Научная статья на тему 'Методы исследования гравюры на примере серии «Двенадцать императоров» А. Колларта ІІІ'

Методы исследования гравюры на примере серии «Двенадцать императоров» А. Колларта ІІІ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
686
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАВЮРА / ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / TECHNOLOGICAL RESEARCH / АТРИБУЦИЯ / METHODS OF INVESTIGATION / TECHNICAL RESEARCH / ADRIAEN COLLAERT / PRINTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Немова К.А.

В настоящей работе представлены методы исследования гравюры на примере десяти листов с портретами римских императоров, гравированных Адрианом Коллартом по рисункам Яна ван дер Страта (Йоханеса Страдануса) из коллекции Государственного музея керамики и «Усадьба Кусково XVIII века». В данной статье автор не ставит задачу расширенного искусствоведческого анализа. Представлены результаты технико-технологического исследования, включающего физикооптические методы, которые не требуют организации большой лаборатории и использования значительного количества технических средств, что делает их доступными практически всем хранителям специализированных коллекций. В ходе работы были внесены изменения в атрибуцию и датировку гравюр, представлены новые сведения об истории бытования памятника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The methods of investigation of prints on the example of a series «The twelve emperors» by Adriaen Collaert

The article touches upon the issue of methods of investigation of prints on the example of ten portraits of Roman emperors made by Adriaen Collaert after the drawings by Jan van der Straet from the collection of the State Museum of Ceramics and «Kuskovo XVIII century Estate.» In this study, the stylistic analysis of the items and the particular manner of the artists is not underlined. On the contrary, much attention is given to the description of technical and technological research, including physical and optical techniques. Those methods do not require a large laboratory and use of specialized equipment that makes them rather useful for the curators of works of art on paper collections. During this study, the attribution, the date and new information on provenance of the items were determined.

Текст научной работы на тему «Методы исследования гравюры на примере серии «Двенадцать императоров» А. Колларта ІІІ»

УДК 7.072.5

Методы исследования гравюры на примере

серии «двенадцать императоров» а. колларта

К.А. НЕМОВА,

с.н.с.

Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века»

(Россия, 111402, Москва, ул. Юности, 2)

E-mail: ksenia888@yandex.ru

В настоящей работе представлены методы исследования гравюры на примере десяти листов с портретами римских императоров, гравированных Адрианом Коллартом по рисункам Яна ван дер Страта (Йоханеса Страдануса) из коллекции Государственного музея керамики и «Усадьба Кусково XVIII века».

В данной статье автор не ставит задачу расширенного искусствоведческого анализа. Представлены результаты технико-технологического исследования, включающего физико-оптические методы, которые не требуют организации большой лаборатории и использования значительного количества технических средств, что делает их доступными практически всем хранителям специализированных коллекций.

В ходе работы были внесены изменения в атрибуцию и датировку гравюр, представлены новые сведения об истории бытования памятника.

Ключевые слова: гравюра, технико-технологическое исследование, атрибуция

На сегодняшний день, существует ряд методов исследования гравюры, которые позволяют с достаточно высокой точностью установить подлинность, технику, авторство, время и место изготовления произведения. При этом необходимо учитывать, что изучение гравюры не может сводиться исключительно к искусствоведческому исследованию изображения, но также должно включать технико-технологическое исследование основы. Проведение всего комплекса технологических исследований способно не только дополнить заключение искусствоведа, но и в значительной степени увеличить точность результата атрибуции.

Методы исследования можно разделить на четыре типа:

• искусствоведческое исследование, включающее установление техники исполнения, анализ художественного почерка автора и сопоставление его с эталонными образцами, исследование морфологии листа (подписи, надписи, владельческие штампы и пометы);

• технико-технологическое исследование, включающее физико-оптические методы:

• исследование в видимой области спектра (ультрафиолетовом и инфракрасном практически не применяется);

• методы, позволяющие воспроизвести структуру бумаги и рисунок филиграни:

• мануальные методы: среди них наиболее простые и наименее затратные калькирование и копирование притиранием;

• фотографические методы: 1) фотосъемка в контровом освещении (на световом столе) [1]; 2) созданный Томасом Гравеллом метод, согласно которому изображение воспроизводится на светочувствительной фотопленке DuPont Dylux 503-1B [2]; 3) метод Илкли (Ilkley) — достаточно простой и быстрый способ получения изображения на фотопленке Kodak Precision Line film LPD4, изобретенный в 1976 г. Робином Алстоном [3]; 4) фосфоресцентный метод [4] и 5) сравнительно новый метод инфракрасной термографии, созданный в Германии в Институте Фраунгофера в 2005 г. [5];

• рентгенографические методы, позволяющие с высокой точностью воспроизвести рисунок водяного знака при условии, что изображение (или текст) на листе бумаги были выполнены краской, не содержащей металлов.

