Научная статья на тему 'МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ'

МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
244
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ОРГАНИЗАЦИОННОЕ / МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эшонкулов Хаким Илхомович

В этой статье речь идет об организации самостоятельной работы студентов. Каждому преподавателю приходится отвечать на вопросы: как разработать технологию организации самостоятельной работы студентов на уровне современного развития науки (отобрать и структурировать содержание, методы и средства организации самостоятельной работы студентов, позволяющих обеспечить саморазвитие личности); как обеспечить формирование профессиональной культуры специалиста на основе самостоятельной работы; как учебные темы увязать с усилением практической направленности профессиональной подготовки и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS AND MEANS OF ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS

This article deals with the organization of independent work of students. Each teacher has to answer questions: how to develop a technology for organizing independent work of students at the level of modern development of science (to select and structure the content, methods and means of organizing independent work of students, allowing for self-development of the individual); how to ensure the formation of a professional culture of a specialist on the basis of independent work; how to link educational topics with the strengthening of the practical orientation of professional training, etc.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ»

МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Эшонкулов Х.И. Email: Eshonkulov6114@scientifictext.ru

ЭшонкуловХаким Илхомович - преподаватель, кафедра информационных технологий, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в этой статье речь идет об организации самостоятельной работы студентов. Каждому преподавателю приходится отвечать на вопросы: как разработать технологию организации самостоятельной работы студентов на уровне современного развития науки (отобрать и структурировать содержание, методы и средства организации самостоятельной работы студентов, позволяющих обеспечить саморазвитие личности); как обеспечить формирование профессиональной культуры специалиста на основе самостоятельной работы; как учебные темы увязать с усилением практической направленности профессиональной подготовки и т.д.

Ключевые слова: самостоятельная работа, исследовательская работа, нормативное обеспечение, организационное, материально-техническое, учебно-методическое.

METHODS AND MEANS OF ORGANIZATION OF INDEPENDENT

WORK OF STUDENTS Eshonkulov H.I.

Eshonkulov Hakim Ilkhomovich - Lecturer, DEPARTMENT OF INFORMATION TECHNOLOGIES, BUKHARA STATE UNIVERSITY, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article deals with the organization of independent work of students. Each teacher has to answer questions: how to develop a technology for organizing independent work of students at the level of modern development of science (to select and structure the content, methods and means of organizing independent work of students, allowing for self-development of the individual); how to ensure the formation of a professional culture of a specialist on the basis of independent work; how to link educational topics with the strengthening of the practical orientation ofprofessional training, etc.

Keywords: independent work, research work, regulatory support, organizational, material and technical, educational and methodological.

УДК 37.013

Самостоятельная работа как учебная деятельность, предполагающая определенные процедуры, которые выполняют студенты в процессе учебно-познавательной, учебно-практической и учебно-профессиональной деятельности; самостоятельные работы как виды студенческой продукции; самостоятельная работа как условие обучения студентов, предполагающее самостоятельное усвоение части содержания обучения по дисциплине, которое регламентируется графиком выполнения самостоятельных работ студентов; самостоятельная работа как форма организации обучения; самостоятельная работа как ведущий вид деятельности в процессе исследовательской работы студентов; самостоятельная работа как высокий уровень подготовленности студентов, выступает целью и результатом их обучения и воспитания.

Учет всех обозначенных аспектов позволил выйти на структуру обеспечения самостоятельной работы студентов как одной из функций управления. В структуру обеспечения самостоятельной работы студентов включены: нормативное обеспечение, организационное, материально-техническое, учебно-методическое.

Выполняемая студентами самостоятельная работа не однозначна по своей сути и может быть представлена разными видами, объединенными в группы:

1. по дидактической цели - познавательная, практическая, обобщающая;

2. по характеру познавательной деятельности и типу решаемых задач -исследовательская, творческая, познавательная и т.д.

