Научная статья на тему 'МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ ЭФФЕКТОВ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФАЗАМ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ИННОВАЦИЙ'

МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ ЭФФЕКТОВ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФАЗАМ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ИННОВАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
292
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ ЭФФЕКТОВ / ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ / ФАЗЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА / INNOVATION / INNOVATION PROCESSES / METHODS FOR MEASURING EFFECTS / INDICATORS OF EFFICIENCY AND EFFECTIVENESS / PHASES OF THE LIFE CYCLE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бойко Владимир Петрович, Фалько Сергей Григорьевич

В настоящее время не сформировалась общепризнанная теория и методология измерения и оценки эффектов, возникающих в процессе инновационной деятельности. Поэтому проблематика статьи, несомненно, актуальна как для теории, так и для практики инновационного менеджмента. В статье анализируются три периода эволюции методов измерения эффектов инновационной деятельности. Рассмотрены основные положения и подходы, а также методы и субъекты оценки эффектов по фазам жизненного цикла инновации. Рассмотрены показатели оценки эффективности по основным составляющим инновационного процесса: вход, процесс, выход и результат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS FOR MEASURING THE EFFECTS OF INNOVATIVE ACTIVITY BY PHASES OF THE INNOVATION LIFE CYCLE

At present, a universally recognized theory and methodology for measuring and evaluating the effects arising in the process of innovative activity has not been formed. Therefore, the problems of the article are undoubtedly relevant for both the theory and practice of innovation management. Three periods of evolution of methods for measuring the effects of innovative activity are analyzed. The main provisions and approaches, as well as methods and subjects of evaluating the effects of the phases of the innovation life cycle are considered. Performance indicators for the main components of the innovation process such as input, process, output and result are considered.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ ЭФФЕКТОВ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФАЗАМ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ИННОВАЦИЙ»

вопросы инновационной экономики

Том 10 • Номер 3 • Июль-сентябрь 2020 ISSN 2222-0372 Russian Journal of Innovation Economics

>

Первое

экономическое издательство

F-.

материалы ш всероссийской научно-практической конференции «системы управления полным жизненным циклом высокотехнологичной продукции в машиностроении: новые источники роста» МГТУ им. н. э. БАУМАНА

методы измерения эффектов инновационной деятельности по фазам жизненного цикла инноваций

Бойко В.П. 1, Фалько С.Г. 1

1 Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Москва, Россия АННОТАЦИЯ:

В настоящее время не сформировалась общепризнанная теория и методология измерения и оценки эффектов, возникающих в процессе инновационной деятельности. Поэтому проблематика статьи, несомненно, актуальна как для теории, так и для практики инновационного менеджмента. В статье анализируются три периода эволюции методов измерения эффектов инновационной деятельности. Рассмотрены основные положения и подходы, а также методы и субъекты оценки эффектов по фазам жизненного цикла инновации. Рассмотрены показатели оценки эффективности по основным составляющим инновационного процесса: вход, процесс, выход и результат.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: инновации, инновационные процессы, методы измерения эффектов, показатели эффективности и результативности, фазы жизненного цикла.

Methods for measuring the effects of innovative activity by phases of the innovation life cycle

Boyko V.P. 1, Falko S.G. 1

1 Bauman Moscow State Technical University, Russia

введение

Одним из центральных вопросов менеджмента инноваций был и остается вопрос измерения и оценки эффектов от реализации инновации. Ответ на вопрос «Была ли успешна инновация или нет?» необходимо искать в нескольких направлениях, поскольку инновационная деятельность включает стратегические, технические, экономические, экологические, социальные и пр. компоненты. Многочисленные эмпирические исследования показывают, что подходы к оценке эффек-

тов инновационной деятельности существенно эволюционировали за последние 30-40 лет.

Тематика инновационного менеджмента не обижена вниманием исследователей и практиков, тем не менее можно согласиться с утверждением ряда авторов, что общепринятой теории и методологии оценки эффектов инновационной деятельности пока не выработано.

Нам представляется перспективным подход к оценке эффектов по фазам жизненного цикла инноваций, предполагающий структурирование процесса проектирования и создания инновационного продукта. Хотя следует отметить, что в научно-монографической литературе по этой проблеме пока нет единства относительно критериев и методов оценки эффектов инновационной деятельности.

