Научная статья на тему 'Методы и основные приемы игры на кларнете в обучении детей'

Методы и основные приемы игры на кларнете в обучении детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кларнет / методы и приемы обучения / музыкальное искусство кларнета / музыкальная акустика / техники кларнета / исполнительские приемы / clarinet / teaching methods and techniques / musical art of the clarinet / musical acoustics / clarinet techniques / performing techniques

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ли Цзяхуэй

В данной статье проводится анализ традиционных и новейших способов звукоизвлечения на деревянном духовом инструменте кларнет. Для того, чтобы исполнять музыку на любом из инструментов, очень важно знать основы методов, техник и приемов игры на инструментах. Несмотря на то, что в мировой научной и исполнительской практике накоплена достаточно большая база знаний о методах и приемах игры на кларнете, большинство из них требует переосмысления в соответствии с потребностями обучающихся. В нашем исследовании внимание уделяется таким методам и приемам игры на кларнете, как: «пощечины» (от англ. «slap-tongue»), мультифоника, круговое дыхание, микротоны, регистр альтиссимо. Эффективность применения предлагаемых методов и приемов обучения игры на кларнете показана в результатах опроса детей частной музыкальной школы в Китае, обучающихся приемам и техникам игры на кларнете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS AND BASIC TECHNIQUES OF PLAYING THE CLARINET IN TEACHING CHILDREN

This article analyzes traditional and new ways of producing sound on the woodwind instrument clarinet. In order to play music on any instrument, it is very important to know the basic methods, techniques and techniques of playing the instruments. Despite the fact that in world scientific and performing practice a fairly large knowledge base has been accumulated about the methods and techniques of playing the clarinet, most of them require rethinking in accordance with the needs of students. In our study, attention is paid to such methods and techniques of playing the clarinet as: “slaptongue”, multiphonics, circular breathing, microtones, altissimo register. The effectiveness of using the proposed methods and techniques for teaching clarinet playing is shown in the results of a survey of children from a private music school in China learning techniques and techniques for playing the clarinet.

Текст научной работы на тему «Методы и основные приемы игры на кларнете в обучении детей»

Методы и основные приемы игры на кларнете в обучении детей

Ли Цзяхуэй,

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

В данной статье проводится анализ традиционных и новейших способов звукоизвлечения на деревянном духовом инструменте кларнет. Для того, чтобы исполнять музыку на любом из инструментов, очень важно знать основы методов, техник и приемов игры на инструментах. Несмотря на то, что в мировой научной и исполнительской практике накоплена достаточно большая база знаний о методах и приемах игры на кларнете, большинство из них требует переосмысления в соответствии с потребностями обучающихся. В нашем исследовании внимание уделяется таким методам и приемам игры на кларнете, как: «пощечины» (от англ. «slap-tongue»), мультифоника, круговое дыхание, микротоны, регистр альтиссимо. Эффективность применения предлагаемых методов и приемов обучения игры на кларнете показана в результатах опроса детей частной музыкальной школы в Китае, обучающихся приемам и техникам игры на кларнете.

Ключевые слова: кларнет, методы и приемы обучения, музыкальное искусство кларнета, музыкальная акустика, техники кларнета, исполнительские приемы.

о

U

со

см

см

см

Z

112

Введение

Музыка, будучи одной из форм художественного искусства, имеет множество коннотаций и исследуется с разных ракурсов научного познания. Методы и приемы звукоизвлечения из музыкальных инструментов интересуют многих исследователей. [1;7]. Дело в том, что звуки представляют собой результат распространения волн давления в среде. Следовательно, звук, создаваемый разными музыкальными инструментами, является одновременно и музыкой, и результатом слуховых восприятий.

На современном этапе развития общества, музыкальная акустика, как исследование взаимодействия физики и музыки, представляет интерес не только для специалистов в области физики, но также и для музыкантов-исполнителей, создателей музыкальных инструментов. В том числе, музыкантов-кларнетистов. «Музыкальная акустика является одним из направлений акустики и занимается комплексом проблем, связанных с созданием звуков, используемых в музыке и в пении, передачей их слушателю и их слуховым восприятием» [1, с. 15].

