Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ'

ЗНАЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European science
Область наук
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ТЬЮТОРСТВО / КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / МОДЕРИРОВАНИЕ / УЧЕБНЫЙ КОНТРАКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ишанкулов Шерали Шарипович, Авезов Шерали Наимович, Азимов Барот Бафаевич, Ибатова Нигора Истамовна

На основании анализа научно-методической литературы, в статье актуализирована проблема организации самостоятельной работы студентов на современном этапе развития образования, рассмотрены новые функции и роли преподавателя высшей школы и предложены основные способы стимулирования и сопровождения самостоятельной работы студентов в образовательном процессе. Повышение качества профессиональной подготовки специалистов предусматривает повышение доли самостоятельной работы студентов в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ишанкулов Шерали Шарипович, Авезов Шерали Наимович, Азимов Барот Бафаевич, Ибатова Нигора Истамовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF SELF-LEARNING

Based on the analysis of scientific and methodological literature, the article actualizes the problem of organizing students 'independent work at the current stage of education development, considers new functions and roles of a higher school teacher, and suggests the main ways to stimulate and support students' independent work in the educational process. Improving the quality of professional training of specialists provides for increasing the share of independent work of students in the educational process.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»

26. Yadgarov N.J. Methods using the 3ds max package in teaching projection drawing in school // Euro-Asia Conferences, 1:1 (2021). C. 124-127.

27. Aminov A.Sh., Xodjaeva N.Sh. Development of design skills of high school students // International Engineering Journal for Research & Development. 5:7 (2020). C. 5.

28. Avliyakulova N.M., Jumayev J.Q. The role of islam in folk decorative art of Bukhara // Asian Journal of Multidimensional Research. 9:5 (2020). C. 347-350.

29. Mamurova F.I., Sobirova Sh.U. Shadow formation in perspective // International Engineering Journal for Research & Development. 5:4 (2020). C. 5.

30. Avliyakulov M.M. Bukhara wood carving // Asian Journal of Multidimensional Research. 9:5 (2020). C. 343-346.

THE IMPORTANCE OF SELF-LEARNING Ishankulov Sh.Sh.1, Avezov Sh.N.2, Azimov B^.3, Ibatova N.I.4 (Republic of Uzbekistan) Email: Ishankulov458@scientifictext.ru

'Ishankulov Sherali Sharipovich — Lecturer; 2Avezov Sherali Naimovich — PhD Student; 3Azimov Barot Bafaevich — Docient; 4Ibatova Nigora Istamovna — Lecturer, DEPARTMENT OF FINE ARTS AND ENGINEERING GRAPHICS, FACULTY ARTVISION, BUKHARA STATE UNIVERSITY, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: based on the analysis of scientific and methodological literature, the article actualizes the problem of organizing students 'independent work at the current stage of education development, considers new functions and roles of a higher school teacher, and suggests the main ways to stimulate and support students' independent work in the educational process. Improving the quality of professional training of specialists provides for increasing the share of independent work of students in the educational process.

Keywords: independent work, tutoring, consulting, moderation, training contract.

ЗНАЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Ишанкулов Ш.Ш.1, Авезов Ш.Н.2, Азимов Б.Б.3, Ибатова Н.И.4 (Республика Узбекистан)

'Ишанкулов Шерали Шарипович — преподаватель; 2Авезов Шерали Наимович — базовый докторант; 3Азимов Барот Бафаевич — доцент; 4Ибатова Нигора Истамовна — преподаватель, кафедра изобразительного искусства и инженерной графики, факультет искусствоведения, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: на основании анализа научно-методической литературы, в статье актуализирована проблема организации самостоятельной работы студентов на современном этапе развития образования, рассмотрены новые функции и роли преподавателя высшей школы и предложены основные способы стимулирования и сопровождения самостоятельной работы студентов в образовательном процессе. Повышение качества профессиональной подготовки специалистов предусматривает повышение доли самостоятельной работы студентов в учебном процессе.

Ключевые слова: самостоятельная работа, тьюторство, консультирование, модерирование, учебный контракт.