Эволюция методов измерения эффектов инноваций

Условно можно выделить три периода эволюции методов измерения эффектов инновационной деятельности.

Первый период: «Традиционные методы измерения».

Для этого периода характерно применение финансово-экономических методов, например методов расчета прибыли, ROI, Кэш-Флоу, производительности и т.п. В качестве исходных данных для расчета финансово-экономических показателей выступали данные из управленческого учета. К недостаткам традиционных методов измерения следует отнести то обстоятельство, что они измеряют уже прошедшие действия и

ABSTRACT:

At present, a universally recognized theory and methodology for measuring and evaluating the effects arising in the process of innovative activity has not been formed. Therefore, the problems of the article are undoubtedly relevant for both the theory and practice of innovation management. Three periods of evolution of methods for measuring the effects of innovative activity are analyzed. The main provisions and approaches, as well as methods and subjects of evaluating the effects of the phases of the innovation life cycle are considered. Performance indicators for the main components of the innovation process such as input, process, output and result are considered. KEYWORDS: innovation, innovation processes, methods for measuring effects, indicators of efficiency and effectiveness, phases of the life cycle.

JEL Classification: 031, 032, 033 Received: 15.06.2020 / Published: 30.09.2020

© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers For correspondence: Boyko V.P. (bvp1O0bk.ru)

CITATION:

Boyko V.P., Falko S.G. (2020) Metody izmereniya effektov innovatsionnoy deyatelnosti po fazam zhiznen-nogo tsikla innovatsiy [Methods for measuring the effects of innovative activity by phases of the innovation life cycle]. Voprosy innovatsionnoy ekonomiki. 10. (3). - 1101-1110. doi: 10.18334/vinec.10.3.110614

не оказывают влияние на ход инновационного процесса. Более подробно недостатки традиционных методов рассмотрены в работе [6] (Ahmed, Shepherd, 2010). Второй период: «Нетрадиционные методы измерения».

Данный период включает методы измерения, компенсирующие недостатки традиционных методов. Эти методы условно можно отнести к так называемым процессным методам, позволяющим измерять показатели инновационного процесса. Таким образом, «нетрадиционные методы измерения» способствуют более тесной связи с операционным процессом и, следовательно, позволяют предпринимать действия практически в режиме онлайн. Благодаря этим методам становится возможным оперативный контроль и улучшение инновационного процесса, а не только мониторинг полученных в прошлом результатов. Описание методов расчета показателей инновационного процесса подробно рассмотрены в работах [11, 12] (Moller, Menninger, Robers, 2011; Moller, Schmalzle, 2008).

Третий период: «Интегрированные методы измерения».

Разработка этих методов относится к началу 90-х годов прошлого века. В основу методов заложен принцип интеграции финансово-экономических и процессных показателей. Эти методы были разработаны с целью проведения анализа эффектов инновационной деятельности с различных точек зрения. К числу наиболее известных интегрированных методов измерения можно отнести Balanced scorecard (система сбалансированных показателей), strategic measurment and reporting technique (методы стратегических измерений и отчетности) и др. В литературе наряду с термином «интегрированные методы измерения» часто встречается термин «интегрированные системы измерения» [6] (Ahmed, Shepherd, 2010).

основные положения и подходы к оценке эффектов по фазам жизненного цикла инновации

В работах [1, 2, 3] (Boyko, 2017; Boyko, 2019; Boyko, Falko, 2019) детально рассмотрен подход к структурированию процесса разработки нового продукта, начиная с формулирования концепции разработки нового продукта и заканчивая фазой диффузии и выхода на рынок.

ОБ АВТОРАХ:_

Бойко Владимир Петрович, к.э.н., докторант кафедры «Экономика и организация производства» (bvp1O0bk.ru)

Фалько Сергей Григорьевич, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики и организации производства (fa1kosg0bmstu.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Бойко В.П., Фалько С.Г Методы измерения эффектов инновационной деятельности по фазам жизненного цикла инноваций // Вопросы инновационной экономики. - 2020. - Том 10. - № 3. - С. 1101-1110. doi: 10.18334/vinec.10.3.110614

Согласно мнению известного специалиста в области проектного менеджмента профессора Madauss [10] (Madauss, 2017), инновационный процесс должен включать следующие фазы жизненного цикла, такие как идея и концепция инновации, прото-типирование, начало серийного производства и эксплуатация.