К этим методам относятся рентгенографирование при низком напряжении [6,7], электронная [8,9] и бета-радиография, впервые описанная учёным Д.П. Ерастовым в 1958 г. [10]. Стоит заметить, что указанные методы предполагают использование специального оборудования и отдельного помещения. Кроме того, высокая стоимость рентгенографических исследований делает эти методы практически недоступными для большинства научных лабораторий, небольших музеев и независимых исследователей. Так стоимость воспроизведения одного листа методом бета-радиографии составляет около 2500 долл. США [11];

• химическое исследование бумажной основы, позволяющее установить количественно-качественный состав тряпичной массы использованной при отливе конкретного листа;

• документальное исследование, направленное на установление провенанса произведения и дополняющее все описанные выше методы в части работы с профильной справочной литературой. Этот тип исследования включает работу с музейной учётно-хранительской документацией и архивными материалами.

В контексте настоящей работы искусствоведческая часть исследования минимизирована. В частности, автор не ставит перед собой задачу привести расширенный стилистический анализ произведений. Напротив, более развернуто представлено технико-технологическое исследование, включающее физико-оптические методы, которые не требуют организации большой лаборатории и использования значительного количества технических средств, что делает их доступными практически всем хранителям специализированных коллекций.

В настоящем исследовании речь пойдет о десяти гравюрах, поступивших в Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века» (далее — ГМК) из Государственного литературного музея (далее — ГЛМ) в 1964 г. (рис. 1). Исходя из сведений, представленных в музейной документации, к исследованию предлагаются работы, датированные XVIII в., гравированные Адрuaнoм Кoллaрmoм по рисунку Иоанна Сmрaдaнyсa и напечатанные Галле. Все произведения выполнены в технике резцовой гравюры.

Изучение любого произведения искусства всегда начинается с непосредственного визуального осмотра, в ходе которого можно сделать ряд выводов как непосредственно об оттиске, так и о бумажной основе.

Первоначальное исследование морфологии гравюр выявило наличие подписей в нижней части изображений, надписей на нижнем поле, включающих название, номер в серии и латинские тексты в двух столбцах по три строки. Каждый эстамп сдублирован на отдельные листы большего формата, которые пронумерованы графитным карандашом. На оборотах дублировочных листов находятся штампы Государственного литературного музея и инвентарные номера ГМК.

Каждая гравюра озаглавлена по имени изображенного римского правителя и пронумерована в соответствии с последовательностью листов в альбоме. Таким образом, первому в серии портрету Гая Юлия Цезаря соответствует название « C. IVLIVS C^SAR.» и номер «1.»1, последнему — Домициану — «DOMITIANUS.», «12.»и. В результате, пропущенными остаются номера «4» и «б», принадлежность которых также требуется установить в ходе исследования.

Подписи, размещенные в нижней части изображений, включают указание на автора рисунка «Ioan. Stradanus inuent.»111, гравера «Adrian. Colla-ert sculp.»1V и авторов изданий «Phls Galle excud.»V на первых пяти листах с изображениями Юлия Це-

'Гай Юлий Цезарь (Gaius Iulius Caesar, 100 г. до н.э. — 44 г. до н.э.). ГМК Инв. Гр-332.

пТит Флавий Цезарь Домициан Август (Titus Flavius Caesar Domitianus Augustus, 51-9б гг., цезарь с б9 г., правил с 81 г.). ГМК Инв. Гр-340.

IIIIoan. Stradanus inuent. (Joannes Stradanus inventor) — Йоахнес Страданус изобрел.

IVAdrian. Collaert sculp. (Adriaen Collaert sculpsit) — Адриан Колларт вырезал.

VPhls Galle excud. (Philips Galle excudit) — Филипс Гал-

ле издал.

заря, Августа*1, Тиберия"11, Клавдия"™1 и Гальбы1Х, и «Ioan. Galle excud.»X на портретах ОтонаХ1, Вител-лияХ11, ВеспасианаХш, ТитаХ1" и Домициана.

Описание серии гравюр, в которую входят двенадцать портретов римских правителей, работы Адриана КоллартаХV по рисункам Яна ван дер Стра-таХУ1, упоминается в ряде источников. В монографии посвященной творчеству Йоханеса Страдануса исследователь А. Баронни Ваннучи (Baroni Vannuc-ст)Х"п, приводит сведения о двенадцати портретах и титулеХ"ш и предлагает датировку 1587-1589 гг. Здесь же представлено полное описание титульного листа, обнаруженное на обороте эскиза с изображением «Исповеди умирающего»Х1Х.

Согласно сведениям, приведенным в справочнике New Hollstein (Dutch&Flemish)^, полная серия состояла из четырнадцати листов: двенадцати портретовХХ1, к которым наряду с представленными в коллекции ГМК относятся лист под номером «4» с портретом КалигулыХХ11 и «6» с портретом Неро-наХХШ, титульного листаХХ1" с названием серии и гравюры «Триумф Цезаря»ХХ".

Здесь же упомянуто три издания, предпринятых разными поколениями семьи Галле [12]. Первое было выпушено Филиппсом Галле (1537-1612), второе — его сыном Теодором Галле (1571-1633), третье внуком Филлипса — Йоханнесом (1600-1676).