УДК 398

Процесс обучения студента художественному творчеству включает в себя не только индивидуальные занятия с учителем-педагогом в аудиториях, но и изучение жизни в процессе обучения, выполнение рисунков и этюдов, поиск эскизов, анализ художественного

произведения, работа композиционным построением - все это проявляется как продукт самостоятельной работы творческого студента.

Значение самостоятельного обучения в процессе изучения предмета Основы изобразительной деятельности очень велико. Потому что самостоятельная работа творческого специалиста над собой связана с уровнем приобретения им знаний, квалификации, умений и навыков.

В какой степени ученик под руководством педагога в процессе урока закрепляет полученные знания в процессе самостоятельной работы над собой. Существуют различные формы самостоятельного обучения, которые студент может выполнять под руководством учителя с целью усвоения новых знаний, умений и навыков, осуществления творческой деятельности.

Повышение качества профессиональной подготовки специалистов предусматривает повышение доли самостоятельной работы студентов в учебном процессе. Значимость теоретически обоснованного и экспериментально проверенного усиления акцента на самообразование связана с тем, что в образовательных стандартах для самостоятельного освоения отводится значительная часть учебных часов. Основой современного профессионального образования является самостоятельная работа.

Самостоятельная работа студентов - любая организованная преподавателем активная деятельность студентов, направленная на поиск ими знаний, их осмысление, закрепление и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний. В дидактике со времен А. Дистервега придавалось и придается первостепенное значение именно такому виду учебной деятельности как самостоятельная работа.

Сегодня на всех этапах обучения педагоги как аксиому принимают положение, им сформулированное о том, что «знания можно предложить, но овладеть ими может и должен каждый самостоятельно». Самообразование, ее организация играют большую роль в обучении, а также в научной и творческой работе студента вуза. От того, насколько студент подготовлен и включен в самостоятельную деятельность, зависят его успехи в учебе, научной и профессиональной работе. Первые навыки самообразования учащийся осваивает в школе, и результат обучения, конечно, зависит от уровня овладения этими умениями. Поэтому готовить будущих студентов к самостоятельной учебной деятельности необходимо ещё в школе, а перед преподавателем каждой учебной дисциплины в вузе ставится задача, максимально используя особенности предмета, помочь студенту наиболее эффективно организовать свою учебно-познавательную деятельность, рационально планировать и осуществлять самостоятельную работу, обеспечивать формирование общих умений и навыков самостоятельной деятельности. Можно с уверенностью утверждать, что какие бы квалифицированные преподаватели ни обучали студента, основную работу, связанную с овладением знаниями, он должен проделать самостоятельно. К таким формам относятся: изучение глав и тем дисциплин по учебникам или учебным пособиям; освоение лекционной части по раздаточному материалу, работа с автоматизированными системами управления обучением; работа над разделами или темами дисциплин по специальной или научной литературе (монографии, статьи); изучение новой техники, аппаратуры, наукоемких процессов и технологий; работа студентов в специализированных конструкторских бюро (СКБ) или на малых предприятиях, углубленное изучение разделов или тем дисциплин, связанных с выполнением магистерских научно-исследовательских работ; учебных занятий с использованием активного метода обучения.

Составление анкет по темам, по которым будет проводиться самостоятельная работа, ответы на вопросы в письменной форме с использованием литературы, рекомендованной к использованию, использование закона, постановления, нормативных документов, изложение путей решения проблемных вопросов по каждой теме, рекомендации и т.д. Содержание организации самостоятельной работы: темы самостоятельной работы студентов выполняются в соавторстве с темами будущей курсовой работы и выпускной квалификационной работы. Все виды самостоятельной работы выполняют свои функции и одинаково важны для будущего специалиста. Будущему специалисту за годы учебы необходимо овладеть системой устойчивых умений и навыков самостоятельной работы в различных видах познавательно-практической деятельности. Но какими бы ни были совершенными программы вузов, только через личную образовательную программу, через личные усилия по приобретению знаний студент может подойти к порогу истинного профессионализма и творчества. Самостоятельная работа учащихся активизирует различные формы восприятия и усвоения учебного материала. Оптимальное использование всех её форм поможет успешно решить те задачи, которые ставятся перед средними и высшими профессиональными образовательными учреждениями. В целом же самостоятельная работа студентов является педагогическим обеспечением развития

