Научная статья на тему 'МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕПУТАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ'

МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕПУТАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
412
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕПУТАЦИЯ / РЕПУТАЦИОННЫЙ КАПИТАЛ / РЕПУТАЦИОННЫЙ МАРКЕТИНГ / РЕПУТАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ИМИДЖ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сарбаа Людмила Николаевна, Коньков Александр Тимофеевич

В настоящее время не все образовательные организации проводят целенаправленную работу по формированию собственной репутации. В большей мере уделяют внимание репутационному капиталу коммерческие образовательные организации. В бюджетных общеобразовательных организациях репутационный капитал формируется чаще всего стихийно и самостоятельно. И лишь отдельные учреждения формируют собственную репутацию целенаправленно, используя различные методы и технологии.В статье рассмотрены методы и технологии формирования репутационного капитала образовательной организации среднего профессионального образовательного учреждения. В ходе проведенного исследования выявлено, что формирование репутационного капитала - это целый комплекс методов и технологий, целенаправленных мероприятий с учётом индивидуальных особенностей образовательного учреждения. Исходя из стратегии формирования репутации (создание, закрепление или поддержки) выстраивается индивидуальная траектория формирования репутационного капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сарбаа Людмила Николаевна, Коньков Александр Тимофеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS AND TECHNOLOGIES FOR BUILDING THE REPUTATION OF AN EDUCATIONAL OUTREACH ORGANIZATION

Currently, not all educational organizations are working productively to build their own reputation. To a greater extent, they pay attention to the reputational capital of commercial educational organizations. In budgetary educational institutions, reputational capital is most often formed spontaneously and independently. And only a few institutions were formed corporately, using various methods and technologies. The article discusses the methods and technologies for the formation of the reputational capital of an educational organization of a secondary vocational educational institution. In the course of the study, it was revealed that the formation of reputational capital is a whole complex of methods and technologies, targeted activities, taking into account the individual characteristics of an educational institution. Based on the reputation formation strategy (creation, consolidation or support), an individual trajectory for the formation of reputational capital is built.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕПУТАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ»

Методы и технологии формирования репутации организации сферы образования

Сарбаа Людмила Николаевна,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 26 г. Южно-Сахалинска E-mail: Travkina_92@mail.ru

Коньков Александр Тимофеевич,

доктор социологических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Сахалинский государственный университет» E-mail: konkov_sakh@rambler.ru

В настоящее время не все образовательные организации проводят целенаправленную работу по формированию собственной репутации. В большей мере уделяют внимание ре-путационному капиталу коммерческие образовательные организации. В бюджетных общеобразовательных организациях репутационный капитал формируется чаще всего стихийно и самостоятельно. И лишь отдельные учреждения формируют собственную репутацию целенаправленно, используя различные методы и технологии.

В статье рассмотрены методы и технологии формирования ре-путационного капитала образовательной организации среднего профессионального образовательного учреждения. В ходе проведенного исследования выявлено, что формирование ре-путационного капитала - это целый комплекс методов и технологий, целенаправленных мероприятий с учётом индивидуальных особенностей образовательного учреждения. Исходя из стратегии формирования репутации (создание, закрепление или поддержки) выстраивается индивидуальная траектория формирования репутационного капитала.

Ключевые слова: репутация, репутационный капитал, репута-ционный маркетинг, репутационный менеджмент, имидж.

со

I_

U

со

Руководители образовательных организаций уделяют особое внимание формированию репутационного капитала учебных заведений. Учитывая обширный и разносторонний спектр факторов и условий, определяющих репутацию образовательных учреждений в современном обществе, можно констатировать, что данная работа требует применения разнообразных методов и технологий. Формирование репутации организации сферы образования представляет собой целый комплекс целенаправленных мероприятий. На первоначальном этапе -это исследование репутации организации, затем поиск, выбор необходимых методов и технологий по формированию репутации организации. Следовательно, формирование репутации организации сферы образования представляет собой целый комплекс мероприятий, определенный исследователем.