В обучении детей большое значение имеет музыкальная акустика, так как слуховые восприятия определяют способности детей и влияют на умение использовать звуки в процессе освоения основных приемов и техник игры на кларнете. Поэтому цель статьи заключается в изучении разных методов и техники игры на кларнете посредством измерения давления в мундштуке инструмента, а также приемов, с помощью которых кларнетисты осуществляют переход от одной ноты к другой, называемые артикуляцией с использованием музыкальной акустики.

Результаты и обсуждение

Научные исследования приемов игры на кларнете, как свидетельствует история музыкального искусства, начались в середине ХХ века. [15]. С того времени музыковеды-исследователи ставили перед собой целый ряд уникальных задач, направленных в первую очередь на изучение акустических свойств кларнета. В числе наиболее распространенных проблем, с которыми им приходилось сталкиваться, была и остается проблема того, что кларнетист для воспроизведения звука, в отличие от, например, скрипача, извлекает мелодию внутри своего рта, с помощью мундштука, поэтому достоверно проследить особенности его движений и технику достаточно сложно. Еще одной трудностью является то, что изготовлением музыкальных инструментов занимаются не физики, а ремесленники, поэтому многие важные нюансы ими могли не учитываться.

Однако, в современных условиях, благодаря развитию науки и техники, за счет междисциплинарного характера предмета, акустика кларнета может представить очень ценную информацию, как для физиков, так и для музыкантов-кларнетистов.

Кларнет является одним из популярных инструментов в западной музыкальной культуре начиная с конца XVIII века и по настоящее время. В Китае искусство кларнета получило распространение в первой половине XX века и широко применятся в современном музыкальном искусстве. [13;15]. Что может быть объяснимо не только тем, что с помощью него создается уникальная по своему звучанию музыка, но также и тем, что кларнет, как духовой деревянный инструмент, склонен к расширению и развитию своей техники в содружестве с другими музыкальными инструментами. Обладая рабочим диапазоном более пяти октав и звуковой палитрой, включающей перкуссионные и артикуляционные эффекты, изменения цвета и тона, сложные звучания, известные как мульти-фоника, кларнет широко используется в произведениях композиторов и в исполнении музыкантов, как универсальный инструмент.

Исторически сложилось так, что в учебных материалах «правила использования кларнета были недостаточно ясными и часто противоречащими друг другу» [2;14]. Нотация и транспозиция, к примеру, были и остаются темами постоянных дискуссий. [9;11;14]. К тому же, несмотря на постоянно растущий репертуар, появление множества новых техник игры, в музыковедческих кругах на сегодняшний день представлено достаточно мало разъяснений о приемах звукоизвлечения на кларнете. [1]. Ресурсы, посвященные техникам игры на кларнете, хотя и созданы для консолидации знаний о практике исполнения, также во многом содержат противоречивую информацию.

В современных музыкальных кругах принято считать, что наиболее популярными приемами игры на кларнете являются такие, как: «пощечины» (от англ. «slap-tongue»), мультифоника, круговое дыхание, микротоны, регистр альтиссимо [3;6;8;12]. Детализируем каждый из них.

«Пощечины» или «slap-tongue» - прием игры на кларнете позволяющий создать перкуссионный эффект, состоящий из относительно громкой атаки звука, быстрого затухания. С точки зрения техники данный прием воспроизводится посредством манипуляции языком, когда музыкант отрывает трость от мундштука, внезапно высвобождая звук, что приводит к звуку, напоминающему «шлепок» или «глухой удар». Для детей необходимо строго соблюдать прием «пощечины», так как в дальнейшем неправильно поставленная техника может мешать совершенствованию мастерства кларнетиста.

Современные композиторы и музыканты, играющие на кларнете, рекомендуют использовать «прием «пощечины», когда инструмент играет в самом низком регистре или на нотах с «длинной» аппликатурой» [3, с. 190-191]. Однако, в реальности же данный прием может быть эффективен при

любом регистре. Единственным примечанием является то, что из-за изменений, которые следует осуществить в ротовой полости музыканту, ему будет достаточно затруднительно произвести прием «пощечины» и сохранить при этом правильное звучание высоты тона в верхнем регистре.

В обучении детей приемам мультифоники существует множество проблем, связанных с трудоемким освоением сложной техники исполнения. Мультифоника является, пожалуй, самым востребованным приемом игры на кларнете среди современных музыкантов. При этом, данная техника относится и к числу самых сложных, поскольку «в рамках общего термина «мультифоника» существует множество разных групп или категорий звуков» [6, с. 54-56]. Разберем детальнее.