¥'Октавиан Август Гай Юлий Цезарь Октавиан (Gaius Iulius Caesar Octavianus, 63 г. до н.э. — 14 г., правил с 27 г. до н.э.). ГМК Инв. Гр-333.

¥ПТиберий Юлий Цезарь Август (Tiberius Iulius Caesar Augustus, 42 г. до н.э. — 37 г., правил с 14 г.). ГМК Инв. Гр-334.

¥ШТиберий Клавдий Цезарь Август Германик (Tiberius Claudius Caesar Augustus Germanicus, 10-54 гг. правил с 41 г.). ГМК Инв. Гр-335.

1ХСервий Гальба Император Цезарь Август (Servius Galba Imperator Caesar Augustus, 3-69 гг., правил с 68 г.). ГМК Инв. Гр-331.

ХМарк Отон Цезарь Август (Marcus Otho Caesar Augustus, 3269 гг., правил с 69 г.). ГМК Инв. Гр-336.

Х1Авл Вителий Германик Август (Aulus Vitellius Germanicus Augustus, 15-69 гг., правил с 69 г.). ГМК Инв. Гр-337.

Х11Тит Флавий Цезарь Веспасиан Август (Titus Flavius Caesar Vespasianus Augustus, 9-79 гг., правил с 69 г.). ГМК Инв. Гр-338.

Х111Тит Флавий Цезарь Веспасиан Август (Titus Flavius Caesar Vespasianus Augustus, 39-81 гг., цезарь с 69 г., правил с 79 г.). ГМК Инв. Гр-339.

Х'¥Адриан Колларт (ок.1560, Антверпен — 1618, Антверпен).

Х¥Яна ван дер Страт (Йоханес Страданус, 1523, Брюгге — 1605, Флоренция).

^'Baroni Vannucci, A. Jan van der Straet, detto Giovanni Stradano, flandrus pictor et inventor. Milan, 1997. Cat. 709

ХтаТам же: «Numerate da 1 a 12, piu frontespizio mm 330x220» — Пронумерованы от 1 до 12, и фронтиспис 330x220 мм

XVIIIМузейКупер-Хьюитт,Нью-Йорк.Инв.1901-39-2644.Baroni Vannucci, cat. 300, ill. p.241.

-^Veldman, I.M. The New Hollstein Dutch and Flemish etchings, engravings and woodcuts, 1450-1700.

^Amsterdam, 1993 — Collaert Dynasty: 1179-1191; Johannes Stradanus: 309-320.

ХХ'Риксмузеум. Портреты императоров: Инв. RP-P-1963-135 -RP-P-1963-146.

ХХПГай Юлий Цезарь Август Германик (Gaius Iulius Caesar Augustus Germanicus, 12-41 гг., правил с 37 г.).

ХХШНерон Клавдий Цезарь Август Германик (Nero Claudius Caesar Augustus Germanicus, 37-68 гг., правил с 54 г.).

ХХ'¥Риксмузеум. Инв. RP-P-1955-384.

ХХ¥Риксмузеум. Инв. RP-P-1963-147.

Рис. 1. Адриан Коллаерт. Листы из альбома XII Императоров. Ок. 1587-1589 гг. (По рисункам Яна ван дер Страта). Верхний ряд. Издание Филипса Галле: Юлий Цезарь. Август. Тиберий. Клавдий. Гальба. Нижний ряд. Издание Йоханеса Галле: Отон. Вителий. Веспасиан. Тит. Домициан. Гравюра резцом. ГМК. Инв. Гр-331 - Гр-340

А В С Э Е Р О Н I АВСЭЕРСН!

Рис. 2. Наложение координатной сетки на листы с портретами Тиберия. Слева гравюра из коллекции ГМК (Инв. Гр-338). Справа гравюра из коллекции Риксмузеума, Амстердам (Инв. RP-P-1963-137)

В каталожной статье на каждый из предметов дано подробное описание, выполненное на основе листов, относящихся к первому изданию и хранящихся в Риксмузеуме (Амстердам). Описание второго издания не приводится, а изменения, внесенные в гравюры при третьем издании, упомянуты только в двух случаях. В названии серии на титульном листе имя автора первого издания «PHILIPPO» заменено на «IOANNE», в нижнем правом углу изображения размещен адрес издателя «Joannes Gallaeus excudit Antverpiae» и добавлены подписи под изображениями статуй в нишах: «VENVS» и «MARS» [13]. Имя издателя «Ph[i]l[ip]s» заменено на «Ioan.» и на листе с портретом Юлия Цезаря [14], что позволяет, хотя не без оговорки, предположить, что эта практика распространялась и на другие листы серии.

