МЕТОДЫ КОНСЕРВАЦИИ И РЕСТАВРАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА, СОЗДАННЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭКОЛОГИЧНЫХ КРАСОК: ИССЛЕДОВАНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ И СОХРАНЕНИЯ НАТУРАЛЬНЫХ ПИГМЕНТОВ
Е.А. Столярова, международный современный художник, член Союза художников России, Русско-Американского культурного центра, Portrait Society of America, Long Island Museum Artists, Long Island City Artists
DOI:10.24412/2500-1000-2024-10-3-181-190
Аннотация. В статье исследуются современные методы консервации и реставрации артефактов, выполненных с использованием экологичных красок и натуральных пигментов. Работа анализирует физико-химические свойства этих пигментов и их устойчивость к внешним воздействиям, таким как свет, влажность и загрязнения. Рассматриваются экологические преимущества «зеленых» технологий, минимизирующих углеродный след и риски для здоровья реставраторов. Приводятся результаты исследований долговечности пигментов, а также практические рекомендации по их хранению и уходу с применением инновационных решений для продления срока службы культурных объектов.
Ключевые слова: консервация произведений искусства, натуральные пигменты, экологичные краски, реставрация культурного наследия, зеленые технологии в искусстве, устойчивость пигментов, экологичные методы сохранения, долговечность произведений искусства, натуральные материалы, защита культурных объектов.
Экологические проблемы становятся все более актуальными в различных сферах жизни, включая искусство. Вопросы устойчивого развития, охраны окружающей среды и сокращения использования токсичных материалов находят свое отражение и в практике художников, реставраторов и специалистов по консервации культурного наследия. Использование экологичных красок и натуральных пигментов приобретает особую значимость. Натуральные пигменты, получаемые из природных источников, таких как минералы, растения и органические вещества, не только сохраняют уникальные эстетические качества, но и минимизируют негативное воздействие на окружающую среду, поскольку они не содержат токсичных компонентов, часто встречающихся в современных синтетических красках.
Сохранение культурного наследия является одной из важнейших задач современного общества. Произведения искусства, созданные с использованием натуральных пигментов, подвержены воздействию различных факторов, таких как свет, влажность, загрязнители воздуха, которые могут привести к выцветанию или разрушению. Однако такие объекты искусства представляют собой не только культурную ценность, но и историческое сви-
детельство использования природных материалов и техник в искусстве. Поэтому современные методы консервации и реставрации должны учитывать не только сохранение оригинальной эстетики трудов, но и экологические подходы. Использование безопасных для окружающей среды материалов и технологий консервации помогает минимизировать воздействие на хрупкие творческие работы и одновременно защищает нашу экологию [13].
Экологически устойчивые методы консервации, такие как применение зеленой химии, наноматериалов и биоразлагаемых веществ, позволяют сохранять артефакты, минимизируя вредные воздействия, особенно актуально в эпоху глобальных экологических изменений и необходимости внедрения практик, направленных на снижение углеродного следа и предотвращение загрязнения, что подчеркивает необходимость дальнейших научных изысканий в этой области.
Цель данного исследования заключается в анализе устойчивости натуральных пигментов и оценке методов их консервации с применением экологически безопасных технологий. Данный анализ направлен на выявление ключевых факторов, влияющих на долговечность натуральных пигментов в условиях экспозиции, и на разработку рекомендаций по ис-
пользованию экологичных методов реставрации. Изучение фотохимических и химических процессов, влияющих на натуральные пигменты, а также внедрение инновационных материалов и методов, позволит продлить срок сохранности объектов искусства, сохраняя их оригинальный облик и историческую ценность.
История и классификация натуральных пигментов и красок
История использования натуральных пигментов началась еще в глубокой древности, когда люди открыли методы применения природных материалов для создания красок и
Рис.1- Отпечаток руки на стене пещеры Шове на юге Франции, сделанный с помощью красной краски
окрашивания поверхностей. В эпоху палеолита художники использовали минеральные пигменты, такие как охра, чтобы создавать первые изображения на стенах пещер. Эти пигменты извлекались из местных природных ресурсов, включая землю, камни, растения и даже животных. Красная охра, один из самых древних пигментов, применялась для ритуальных практик и создания изображений на каменных поверхностях (рис. 1). Пигменты, полученные из моллюсков, такие как пурпур, считались особенно ценными и использовались для окрашивания тканей, а также в живописи (рис. 2) [8].