С помощью техники мультифоники музыкант имеет возможность создавать звук, который состоит из совершенно разных по своему звучанию тонов (звуки разной амплитуды). Многие композиторы за счет этого называют данный прием «многоголосым» или техникой «сложной звучности» [8].

Мультифоника, как прием игры на кларнете, может иметь такие основные вариации:

1) Использование амбушюра и воздушного потока для подчеркивания отдельных деталей;

2) Использование нестандартной аппликатуры для достижения сложной звучности (пальчиковая многоголосность);

3) Быстрое чередование двух аппликатур, приводящее к сложной звучности (многоголосые трели). Данная техника достаточно сложна для обучения детей, так как они еще плохо знакомы с базовыми приемами игры на кларнете и с современной музыкой кларнетного искусства. Помимо всех технических соображений, исполнитель должен играть достаточно расслабленно, чтобы иметь возможность «отключить» использование своих голосовых связок от обычного воспроизведения звука.

Так, например, первая вариация приема мультифоники для игры на кларнете предполагает, что результирующий звук может быть довольно сложным, в зависимости от близости частот двух тонов. Если тоны находятся в определенном диапазоне друг от друга, различие или суммирование тонов может быть воспринято в виде хриплости или искажения качества звука (насыщенности) или даже третьего тона звучания.

В свою очередь успешное исполнение с помощью пальчиковой многоголосности на кларнете приводит к двум или более четко различимым звукам: основному и одному или нескольким звукам из его гармонического ряда. Вариации этой техники включают плавное перемещение (глиссандо или портаменто) от одной части к другой при сохранении той же амплитуды. Некоторые композиторы называют это гармоническим глиссандо или спектральным глиссандо. [8;12]. Слышимость подчеркнутых обертонов выше этой высоты достигается регулировкой амбушюра и воздушного столба (скорость и направление). Чаще всего эти изменения связаны с расслаблением нижней че-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

люсти и перемещением нижней губы ближе к основанию трости.

«Быстрое чередование двух пальцев для воспроизведения музыки на кларнете, менее распространенный прием в современном репертуаре для кларнета, чем два вышеупомянутых рода многоголосия». [5, с. 92-94]. Возможно, исполнители не решаются исследовать их, поскольку эти техники могут показаться более сложными, чем они есть на самом деле, или композиторы не понимают, каков реальный звуковой результат.

В современной исполнительской практике различают три подрода или вида многоголосых трелей: чередование двух согласных тонов; чередование одной согласной высоты звука и сложной аппликатуры (NSF); чередование двух NSF. [9]. Следует отметить, что все три вида приводят к звучности, включающей «третий» звук - не обязательно суммирующий тон или разностный тон, а другую сложную звучность, возникающую в силу обстоятельств.

В музыкальных школах дети, обучающиеся игре на духовых инструментах, учатся технике «круговое дыхание» [4]. В современной музыковедческой литературе существует достаточно много ресурсов, предназначенных для воссоздания этой техники [12]. При этом лишь меньшая часть из них посвящена интеграции данной техники в игру на кларнете. Большинство работ на эту тему представляют собой объяснение того, как должна выполняться техника, но это только первое препятствие в обучении круговому дыханию кларнетистов. Что необходимо после этого пункта, так это совет о том, где размещать эти вдохи, как практиковать их плавную интеграцию в игру и как «отключить» дыхание от действий пальцев.

Таблица 1. Результаты освоения техник игры на кларнете

В обучении детей игре на кларнете важно знать, что сам «термин «круговое дыхание» или «циркуляционное дыхание» несколько вводит в заблуждение начинающих исполнителей» [4]. Эту технику можно было бы более точно описать как «цикл» или «циклическое дыхание», однако эти альтернативы могут вызвать столько же путаницы.