После первоначального визуального осмотра произведений и сравнения его результатов со справочной литературой было проведено микроскопическое исследование, направленное на более подробное описание состояния оттисков и на выявление сохранности медной доски, с которой выполнялись отпечатки. Дефекты доски, возникающие в ходе бытования (царапины, погрешности в рисунке или сохранившиеся линии первоначальной разметки) — все, что при копировании и фальсификации повторить в точности практически невозможно, дают возможность не только подтвердить подлинность оттиска, но и определить был ли он отпечатан раньше или позже эталонного.

В рамках данной работы в качестве сравнительного материала были использованы гравюры, хранящиеся в Риксмузеуме. Для удобства сравнения каждый лист эталонной серии и серии из фондов

ГМК был разделен на 108 квадратов, которые были исследованы для выявления наиболее характерных дефектов. В результате для проведения съемки в 200-кратном увеличении на листах из ГМК было отобрано по 7-11 фрагментов изображения (рис. 2). Получившиеся кадры были сопоставлены с соответствующими деталями образцов из Риксмузеума.

В ходе исследования на пяти листах с портретами Юлия Цезаря, Августа, Тиберия, Клавдия и Гальбы, изданных, согласно подписи, Филипсом Галле были обнаружены многочисленные тонкие линии, дублирующие контуры многих деталей изображения. По всей видимости, эти линии представляют собой отпечаток изначальной разметки, который заметен в тех местах, где он не совпал с финальными штрихами. В качестве наиболее очевидных примеров здесь можно привести фрагменты 6В на портрете Юлия Цезаря, 9В на портрете Августа и 11EF на портрете Тиберия. Причем в отличие от контрольных образцов линии разметки менее заметны, а на отдельных фрагментах, как например Тиберий-5Н1, вовсе отсутствуют, что означает, что печать выполнялась с доски, с которой уже было произведено значительное количество оттисков (рис. 3).

Как говорилось выше, наряду с линиями разметки, показательными могут быть различные дефекты. К числу фрагментов царапины, на которых совпадают с эталонными листами, относятся: Юлий-1Н1, на котором царапина практически стерта, и Клавдий-^, где размер и конфигурация царапины идентичны как на листе из ГМК, так и на листе из Риксмузеума. Как и линии разметки, не все царапины заметные на контрольных образцах присутствуют на исследуемых листах. Так на фрагментах

Август-20 и Клавдий-1/2D на листах из ГМК царапины не отпечатались (рис. 4). На листах с портретом Тиберия из ГМК и на эталоне, был обнаружен дефект, вероятно связанный с качеством самой печатной формы. На изображении неба находятся множество небольших линий, явно не относящихся к изображению и по своей конфигурации напоминающих отпечаток мелких трещин (Тиберий-3А) (рис. 5).

Постепенный износ печатной формы характерен для всех техник гравюры на меди, при этом истирание более тонких линий происходит быстрее, чем широких. Первыми с доски пропадают линии разметки, наносящиеся на доску иглой или острием штихеля практически без нажима, и мелкие случайные царапины. Зависимость скорости истирания линий от их изначальной толщины хорошо видна на фрагменте Клавдий-5/бО (рис. 6). На листе из

М 63

Рис. 6. Фрагмент Клавдий-5/6G. Износ печатной формы

Рис. 7. Фрагменты Отон-2/3F, Отон-6В, Вителлий-5Н1, Тит-1С, Домициан-9/10А. Ретушь

Риксмузеума в указанном квадрате находятся многочисленные царапины, самая широкая из которых по диагонали пересекает угол зрительской ложи. Вместе с тем очевиден подготовительный рисунок башенки на углу кровли, который не совпадает по контуру с финальными линиями. Изначально широкая диагональная царапина сохранилась на оттиске из ГМК, а вот линии разметки утрачены практически постностью.

Приведённые выше факты позволяют заключить, что исследуемые листы из коллекции ГМК были выполнены с тех же печатных форм, что и гравюры в коллекции Риксмузеума, однако напечатаны гравюры были позднее эталонных образцов, чем и объясняется худшая сохранность подготовительных рисунков.

Так как за годы бытования печатные формы многогранно использовались, к моменту, когда издание

было предпринято Йоханесом Галле, медные доски были сильно истерты, а линии практически исчезли. В связи с этим, микроскопическое исследование пяти портретных листов с подписью «Ioan. Galle excud.»1 было сфокусировано на выявление изначального рисунка, сохранившегося на медной пластине и описании приемов ретуши, которыми пользовался мастер, готовящий форму к печати.

IIoan Galle excud. (Joannes Galle excudit) — Йоханес Галле издал.

Первая отличительная особенность применявшейся на досках ретуши заключается в том, что новая штриховка наносилась в пределах старых контуров, но практически во всех случаях не была рассчитана на выявление объёмов предметов. Прямые короткие штрихи, положенные поверх едва заметных силуэтов авторского рисунка хорошо видны на фрагментах Отон-2/3F, Отон-6В, Вителлий-5Н1, Тит-1С и Домициан-9/10А (рис. 7).