69 ■ Еигореап Баепсе № 2 (58)

целевой готовности к профессиональному самообразованию и представляет собой

дидактическое средство образовательного процесса, искусственную педагогическую

конструкцию организации и управления деятельностью обучающихся [1 - 21].

Список литературы / References

1. Мусинова А., Маматов Д. Самостоятельная работа студентов и её значение в формировании специалиста // Вестник интегративной психологии. 16:16 (2018). С. 169-172.

2. Маматов Д.К. Национальная программа по подготовке кадров - гарантия развития образовательной системы // Психология XXI столетия. 16 (2018). С. 239-243.

3. Азимов С.С. Психологические аспекты формирования профессионального мастерства будущих учителей изобразительного искусства // Вестник науки и образования. 99:21-2 (2020). С. 101-104.

4. Аzmov S.S. Methodics of using programmed means of education for the formation of professional skills of future teachers of fine art // European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences. 8:2 (2020). С. 94-98.

5. Ostonova G.R. Secondary schools' didactic principles of teaching fine art // Academicia. 10:7 (2020). С. 554-560.

6. Kadirova N.A., Ibadullaeva Sh.I. Characteristics of Uzbek embroidery // European journal of research and reflection in educational sciences. 7:12 (2020). С. 591-594.

7. Ядгаров Н.Дж., Хакимова Г.А. Самобытное творчество народных мастеров Узбекистана // Молодой учёный. № 15 (201), 2018. С. 272-275.

8. Yadgarov N.Dj. Bukhara - open - air museum // "Oriented Art and Culture" scientific methodical journal, no. 1, 2019. С. 8-13.

9. Мусинова А.С. Орнамент - один из древних видов искусства // Молодой учёный. № 4 (2017), С. 654-656.

10. Odilova M.O. et al. Improving the pedagogical potential of biology teachers using computer programs // International Engineering Journal For Research & Development. 5:9 (2020). С. 4-4.

11. Aminov A.Sh., Xodjaeva N.Sh. Development of design skills of high school students // International Engineering Journal For Research & Development. 5:7 (2020). С. 5.

12. Маматов Д.К. Организация самостоятельной работы студентов // Саратовский госунивер. Им. Н.Г.Чернышевского, 2002.

13. Маматов Д.К., Собирова Ш.У. Особенности организации самостоятельной работы студентов // Наука. Мысль: № 1 (2015). С. 5.

14. Маматов Д.К. Самостоятельная работа как фактор усилия активизации учебного процесса // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. № 5 (2015). С. 137-138.

15. Маматов Д.К., Собирова Ш.Т. Самостоятельная работа студентов как фактор мотивации учебной деятельности // № 2 (2014). С. 6.

16. Mamurova D.I. Applications of advanced information technologies of training at drafting lessons // Eastern European Scientific Journal. № 6, 2018. С. 11.

17. Mamurova D.I. Didactic conditions for achieving students' self-efficacy through the use of ict in drawing lessons // European journal of research and reflection in educational sciences. 7:12 (2019). С. 1-5.

18. Aminov A.Sh., Mamurova D.I., Shukurov A.R. Additional and didactic game technologies on the topic of local appearance // E-Conference globe, 2021. С. 34-37.

19. Sulaimonova M.B. Improving the quality of spiritual and educational work // ITRIIS-2021. С. 27-28.

20. Ishankulov Sh.Sh. Teaching the science of methodology of fine art teaching in pedagogical universities as a problem // ITRIIS-2021. С. 75-79.

21. Yadgarov N.J. Methods using the 3DS max package in teaching projection drawing in school // ITRIIS-2021. С. 124-127.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.