Рис. 2- Фрагмент шерстяной ткани из иудейской крепости Масада (Израиль, I век
до н. э. — I век н. э.), окрашенной пурпуром — его также называют тир-ским (см. Tyrian purple)
С течением времени материалы для создания пигментов значительно изменились, но интерес к натуральным красителям сохранился. Исторически минеральные пигменты, такие как лазурит, киноварь и умбра, были популярны благодаря своей прочности и яркости. Пигменты нерастворимы в воде и использовались в живописи и создании красок путем смешивания с различными связующими веществами. Одновременно органические красители, получаемые из растений и животных, такие как индиго и кошениль, применялись для окрашивания тканей и художественных материалов.
С развитием цивилизаций и торговых путей разнообразие натуральных пигментов значительно расширилось. В Древнем Египте использовались как местные минеральные пигменты, такие как египетский синий, так и импортные материалы (рис. 3). В Средние века европейские художники применяли красители из растительных и животных источников, например, рубию и пурпур из морских моллюсков (рис. 4). Материалы сыграли значительную роль в искусстве и декоративных ремеслах того времени [3].
Рис. 3. Древнеегипетский синий пигмент. Рис. 4. Средневековая миниатюра, создан-
Набор для игры в сенет, принадлежавший фараону Аменхотепу III
ная с использованием пурпура
Сегодня интерес к натуральным пигментам возродился в связи с растущей обеспокоенностью по поводу воздействия синтетических красок на здоровье и окружающую среду. Натуральные пигменты обладают важными экологическими характеристиками, такими как отсутствие токсичных компонентов и биологическая разлагаемость. Делятся на несколько категорий: минеральные (охра, лазурит, умбра), органические (индиго, хна) и животные пигменты (пурпур из моллюсков). Однако органические пигменты особенно подвержены выцветанию под воздействием света, что требует специальных методов консервации [1].
Современные исследования сосредоточены на фотохимических процессах, которые приводят к выцветанию и изменению цвета натуральных пигментов. Было доказано, что воздействие света является одним из основных факторов деградации, что требует разработки новых методов консервации для продления жизни творений, созданных с использованием этих пигментов.
Влияние внешних факторов на сохранность объектов искусства
Одним из ключевых факторов, влияющих на сохранность экспонатов, является воздействие света, которое может вызывать фотохимические реакции, приводящие к выцветанию
пигментов и изменению их цвета. Свет в ультрафиолетовом диапазоне особенно опасен, так как обладает достаточной энергией для возбуждения электронов в молекулах пигментов, что запускает каскад химических реакций, результатом которых часто становится разрушение молекулярной структуры. Рассмотрим примеры этого явления на основе изучения некоторых важных пигментов, таких как хромовые желтые и индиго [11].
В пигменте PbCrO4 (хромовые желтые) валентная зона (УВ) в основном состоит из состояний O 2р, тогда как зона проводимости (СВ) определяется состояниями Сг 3d. Когда свет попадает на этот пигмент, электроны переходят в возбужденное состояние, что может вызвать различные химические процессы, такие как фотодеградация. Исследования показали, что увеличение содержания сульфата (8042-) в пигменте ведет к увеличению ширины запрещенной зоны, что снижает фотореактивность, но при этом вызывает разделение фаз РЬСг04 и PbSO4. В результате фаза, богатая хромом, деградирует быстрее. Теоретические исследования также предположили, что высвобождение анионов СЮ42- в матрицу краски способствует внешнему пути деградации, что приводит к изменению цвета и разрушению пигмента (рис. 5) [12].
Рис. 5. Электронные изменения в PbCrO4 под воздействием света
Индиго - это пигмент, который на протяжении веков использовался в текстиле и живописи благодаря своему насыщенному синему цвету. Однако под воздействием света индиго подвергается фотохимическим изменениям, которые могут привести к потере цвета. В нормальных условиях молекула индиго имеет сложную структуру, где аминогруппы действуют как доноры электронов, а карбонильные группы - как акцепторы. Поглощение света вызывает разделение на орбиталях HOMO и LUMO, что приводит к переходу молекулы в возбужденное состояние. Избыток энергии может быть рассеян через эффективные механизмы дезактивации, такие как перенос протона в возбужденном состоянии (ESPT) или безызлучательное преобразование, что предотвращает необратимые химические изменения в большинстве случаев [7].