Ниже приведены основные положения и подходы к оценке эффектов инновационной деятельности [5, 9] (Falko, 1999; Hauschildt, Salomo, 2011):

• измерение эффектов целесообразно проводить не только на уровне отдельного предприятия, но и по отраслям, в том числе и смежным;

• измерению подлежат как стоимостные, так и научно-технические, а также социально-экологические эффекты;

• в качестве методов измерения эффектов целесообразно использовать количественные и качественные методы, а также экономико-математические модели;

• эффекты следует измерять на каждой фазе, чтобы принимать решение о переходе на следующую фазу или о прекращении или реинжиниринге инновационного процесса;

• в качестве субъектов измерения и оценки эффектов должны выступать генера-листы и узкие специалисты в области техники и технологии, проектирования и конструирования, а также представители маркетинговых, логистических и финансово-экономических служб.

Методы и субъекты измерения эффектов по фазам жизненного цикла

Предлагается реализовать следующий принцип: переход к последующей фазе жизненного цикла целесообразен, если вероятность успешной реализации инновации превышает заданное эндогенно некоторое пороговое значение. Например, если вероятность успешной реализации i-стадии жизненного цикла < 70%, то процесс следует прекратить или радикально пересмотреть. Вероятность 70-80% предполагает поиск нового варианта с улучшенными характеристиками. Если вероятность успешной реализации > 85%, то рекомендуется переход на следующую стадию (i+1) жизненного цикла [5] (Falko, 1999).

В таблице 1 представлены основные фазы жизненного цикла, методы измерения и субъекты оценки.

Показатели эффективности и результативности инновационных процессов

Показатели выполняют различные функции, которые нужны для успешного достижения цели инновационного процесса. В настоящее время нет единых рекомендаций относительно выбора «правильных» показателей с учетом специфики деятельности предприятия и (или) вида инновации [11] (Moller, Menninger, Robers, 2011). Приведенные ниже показатели структурированы по основным составляющим инновационного процесса: вход (Input), процесс (Process), выход (Output) и результат (Outcome).

Таблица 1

Фазы жизненного цикла, методы измерения и субъекты оценки

Фазы жизненного цикла Методы измерения Субъекты оценки

1. Инновационная идея - Мнение экспертов в предметной области инновационной деятельности - Экспертные методы - Руководство предприятия - Инженеры - Экономисты - Маркетологи

2. Планирование инновационного процесса - Планирование сроков с помощью графических методов - Планирование затрат на основе методов прогнозирования - Инженерные службы - Приглашенные эксперты из консалтинговых фирм - Экономисты - Маркетологи

3. Создание прототипа - Экспериментальные методы - Статические и динамические методы оценки эффектов - Объемное моделирование (3D) - Менеджмент предприятия - Маркетологи - Инженерные службы - Потенциальные инвесторы - Внешние консультанты

4. Освоение производства и возможности расширения параметрического ряда - Графики Ганта, PERT, модифицированные сетевые графики - Методы оценки себестоимости - Методы оценки маркетинговых показателей инновации - Специалисты в области организации производства - Специалисты в области расчетов затрат - Маркетологи

5. Диффузия инновации - Логистические кривые - Кривые опыта - Прогнозные модели по объемам и срокам продаж - Специалисты в области логистики - Маркетологи - Специалисты в области финансов и экономики

Источник: составлено авторами на основе работ [2, 4, 5, 9] (Boyko, 2019; Karminskiy, Falko, 2013; Falko, 1999; Hauschildt, Salomo, 2011).

В таблице 2 представлены наиболее значимые показатели входа (Input) в качестве абсолютных и относительных величин. Эти показатели характеризуют состояние основных ресурсов предприятия с точки зрения инновационного потенциала.

Показатели входа необходимо измерять как в абсолютном, так и относительном ракурсах для того, чтобы можно было проводить бенчмаркетинг. Следует отметить, что величина показателей еще не есть гарантия успешности инновационного процесса, однако это можно рассматривать как инновационный потенциал предприятия.

