УДК 37.091(092)
Е. В. Меньших
Методы и приемы изучения биографий писателей
В статье представлена проблема, состоящая в поиске методов и приемов духовно-нравственного воспитания старшеклассников в контексте биографического метода. Особое внимание уделяется авторской организации процессов изучения биографий выдающихся писателей с включением и систематизацией обучающе-воспитательных методов и приемов.
Ключевые слова: биографический метод, исследование, систематизация, методы, приемы, биография, старшеклассники, условия, деятельность, анализ, ценности.
Е. V. Menshikh
Methods and Ways of Studying Writers' Biographies
The article presents a problem consisting in searching for methods and ways of higher school students' moral upbringing in the context of the biographical method. Special attention is paid to the author's organization of the processes of studying the outstanding writers' biographies where methods and ways of teaching and upbringing are included and systematized.
Key words: a biographical method, a research, systematization, methods, ways, biography, higher-school students, conditions, an activity, an analysis, values.
В настоящее время практически отсутствует систематизация методов и приемов в контексте биографического метода, что вызывает затруднения у педагогов при проведении уроков.
Основной целью исследования является систематизация методов и приемов в контексте биографического метода.
Цель конкретизируется в следующих задачах:
1) обеспечение старшеклассников теоретическими знаниями, способствующими повышению их духовной культуры;
2) использование методов и приемов воспитания, в частности, биографического метода;
3) активизация внутренней познавательной мотивации к личностному самоопределению;
4) создание педагогических условий для приобретения жизненного опыта и развития духовно-нравственных качеств.
Следовательно, педагогическая задача в работе с биографиями в подростковом возрасте заключается в том, чтобы организовать процессы изучения выдающихся личностей (в нашем случае писателей) с умелым включением обучающе-воспитательных методов и приемов.
В связи с актуальностью этой проблемы выдвигается проблема, состоящая в поиске методов и приемов учебно-воспитательного характера, а именно духовно-нравственного воспитания
старшеклассников в контексте биографического метода.
Обозначим некоторые из них.
Метод наблюдения. Отличительной особенностью метода наблюдения можно считать большую сфокусированность на уникальных аспектах истории жизни человека и на субъективном, личностном подходе к описанию человеческой жизни.
К методу наблюдения мы можем отнести следующие приемы:
Прием «Спросите у автора». Этот прием упоминается в статье В. С. Бердяева [3, с. 17]. Автор статьи указывает на то, что вопросы могут задаваться автору текста (в его роли выступают поочередно участники экспертной группы или преподаватель). Этот же самый прием может быть модифицирован и перенесен в классно-урочную систему с учащимися старших классов. Вопросы, задаваемые участниками экспертной группы или преподавателем должны носить характер жизненных ситуаций, нравственного выбора, ценностных ориентиров. В дальнейшем учащимися обобщается изученный материал и делаются соответствующие выводы, фиксируемые в сочинениях-размышлениях или рассуждениях устного характера.
Биографический опросник. Биографический опросник может быть адресован учащимся стар-
© Меньших Е. В., 2011
ших классов с целью выяснения значимых для них жизненных устоев писателя.
Импровизационные ситуации. Импровизация -первичный и самый древний вид творчества, но до сих пор она остается все-таки одним из наименее изученных явлений в науке. Она присутствует в повседневной жизни человека, в каждом виде искусства, игровом спорте и политике. Импровизация (от лат. импровизус - непредвиденный, внезапный, неожиданный).
В нашем исследовании импровизация является неоспоримым условием гармоничного развития свободной, ищущей личности. Импровизация обучает старшеклассника творчеству, помогает совершать значимые для него открытия, главное из которых - открытие и познание себя как личности.
Я. Морено говорит о спонтанности как важнейшем факторе, который придает такому явлению «новизну, свежесть и гибкость» [4].
Сущность игры-импровизации, по Н. П. Аникеевой, заключается в том, что действующие лица знают основной сюжетный стержень игры и характеры роли, сама же игра развертывается в виде импровизации [6, с. 85].