Как показали эксперименты, центральная двойная связь индиго является как фотопротектором, так и слабым местом молекулы. Под воздействием света молекула может разрушаться, образуя бесцветный продукт распада - изатин. Данное явление было подтверждено на примерах тысячелетних андских тканей, где индиго подвергался частичной деградации. В стабильных средах, таких как сухой климат, индиго сохраняется значительно дольше, но при наличии радикалов кислорода или других реактивных веществ фотохимическая деградация может ускоряться. В результате таких реакций индиго теряет свой насыщенный синий цвет, что является классическим примером фотохимической деградации пигментов под воздействием света (рис. 6) [4].
Рис. 6. Процесс фотохимической деградации индиго
Одним из ключевых факторов, которые объясняют устойчивость индиго к фотохимической деградации, является наличие внутримолекулярных водородных связей между карбонильными и аминогруппами. Связи удерживают молекулу в транспланарной конфигурации, предотвращая фотохимическую цис-транс-изомеризацию, которая могла бы привести к необратимому разрушению молекулы. Тем не менее при сильном световом воздействии процессы фотодеградации могут стать необратимыми, что требует разработки новых методов защиты таких пигментов.
Между двумя формами индиго было установлено, что известная фотостабильность ке-тоформ не сохраняется в восстановленных формах (лейкоформы). Эти же редокс-свойства индиго исторически использовались для окрашивания текстиля путем преобразования нерастворимой кетоформы в водорастворимую лейкоформу. Фотофизические свойства индиго аналогичны двум другим важным историческим красителям - майян-скому синему и тирскому пурпуру, что имеет центральное значение для понимания их реакционной способности [6].
Наиболее распространенными красными пигментами, использовавшимися в древности
для окрашивания тканей, были пигменты на основе гидроксиантрахиноновых хромофоров (рис. 7). Они извлекались из корней различных растений семейства мареновых, таких как Rubia tinctoria L., основные пигменты - ализарин и пурпурин. Красители также использовались в живописи, когда их осаждали с алюминиевыми солями, получая лаковые пигменты марены. Структура этих комплексов металл-краситель до сих пор вызывает споры. Систематические исследования показали, что разные лаковые пигменты, такие как кармин, по-разному выцветают.
В последние десятилетия были проведены многочисленные исследования физико-химических свойств гидрокси, аминопроиз-водных и ациламинопроизводных антрахино-нов. Установлено, что паттерн замещения гидроксиантрахинонов определяет их свойства в возбужденном состоянии. Эти процессы играют ключевую роль в стабильности молекул. Поверхностные свойства возбужденного состояния можно контролировать с помощью заместителей, что позволяет варьировать образование таутомеров кетоформы (рис. 7) [10].
Рис. 7. Структурные изменения в антрахиноновых красителях под воздействием света
Влага является одним из узловых факторов, влияющих на шедевры. Вода может проникать в структуру красочного слоя и подложки, вызывая набухание, появление трещин и отслаивание краски. В результате, пигменты теряют свою яркость и могут разрушиться. Химическое действие влаги связано с ускорением процессов окисления и гидролиза, что особенно опасно для органических пигментов. Влага вызывает коррозию металлических компонентов и взаимодействие с минеральными пигментами, такими как охра или киноварь, изменяя их цвет и структуру.
Пыль и твердые частицы, оседая на поверхности работ, способствуют механическому повреждению слоев краски. Частицы пыли проникают в микротрещины красочного слоя, увеличивая их размер и разрушая структуру пигментов. Пыль, взаимодействуя с красочными слоями изменяет их химический состав, способствуя выцветанию или изменению цвета пигментов.
Газовые загрязнители, такие как диоксид серы ^02) и оксиды азота ^Ох), еще более опасны. Вступают в химические реакции с компонентами пигментов, образуя кислоты, которые приводят к разрушению структуры краски. Взаимодействие SO2 с пигментами вызывает образование серной кислоты, что приведет к дестабилизации пигмента и его разрушению. В особенности это касается трудов, которые экспонируются в условиях городской среды с высоким уровнем загрязнения, где газовые загрязнители оседают на поверхности и медленно разрушают их [2].