Рис. 8. Фрагменты Отон-3А, Веспасиан-4/5В. Ретушь незначительная или отсутствует

Рис. 9. Фрагменты Отон-10Н и Тит-9В. Подпись издателя

Другая особенность, заключалась в том, что второстепенные элементы были подвергнуты не столь значительной ретуши. В квадратах Отон-3А и Веспасиан-4/5В новые линии наложены хаотично, при этом истертые практически исчезнувшие контуры крон изображенных деревьев вовсе не были ретушированы (рис. 8).

О неблагополучном состоянии сохранности медных досок, с которых печатался третий тираж серии, свидетельствуют многочисленные мелкие царапины, которые видны на не заштрихованных участках гравюр, как например, на фрагменте Отон-9В.

Пожалуй, самой интересной особенностью третьего тиража можно считать подпись издателя. На фрагментах Отон-10Н и Тит-9В видно, что подпись «Ioan. Galle excud.», была получена путем исправления «Phils» на «Ioan.» (рис. 9). Так как резчику не удалось полностью стереть с доски старую подпись, новые буквы были вписаны в оставшиеся от предыдущих силуэты.

Таким образом, результаты микроскопического исследования подтверждают принадлежность листов к изданию И. Галле.

Известно, что в некоторых случаях имеющиеся на листах водяные знаки дают возможность уточнить датировку произведений [15]. В ходе физико-оптического исследования гравюр в контровом освещении на листах с портретами Вителлия, Веспасиана и Тита были обнаружены сходные водяные знаки. В первую очередь наличие филиграней одинаковых по размеру, рисунку и расположению в границах

линий понтюзо говорит о том, что для отливки листов была использована одна форма.

Наиболее удобный и точный, из доступных, способ снятия рисунка водяного знака с листов, на которых отпечатаны гравюры, — притирание, но в данном случае использование этого метода невозможно, так как листы дублированы на более позднюю вержированную бумагу. Альтернативой притиранию можно считать метод фотосъёмки в контровом освещении, но из-за большого количества линий, из которых, в конечном счете, и состоит гравюра, этот метод даёт недостаточно точные результаты.

Так как одинаковые водяные знаки были обнаружены на нескольких листах, после проведения фотосъемки их видимые контуры были совмещены, что позволило реконструировать рисунок филиграни. Значительно сложнее дело обстоит с проведением точных измерений, так как линии понтюзо плохо читаются на всех фотографиях, а измерение в электронном виде дает некоторую погрешность.

Во всех трёх случаях изображения ориентированы перпендикулярно относительно линий понтюзо, между которыми закреплен водяной знак. Высота филиграни составляет около 68 мм, по ширине знак размещен между четырьмя линиями понтюзо, расположенными на расстоянии около 20 мм. Так как рисунок филиграни пересекает только две линии понтюзо, а две другие проходят от него на расстоянии около 5 мм, можно заключить, что ширина знака около 50 мм. На реконструкции филиграни видно, что водяной знак представляет собой гербо-

Рис. 10. Водяной знак на листе с гравюрой из серии «Die große runde Passion». Гравировал Якоб Корнелиссон ван Остзанен. Переиздание Брюссель, 1651. Ксилография. Государственные художественные коллекции искусства. Коллекция гравюр, рисунков и фотографий. Дрезден. (Инв. A1982-58). В центре реконструкция водяного знака с листов из серии «Двенадцать императоров» из коллекции ГМК

вый щит под короной, на гербе — геральдическая лилия.

В ходе исследования изображение такого же водяного знака выявлено не было. Наиболее близкие по размеру и рисунку знаки были найдены в каталоге Heawood [16] (Cat.1667) — Брюссель (1646), и на переизданных в Брюсселе в 1651 г. ксилогра-фиях из Страстного цикла Якоба Корнелиссона ван Остзанена1. Если предположить, что филигрань на листах из ГМК имеет сходное происхождение с указанными вариантами, то и бумага, и напечатанные на ней гравюры можно отнести к середине XVII в. (рис. 10). Однако, для уточнения датировки необходимо продолжить поиск филиграни, точно совпадающей с исследуемым образцом.

Состояние сохранности произведений может пролить свет на историю бытования памятника.

На трёх из десяти листов — портретах Юлия Цезаря, Тиберия и Домициана обнаружены значительные утраты, для восполнения которых были использованы два разных способа. Утраты правого поля на портрете Юлия Цезаря и левого верхнего угла гравюры с изображением Тиберия были восполнены фрагментами, вырезанными из других произведений (рис. 11). В контровом освещении, очевидно, что вклейки были подведены с оборотов

'Серия «Die große runde Passion». Переиздание Брюссель, 1651. Гравировал Якоб Корнелиссон ван Остзанен (Jacob Cor-nelisz van Oostsanen, ок. 1472/77-1533), впервые издал Йоха-ннес Момарт (Johannes Momaert) в 1511/14. Ксилография. Государственные художественные коллекции искусства, Дрезден (Staatliche Kunstsammlungen Dresden). Коллекция гравюр, рисунков и фотографий (Dresden's Kupferstich-Kabinett). Инв. A1982-54 - A1982-56, A1982-58.

