Научная статья на тему 'Методы идентификации и  их результативность в  исследовании проса сорного'

Методы идентификации и  их результативность в  исследовании проса сорного Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
183
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСО СОРНОЕ / ПРОСО ПОСЕВНОЕ / СПОСОБ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ЯДРО ЗЕРНОВКИ / УФ-СВЕТ / WEED MILLET / TRUE MILLET / METHOD / IDENTIFICATION / GRAIN NUCLEUS / UV-LIGHT

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Красавин Виктор Дмитриевич, Авдеев Владимир Иванович

В статье анализируются ранее предложенные морфологические признаки, характеризующие просо сорное. Отмечается, что их сложно, а в отдельных случаях и невозможно использовать при производстве и заготовке семян высших репродукций и крупяного зерна проса посевного. Приведены результаты многолетних разносторонних испытаний двух новых способов идентификации проса сорного и посевного по окраске ядра и с помощью УФ-света. При этом использованы местные формы и образцы из мировой коллекции ВНИИ растениеводства. Установлено, что оба способа значительно повышают точность идентификации, производительность труда, охватывают все формы проса сорного, существующие в природе. Они способны идентифицировать семена даже после 20-летнего хранения в обычных складских помещениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF WEED MILLET (PANICUM MILIACEUM SUBSP. RUDERALE) IDENTIFICATION AND THEIR EFFECTIVENESS

The article is concerned with the analysis of morphological characteristics of weed millet, having been previously suggested. It is pointed out that it is rather difficult, and sometimes even impossible, to use the known features of weed millet for the production and purchasing of highly-reproductive seeds and grits of true millet. The results of long-term versatile testing of the two new methods of weed and true millet species identification by their nuclei color and UV-light are submitted. Besides, the local forms and specimen of the world collection of the All-Russian Research Institute of Plant Growing have been used. It is ascertained that both methods contribute to significant enhancement of the identification accuracy and labor productivity as well as they involve all the known forms of weed millet. Using these methods makes it possible to identify the seeds having been stored for more than 20 years.

Текст научной работы на тему «Методы идентификации и  их результативность в  исследовании проса сорного»

Методы идентификации и их результативность в исследовании проса сорного

В.Д.Красавин, д.с.-х.н., ФГБНУ Оренбургский НИИСХ; В. И.Авдеев, д.с.-х.н., профессор, ФГБОУ ВО Оренбургский ГАУ

Различные формы проса посевного встречаются во многих странах мира. Отдельные из них широко распространились и представляют огромную опасность для многих сельскохозяйственных культур. Среди них особую опасность представляет просо сорное. При засорении им полей севооборота становится невозможным ведение производства семян высших репродукций, крупяного зерна и созданные вновь ценные сорта могут не найти своего применения [1].

В ботанической литературе нет единого взгляда на систематическое положение проса сорного. Одни авторы придают ему ранг самостоятельного вида [2], другие считают его подвидом [3].

При изучении биотипов проса, засоряющих посевы сельскохозяйственных культур, канадские исследователи выделили форму, похожую на Ратеыт зроМапеыт и на Ратеыт тШаевыт зыЬзр. Яыйегак [4]. Такое положение, по нашему мнению, складывается из-за отсутствия чётких, хорошо выраженных морфологических признаков, характеризующих просо сорное.

Ранее для определения его подлинности было предложено семь морфологических признаков и свойств [5 — 8]. При этом учитываются число жилок на колосковых чешуйках, характер осыпания, тип метёлки, длина и ширина зерновки, цвет и наличие полосок на поверхности зерновки.

По одному источнику, число жилок на чешуйках у проса сорного колеблется от 5 до 11, а по другому — от 3 до 9 шт [5, 8]. Такие же противоречивые данные авторы приводят по длине и ширине зерновки [7, 8].

Предложенные морфологические признаки для идентификации проса сорного — цвет и наличие

полосок на поверхности зерновки в равной степени проявляются и у проса посевного [8].

Весьма сложно установить характер осыпания или быстрое сбрасывание плодов при созревании [6]. Просо посевное относится к осыпающимся культурам. Неблагоприятные погодные условия (дождь, ветер и др.) усиливают этот процесс. И придя на поле, вряд ли мы установим, которая форма быстро сбросила свои плоды, а которая осыпалась. Что касается наличия раскидистой метёлки, то в природе существуют биотипы проса сорного с развесистой, сжатой, комовой, овальной и промежуточной метёлкой [9].