Современные методы консервации произведений культуры с натуральными пигментами
Сохранение картин и скульптур, созданных с использованием натуральных пигментов, требует применения новейших научных технологий и материалов. Проект NANORESTART сосредоточен на создании многофункциональных наноматериалов,
направленных на решение сложных задач реставрации. Задачи включают очистку, стабилизацию поверхностей и защиту творческих работ. Важным элементом является использование наноструктурированных жидкостей и гидрогелей, позволяющих более эффективно удалять загрязнения без повреждения хрупких
поверхностей. Эти инновационные решения обеспечивают устойчивость и долговечность произведений живописи, одновременно уменьшая вредное воздействие на окружающую среду.
В рамках проекта были разработаны экологически чистые чистящие жидкости и гели, использующие биоразлагаемые поверхностно-активные вещества. Эти инновационные системы позволяют контролировать процесс очистки и предотвращают повторное осаждение загрязнений на поверхностях творений. Они предлагают более избирательный и безопасный метод очистки, значительно уменьшая использование токсичных органических растворителей [14].
Гидрогели, разработанные в проекте, можно адаптировать под любые формы и поверхности экспонатов, что делает их идеальными для деликатной работы с разнообразными материалами. Эти гели сохраняют форму и удерживают чистящие жидкости, предотвращая их неконтролируемое проникновение в пористые поверхности, что повышает безопасность реставрационных работ.
Особое внимание уделяется разработке материалов для укрепления поверхностей, которые восстанавливают механические свойства культурных объектов. Например, использование наноцеллюлозы и наночастиц позволяет восстанавливать поврежденные полотна и картинные поверхности, улучшая их прочность без нарушения целостности оригинальных материалов.
Проект также уделяет внимание созданию многофункциональных защитных покрытий для культурных объектов, как для помещений, так и для объектов, находящихся на открытом воздухе. Эти покрытия защищают от воздействия агрессивных факторов, предотвращая коррозию металлических и пластиковых материалов.
Проект NANORESTART включает несколько рабочих процессов (РП), направленных на разработку и внедрение современных методов консервации артефактов.
- РП1: Исследование и разработка новых материалов для реставрации.
- РП2: Синтез и применение нанострукту-рированных жидкостей для очистки поверхностей без остаточных следов. Включает раз-
работку биоразлагаемых поверхностно-активных веществ.
- РП3: Укрепление и консолидация поврежденных поверхностей с использованием на-ноцеллюлозы и наночастиц.
- РП4: Разработка защитных покрытий, сочетающих активные и пассивные стратегии для долгосрочной защиты.
- РП5: Создание наноструктурированных материалов для обнаружения продуктов деградации.
- РП6: Оценка экологического воздействия используемых технологий, разработка устойчивых решений для реставрации и сохранения шедевров [16].
Устойчивость и долговечность натуральных пигментов
Пигменты, извлеченные из природных источников, обладают уникальными физико-химическими характеристиками, которые напрямую влияют на их способность противостоять внешним воздействиям.
Натуральные пигменты имеют разнообразную химическую структуру, что определяет их устойчивость к таким внешним факторам, как свет, влажность и загрязнения. Минеральные пигменты, такие как охра или киноварь, обладают высокой стойкостью к свету и редко выцветают даже под воздействием ультрафиолетового излучения. В то же время органические пигменты, извлеченные из растений, более чувствительны к свету и подвержены фотохимическому разложению, что приводит к их выцветанию и деградации.
Гигроскопичность пигментов также необходима в их сохранении. Некоторые пигмен-
Проект NANORESTART использовал инновационные гели и наноструктурированные жидкости для реставрации произведений живописи. Примеры успешного применения этих технологий включают удаление неоригинального лака и восковых слоев с картины Пикассо «L'Atelier» (1928) (рис. 8), очистку загрязнений с картины Роя Лихтенштейна «Whaam!» (рис. 9) и реставрацию скульптуры Евы Гессе «Addendum» (1967) (рис. 10). Эти методы показали высокую результативность благодаря осмотическому контролю на границе артефакт-гель, что обеспечило бережную очистку без повреждения оригинальных слоев краски [17].
Рис. 10. «Добавление» Евы Гессе после очистки и экспонирования в галерее Tate Modern.
