Научная статья на тему 'Методы и способы управления знаниями'

Методы и способы управления знаниями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3306
325
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ / METHODS / ЗНАНИЯ / KNOWLEDGE / УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ / KNOWLEDGE MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фомичёв М. С.

В статье рассмотрены основные методы и способы управления знаниями в организации. Также рассмотрены определения знания, управление знаниями. Освещены основные этапы управления знаниями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the main methods and methods of knowledge management in the organization. Also definitions of knowledge, knowledge management are considered. The main stages of knowledge management are covered.

Текст научной работы на тему «Методы и способы управления знаниями»

научный журнал

УДК 005.94

Фомичёв М.С.

Поволжский институт управления им. Столыпина П.А. — филиал РАНХиГС,

г. Саратов, Российская Федерация

МЕТОДЫ И СПОСОБЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ

Аннотация. В статье рассмотрены основные методы и способы управления знаниями в организации. Также рассмотрены определения знания, управление знаниями. Освещены основные этапы управления знаниями.

Ключевые слова: методы, знания, управление знаниями.

Проблематика данной работы является весьма актуальной, поскольку современное общество уже по праву признано основанным на знаниях, а современная экономика считается «экономикой знаний», поэтому анализ управления знаниями на предприятиях и в организациях является необходимым для ведения рационального менеджмента, к тому же правильное функционирование системы управления знаниями в компании способствует повышению эффективности её работы.

Знания - это практическая информация, управляющая процессами выполнения задач, принятия решений. Под управлением знаниями подразумевают постоянную необходимость формировать, обновлять, применять их для максимизации предприятия, а так же получения прибыли от активов, основывающуюся на знании [1, с. 15].

Методы, которые использует функция управления знаниями, различны, зависят от этапа приобретения знаний. Т. Давенпорт и Л.Прусак в своих работах выделяли следующие этапы управления: Определение знаний важных для достижения цели. Накопление знаний, методов, опыта, квалификации. Выбор нужных знаний, оценка их полезности. Хранение: нужные знания классифицируются, записываются в организационную память, профессиональный интеллект является ее составной частью. В связи с чем, к профессиональным знаниям нужно отнести познавательные знания: знания, полученные путем обучения, сертифицирования прикладное мастерство: способность применять теорию на практике при решении сложных задач. системное понимание: глубокое знание определенной дисциплины; личная мотивация творчества. Помогает конкурировать за счет постоянного обновления знаний. Корпоративная память может существовать в трех видах: на бумаге, в электронном виде, в человеческой памяти, помогает использовать приобретенные новшества одного подразделения для развития других сфер внутри предприятия. Базы данных характеризуют несколько категорий информации: «знания человеческого интеллект», «знания искусственного интеллекта» -знания,

научный журнал

полученные экспертной системой, обрабатывающей информацию по заданному алгоритму, представляет собой знание эксперта, записанное в формуле, для использования на компьютере. Распределение: знания, извлеченные из корпоративной памяти, доступны для использования. Функция управления знаниями тесно связана с процессами кодификации, целью которой является приведения знания в формальную или документальную систему, благодаря чему локальные данные становятся широко известными. Применение знаний при решении поставленных задач, обучении. Создание новых знаний при наблюдении за клиентами, тестирования, обратной связи, экспериментирования, разработки данных. Продажа новых интеллектуальных данных вне предприятия.

При помощи функции управления знаниями создаются условия для обретения необходимых новых знаний. Прусак выделял три способа: Покупка знаний: наем квалифицированных сотрудников, партнерство. Аренда знаний: наем консультантов, привлечение сторонних организаций на субконтрактной основе, помощь от потребителей, поставщиков. Развитие знаний: обучение на производстве и вне, приглашение инструкторов, распространение имеющихся знаний. Для приобретения знаний, хранения, распределения их создается подразделение с такими специалистами как: директор по управлению знаниями, менеджер по интеллектуальным активам, вице-президент по управлению интеллектуальным капиталом, директор по обучению, создаются межфункциональные группы в области управления знаниями. На основании данных Meta Group, можно сказать, что из 2000 крупных компаний мира, более 75% применяют методы управления знаниями.

Методы управления знаниями:

1. Методы управления формализованными знаниями.

2. Методы управления неформализованными знаниями.

3. Узкоспециализированные и универсальные методы управления знаниями.