листов и приклеены внахлест, с учётом того, что на лицевой стороне линии вклейки и произведения должны были совпадать. Расположение вклеек между гравюрой и листом, на который она наклеена, свидетельствует о том, что они были выполнены раньше дублирования.

При исследовании бумаги в ультрафиолетовом диапазоне излучения заметна разница в свечении образцов не только вклейки и гравюры, но и самих вклеек относительно друг друга, что свидетельствует о том, что они были вырезаны из разных произведений.

В случае с фрагментом правого нижнего угла гравюры с изображением Домициана, при дублировании был подклеен собственный фрагмент, что подтверждается результатами микроскопического исследования и исследования в УФ. При 200-кратном увеличении видно, что фрагмент приклеен встык с небольшим смещением. В ультрафиолете свечение бумаги, на которой напечатана гравюра, и фрагмента идентичны.

К верхней кромке дублировочного листа гравюры с портретом Домициана подклеена узкая полоска бумаги, что характерно для листов, которые были вклеены и вшиты в альбомы и книги. Другие девять листов неровно обрезаны по верхнему краю. Этот факт позволяет предположить, что гравюры были наклеены на страницы сшитого художественного альбома прямоугольной формы. В пользу этого, может свидетельствовать, во-первых, наличие номеров на лицевой стороне дублировочных листов, прописанных графитным карандашом в нижнем правом углу, вдоль правой стороны листа, перпендикулярно

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 11. Макросъёмка утрат на портретах Юлия Цезаря и Тиберия

О принадлежности к одному альбому свидетельствует качество дублировочных листов. Все десять страниц представляют собой тряпичную вержи-рованную бумагу, на которой среднее расстояние между линями понтюзо варьируется в пределах 27,2-27,8 мм (таблица). Несмотря на, казалось бы, незначительную погрешность в 0,5 мм, при исследовании каждого из листов в отдельности становится очевидна основная особенность этой бумаги — значительное искажение и изгибы линий понтюзо, что вероятно было продиктовано деформацией формы для отливки.

Та же тенденция заметна при измерении плотности бумаги, которая вычисляется путем подсчета 20У2 линий верже на х мм: на всех листах она варьируется в пределах 25-28 мм, что также свидетельствует о неоднородности сетки закрепленной на форме для отливки (рис. 13). Столь значительная деформация наводит на мысль, что бумага было отлита при помощи формы, практически исчерпавшей свой запас прочности. В дальнейшем это обстоятельство может быть полезно для уточнения датировки бумаги.

В контровом освещении на пяти из десяти листов видны контуры водяного знака (рис. 14). Так как листы дублированы рассмотреть и полностью описать знак практически невозможно. Единственная деталь, которая видна во всех пяти случаях — это перекрещенные буквы «VV» и фрагмент извивающейся ленты (или змеи) расположенной вдоль линий понтюзо. Высота водяного знака не менее 190 мм. Так как большую часть знака невидима, точно вычислить его ширину невозможно, но ве-

Результаты измерения расстояния между линиями понтюзо

Наименование Измерения, мм Среднее расстояние, мм

Юлий Показания 30 57 83 112 137 165 193 222

Расстояние 27 26 29 25 28 28 29 27,4

Август Показания 29 55 85 111 139 168 193

Расстояние 26 30 26 28 29 25 27,3

Тиберий Показания 27 55 82 109 136 164 193 221

Расстояние 28 27 27 27 28 29 28 27,7

Клавдий Показания 28 56 83 111 137 165 193 219

Расстояние 28 27 28 26 28 28 26 27,2

Гальба Показания 28 56 82 109 131 165 193 221

Расстояние 28 26 27 22 34 28 28 27,5

Отон Показания 29 58 86 114 141 170 190 224

Расстояние 29 28 28 27 29 20 34 27,8

Вител-лий Показания 28 55 81 108 135 164 191 219

Расстояние 27 26 27 27 29 27 28 27,2

Веспа-сиан Показания 26 54 81 111 137 165

Расстояние 28 27 30 26 28 27,8

Тит Показания 29 56 84 111 138 165

Расстояние 27 28 27 27 27 27,2

Домициан Показания 26 54 81 110 136 165 194 220

Расстояние 28 27 29 26 29 29 26 27,7

относительно верхней кромки. Нумерация выполнена в соответствии с порядком листов в серии. Она начинается номером «194» на портрете Юлия Цезаря и заканчивается номером «205» на портрете Домициана. Таким образом, пропущенными оказываются номера «197» и «199», которые, по всей видимости, находились на четвертом в серии листе с изображением Калигулы и шестым с портретом Нерона. Во-вторых, при осмотре потожировые следы, появившиеся из-за многократного перелистывания страниц, были обнаружены не только в нижнем правом углу, что характерно для листов вертикально ориентированных альбомов, но и менее заметные в нижнем левом углу, что может указывать на то, что альбом был ориентирован горизонтально и сшит по узкой стороне.