По мнению Малахова Ф.В. репутационную стратегию компании можно разделить на две части: на стратегию формирования, закрепления и поддержки нужной репутации; и на стратегию защиты репутации или антикризисные действия [7, с. 77].

Представляется, что стратегия формирования репутации организации необходима для вновь созданного учреждения, закрепления и формирования для организации, у которой существует определенная репутация и соответствует требованиям руководителя, а также направлена на ее улучшение. Стратегия защиты и антикризисных действий применима в том случае, если репутация организации не соответствует заданным требованиям и образовательное учреждение, например, требует глобальных изменений.

Ф.В. Малахов выделяет пять стратегий управления репутацией компании, в зависимости от ее основы:

- «Руководитель наша гордость» или «Мы гордимся своим руководителем». В данном случае репутация компании неразрывно связана с репутацией ее руководителя.

- «Команда наша гордость» или «Мы гордимся своей командой». В таком случае объектом репутационной стратегии компании выступает команда сотрудников, отвечающая за различные направления ее деятельности.

- «Продукция - наша гордость» или «Мы гордимся своей продукцией», фокусом в коммуникациях становится продукция или услуги компании.

- «Достижение - наша гордость» или «Мы гордимся своими достижениями». В данной стратегии фокусом коммуникаций компании является то, чего она достигла за время своей работы (сколько лет на рынке, показатели успешных проектов и др.)

- «Финансы - наша гордость» или «Мы гордимся нашими финансовыми показателями». В рамках такой стратегии, именно финансовые показатели являются наиболее достоверным подтверждением состоятельности компаний [7, с. 79-82].

На наш взгляд, подобные стратегии управления репутацией часто применяют в сфере образования. Например, в частном образовательном учреждении нередко вся концепция репутации строится на имени руководителя, его личных достижениях и успехах, которые он и его

команда активно транслирует в социальных сетях, официальном сайте, личном блоге. В данном случае руководитель вызывает доверие у потребителей, а также пример, которому хочется подражать, брать пример и находится рядом. Кроме этого, часто используют и метод рекламы команды организации, которая будет соответствовать всем заявленным требованиям потребителя.

Представляется, что транслирование достижений, финансов и продукции (под продукцией мы можем понимать - выпускника и его итоговые достижения) также может быть одним из методов формирования репутации. В настоящий момент практически каждое образовательное учреждение нашей страны, независимо от организационной формы, имеет официальный сайт с разделом «Новости», аккаунт в социальных сетях, где публикует достижения своих обучающихся, коллег, планы развития, успехи и многое другое.

Безусловно, все это является методами и технологией формирования репутации организации, но наверняка недостаточной для современной конкуренции среди сферы образования.

Кроме этого, Малахов Ф.В. выделяет следующий процесс управления репутацией, независимо от того, какую репутационную стратегию выберет компания:

- Определение целевой аудитории, диагностика ее ожиданий;

- Измерение характеристик субъекта репутации (определить основные характеристики субъекта, формирующие реальную модель репутации);

- Определение системы мер по улучшению репутаци-онных характеристик;

- Организация работы по улучшению имиджевых характеристик субъекта репутации;

- Проведение разъяснительной работы с целевой аудиторией, исправление ошибочных представлений о субъекте репутации, раскрытие его новых качеств, неизвестных до этого момента представителям интересующей аудитории;

- Мониторинг состояний репутационных характеристик [7, с. 83].

Тем не менее, несмотря на предложенные технологии Ф.В. Малаховым, формирование деловой репутации образовательной организации невозможно, на наш взгляд, лишь по одной выбранной стратегии, а лишь только при их совокупном использовании совместно и одновременно.

Методы и технологии формирования деловой репутации невозможно использовать без маркетинга, например, PR кампании, которая в большей мере направлена на создание и формирование репутации, установление внешних связей, формирования корпоративной культуры и проведение рекламной кампании.