В таблице 3 приведены примеры показателей собственно инновационного процесса (Process). Чаще всего инновационный процесс реализуется в рамках методологии проектного менеджмента, поэтому значительная часть показателей характеризует качество проектного управления.

Применение приведенных в таблице 3 показателей имеет смысл, если инновационный проект четко структурирован и спланирован как по видам работ (рабочим

Таблица 2

показатели входа (input)

показатели по ресурсам Абсолютные показатели относительные показатели

Персонал - Количество сотрудников в подразделениях НИОКР - Затраты на персонал в подразделениях НИОКР - Доля сотрудников НИОКР в общем количестве сотрудников предприятия - Доля затрат на персонал НИОКР от общих затрат на персонал

Материалы и оборудование - Количество исследовательского оборудования - Затраты на материалы и оборудование - Доля материальных затрат в общих затратах на НИОКР

Know-how - Количество инновационных идей - Уровень подготовки и опытности сотрудников - Затраты на переподготовку сотрудников - Участие в выставках и конференциях - Затраты на повышение квалификации на одного сотрудника подразделения НИОКР

Затраты - Суммарные затраты предприятия на проведение НИОКР - Доля затрат на НИОКР относительно годового оборота предприятия - Затраты на одного сотрудника подразделения НИОКР

Источник: составлено авторами на основе работ [7, 8, 11, 12] (Boutellier, Volker, Voit, 1999; Gaubinger, Rabl, 2015; Moller, Menninger, Robers, 2011; Moller, Schmalzle, 2008).

Таблица 3

показатели процесса(process)

продвижение проекта затраты сроки качество

- Количество выполненных этапов - Количество завершенных рабочих пакетов - Доля выполненных этапов (%) - Отклонение по затратам - Процент превышения фактических затрат - Доля завершенных рабочих пакетов с превышением затрат - Суммарные затраты на проект - Процент отклонения по срокам - Среднее превышение сроков - Средняя длительность процесса - Сроки выхода на рынок - Количество изменений до выхода в серию - Процент ошибок - Затраты на исправление ошибок - Количество изменений после выхода в серию

Источник: составлено авторами на основе работ [7, 8, 11, 12] (Boutellier, Volker, Voit, 1999; Gaubinger, Rabl, 2015; Moller, Menninger, Robers, 2011; Moller, Schmalzle, 2008).

пакетам), так и по срокам и затратам. Важное значение имеют показатели качества инновационного процесса. Чем больше было допущено ошибок в области формирования требований, прогнозирования сроков и затрат, тем больше будут затраты на

исправления. Исправления на поздних стадиях инновационного процесса существенно снижают показатели результативности и эффективности (Outcome).

В таблице 4 приведены примеры абсолютных и относительных показателей выхода по двум сферам проявления: генерирование новых знаний и собственно разработка новых продуктов и (или) процессов. Показатели в сфере создания новых знаний характеризуют уровень научного задела и изобретательской активности сотрудников инновационных подразделений предприятия. К таким показателям относятся количество патентов и изобретений, научно-технических публикаций и престижных премий на выставках и профессиональных форумах. Однако количественные показатели в сфере генерирования новых знаний зависят не только от активности работников исследовательских подразделений, но и от бюджетов на патентование и изобретательство. Поэтому в таблице приведены примеры показателей, характеризующих относительные величины затрат на патенты, публикации и т.п.

Полученные новые знания могут и должны применяться для создания новых продуктов и процессов. В качестве показателей выхода в этой сфере рассматриваются такие показатели, как количество созданных прототипов, количество инновационных продуктов/процессов, удовлетворенность клиентов, экологическая нагрузка и т.п.

Показатели выхода не всегда можно однозначно увязать с показателями входа и процесса. В особенности это касается сферы генерирования новых знаний.