ты поглощают влагу из окружающей среды, что вызывает их размягчение или растворение, что особенно характерно для пигментов, содержащих соли или металлы. В таких случаях консервационные методы должны учитывать уровень влажности в хранилищах и музеях, чтобы избежать разрушительных эффектов [15].
Реакция с атмосферными загрязнениями, особенно сернистым газом, также является важным фактором. Например, пигменты, содержащие свинец, такие как свинцовые белила, склонны к окислению, что приводит к их потемнению и утрате цветовой насыщенности. Следовательно, для таких пигментов необходимы герметичные условия хранения, чтобы минимизировать контакт с загрязнителями.
Научные исследования демонстрируют, что долговечность пигментов зависит от их химической структуры и условий окружаю-
Рис. 8. Пабло Пикассо, «Студия» Рис. 9. Картина Роя Лихтенштейна
(«L'Atelier»), 1928, Коллекция Пегги «Whaam!» во время чистки.
Гуггенхайм, Венеция (Фонд Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк), до (слева) и после (справа) очистки, проведенной с помощью гидрогелей ТС-Р^ загруженных NSF на воде.
щей среды. Одним из методов оценки старения пигментов является тестирование на фотостабильность, при котором образцы подвергаются искусственному освещению для моделирования воздействия солнечного света. В результате экспериментов установлено, что минеральные пигменты, такие как лазурит, сохраняют свою яркость и насыщенность более 100 лет при благоприятных условиях, в то время как органические пигменты, такие как красители индиго или кармин, могут утратить до 30% своей цветовой насыщенности в течение нескольких десятилетий.
Анализ взаимодействия различных связующими материалов показал, что, органические пигменты демонстрируют лучшую сохранность в масляных или восковых средах, где они защищены от кислорода и влаги. Напротив, использование их в акварели приводит к их быстрому разрушению, особенно при повышенной влажности и световом воздействии.
Для долгосрочной сохранности творческих работ, созданных с использованием натуральных пигментов, необходимо обеспечить контроль условий хранения и экспонирования. Оптимальная температура хранения должна находиться в диапазоне от 18 до 22 градусов Цельсия, а влажность - от 45% до 55%. Избегание резких колебаний таких параметров также критически важно для предотвращения микротрещин и других форм деградации красочного слоя [9].
Следует уделить внимание защите от света, особенно для органических пигментов. Для этого рекомендуется использовать стекла с УФ-фильтрацией, а также ограничивать интенсивность искусственного освещения до 50 люкс в помещениях, где экспонируются картины и скульптуры.
Очистка композиций должна быть максимально деликатной. Важно избегать применения агрессивных химических растворителей, которые вступают в реакцию с пигментом и разрушить его. Важно использовать мягкие методы, такие как очистка с помощью компрессов с дистиллированной водой или слабых нейтральных растворов. Для особо чувствительных поверхностей могут использоваться гели, разработанные для удержания
чистящих растворов, чтобы минимизировать воздействие на красочный слой.
Использование натуральных пигментов и экологичных красок оказывает положительное влияние на окружающую среду. Материалы, как правило, не содержат токсичных компонентов и не выделяют вредных летучих органических соединений (УОС), что снижает выбросы углерода при их производстве и использовании. Пигменты изготавливаются из устойчивых ресурсов, таких как растения и минералы, что поддерживает экологически чистые процессы производства и переработки. Их использование способствует снижению загрязнения почвы и водоемов, а также уменьшению токсических отходов.
Применение экологичных материалов в реставрации значительно снижает риск для здоровья специалистов, работающих с произведениями культуры и искусства. В отличие от традиционных синтетических красок и растворителей, которые могут выделять вредные пары и токсины, экологичные продукты не содержат летучих органических соединений и токсичных химикатов. Существенно уменьшает вероятность вдыхания опасных веществ и развития аллергических реакций или профессиональных заболеваний, связанных с длительным воздействием химических компонентов, что обеспечивают более безопасную рабочую среду для реставраторов [5].
Заключение
Проведенный анализ подчеркивает немаловажность экологичных методов в сохранении культурных артефактов, созданных с использованием натуральных пигментов. Применение «зеленых» технологий в консервации обеспечивает не только сохранность художественных объектов, но и минимизирует воздействие на окружающую среду. Методы демонстрируют высокую результативность в борьбе с деградацией материалов и поддерживают эстетическую целостность культурных объектов.