Репутационный маркетинг выделен в настоящее время как отдельный метод, который относят к совокупности маркетинговых инструментов по управлению репутацией и имиджем бренда в сети Интернет. В него входит отслеживание информации в сети Интернет, а также комплекс действий по созданию, поддержанию и исправлению репутации компании.

Можно полагать, что к наиболее эффективному методу можно отнести разработку и проведение мероприятий в сети интернет, создание положительного образа в СМИ, но, тем не менее, данный метод не являются достаточно разносторонним, чтобы охватить и сформировать положительный образ организации у всех групп населения, пользующихся услугами данной компании. Следовательно, маркетинговый подход больше направлен на создание имиджа, что относится к одной из составляющих репутации организации.

Тем не менее, формирование репутации требует ни одного метода и ни одной технологии, а целого комплекса. Так, по мнению К.Н. Тендит, первое, что нужно сделать при планировании деятельности в сфере репу-тационного менеджмента - выбрать верную репутаци-онную стратегию. Эксперты выделяют пять стратегий управления репутацией компании в зависимости от ее основы. Так, сложившаяся с минимальным участием компании (или без нее) репутация всегда имеет один или несколько объектов, на которые в основном и направлено оценочное мнение заинтересованных групп. Такими объектами могут выступать: руководство компании; команда (сотрудники) компании; продукция или услуги компании; достижения компании; финансовые показатели компании [6, с. 7].

Например, в учреждении среднего профессионального образования процесс конструирования и поддержания зависит от множества факторов, таких как наличие и качество производственной деятельности, в том числе и ее масштаб, показатель трудоустройства выпускников и обучение по профессиям ТОП-50.

К технологическим средствам управления репутацией К.Н. Тендит относит следующие средства:

- создание информационной основы репутации;

- создание привлекательного имиджа организации и ее руководителей;

- формирование корпоративной этики и культуры, разработка миссии организации;

- продвижение первых лиц организации;

- построение внешних и внутренних каналов коммуникации;

- вхождение в информационное пространство, продвижение в СМИ;

- повышение известности и узнаваемости организации и ее продвижение в государственных и властных структурах, деловых, общественных и профессиональных сообществах;

- антикризисный менеджмент. [6]

Выделенные средства управления репутацией К.Н. Тендит во многом совпадают с процессами управления репутации, представленные Ф.М. Малаховым. Представляется, что данные методы и технологии могут быть в основе формирования репутации организации сферы образования.

В связи с тем, что учреждения СПО и ВО действуют в условиях конкуренции, каждая образовательная организация среднего профессионального образования, конкурирует как с другими учреждениями СПО, так, нередко, и с учреждениями основного общего и высшего образования, а это предполагает выстраивание собственной политики формирования репутации.

Скрипкина А.В. выделяет следующие важнейшие элементы стратегии формирования репутационного капитала образовательной организации:

1. Анализ внешней среды.

2. Выделение целевой группы, к которой будет обращен имидж учреждения.

3. Анализ внутренних ресурсов.

4. Определение задач и их классификация (содержательные, организационно-результативные).

5. Мотивация участников проекта.

6. Выявление соотношения между компонентами имиджа (научный, образовательный, художественно-творческий, общественный, имидж на рынке труда и т.д.)

7. Определение принципов формирования имиджа.

8. Разработка технологии формирования каждой составляющей имиджа.

9. Анализ соответствия полученного имиджа достигнутому результату [5, с. 36].

сз о

сг ш

0

1

—I

У

"О ш

сг

со

I_

и со

Безусловно, выделенные элементы важны, однако существует необходимость разработки более детальной технологии формирования репутации образовательной организации.

По мнению А.П. Панкрухина традиционно главным фактором репутации образовательного учреждения считается качество образования [3].

С данным убеждением нельзя не согласиться, ведь качество образования и дальнейшее трудоустройство выпускников, действительно является основополагающим фактором репутации образовательного учреждения и требует определенной технологии успешного достижения данных показателей, которые в свою очередь зависят от преподавательского состава, материально-технической базы учреждения, наличие социальных партнеров и т.д.