Таблица 4

Показатели выхода (Output)

Сферы проявления Абсолютные показатели Относительные показатели

Генерирование новых знаний - Количество новых идей и предложений по исследованию - Количество изобретений и патентов - Количество публикаций в индексируемых журналах - Количество премий и признаний в профессиональном сообществе - Средние затраты на публикацию - Средние затраты на патент - Количество патентов на одного сотрудника - Доля затрат на патенты от суммарных затрат на инновационный процесс

Разработка продукта/ процесса - Количество созданных прототипов - Количество инновационных продуктов/процессов - Технические характеристики продукта/процесса - Снижение экологической нагрузки - Удовлетворенность клиентов - Количество стандартных деталей и узлов в изделии - Доля новых продуктов в суммарной продуктовой программе - Количество новых продуктов относительно затрат на НИОКР - Доля успешно реализованных инновационных проектов - Доля неуспешных инновационных проектов

Источник: составлено авторами на основе работ [7, 8, 11, 12] (Boutellier, Volker, Voit, 1999; Gaubinger, Rabl, 2015; Moller, Menninger, Robers, 2011; Moller, Schmalzle, 2008).

Таблица 5

показатели результата/эффекта (outcome)

вид результата/ эффекта Абсолютные показатели относительные показатели

Прямой - Рост годового оборота - Показатель ROI и EVA - Cash-Flow - Доходы от продажи лицензий - Снижение затрат на производство - Рост доли рынка - Сокращение критической программы - Период окупаемости и т.п. - Доля оборота новой продукции в общем обороте предприятия - Оборот на одного сотрудника подразделения НИОКР - Доля оборота от продажи защищенных патентов - Доля пробыли от новой продукции в общей прибыли предприятия

Косвенный - Сокращение объемов продаж у конкурентов - Рост затрат у конкурентов на аналогичную продукцию - Снижение доли рынка у конкурентов - Снижения уровня удовлетворенности клиентов у конкурентов

Источник: составлено авторами на основе работ [9, 11, 12] (Hauschildt, Salomo, 2011; Moller, Menninger, Robers, 2011; Moller, Schmalzle, 2008).

Создание нового продукта или процесса не относится к самоцели предприятия. С помощью инноваций предприятие может зарабатывать деньги и оставаться длительное время конкурентоспособным на рынке.

В таблице 5 приведены примеры прямых и косвенных показателей инновационной деятельности в абсолютном и относительном выражении.

перспективное направление исследований в области измерения и оценки эффектов инновационной деятельности

В качестве перспективного направления дальнейших исследований в области измерения и оценки эффектов инновационной деятельности целесообразно рассматривать разработку так называемого инновационного монитора. Его построение предлагается осуществлять на основе концепции системы сбалансированных показателей (Balanced scorecard). Предлагается рассмотреть 5 перспектив: стратегическая перспектива, технологическая перспектива, рыночная перспектива, финансовая перспектива и процессная перспектива. По каждой из перспектив должны быть предложены желаемые значения показателей, обеспечивающих конкурентные преимущества инновационному продукту и (или) процессу.

заключение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время нет удовлетворительного решения проблемы измерения и оценки эффектов инновационной деятельности.

Предлагается фазовый подход к структурированию инновационного процесса и оценки эффектов по каждой стадии, позволяющий принимать решение о переходе на следующую фазу при достижении эндогенно заданного порогового значения вероятности успешной реализации инновации.

Для формирования показателей эффективности и результативности инновационного процесса предложено структурирование по основным его составляющим: вход (Input), процесс (Process), выход (Output) и результат (Outcome). Обосновано применение абсолютных и относительных показателей для каждой составляющей инновационного процесса, что позволяет проводить процедуру бенчмаркинга.

В качестве перспективного направления дальнейших исследований по проблеме измерения и оценки эффектов инновационной деятельности предлагается разработка инновационного монитора, базирующегося на концепции построения системы сбалансированных показателей.

источники:

1. Бойко В.П. Разработка организационно-управленческого механизма построения системы контроллинга инновационных проектов на предприятиях ракетно-космической промышленности. / диссерт... канд. экон. наук. - М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2017. - 147 с.

2. Бойко В.П. Фазовый подход к структурированию процесса разработки нового продукта // Контроллинг. - 2019. - № 71. - с. 12-17.

3. Бойко В.П., Фалько С.Г. Модернизация фазового подхода к структурированию инновационного процесса // Друкеровский вестник. - 2019. - № 1(27). - с. 38-45. - doi: 10.17213/2312-6469-2019-1-38-45.

4. Карминский А.М., Фалько С.Г. Контроллинг на промышленном предприятии. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013. - 304 с.