Рис. 12. Остатки красного пигмента на срезах дублировочных листов

На срезе по трём сторонам каждой из страниц, за исключением верхней кромки, заметны остатки красного пигмента (рис. 12). Небольшие потеки того же цвета находятся на краях листов. Это указывает на то, что обрез альбома, в который были вклеены страницы, был окрашен или вызолочен.

Рис. 13. Измерение плотности бумаги. 20% линий верже на х мм: 25-28 мм

Тиберия, объясняется именно таким неаккуратным обращением с листом при переносе его с одного дублета на другой.

На пяти последующих листах серии — портреты Отона, Вителлия, Веспасиана, Тита и Домициана — похожих следов клея нет, что даёт возможность предположить, что гравюры, которые согласно подписям, принадлежат к разным изданиям, были собраны вместе именно для того альбома, страницы из которого на сегодняшний день находятся в коллекции ГМК.

Результаты, полученные в ходе комплексного исследования, позволяют внести ряд уточнений в атрибуцию листов из серии «Двенадцать цезарей» зафиксированную в инвентарных книгах ГМК. Все десять гравюр были выполнены Адрианом Коллар-том в технике резцовой гравюры по рисункам Йо-ханеса Страдануса. Первые пять листов с портретами Юлия Цезаря, Августа, Тиберия, Клавдия и Гальбы были изданы Филипсом Галле в 15871589 гг. Листы с портретами Отона, Вителлия, Вес-пасиана, Тита и Домициана относятся к третьему изданию и датируются серединой XVII в.

В ходе работы удалось установить, что все двенадцать портретных листов, включая, отсутствующие в Кусково гравюры с изображением Калигулы и Нерона, были специально собраны и вклеены в сшитый альбом из разных изданий серии «Двенадцать императоров». В целом, альбом насчитывал не менее 205 листов и его обрез был окрашен в красный цвет или вызолочен. При этом история бытования первых листов длиннее, чем пяти последующих, так как прежде чем попасть на страницы, на которые они смонтированы до сих

Рис. 14. Водяной знак на дублировочном листе портрета Вителлия. Высота — не менее 190 мм, ширина — меньше 54 мм

роятно она меньше 54 мм, так как знак закреплен между тремя линиями понтюзо.

Несмотря на то, что водяной знак найден только на пяти из десяти листов, сходство характеристик бумаги не оставляет сомнений, что все страницы происходят из одного альбома, собранного из листов, произведенных на одной бумажной мельнице в одно время.

При осмотре гравюр на световом столе даже при незначительном увеличении заметно, что на оборотах «родных» листов первых пяти гравюр, — портретах Юлия Цезаря, Августа, Тиберия (кроме утраты), Клавдия и Гальбы — в углах есть утраты бумаги и небольшие потеки, вероятно от клея, которым изначально листы крепились к дублетам1. По всей видимости, утрата угла на гравюре с изображением

'Подробнее о способах крепления гравюр в альбомы см.: James, C. Old Muster Prints and Drawings. A Guide to Preservation and Conservation. — Amsterdam, 1997. P. 151.

пор, они относились к другому альбому, в который были вклеены за углы.

Позднее и этот альбом был расшит, однако в какой момент и по какой причине установить не представляется возможным.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Staalduinen M. van, Lubbe J. van der, Georg D., Laurentius F., Laurentius T. Comparing X-ray and backlight imaging for paper structure visualization // Proceedings of EVA, Electronic Imaging and Visual Arts. — Florence. — 2006. — April 3-7. — P. 108-113.

2. Gravell T.L. The wizard of watermarks // Du Pont Magazine. — 1990. — № 84 (1). — P. 4-6.

3. Schoonover D. Techniques of reproducing watermarks: A practical introduction. // Essays in Paper Analysis. — Washington. — 1987. — P. 154-167.

4. Small CA. Phosphorescence watermark imaging. // Puzzles in Paper: Concepts in Historical Watermarks. — New Castle. — 2000. — P. 169-181.

5. Neuheuser H.P., Margner V. and Meinlschmidt P. Wasserzeichendarstellung mit Hilfe der Thermographie // ABI TECHNIK. — 2005. — № 25 (4). — P. 266-278.

6. Bridgeman C.F. Radiography of Paper // Studies in Conservation. — Feb. 1965. — № 10 (1). — P. 8-17.

7. Aken J. van. An improvement in Grenz radiography of paper to record watermarks, chain and laid lines // Studies in conservation. — 2003. — № 48 (2). — P. 103-110.

8. Bridgman C.F. Radiography of paper. // Studies in Conservation. — February —1965. —№ 10(1). — P. 8-17.

9. Tomimasu H, Kim D., Suk M., Luner P. Comparison of four paper imaging techniques: beta-radiography, elec-trography, light transmission, and soft X-radiography. — Tappi, July — 1991. — № 74(7). — P. 165-176.

10. Ash N.E. Recording watermarks by beta-radiography and other means // The Book and Paper Group Annual. — American Institute for Conservation of Historic and Artistic Works. — 1982. — V. 1.

