартизированного правового подхода к алгоритму проведения утилизации различных видов продукции, что существенным образом влияет на экологию и финансово-экономическое обоснование государственного оборонного контракта и не всегда в лучшую сторону.
2. Как причинно-следственная связь первой проблемы - это ограниченность ресурсов выделяемых на проведение процедуры утилизации в рамках государственного оборонного заказа. В частности, экономическая рентабельности для компаний исполнителей в отдельных случаях исключает возможность участия в государственной оборонном заказе, как следствие этого происходит невыполнение поставленных целей по утилизации военной продукции.
3. Вред окружающей среде, что выражается в обобщенном финансировании процедуры утилизации военной продукции. Не закладывается в процедуру утилизации ряд мероприятий, направленных на предупреждение и компенсацию вреда окружающей среде, снижая тем самым общий уровень экологии в государстве.
Повышение эффективности обеспечения национальной безопасности России [1] представляется возможным в рамках рассматриваемого вопроса посредством устранения существующих проблем правовой регламентации процедуры утилизации военной продукции в рамках государственного оборонного заказа, а именно:
1) она должно быть детально регламентированной (в частности: на всех этапах требуются эффективные методы контроля со стороны заказчика);
2) иметь более детализированные статьи расходов и расширенную форму финансирования.
Литература
1. Закон РФ «О государственной тайне» от 21.07.1993 №5485-1.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».
3. Указ Президента РФ от 02.07.2021 №400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
4. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.astgoz.ru/page/index. (дата обращения: 02.06.2023).
5. Володина П.М. Российская специфика применения контракта жизненного цикла в целях выполнения государственного оборонного заказа / П.М. Володина, И.Э. Фролов // Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. - 2018. - №16. - С. 30-37. DOI 10.29003/т263^еПж2018/236-247. EDN QRKQJJ.
6. Гункин Е.М. Военная продукция: понятие, роль и классификация / Е.М. Гункин // Известия ТулГУ Экономические и юридические науки. - 2018. - №3-1. - С. 108-112. EDN
7. Кандыбко Н.В. Государственный оборонный заказ в системе обеспечения обороноспособности и национальной безопасности государства / Н.В. Кандыбко // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2011. - №18. - С. 40-49. EDN ША^У
8. Трунова Е.Ю. Актуальные вопросы современного состояния системы утилизации военной техники и продукции военного назначения в Российской Федерации / Е.Ю. Трунова // Индустриальная экономика. - 2020. - №2. - С. 29-45. EDN УОНГМ!