5. Фалько С.Г. Управление инновационными процессами на предприятии в условиях высокой неопределенности и динамики рынков (теоретико-методологические аспекты). / диссерт.. докт. экон. наук. - М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1999. - 331 с.

6. Ahmed K., Shepherd C. Innovation management: context, strategies, systems and processes. - London: Pearson Education Limited, 2010. - 552 p.

7. Boutellier R.,Volker R.,Voit E. Innovationscontrolling: Forschungs-und Entwicklungsprozesse gezielt planen und steuern. - Munchen; Wien: Carl Hanser Verlag, 1999. - 244 p.

8. Gaubinger K., Rabl M. Kenzahlen fur den Bereich F&E und Innovationen. / Im Sammelband «Handbuch der betriebswirtschaflichen Kennzahlen». - Wien: Linde Verlag, 2015. - 337-353 p.

9. Hauschildt J., Salomo S. Innovationsmanagement. / 5-Auflage. - Munchen: Franz Vahlen Verlag, 2011. - 410 p.

10. Madauss B.-J. Projektmanagement. Theorie und Praxis aus einer Hand. 7., neu bearbeitete Auflage. - Berlin: Springer Vieweg Verlag, 2017. - 914 p.

11. Moller K., Menninger J., Robers D. Innovationscontrolling: erfolgreiche Steuerung und

Bewertung von Innovationen. - Stuttgart: Schaffer Poeschel Verlag, 2011. - 174 p.

12. Moller K., Schmalzle H. Messung und Steuerung im Innovationsprozess // Research

Paper. - 2008. - № 2. - p. 18-38.

REFERENCES:

Ahmed K., Shepherd C. (2010). Innovation management: context, strategies, systems and processes London: Pearson Education Limited.

Boutellier R.,Volker R.,Voit E. (1999). Innovationscontrolling: Forschungs-und Entwicklungsprozesse gezielt planen und steuern Munchen; Wien: Carl Hanser Verlag.

Boyko V.P. (2017). Razrabotka organizatsionno-upravlencheskogo mekhanizmapostroe-niya sistemy kontrollinga innovatsionnyh proektov na predpriyatiyakh raketno-kosmicheskoy promyshlennosti [Development of organizational and managerial mechanism of construction of the controlling system of innovative projects at the enterprises of rocket-space industry] M.: MGTU im. N.E. Baumana. (in Russian).

Boyko V.P. (2019). Fazovyy podkhod k strukturirovaniyu protsessa razrabotki novogo produkta [Phase approach to structuring of the new product development process]. Controlling. (71). 12-17. (in Russian).

Boyko V.P., Falko S.G. (2019). Modernizatsiya fazovogo podkhoda k strukturirovaniyu innovatsionnogo protsessa [Modernization of the phase approach to the structure of the innovation process]. Drukerovskij vestnik. (1(27)). 38-45. (in Russian). doi: 10.17213/2312-6469-2019-1-38-45.

Falko S.G. (1999). Upravlenie innovatsionnymiprotsessami napredpriyatii v usloviyakh vysokoy neopredelennosti i dinamiki rynkov (teoretiko-metodologicheskie aspekty) [Management of innovative processes at the enterprise in conditions of high uncertainty and market dynamics (theoretical and methodological aspects)] M.: MGTU im. N.E. Baumana. (in Russian).

Gaubinger K., Rabl M. (2015). Kenzahlen fur den Bereich F&E und Innovationen Wien: Linde Verlag.

Hauschildt J., Salomo S. (2011). Innovationsmanagement Munchen: Franz Vahlen Verlag.

Karminskiy A.M., Falko S.G. (2013). Kontrolling na promyshlennom predpriyatii [Controlling at the industrial enterprise] M.: ID "FORUM": INFRA-M. (in Russian).

Madauss B.-J. (2017). Projektmanagement. Theorie und Praxis aus einer Hand. 7., neu bearbeitete Auflage Berlin: Springer Vieweg Verlag.

Moller K., Menninger J., Robers D. (2011). Innovationscontrolling: erfolgreiche Steuerung und Bewertung von Innovationen Stuttgart: Schaffer Poeschel Verlag.

Moller K., Schmalzle H. (2008). Messung und Steuerung im Innovationsprozess Research Paper. (2). 18-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.