В целом отличить просо сорное от проса посевного по ранее предложенным признакам и свойствам очень сложно. Ещё труднее использовать их при производстве и заготовке семян высших репродукций и крупяного зерна проса посевного.

Следует отметить, попытки идентифицировать просо сорное с помощью белковых маркёров пока не дали положительных результатов [10].

Исследования проса сорного и его взаимоотношения с просом посевным в Оренбургском НИИСХ ведутся более 30 лет. В результате были разработаны три способа идентификации проса сорного и посевного: по окраске ядра зерновки, с помощью 5-процентного спиртового раствора йода и ультрафиолетового (УФ) света, на второй способ получено авторское свидетельство за № 1637704, а на третий - патент № 2025060.

Материал и методы исследования. Были проведены многолетние испытания двух новых способов идентификации: по окраске ядра зерновки и с помощью УФ-света.

При испытании этих способов были использованы:

- предполагаемые формы проса сорного и посевного, собранные во время экспедиций, прове-

дённых в 1977 — 1986 гг. по Оренбургской, Актю-бинской областям, в 2001 г. — по Оренбургской, Самарской, Саратовской областям и Республике Татарстан и 2007 г. — по Республике Башкортостан;

— партия семян для определения степени биологического засорения проса посевного просом сорным;

— партия образцов, пролежавших длительное время в обычных складских помещениях;

— образцы из мировой коллекции Всероссийского НИИ растениеводства.

При определении подлинности семян по первому способу из образца (с растения) отбирали 2 — 3 зерновки и помещали на поверхность наждачной бумаги. Прижимали пальцем или канцелярской резинкой и делали круговые движения. Отделённые ядра от цветочных плёнок помещали между стандартными образцами. Такие образцы готовили заранее. Для этого стандартные образцы располагали в виде круга по 4 — 5 ядер каждого подвида на расстоянии 15 — 20 мм друг от друга и для удобства ядра приклеивали к картону. Ядро зерновок проса сорного имеет грязно-жёлтый цвет, а проса посевного — ярко-жёлтый, жёлтый. Визуально по окраске ядра относили к тому или другому подвиду.

Признак грязно-жёлтый цвет пшена наиболее полно отражает понятие сорности и охватывает все биотипы проса сорного, существующие в природе.

У проса сорного имеется пока неизвестный пигмент, который придаёт пшену грязноватость, а у проса посевного он отсутствует.

Каша, сваренная из пшена проса сорного, имеет грязно-жёлтый цвет, без вкуса или с горьковатым привкусом, со специфическим запахом. Такие же отрицательные признаки и свойства наблюдаются у тары и талканы.

При содержании 15% и выше крупы проса сорного в крупе проса посевного ухудшаются её потребительские свойства.

Грязно-жёлтый цвет ядра — признак доминантный. В прямых и обратных искусственных скрещиваниях проса сорного с просом посевным их окраска ядра не смешивается. У гибридов первого поколения она всегда грязно-жёлтая. Во втором поколении такие гибриды, расщепляясь, дают три части сорных и одну часть культурных растений, т.е. расщепление идёт так же, как и при моногибридных скрещиваниях [9].

По второму способу — отделённые ядра (одно ядро) от цветочных плёнок на наждачной бумаге помещали под УФ-облучатель на 20 — 30 сек. Если ядра давали светло-фиолетовое свечение, то образцы относили к просу посевному, при отсутствии его — к просу сорному.

При идентификации изучаемых форм использовали облучатель типа 18А (производство ЛОМО) и в отдельных случаях облучатель УМ-1 со светофильтром УФС-4, выделяющий волны УФ-света 365 нм.

Результаты исследования. Как показало наше исследование, растения, отобранные на территории Оренбургской и прилегающих к ней областей и республик, имели различную окраску ядра зерновки. У одних она была ярко-жёлтой, жёлтой, светло-жёлтой, у других — грязно-жёлтой. Других окрасок ядра не обнаружено. Все они в полевых и лабораторных условиях хорошо фиксируются невооруженным глазом и по ним легко определить их принадлежность. За период 1977 — 2012 гг. по окраске ядра проанализировано более 30 тыс. растений, в том числе 7722 растения в лабораторных условиях. Из них растения с ярко-жёлтой, жёлтой, светло-жёлтой окраской ядра в количестве 1285 шт. были отнесены к просу посевному, остальные 6497 шт. с грязно-жёлтой окраской ядра — к просу сорному. Следует отметить, что в большинстве случаев растения с грязно-жёлтой окраской ядра имели раскидистую, развесистую, промежуточную метёлки и весьма редко — сжатую, комовую, овальную и промежуточную метёлки. На определение подлинности одного растения этим способом затрачивали 2 — 3 мин. рабочего времени.