Одними из импровизационных ситуаций являются:
- Ученическое сочинение (импровизирование) - опираясь на жизненный опыт, взятый из биографии выдающегося писателя, и на собственные жизненные впечатления, продолжить рассказ на заданную тему; придумать продолжение незаконченной ситуации с учетом исторической эпохи, в которую жил писатель, а также с учетом его психологических особенностей; ответить на неожиданные вопросы, выявленные в биографии, непосредственно заданные самим писателем; дополнить авторское высказывание;
- «Мысленное кино» - создание определенного образа, имеющего непосредственное влияние на мировоззрение известного писателя, посредством воображения;
- «Модальность» - проигрывание одной и той же ситуации от лица разных действующих лиц, участвующих в том или ином значимом событии писателя;
- «Пристройка» - задания на выработку умений «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать». Используя видеоматериал по биографиям выдающихся писателей, а также ряд печатного материала, учитель предлагает старшеклассникам сделать выборку на заданную тему, сопоставив и сделав соответствующие выводы. Таким
образом, учащимся предоставляется возможность не только получить информацию, но и обработать ее, взять для себя наиболее значимые эпизоды из биографий, задействовав зрительную и слуховую память;
- Импровизация на выражение собственного мнения и отношения к поднятой проблеме -микровыступление «Я и...», мини-сочинение «Что я знаю о.», коллективное обсуждение вопроса «В чем ценность...»;
- «Если бы.» - рассуждение, поведение в моделированной учебной деятельности, например: «Если бы я был писателем, то я...»;
- «И вдруг.» - выполнение способов выхода из непредвиденных ситуаций, возникающих в учебной деятельности;
- «Мгновенная реакция» - задача учащихся поочередно реагировать на прочитанные учителем биографические ситуации и объяснить, на чем основывалась реакция.
Метод контент-анализа. Это может быть контент-анализ литературных произведений в сопоставлении с биографиями их авторов, а также биографий писателей в сопоставлении с автобиографиями учащихся и т. д. Особенность его состоит в том, что он изучает документы в их социальном контексте. В документ как объект такого исследования могут входить автобиографии, дневники, официальная и личная документация (в том числе письма), воспоминания и т. д.
Отметим значение контент-анализа как наиболее распространенного метода качественно-количественного анализа содержания. Он позволяет выявить и зафиксировать частоту появления в тексте определенной характеристики, качества и тому подобное посредством подсчета определенных слов, словосочетаний, фраз или категорий. Отдельные ценности, находящиеся в тех или иных фрагментах текста, необходимо рассматривать как и сами фрагменты в целом тексте.
В основном учащимся приходится анализировать лишь письменный текст без прослушивания какой-либо магнитофонной записи. Следует отметить, в этом случае происходит лишь незначительная потеря информации (эмоциональные всплески, интонация, темп речи, звук голоса, высота и сила его тона, ударение, общая интонация - одним словом, все, что связано с устной речью).
Прежде чем перейти к исследованию одной или более биографий (когда речь идет о контент-анализе биографий писателей в сопоставлении с
автобиографиями учащихся), старшеклассник должен написать автобиографию (или сочинение о будущем) с включением в нее нравственных ценностей, наиболее значимых для него в настоящий момент или таких, которые он желает приобрести в процессе жизненных исканий.
Мы предполагаем, что набор ценностей в сочинениях более разнообразен, чем в автобиографиях и биографиях. В сочинениях учащимся надо коснуться будущего, и они, описывая его, почти всегда выходят на вопрос о цели жизни, более детально определяя жизненные ценности.
Биографический метод не позволяет работать с большим количеством эмпирического материала. Но небольшой объем биографических текстов позволяет увеличить это число. Над заданиями допустимо работать как индивидуально, так и в группах. Для анализа целесообразно приводить ценности, которые встречались не менее 3-х раз в текстах автобиографий и сочинений и биографического материала внутри группы или индивидуально. Обязательное условие при этом -подведение итога с занесением в таблицу.
Такое исследование целесообразно проводить в течение нескольких лет, чтобы была видна динамика ценностей за определенный период. По составленной диаграмме учителю проще проанализировать как появление новых и исчезновение старых, так и изменение их значения.
Следует отметить, что в ранжировании ценностей присутствует определенный риск и субъективность исследователя. Сам автор биографического повествования может скрыть те моменты собственной жизни, о которых он не хотел бы распространяться или говорить подробнее о том, что незначимо, расставлять свои акценты. Но с другой стороны, адресатом статьи является анонимная аудитория, поэтому авторы ориентируются при написании своих текстов на неизвестного читателя и стараются донести до него именно то, что они хотят сказать, и так, чтобы читатель понял их адекватно.
Метод положительного примера (или метод подражания). Формирующееся сознание школьника постоянно ищет опору в реально действующих, живых, конкретных образцах, которые олицетворяют усваиваемые ими идеи и идеалы. Этому поиску активно содействует явление подражательности, которое служит психологической основой примера как метода педагогического влияния. Подражание - это не слепое копирование, оно формирует у детей действия нового типа как совпадающие в общих чертах с идеалом,
так и оригинальные, но сходные по ведущей идее с примером. Путем подражания у молодого человека формируются социально-нравственные цели личностного поведения, общественно сложившиеся способы деятельности.