Прием кругового дыхания как необходимая техника в обучении будущего кларнетиста предполагает выполнение одновременных действий «выдоха и вдоха» [10, с. 134]. Когда воздух выталкивается через рот, воздух одновременно вдыхается через нос. Воздух поступает в легкие как обычно, и исполнитель играет как обычно. Ближе к концу вдоха игрок должен передать, а точнее, задержать часть воздуха в щеках - надуть их. В определенный момент основание языка перемещается назад к горлу и вверх к небу, блокируя проход воздуха между горлом и ртом. Затем действие «выталкивания» воздуха передается на щечные мышцы; сокращая их, чтобы вытолкнуть воздух изо рта мимо губ. При этом делается вдох через нос.

Важнейшей частью данной техники является перезапуск воздуха легкими. Все действия должны быть скоординированы и выполняться быстро, чтобы вся техника была максимально цельной. Необходимо очень быстро вдохнуть достаточное количество воздуха через нос, и необходим большой контроль над щечными мышцами, чтобы вытолкнуть имеющийся воздух через рот в одно мгновение. После того, как воздух будет вытолкнут изо рта и легкие снова наполнятся воздухом, координируйте вновь поданное давление воздуха из легких с постепенным удалением языка из дыхательных путей обратно в его нормальное игровое положение.

Приемы и техники игры на кларнете Количество учеников, освоивших технику Количество учеников, желающих продолжить обучение по данной технике Количество учеников, усовершенствоваших игру на кларнете Количество учеников, не освоивших технику

«пощечины» (от англ. «slap-tongue») 18 29 1 0

мультифоника 16 29 2 1

круговое дыхание 29 29 3 0

микротоны 28 29 5 1

регистр альтиссимо 0 29 0 29

Также дети в процессе освоения игры на кларнете должны изучить прием микротонов - еще одна техника, которая была частью создания духовой музыки еще до появления самого инструмента кларнета. [12]. Акустически, как и любой инструмент, кларнет имеет в своем распоряжении естественные гармоники, которые по своей природе о выходят за пределы равно-темперированной гам-5 мы. Использование этих естественных гармонией ческих тонов с успехом использовалось многими ~ композиторами (Ж. Гризи, Ф. Манури, Т. Мюрай и т.д.) [1], поскольку они естественным образом

встречаются как часть гармонического спектра. Однако, как заявляют большинство авторов, исполнителю довольно просто немного отрегулировать амбушюр и аппликатуры, чтобы манипулировать микротоном, чтобы он был «в гармонии».

Для проверки необходимости применения описанных методов и приемов игры на кларнете был проведен опрос, в котором приняли участие ученики 2 класса частной музыкальной школы, обучающихся игре на кларнете в Китае в количестве 29 человек. Цель заключалась в выявлении эффективности методов и приемов игры на кларне-

те, влияющих на совершенствовании профессионального мастерства.

Заключение

При анализе полученных результатов мы приходим к выводу, что все методы и приемы носят рекомендательный характер, так как на основе индивидуального подхода педагог самостоятельного определяет процесс обучения и необходимость применения технических приемов, улучшающих мастерство кларнетиста.

Таким образом, анализируя методы и приемы игры на кларнете мы выделили основные техники, которые используются в обучении детей китайской музыкальной школы. Применяемые техники и способы игры на инструменте могут представлять высокую ценность и большой интерес для совершенствования взаимодействия в системе «кларнет-исполнитель», а также быть задействованы в качестве материала для профессионального обучения кларнетистов.

Литература

1. Алдошина И.А., Притс Р. Музыкальная акустика. Учебник. СПб.: Композитор, 2006. 720 с.: ил.

2. Ван Тао. Размышления о текущей ситуации с кларнетовым исполнительством и образованием в Китае. Музыкальные инструменты. 2017 (12). С. 64-65.

3. Го Лисинь. Исследование современного любительского обучения духовой музыке в Китае. На примере обучения игре на кларнете. Северная музыка. 2015 (15). С. 190-191.

4. Донг X. Исследование преподавания кларнета во втором классе музыкальной школы в начальной и средней школе. Хэбэйский нормальный университет. 2015 (06).

5. Дун Дэцзюнь. Пальцевые техники игры на кларнете и их обучение. Журнал Академии искусств PLA. 2003 (04). С. 92-94.

6. Панг Лян. Исследование содержания основных упражнений для кларнета и методов их обучения. Журнал Шеньянской консерватории музыки. 2004 (02). С. 54-56.

7. Порвенков В.Г. Акустика и настройка музыкальных инструментов. М.: Музыка, 1990. 189 с.: нот. ил.