3. по уровню проблемности - репродуктивная, репродуктивно-исследовательская, исследовательская;

4. по характеру коммуникативного взаимодействия студентов - фронтальная, групповая, индивидуальная;

5. по месту выполнения - классная, домашняя;

6. по методам научного познания - теоретическая, экспериментальная;

При этом процесс ее проведения предполагает соблюдение следующих условий: четкость соответствия видов самостоятельной работы форме организации обучения; подробный инструктаж учителем студентов о целях и способах выполнения предлагаемой работы; разбивка задания на ряд составных частей; включение упражнений, ориентированных на частичную самостоятельную работу; проверка правильности ее выполнения и коррекция неточностей; самоконтроль или контроль преподавателя.

Самостоятельная работа определяется как индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства педагога, но по его заданиям и под его контролем. По формам организации самостоятельная работа может быть:

• фронтальной - студенты выполняют одно и то же задание, например, пишут сочинение;

• групповой - для выполнения учебных заданий студенты разбиваются на группы (по 3-6 человек);

• парной, например, при проведении наблюдений;

• индивидуальной - каждый студент выполняет отдельное задание, например, пишет реферат на заданную тему.

Наиболее распространенные виды самостоятельной работы: работа с учебником, справочной литературой.

Успешное выполнение самостоятельной работы по дисциплине обеспечивается следующими условиями:

1. мотивирование учебных заданий;

2. четкая постановка цели, задач;

3. определение алгоритма при выполнении задания;

4. проведение групповых и индивидуальных консультаций;

5. определение форм отчетности, объема работы и сроков представления результатов;

6. индивидуализация заданий.

Своеобразие самостоятельной работы студента как активного метода обучения заключается в том, что его основу составляют самостоятельные действия, которые студент выполняет без помощи преподавателя, он сам выбирает способы выполнения этих действий, совершает множество операций, контролирует их в соответствии с поставленной целью. Особенностью самостоятельной работы являются действия самоконтроля - одной из важнейших форм саморегуляции студента. Ожидаемые результаты работы не могут быть достигнуты, если студент не контролирует свои действия (обращение к таблице, словарю, справочнику, прибору, мысленно

формулирует ответ). Студент должен совмещать исполнительные и контрольные действия одновременно.

Таким образом, широкое использование методов самостоятельной работы, побуждающих к мыслительной и практической деятельности, развивает столь важные интеллектуальные качества человека, обеспечивающие в дальнейшем его стремление к постоянному овладению знаниями и применению их на практике.

Список литературы /References

1. Эшонкулов Х.И. Интеллектуальная система управления образовательных процессов на основе компьютерных сетей // Universum: технические науки: электрон. научн. журн., 2021. 5(86).

2. Эшонкулов Х.И. Технологический подход к созданию электронных образовательных ресурсов // Universum: технические науки: электрон. научн. журн., 2021. 5(86).

3. Исмоилова Махсума Нарзикуловна, Имомова Шафоат Махмудовна. Интерполяция функции// ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ, 2020. № 3-3 (81). С. 5-8.

ПРОБЛЕМЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО СБОРА ИНФОРМАЦИИ Эшонкулов Х.И. Email: Eshonkulov6114@scientifictext.ru

Эшонкулов Хаким Илхомович - преподаватель, кафедра информационных технологий, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в этой статье изучены проблемы автоматизированного сбора информации, произведён анализ предметной области, в результате которого выявлена актуальность противодействия автоматизированным угрозам, в частности актуальность разработки и применения методов обнаружения и противодействия автоматизированному сбору информации с веб-ресурсов, основные категории сбора информации в Веб. Проанализированы признаки сбора информации с веб-ресурса и существующие проблемы обнаружения веб-роботов в зависимости от их типов.

Ключевые слова: сбор информации, веб-ресурс, краулинг, парсинг, автоматизированный сбор информации, скрепинг, веб-майнинг.

PROBLEMS OF AUTOMATED DATA COLLECTION Eshonkulov H.I.

Eshonkulov Hakim Ilkhomovich - Lecturer, DEPARTMENT OF INFORMATION TECHNOLOGIES, BUKHARA STATE UNIVERSITY, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article examines the problems of automated information collection, analyzes the subject area, as a result of which the relevance of countering automated threats is revealed, in particular, the relevance of developing and applying methods for detecting and countering automated information collection from web resources, the main categories of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.