Характер подражательной деятельности изменяется с возрастом и в связи с расширением социального опыта школьника, в зависимости от его интеллектуального и нравственного развития. Младший школьник обычно выбирает себе для подражания готовые образцы, воздействующие на него внешним примером. Подражание у подростков сопровождается более или менее самостоятельными суждениями, носит избирательный характер. В юности подражание существенно перестраивается. Оно становится более сознательным и критичным, опирается на активную внутреннюю переработку воспринимаемых образцов, связано с возрастанием роли идейно-нравственных и гражданских мотивов.
В механизме подражания можно выделить по крайне мере 3 этапа. На 1-м этапе в результате восприятия конкретного действия другого лица у школьника появляется субъективный образ этого действия, желание поступать также. Однако связь между примером для подражания и последующими действиями здесь может и не возникнуть. Эта связь образуется на 2-м этапе. На 3-м этапе происходит синтез подражательных и самостоятельных действий, на который активно влияют жизненные и специально созданные воспитывающие ситуации.
Таким образом, подражательность и основанный на ней пример могут и должны найти достойное применение в педагогическом процессе [5, с. 84-85].
К методу положительного примера (или методу подражания) мы можем отнести следующие приемы:
Прием инсценирования эпизода. Развитие творческих способностей и формирование художественного вкуса в этом приеме проверяется в 2-х направлениях: 1) создание вступительной части инсценированного эпизода из биографии изучаемого писателя с представлением эпохи, исторической справки, жизненной ситуации и т. д. (например, эпизод из биографий А. С. Пушкина, И. С. Тургенева - строгое воспитание в семьях); 2) сама инсценировка эпизода из биографий, возможно, в оценке современного дня.
Воздействие театрального искусства на личность учащегося довольно велико. Театральное творчество стимулирует творческую активность
старшеклассников, развивает у учащихся эмпа-тию. Сам процесс общения в этот момент реализует чувства взрослости и способствует усвоению социальных и моральных норм отношений.
Метод биографического исследования. По Б. Г. Ананьеву, «биографическое исследование личности, ее жизненного пути и творчества есть род исторического исследования в любой области знания - искусствознании, истории науки и техники, психологии и т. д.» [2, с. 277].
К методу биографического исследования мы можем отнести:
Прием досье [1]. На уроке литературы можно весьма оперативно собрать наиболее полную информацию о любом известном писателе русской литературы. Исследование проходит в режиме досье. Классу представляется задание собрать «исследовательский материал». Класс делится на пары или тройки. Раздаются вопросы, ответы на которые необходимо творчески подготовить. Среди собранных материалов досье могут быть справки, выписки из архивов, свидетельства очевидцев, слухи и т. д. Для быстроты поиска к вопросам указываются отдельные материалы, страницы и т. д.
Возникает вопрос, какова мера детализации, на чем именно сосредоточить основное внимание. Мера детализации зависит от задач и возможностей учащегося-исследователя, а также от масштаба и сложности изучаемой индивидуальности. Главное при отборе фактов - руководствоваться целевой установкой, иметь теоретические ориентиры.
Прием статистической обработки. Прием статистической обработки предполагает статистическую обработку личных писем писателя, которая выявляла структуру личности, духовно-нравственные качества, жизненные ориентиры на основе дневников и автобиографических записей.
Таким образом, исследованные методы и приемы следует обобщить и свести в единую систему для дальнейшего применения в изучении биографий выдающихся писателей.
Библиографический список:
1. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания [Текст] / Б. Г. Ананьев. - М., 1977. - 380 с.
2. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б. Г. Ананьев. - Л., 1968. - 337 с.
3. Бердяев, В. С. Организация аудиторной самостоятельной работы студентов в малых группах [Текст] / В. С. Бердяев // Проблемы личност-но-ориентированного образования: методология, теория и технология: материалы Междунар. на-учно-практ. конф. 30 апр. 2008 г. - Шадринск : Изд-во Шадринского гос. пединститута, 2008. -С.15-17.
4. Морено, Я. Психодрама. [Текст]. - М., 2001. - С. 146.
5. Сластенин, В. А. Общая педагогика [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений ; в 2 ч. Ч. 2. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. - М. : Гу-манит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 256 с.
6. Филимонова, Н. Н. Драматизация как педагогическое условие воспитания социально-политической активности студентов [Текст] : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05: защищена 10.11.06 / Филимонова Наталья Николаевна. -Ростов н/Д., 2006. - 179 с.