Щербакова Т.Н. выделяет постоянные и переменные слагаемые позитивного имиджа образовательного учреждения:

- четкое определение педагогическим коллективом миссии и концепции образовательного учреждения;

- оптимистичный настрой и доброжелательный микроклимат в учительском и детском коллективах;

- педагогическая, социальная и управленческая компетентность сотрудников;

- сформированный образ руководителя-профессионала, лидера, личности яркой, увлеченной, обладающей неформальным авторитетом, способной вдохновить коллектив на достижение высокой цели;

- эффективная организационная культура образовательной организации, включающая разделяемые всеми нормы, ценности, определенную философию управления, весь спектр взглядов, отношений, определяющих специфику поведения коллектива в целом;

- качество образовательных услуг;

- наличие и функционирование детских общественных организаций;

- связи образовательного учреждения с различными социальными институтами, высшими учебными заведениями и т.д.;

- уклад образовательного учреждения в развитие образовательной подготовки учащихся, их воспитанности, психических функций, творческих способностей, формирование здорового образа жизни;

- забота администрации об оказании своевременной актуальной психологической помощи отдельным участникам образовательного процесса (тем или иным ученикам, молодым специалистам, испытывающим затруднения родителям и пр.);

- наличие яркой внешней символики;

- содержание миссии и приоритеты образовательной организации;

- виды образовательных услуг;

- материальную базу учреждения [10, с. 6]. Выделенные Данковой Е.В. аспекты могут быть основой для построения технологии формирования репутации образовательного учреждения.

Хасанова Г.П. относит к основным методам в формировании положительного имиджа образовательного учреждения: эффективные PR - мероприятия (дни открытых дверей, презентации и выставки образовательных услуг, публикации в СМИ и т.д.), благоустройство здания, повышение педагогической культуры коллектива и всего персонала. Технология формирования положительного имиджа должна включать организацию продвижения информации (формы, каналы, периодичность, дозировку), систему обратной связи (диагностика про-

межуточных результатов, корректировка, прогностическая оценка) [9, с. 17].

Представленные методы формирования имиджа образовательной организации являются одной из важнейших, на наш взгляд, основ репутации образовательной организации.

Необходимо отметить, что формирование репутации образовательной организации среднего профессионального образования и высшего образования имеют явную схожесть, во-первых, потребителем услуг данных организаций являются выпускники общеобразовательных школ, в большинстве случаев. Во-вторых, спектр предложений, меры социальной поддержки студентов, профессии и специальности могут быть аналогичными. В-третьих, преподавательский состав, уровень трудоустройства выпускников может ничуть не уступать организации СПО.

Следовательно, при исследовании и выборе методов, технологий формирования репутации организации среднего профессионального образования необходимо учитывать особенности учреждений высшего образования и их технологий формирования собственной репутации.

Резник С.Д. в своем исследовании определил факторы, под влиянием которых формируется и повышается репутационная ответственность вуза:

- Система менеджмента, качества, реализуемая в вузе;

- Комплексная система непрерывной практической подготовки и трудоустройства студентов;

- Показатели трудоустройства выпускников;

- Система формирования конкурентоспособности студента;

- Качество управленческих решений, принимаемых руководством вуза;

- Кадровая политика вуза, оплата труда, социальные гарантии;

- Личное осознание каждым преподавателем вуза его индивидуальной ответственности за результаты своей деятельности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Уровень и достоверность научных результатов и достижений ППС (ученых) вуза;

- Нацеленность на интересы целевых аудиторий вуза;

- Внеучебная работа со студентами;

- Стратегия развития вуза;

- Конкурентная стратегия вуза;

- Исполнение обязательств по уплате налогов и др. обязательных платежей [4, с. 135]

Необходимо отметить, что факторы, которые выделил Резник С.Д. для вузов, также могут распространять и на учреждения среднего профессионального образования.

Репутация образовательной организации напрямую влияет на ее конкурентоспособность. Целью формирования репутации образовательной организации является повышение конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.