Подлинность предполагаемых растений проса посевного и проса сорного определяли с помощью УФ-света. За годы исследования (1990 — 2012) в лабораторных условиях этим способом проанализировано 735 растений. Из них ядра 187 растений под облучателем типа 18А давали светло-фиолетовое свечение, а у остальных 549 растений оно отсутствовало. Первая группа растений признана просом посевным, вторая — просом сорным. На определение подлинности одного растения этим способом затрачивалось 2 — 3 мин. рабочего времени [9].

Естественная гибридизация между просом посевным и сорным может достигать свыше 10%. В связи с этим способ идентификации по окраске ядра зерновки апробировали и при определении степени биологического засорения проса посевного просом сорным. Как отмечалось выше, в прямых и обратных скрещиваниях проса посевного с сорным окраска ядра не смешивается. У гибридов первого поколения она всегда грязно-жёлтая. Поэтому свойство гибридов в первом поколении давать грязно-жёлтое ядро мы использовали при определении биологического засорения проса посевного просом сорным. Для этого в 1986 г. из партии семян весом 46 ц сорта Саратовское 3, выращенных в ОПХ «Урожайное» Оренбургского района Оренбургской области, был взят средний образец. Из него отобрано 400 семян и в поле в 1987 г. посеяно четыре рядка по 100 шт. в каждом. При созревании 20 — 25% зёрен в метёлке все растения были выдернуты с корнями и определена их принадлежность. По результатам анализа у 310 растений ядра зерновок оказались жёлтыми, а у 7 — грязно-жёлтыми. Первая группа растений отнесена

к просу посевному, вторая - к просу сорному. Биологическое засорение проса посевного просом сорным составило 2,2%.

При определении подлинности семян после их длительного хранения в обычных складских помещениях использовали образцы урожая 1985 г., выращенные в селекционном севообороте Оренбургского НИИСХ и на Устимовской опытной станции ВИР в количестве 87 образцов. Как показали наши исследования, после 20-летнего хранения в обычных складских помещениях у обоих подвидов окраска ядра хорошо фиксируется невооружённым глазом, У 38 образцов окраска ядра оказалась светло-жёлтой, кремовой. Все они давали в УФ-свете светло-фиолетовое свечение. Подобная картина наблюдалась при использовании облучателей ОИ-18А и УМ-1. При этом существенной разницы между ними не обнаружено. Во всех случаях оба они давали одинаковые результаты. На основании полученных данных эта группа образцов отнесена к просу посевному.

Другая группа, в количестве 47 образцов, имела грязно-жёлтую окраску ядра, которая под обоими облучателями не давала светло-фиолетового свечения, оценивалась как просо сорное.

В каждом из образцов К-3662 и К-3663, по происхождению из Северного Казахстана, обнаружены ядра светло-жёлтого и грязно-жёлтого цвета. Первые под обоими облучателями давали светло-фиолетовое свечение, а у других оно отсутствовало. Оба образца признаны как смеси двух подвидов проса посевного [11].

Подвергали идентификации обоими способами и 43 образца, поступившие во Всероссийский НИИ растениеводства под местными названиями. В данном случае в исследовании использовали два типа облучателей: ОИ-18А и УМ-1. Все образцы условно разделили на группы по их названию.

В первую группу в количестве 7 образцов вошли с названиями «дикое», «дикорастущие», «смесь дикорастущего и культурного» и «смесь проса и дикорастущего». Результаты анализа показали, что среди этой группы три образца (К-9492, К-9166, К-9796) принадлежали к просу сорному; два (К-9175, К-9176) к просу посевному и два признаны смесью проса посевного и проса сорного (К-9174, К-9168).

Ко второй группе отнесены 25 образцов с названиями «просо сорное» и «сорно-полевое». Среди них по результатам анализа сорным признаны и отвечают своему названию 11 образцов (К-9541, К-9554, К-9555, К-К-9556, К-9557, К-9558, К-10009, К-10010, К-10011, К-10012, К-10013), 10 образцов (К-9226, К-9540, К-9542, К-9544, К-9545, К-9646, К-9668, К-9711, К-9712, К-9804) имели жёлтую окраску зерна (давали в УФ-свете светло-фиолетовое свечение) отнесены к просу посевному. Остальные образцы (К-3669, К-9539,

К-9543, К-9570) признаны смесью проса посевного и проса сорного.