8. Сюй Цзя. Краткое описание основных приемов игры на кларнете. Журнал Чанчуньского педагогического колледжа. 2013(24). С. 55-56.

9. Ху Пэнчэн. Обсуждение методов обучения для начинающих кларнетистов. Северная музыка. 2016 (17). 129 с.

10. Цао Цзяншань. Краткое введение в обучение базовой технике игры на кларнете. Музыкальное время и пространство. 2015 (06). С. 134.

11. Цзин Чжаомин. Анализ основных приемов игры на кларнете и методов практики. Драматический дом. 2021 (21). С. 68-69.

12. Цзэн Гуан. Методы и преподавание игры на кларнете. Дом драмы. 2015 (10). С. 215216.

13. Цзя Инь. Исследование распространения и развития кларнетного искусства в Китае. Северная музыка. 2018(19). С. 12.

14. Чжао Ян. Анализ трудностей и контрмер при обучении игре на кларнете на начальном уровне. Северная музыка. 2018 (05). С. 146-147.

15. Ян Гуаньхуа. Обзор развития кларнета в Китае. Дом драмы. 2020 (23) 116 с.

METHODS AND BASIC TECHNIQUES OF PLAYING THE CLARINET IN TEACHING CHILDREN

Li Jiahui

Russian State Pedagogical University them. A.I. Herzen

This article analyzes traditional and new ways of producing sound on the woodwind instrument clarinet. In order to play music on any instrument, it is very important to know the basic methods, techniques and techniques of playing the instruments. Despite the fact that in world scientific and performing practice a fairly large knowledge base has been accumulated about the methods and techniques of playing the clarinet, most of them require rethinking in accordance with the needs of students. In our study, attention is paid to such methods and techniques of playing the clarinet as: "slap-tongue", multiphonics, circular breathing, microtones, altissimo register. The effectiveness of using the proposed methods and techniques for teaching clarinet playing is shown in the results of a survey of children from a private music school in China learning techniques and techniques for playing the clarinet.

Keywords: clarinet, teaching methods and techniques, musical art of the clarinet, musical acoustics, clarinet techniques, performing techniques.

References

1. Aldoshina I.A., Prits R. Musical acoustics. Textbook. St. Petersburg: Composer, 2006. 720 pp.: ill.

2. Wang Tao. Reflections on the current situation of clarinet performance and education in China. Musical instruments. 2017 (12). pp. 64-65.

3. Guo Lixin. A Study of Contemporary Amateur Brass Music Training in China. Using the example of learning to play the clarinet. Northern music. 2015 (15). pp. 190-191.

4. Dong X. Research on clarinet teaching in second grade music school in primary and secondary schools. Hebei Normal University. 2015 (06).

5. Dong Dejun. Finger techniques for playing the clarinet and their training. Magazine of the PLA Academy of Arts. 2003 (04). pp. 92-94.

6. Pang Liang. A study of the content of basic clarinet exercises and methods of teaching them. Journal of Shenyang Conservatory of Music. 2004 (02). pp. 54-56.

7. Porvenkov V.G. Acoustics and tuning of musical instruments. M.: Muzyka, 1990. 189 pp.: notes. ill.

8. Xu Jia. A brief description of the basic techniques of playing the clarinet. Journal of Changchun Normal College. 2013(24). pp. 55-56.

9. Hu Pengcheng. Discussion of teaching methods for beginning clarinetists. Northern music. 2016 (17). 129 p.

10. Cao Jiangshan. A brief introduction to learning basic clarinet technique. Musical time and space. 2015 (06). P. 134.

11. Jing Zhaoming. Analysis of basic clarinet techniques and practice methods. Dramatic house. 2021 (21). pp. 68-69.

12. Zeng Guang. Methods and teaching of playing the clarinet. House of Drama. 2015 (10). pp. 215-216.

13. Jia Yin. A study of the spread and development of clarinet art in China. Northern music. 2018(19). P. 12.

14. Zhao Yang. An analysis of difficulties and countermeasures in learning the clarinet at the beginning level. Northern music. 2018 (05). pp. 146-147.

15. Yang Guanhua. Overview of the development of the clarinet in China. House of Drama. 2020 (23) 116 p.

C3

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

CO "O

1=1 А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.