Конкурентоспособность образовательного учреждения имеет два основных преимущества: внешнее и внутреннее. Внешние преимущества неподвластны влиянию учреждения образования, чего не скажешь о внутренних факторах, которые находятся под контролем руководства организации. Все достижения внутренних конкурентных преимуществ организации осуществляет персонал, при этом особая роль отводится руководителю [1, с. 46]

К внешним факторам конкурентоспособности относят: социально-демографические; научно-технические; экономические; факторы внешней среды; средства мар-

кетинговой информации; уровень развития инфраструктуры рынка; культурная среда; отраслевая структура, стратегия конкурентов; состояние конъектуры рынков; спрос на рынке труда; политико-правовые факторы; общественные организации и другие [2, с. 25].

К внутренним факторам конкурентоспособности относят: личность ректора и состава ректората; состав специальностей, специализаций и форм обучения; масштаб филиальной сети; система управления финансами; профессорско-преподавательский состав; ценовая политика; наличие и полнота использования информационных ресурсов; материально-техническая база; коммуникационная политика; организационная структура управления; корпоративная культура образовательного учреждения [2, с. 25].

Исходя из вышеизложенного, необходимо сделать вывод, что при управлении репутацией образовательной организации - среднего профессионального образования необходимо уделять внимание имиджевой составляющей и управлять ею. Технологии и методы управления деловой репутацией образовательной организации могут отличаться, но общая их цель и структура остается неизменной, а именно создание положительной деловой репутации организации и основные аспекты образования, такие как улучшение материально-технической базы учреждения, повышение квалификации научно-педагогического коллектива, развитие инфраструктуры и т.д. Формирование репутации образовательной организации среднего профессионального образования всегда направлено на создание положительного имиджа, повышения конкурентоспособности и совершенствование образовательной организации.

Создание репутации образовательной организации СПО требует определенной последовательности, а именно на первоначальном этапе, проведение объективной оценки деловой репутации заданными методами. При исследовании деловой репутации организации могут быть уже сформированы определенные позиции, по которым, например, оценивают уровень репутации основные потребители. К основным потребителям образовательных услуг можно отнести родителей (законных представителей), обучающихся, работодателей, социальных партнеров.

В ходе общения с заинтересованными сторонами могут быть озвучены важные моменты, по которым учреждение проходит оценку качества образовательных услуг, о которых, возможно, руководитель учреждение и коллектив даже не задумывается и не обращает внимания. В зависимости от данных, которые получены в ходе исследования деловой репутации организации необходимо выбирать методы и технологии формирования деловой репутации.

К таким факторам можно отнести наличие не только бесплатного питания в образовательной организации, но и платного, а также продажа буфетной продукции. Наличие в учреждении или рядом с ним копировального отдела, количество проживающих студентов в одной комнате в общежитии учреждения. Данные факторы определятся в зависимости от социального статуса абитуриентов и их законных представителей, которые в свою очередь оказывают влияние на репутацию учреждения среднего профессионального образования.

В теории организации выделяют факторы внешней среды организации и факторы внутренней среды организации. На внешние факторы образовательное учреждение повлиять не может, на внутренние напротив оказывает большое влияние.

В учреждении среднего профессионального образования к факторам внешней среды можно отне-

сти социально-демографическое положение в районе, области, страны. Конечно, на само социально-демографическое положение учреждение повлиять не может, но имеет возможность привлекать абитуриентов с других районов региона, а также с других регионов страны. Для выполнения поставленной задачи необходимо выбрать правильную технологию привлечения абитуриентов.

Например, на географическое расположение образовательного учреждения также сложно повлиять, например, отдаленность от центра города, логистика до учреждения, либо отдаленный район региона, но это не значит, что нельзя найти другие преимущества для привлечения абитуриента. Например, предоставления бесплатного общежития для проживания иногородних студентов или оплата проезда.