Методы управления формализованными знаниями. Управление формализованными знаниями в современных организациях осуществляется с использованием информационных технологий. Формализация знаний на бумажных носителях практически полностью ушла в прошлое, так как она менее удобна и надежна, чем электронный вид. Информационные технологии позволяют обеспечить сохранность знаний в организации и эффективность операций с ними. Развитие систем обработки данных и искусственного интеллекта, а также распространение технологий big data играет ключевую роль в управлении знаниями в организации в современной среде, переполненной информацией. К основным методам и инструментам информационных технологий, используемым для управления знаниями, относят: Базы знаний - базы

научный журнал

данных, содержащие опыт и знания сотрудников компании, описание различных проблем и путей их решения, а также потенциально возможных профессиональных ситуаций и правил поведения. Такие базы знаний могут содержать лучшие практики, совершенные ошибки и т.п.; Системы управления документооборотом - системы, предназначенные для хранения документов в электронном виде, с помощью которых обеспечивается их индексирование, поиск и доступ к ним сотрудников организации; Системы поиска информации - инструменты поиска по запросам сотрудников, объединяющие поиск по всем имеющимся в компании базам данных и знаний; Средства оперативного представления данных (OLAP - online analytical processing, data mining и text mining) -аналитические инструменты, которые предоставляют возможности поиска и оценки закономерностей в массивах данных, то есть создания новых знаний, с использованием статистических и математических методов моделирования; Средства поддержки принятия решений (decision support systems) - системы на базе искусственного интеллекта, экспертные системы и т.п [2, с. 3].

Все перечисленные методы управления формализованными знаниями могут использоваться в организации как по отдельности, так и в составе общей системы управления знаниями. Главное условие эффективности данных методов - их интеграция с бизнес-процессами компании и существующей корпоративной информационной системой.

Методы управления неформализованными знаниями. Управление неформализованными знаниями в организации представляет собой сложный социальный процесс, который базируется на методах построения социальных сетей и инструментов коммуникации между сотрудниками [3, с. 57].. При этом методы управления неформализованными знаниями могут быть как на личном взаимодействии, так и на взаимодействии с использованием информационных технологий. Примером методов управления знаниями, основанных на личном взаимодействии, может быть организация встреч и собраний сотрудников, создание условий для неформального общения, проведение корпоративных мероприятий и т.п. Примером методов управления знаниями, основанных на взаимодействии с использованием информационных технологий, может быть применение различных видов коммуникации между сотрудниками - телефонная связь, электронная почта, форумы и веб-конференции, блоги и социальные сети и т.п.

Кроме того, организация может применять методы построения социальных сетей, являющиеся частью системы управления неформализованными знаниями. К ним относятся: Корпоративные «желтые страницы»; Поисковые системы экспертизы; Системы лучших практик; Профессиональные сообщества; Системы наставничества и

научный журнал

менторства [4, с. 112]. Эти методы управления знаниями способствуют укреплению взаимосвязей между сотрудниками организации, передаче знаний и обмену ими.

Узкоспециализированные и универсальные методы управления знаниями. Узкоспециализированные методы управления знаниями могут относиться либо к определенной категории знаний, либо к процессу формализации неформализованных знаний сотрудников [5]. Применение таких методов целесообразно в случае, когда организация является владельцем каких-либо специфических знаний или нацелена на предотвращение потери знаний, вызванной уходом сотрудников, которые ими владеют. Сущность этих методов заключается в создании программ и систем, используемых для перевода знаний отдельных сотрудников в знания организации.

Каждая организация самостоятельно принимает решение о том, каким образом управлять собственными специфическими знаниями, в зависимости от ее возможностей и потребностей. Наиболее эффективным принято считать использование комбинации подходящих методов управления формализованными и неформализованными знаниями, а также внедрение специализированных инструментов, обусловленное потребностями организации в знаниях.

Библиографический список

1. Ахтеров А.В., Лезина О.В., Федоров И.В. Управление знаниями в организации. — М.: МАДИ, 2010. - 324 с.

2. Горбунова Е. Н. «Управление знаниями в организации» // Менеджмент качества 01(33), 2016. - 5 с.

3. Трофимова Л.А., Трофимов В.В. Управление знаниями. — СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 2012. - 148 с.

4. Тузовский А.Ф., Чириков С.В., Ямпольский В.З. Системы управления знаниями (методы и технологии). — Томск: Издательство НТЛ, 2005. - 237 с.

5. Управление знаниями - URL: https://spravochnick24.ru/menedzhment/upravlenie_znaniyami/.

Annotation: The article describes the main methods and methods of knowledge management in the organization. Also definitions of knowledge, knowledge management are considered. The main stages of knowledge management are

covered.

Keywords: methods, knowledge, knowledge management.

Научный руководитель: Андрющенко Оксана Владимировна, доцент кафедры управления персоналом ПИУ РАНХиГС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.