11. Small CA. Phosphorescence watermark imaging // Puzzles in Paper: Concepts in Historical Watermarks. — New Castle, — 2000. — P. 169-181.

12. Veldman I.M. The New Hollstein Dutch and Flemish etchings, engravings and woodcuts, 1450-1700. Amsterdam, 1993. Collaert Dynasty. — P. 150.

13. Там же. P. 150, cat. 1178.

14. Там же. P. 151, cat. 1179.

15. Nicholson K. Making Watermarks Meaningful: Significant Details in Recording and Identifying Watermarks. // Book and Paper specialty group session, AIC, 10th Annual Meeting. — Mailwaukee, May 26-30 1982. Адрес доступа: http://cool.conservation-us.org (дата обращения 25.09.2015).

16. Heawood E. Watermarks Mainly of the Seventeenth and Eighteenth Centuries. — Hilversum, 1950.

THE METHODS OF INVESTIGATION OF PRINTS ON THE EXAMPLE OF A SERIES «THE TWELVE EMPERORS» BY ADRIAEN COLLAERT

Nemova K.A., State Museum of Ceramics and «Kuskovo XVIII century Estate» (2, Ulitsa Yunosti, Moscow, 111402, Russian Federation). E-mail: ksenia888@yandex.ru

ABSTRACT

The article touches upon the issue of methods of investigation of prints on the example of ten portraits of Roman emperors made by Adriaen Collaert after the drawings by Jan van der Straet from the collection of the State Museum of Ceramics and «Kuskovo XVIII century Estate.»

In this study, the stylistic analysis of the items and the particular manner of the artists is not underlined. On the contrary, much attention is given to the description of technical and technological research, including physical and optical techniques. Those methods do not require a large laboratory and use of specialized equipment that makes them rather useful for the curators of works of art on paper collections.

During this study, the attribution, the date and new information on provenance of the items were determined.

Keywords: methods of investigation, technical research, technological research, Adriaen Collaert, prints.

REFERENCES

1. Staalduinen M. van, Lubbe J. van der, Georg D., Laurentius F., Laurentius T. Comparing X-ray and backlight imaging for paper structure visualization. Proceedings of EVA, Electronic Imaging and Visual Arts. Florence, April 3-7 2006, pp. 108113.

2. Gravell T.L. The wizard of watermarks. Du Pont Magazine. 1990, no. 84(1), pp.4-6.

3. Schoonover D. Techniques of reproducing watermarks: A practical introduction. Essays in Paper Analysis. Washington, 1987, pp. 154-167.

4. Small C.A. Phosphorescence watermark imaging. Puzzles in Paper: Concepts in Historical Watermarks. New Castle, 2000, pp. 169-181.

5. Neuheuser H.P., Margner V., and Meinlschmidt P. Wasserzeichendarstellung mit Hilfe der Thermographie. ABI TECHNIK. 2005, no. 25(4), pp. 266-278.

6. Bridgeman C.F. Radiography of Paper. Studies in Conservation. Feb. 1965, no. (10) 1, pp. 8-17.

7. Aken J. van. An improvement in Grenz radiography of paper to record watermarks, chain and laid lines. Studies in conservation. 2003, no. 48(2), pp.103-110.

8. Bridgman C.F. Radiography of paper. Studies in Conservation. February 1965, no. 10(1), pp. 8-17.

9. Tomimasu H., Kim D., Suk M., Luner P. Comparison of four paper imaging techniques: beta-radiography, electrography, light transmission, and soft X-radiography. Tappi, July 1991, no. 74(7), pp. 165-176.

10. Ash N.E. Recording watermarks by beta-radiography and other means. The Book and Paper Group Annual. American Institute for Conservation of Historic and Artistic Works, 1982. Vol. 1.

11. Small C.A. Phosphorescence watermark imaging. Puzzles in Paper: Concepts in Historical Watermarks. New Castle, 2000. Pp. 169-181.

12. Veldman I.M. The New Hollstein Dutch and Flemish etchings, engravings and woodcuts, 1450-1700. Amsterdam, 1993. Collaert Dynasty, p. 150.

13. Veldman I.M. The New Hollstein Dutch and Flemish etchings, engravings and woodcuts, 1450-1700. Amsterdam, 1993. Collaert Dynasty, p. 150, cat. 1178.

14. Veldman I.M. The New Hollstein Dutch and Flemish etchings, engravings and woodcuts, 1450-1700. Amsterdam, 1993. Collaert Dynasty, p. 151, cat. 1179.

15. Nicholson, K. Making Watermarks Meaningful: Significant Details in Recording and Identifying Watermarks. // Book and Paper specialty group session, AIC, 10th Annual Meeting. — Mailwaukee, May 26-30 1982. Available at: http:// cool.conservation-us.org (accessed 25.09.2015).

16. Heawood E. Watermarks Mainly of the Seventeenth and Eighteenth Centuries. — Hilversum, 1950.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.