Научно-технические факторы в современном мире меняются ежедневно и зачастую образовательные учреждения не успевают следить за обновлением, тем более обновлять свою материально-техническую базу, а также введение новых востребованных профессий на рынке труда, которые также каждый день входят или покидают ТОП-50. Но это не значит, что у образовательного учреждения не может быть соглашений с социальными партнерами и образовательное учреждение не может гарантировать трудоустройство. Напротив, организация может выступать гарантом в плане трудоустройства и взаимодействия с партнерами.

Каждое образовательное учреждения сейчас ведет свою PR-компанию, данный метод относится к внутреннему фактору. Но существуют и внешние факторы, которые не зависят от учреждения - это средства массовой информации, которые могут напечатать статью, и ее содержание будет отрицательно влиять на репутацию учреждения. Данный фактор нельзя исключить, а также повлиять на него, но важно выработать дальнейшую стратегию по работе с данным фактором, как отреагирует руководитель организации, какие примет меры.

Таким образом, можно сделать вывод, что на факторы внешней среды руководитель образовательного учреждения напрямую повлиять не может. Тем не менее, существует возможность найти способы альтернативных способов удовлетворения потребителей, их привлечения и тем самым повышения репутации образовательной организации. Как было, отмечено выше, все факторы внутренней среды подвластны изменениям, следовательно, образовательное учреждение, выбрав правильные методы и технологии, может оказать на них влияние.

Внутренние факторы были определены наиболее точно исследователем И.С. Тюленевым. В образовательной организации важна система менеджмента. Здесь огромную роль играет руководитель организации, который выстраивает взаимоотношения с сотрудниками, обучающимися и партнерами. Для формирования положительной репутации организации важно, чтобы система менеджмента была построена на следующих принципах: единство действий коллектива, единоначалие, разделение труда, централизация, вознаграждение и поощрение, инициатива, корпоративный дух и т.д. Для реализации данных принципов применимы организационно-административные методы, экономические и социально-психологические. Технологии здесь могут быть разнообразными, например, разработка локальных актов, создание традиций учреждения, объявление конкурсов и многое другое [8].

Надо полагать, что немаловажную роль значит репутация руководителя образовательной организации, а также коллектива. Сюда мы относим уровень образования, наличие званий, курсов повышения квалифика-

сз о

сг ш

0

1

—I

У

"О ш

сг

со

I_

u со

ции и даже внешний вид коллектива. Кадровая политика образовательного учреждения однозначно относится к одному из действенных методов формирования положительной деловой репутации организации. Также одним из внешних факторов является облик образовательного учреждения. Первое впечатление играет важную роль не только коллектив, но и сама атмосфера уюта, чистоты, аккуратности и современности в здании учреждения. Иными словами, материально-техническая база, которая сразу создает положительное или отрицательное впечатление. Технологией здесь может являться лишь совершенствование и поддержка данного фактора.

Можно заключить, что трудоустройство выпускников в среднем профессиональном образовании - это основной показатель учреждения, как мы говорили уже ранее. Само по себе трудоустройство выпускников является методом формирования репутации учреждения, к технологии достижения высоких показателей трудоустройства можно отнести наличие социальных партнеров, их позиция на рынке труда, возможность прохождение практики студентами на производстве, стажировка, наличие целевых договоров и конкурентоспособность выпускника на рынке труда.

На наш взгляд, важно не только дать профессиональные навыки выпускникам, но и надпрофессиональ-ные навыки, как сейчас популярно говорить «Soft Skills». Данные навыки формируются в процессе воспитательной работы и их видно гораздо быстрее, чем профессиональные. Как пример, выпускник может быть отличным профессионалом, но будет опаздывать, не будет соблюдать корпоративную культуру организации, а также не станет соблюдать общепринятые нормы и правила. В данном случае при трудоустройстве работодатель может и не дойти до профессиональных качеств и у него сложится отрицательное мнение о выпускнике и о репутации упреждения в целом. Поэтому процесс воспитания студентов можно отнести к одному из методов формирования репутации образовательного учреждения, а технологии и подходы здесь могут быть разнообразными.