В третью группу вошли образцы под названием падалица на посевах сельскохозяйственных культур и вдоль дорог (К-9439, К-9443, К-9444, К-9447, К-9448). Все они отнесены к просу посевному. Данные образцы собраны на посевах кукурузы, подсолнечника, вдоль дорог в Зейском районе Восточно-Казахстанской области. Растения имели развесистую или сжатую метёлку. Наблюдалась смесь по окраске зерна: жёлтое, красное и кофейное.

При анализе четвёртой группы с оригинальными названиями «Терское» (К-5918, Ставропольский край); просо чёрное (К-9449, Казахстан); просо веничное (К-9451) Дагестан, линия, выделенная из сорта Новоуренское 241 (К-9227), они были признаны просом посевным. В то же время несъедобное (К-3409, Горный Бадахшан); самосев в ячмене (К-9169, Монголия) оказались смесью проса посевного и сорного [12].

Таким образом, во всех случаях оба способа давали одинаковые результаты, что позволило с довольно высокой точностью и надёжностью отнести ту или иную коллекционную форму к тому или иному подвиду.

Выводы. На базе местного материала, образцов из мировой коллекции Всероссийского НИИ растениеводства проведены широкие, разносторонние испытания новых способов идентификации проса сорного и посевного по окраске ядра и с помощью УФ-света. Оба способа по сравнению с ранее предложенными относительно просты, удобны в работе, дают сравнительно высокую точность и производительность труда. Они способны идентифицировать семена даже после 20-летнего хранения их в обычных складских помещениях. На определение подлинности этими способами на один образец затрачивается 2—3 мин. рабочего времени, они могут быть использованы в ботаническом, селекционно-семеноводческих исследованиях, при производстве, заготовке семян высших репродукций и крупяного зерна проса посевного.

Литература

1. Красавин В.Д. Просо сорное и его взаимоотношение с просом посевным. Оренбург, 2002. 201с.

2. Mansfeld R. Zur Systematic und Nomenklatur der Hirsen // Zuechter. 1952. V. 22. P. 304-315.

3. Цвелёв Н.Н. Злаки СССР. Л.: Наука, 1976. 659с.

4. Bough M., Colosi J. C. and Cavers P.B. The major weedy biotypes of proso millet /Panicum miliaceum/ in Canada //Can. J. Bot. 1986. V. 64. P. 1188-1198.

5. Kitagawa M. Contributio ad Cognitionem Florae Manshuricae. X. //The botanical magazine. Tocio, 1937. P. 150-157.

6. Лысов В.Н. Агробиологическая классификация обыкновенного (посевного) проса //Труды по прикладной ботанике, генетике и селекции. Л., 1952. Т XXIX. Вып. 3. С. 112-127.

7. Цвелёв Н.Н. Заметки о флоры СССР //Новости систематики растений. Ботан. ин-т им. В.Л. Комарова. Л.: Наука, 1968. С. 15-30.

8. Miller S.D., and Whitson T. Identification and control of wild proso millet. //Univ. Wyo. Ext. BulL. 1986. B. - 853.

9. Красавин В.Д. Идентификация проса сорного (Panicum miliaceum subsp. ruderale) и проса посевного (Panicum

БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

тШасеит зиЬэр. тШасеит). Оренбург, 2002. 28с.

10. Авдеев В.И., Саудабаева А.Ж., Красавин В.Д. Состав про-ламинов у ряда культивируемых злаков Оренбуржья и проблемы белкового маркирования // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2013. №5 (43). С, 25-29.

11. Красавин В.Д..ГиринаН.Е. Сравнительная оценка способов идентификации семян двух подвидов проса посевного после их длительного хранения // Природный и социально-

экономический потенциал Оренбургской области: матер, науч.-практич. конф. института естествознания и экономики. ОГПУ. 25 марта 2005 г. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2005. С. 61-62.

12. Красавин В .Д., Мороз И.В. О результатах идентификации форм проса посевного // Ресурсосберегающие технологии в сельскохозяйственном производстве. Международный сборник научных трудов. Оренбург, 2010. С. 74—79.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.