Перспективы дальнейших исследований направлены на разработку новых технологий и компонентов, которые позволят улучшить методы защиты и продлить срок службы творческих работ, сводя к минимуму воздействие химических веществ.
Библиографический список
1. Борисова, И.В. Технологии реставрации произведений искусства в условиях музейного хранения // Музейное дело и реставрация, 2021.
2. Власов, С.П. Нанотехнологии в сохранении культурного наследия // Консервация и реставрация, 2019.
3. Козлова, М.А. Экологические аспекты реставрации произведений искусства: новые материалы и технологии // Российский журнал культурного наследия. - 2020.
4. Heritage Science. Nanorestart: Наноматериалы для реставрации произведений искусства // Heritage Science Journal, 2020.
5. MDPI. Влияние экологичных материалов на здоровье реставраторов // MDPI Open Access Journals, 2021.
6. SpringerOpen. Экоустойчивые подходы к предотвращению и ликвидации грибкового биоразрушения на станковых картинах // Heritage Science Journal, 2023.
7. Бай Л., Херманс Дж., Ормсби Б. и др. Обзор действия растворителей на масляные краски // Heritage Science, 2020.
8. Бальони П., Челлацци Д. Нанонаука для сохранения произведений искусства // Королевское общество химии, 2018.
9. Бартолетти А., Баркер Р., Челлацци Д., и др. Возрождение WHAAM! Сравнительная оценка систем очистки для консервационной обработки культовой картины Роя Лихтенштейна // Heritage Science, 2020.
10. Деи Л., Бальони П. Нанотехнологии в сохранении произведений искусства: новый вызов // Accounts of Chemical Research. - 2019. - Т. 36, № 8. - С. 703-710.
11. Коломбини М.П., Модуньо Ф., Маззео Р. Экологически чистые технологии в сохранении культурного наследия // Зеленая химия в сохранении искусства. - 2019. - С. 45-58.
12. Пензабене Буэми Л., Петруцеллис М.Л., Челлацци Д. и др. Полимерные сети с двойными цепями, загруженные наноструктурированными жидкостями для удаления неоригинального лака с картины Пикассо «L'Atelier» // Heritage Science, 2020.
13. Фагуй, Марианн. Устойчивое сохранение искусства: Преимущества экологически чистых красок // Journal of Green Chemistry in Art Preservation, 2020.
14. Фустер-Лопес, Л. и др. Наноструктурированные чистящие жидкости для сохранения современного искусства // Heritage Science. - 2020. - Т. 8, № 1. - С. 1-15.
15. Челлацци Д., Джорджи Р., Бальони П. Микроэмульсии, мицеллы и функциональные гели: как коллоиды и мягкая материя сохраняют произведения искусства // Angewandte Chemie International Edition, 2018.
16. Наноматериалы для реставрации произведений искусства: Результаты и итоги. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://artec.su/enciklopediya-po-restavracii/view/nanomaterialy-dlya-restavracii-proizvedenij-iskusstva-rezultaty-i-itogi/#wp-2.
17. Научный Культурный Наследник. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://heritagesciencejournal.springeropen.com/articles/10.1186/s40494-020-00477-x.
- HcKyccmeoeedenue -
CONSERVATION AND RESTORATION METHODS FOR ARTWORKS CREATED USING ECO-FRIENDLY PAINTS: A STUDY ON THE DURABILITY AND PRESERVATION
OF NATURAL PIGMENTS
E.A. Stolyarova, International contemporary artist, member of the Union of Russian Artists, Russian American Cultural Center, Portrait Society of America, Long Island Museum Artists, Long Island City Artists
Abstract. The article investigates modern methods of conservation and restoration of artifacts created with eco-friendly paints and natural pigments. It analyzes the physicochemical properties of these pigments and their resilience to external factors such as light, humidity, and pollution. The study highlights the environmental benefits of "green" technologies, which reduce carbon emissions and health risks for restorers. Additionally, the results of pigment durability studies are presented, along with practical recommendations for their preservation and care using innovative solutions to extend the lifespan of cultural heritage objects.
Keywords: conservation of artworks, natural pigments, eco-friendly paints, cultural heritage restoration, green technologies in art, pigment durability, eco-friendly preservation methods, artwork longevity, natural materials, protection of cultural objects.