Исходя из вышеизложенного необходимо сделать вывод, что при управлении образовательной организацией необходимо уделять внимание имиджевой составляющей и управлять ею. Технологии и методы управления деловой репутацией образовательной организации могут отличаться, но общая их цель и структура остается неизменной, а именно создание положительной деловой репутации организации и основные аспекты образования, такие как улучшение материально-технической базы учреждения, повышение квалификации научно-педагогического коллектива, развитие инфраструктуры и т.д. Следовательно, существуют различные методы и технологии формирования репутации организации сферы образования, которые имеют незначительные отличия и строятся индивидуально для каждого образовательного учреждения в зависимости от проведенного анализа репутации и выявленных проблем учреждения. Нельзя создать универсальную технологию формирования репутации образовательного учреждения, в любом случае необходим индивидуальный подход, как для исследования, так и для формирования репутации организации. Таким образом, следует отметить, что формирование деловой репутации образовательной организации - это комплексная задача, которая должна стать долгосрочной стратегией учреждения с четко выстроенной структурой, технологией, методами и ответственными лицами.

После проведенных исследований репутации образовательной организации следует определить методы и технологии формирования репутации. Стратегию

формирования репутации следует выбирать из поставленной цели, к ней можно отнести создание репутации вновь созданного учреждения, формирования и корректировка уже сложившейся репутации или применение антикризисных действий в отношении репутации образовательной организации. Существует большое количество различных технологий формирования репутации любой образовательной организации, но, тем не менее, ни один из них не является универсальным. Следует выделить преобладающие методы и технологии формирования репутации образовательной организации в Российской Федерации.

Наиболее важным методом является создание положительного образа образовательной организации в средствах массовой информации. Следующий не менее важный метод - это благоустройство территории, внешний вид организации, иными словами среда, в которой предстоит находиться обучающемуся на протяжении всех лет обучения.

Литература

1. Елисеева И.И. Общая теория статистики: [Учеб. для вузов по направлению и спец. «Статистика»] / И.И. Елисеева, М.М. Юзбашев; Под ред. И.И. Елисеевой. - М.: Финансы и статистика, 1995. - 366 с.

2. Олейник И. В. «Плюс/минус» репутация: Российский опыт репутационного менеджмента / И.В. Олей-ник А.Б. Лапшов; Олейник И.В., Лапшов А.Б. - Москва, 2003. - С. 154.

3. Панкрухин А.П. Маркетинг: учеб. для студентов, обучающихся по специальности 061500 «Маркетинг»/ А.П. Панкрухин; Гильдия маркетологов. - 4.е изд., стер. - М.: Омега. Л, 2006. - 656 с.

4. Резник С.Д., Юдина Т.А. Репутационная ответственность вуза: проблемы, опыт, перспективы // Высшее образование в России. 2017. № 208 (1). С. 56-61.

5. Скрипкина Алина Вячеславовна Известность и репутация образовательного учреждения в формировании положительного имиджа вуза // Культурная жизнь Юга России. 2009. № 3. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izvestnost-i-reputatsiya-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-v-formirovanii-polozhitelnogo-imidzha-vuza.

6. Тендит К.Н. Основы репутационного менеджмента: учеб. пособие / К.Н. Тендит. - Комсомольск-на-Амуре: ФГБОУ ВПО «КнАГТУ», 2013. - С. 85.

7. Малахов, Ф.В. Управление процессом формирования и развития репутации современной российской организации: специальность 22.00.08 «Социология управления»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук / Малахов Филипп Владимирович. - Москва, 2009. - 26 с.

8. Тюленев И.С. Основные подходы к теоретическому анализу репутации организации: возможности социально-философского осмысления // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2010. № 2. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka. ru/article/n/osnovnye-podhody-k-teoreticheskomu-analizu-reputatsii-organizatsii-vozmozhnosti-sotsialno-filosofskogo-osmysleniya.

9. Хасанова, А.И. Формирование и развитие имиджа в организации / А.И. Хасанова // Научная дискуссия современной молодежи: актуальные вопросы, достижения и инновации, сборник статей VIII международной научно-практической конференции. -2019. - С. 170-172.

10. Щербакова Т. Н. К вопросу о формировании имиджа образовательного учреждения / Т.Н. Щербакова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. -2012. - № 3 (38). - С. 430-434. - [Электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/archive/38/4329/

METHODS AND TECHNOLOGIES FOR BUILDING THE REPUTATION OF AN EDUCATIONAL OUTREACH ORGANIZATION

Sarbaa L.N., Konkov A.T.

Municipal Autonomous General Educational Institution Secondary School No. 26 of Yuzhno-Sakhalinsk; Sakhalin State University

Currently, not all educational organizations are working productively to build their own reputation. To a greater extent, they pay attention to the reputational capital of commercial educational organizations. In budgetary educational institutions, reputational capital is most often formed spontaneously and independently. And only a few institutions were formed corporately, using various methods and technologies.

The article discusses the methods and technologies for the formation of the reputational capital of an educational organization of a secondary vocational educational institution. In the course of the study, it was revealed that the formation of reputational capital is a whole complex of methods and technologies, targeted activities, taking into account the individual characteristics of an educational institution. Based on the reputation formation strategy (creation, consolidation or support), an individual trajectory for the formation of reputational capital is built.

Keywords: reputation, reputation capital, reputation marketing, reputation management, image.

References

1. Eliseeva I.I. General theory of statistics: [Textbook. for universities in the direction and special. "Statistics"] / I.I. Eliseeva, M.M. Yuzbashev; Ed. I.I. Eliseeva. - M.: Finance and statistics, 1995. - 366 p.

2. Oleinik I. V. "Plus/minus" reputation: Russian experience of reputation management / I.V. Oleinik A.B. Lapshov; Oleinik I.V., Lapshov A.B. - Moscow, 2003. - P. 154.

3. Pankrukhin A.P. Marketing: textbook. for students studying in the specialty 061500 "Marketing" / A.P. Pankrukhin; Marketing Guild. - 4th ed., erased. - M.: Omega. L, 2006. - 656 p.

4. Reznik S.D., Yudina T.A. Reputational responsibility of the university: problems, experience, prospects // Higher education in Russia. 2017. No. 208 (1). pp. 56-61.

5. Skripkina Alina Vyacheslavovna Fame and reputation of an educational institution in the formation of a positive image of the university // Cultural life of the South of Russia. 2009. № 3. [Electronic resource] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ izvestnost-i-reputatsiya-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-v-formirovanii-polozhitelnogo-imidzha-vuza.

6. Tendit K.N. Fundamentals of reputation management: textbook. allowance / K.N. Tendit. - Komsomolsk-on-Amur: FGBOU VPO "KnAGTU", 2013

7. Malakhov, F.V. Managing the process of formation and development of the reputation of a modern Russian organization: specialty 22.00.08 "Sociology of management": dissertation abstract for the degree of candidate of sociological sciences / Malakhov Philip Vladimirovich. - Moscow, 2009. - 26 p.

8. Tyulenev I.S. Basic approaches to the theoretical analysis of the reputation of an organization: the possibility of socio-philosophical understanding // Bulletin of the Nizhny Novgorod University. N.I. Lobachevsky. Series: Social Sciences. 2010. № 2. [Electronic resource] URL: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/osnovnye-podhody-k-teoreticheskomu-analizu-reputatsii-organizatsii-vozmozhnosti-sotsialno-filosofskogo-osmysleniya.

9. Khasanova, A.I. Formation and development of the image in the organization / A.I. Khasanova // Scientific discussion of modern youth: topical issues, achievements and innovations, collection of articles of the VIII international scientific and practical conference. - 2019. - S. 170-172.

10. Shcherbakova T.N. On the formation of the image of an educational institution / T.N. Shcherbakova. - Text: direct // Young scientist. - 2012. - No. 3 (38). - S. 430-434. - [Electronic resource] URL: https://moluch.ru/archive/38/4329/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.