УДК 62
Мутовина Ю.М.
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации (г. Санкт-Петербург, Россия)
МЕТОДЫ И МОДЕЛИ ОБНОВЛЕНИЯ АЭРОНАВИГАЦИОННЫХ БАЗ ДАННЫХ В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ
Аннотация: в данной статье анализируются новейшие методы и модели обновления авиационных баз данных в условиях санкционных ограничений, которые оказывают значительное влияние на авиационную отрасль. Анализируется влияние санкций на доступ к необходимым ресурсам и информации, а также важные соображения, касающиеся обновления данных навигационных систем. Оцениваются альтернативные подходы к сбору, обработке и проверке авиационных данных, включая использование отечественных технологий и систем и сотрудничество с иностранными партнерами в рамках существующих ограничений. В исследовании также приводятся примеры успешного внедрения обновлений в тех случаях, когда доступ к традиционным источникам информации затруднен, и даются рекомендации по повышению качества авиационных данных на основе соответствующих и доступных материалов. Результаты данного исследования будут полезны авиационным специалистам и организациям, ответственным за обеспечение безопасности полетов в меняющемся международном контексте.
Ключевые слова: аэронавигационные БД, санкционные ограничения, безопасность авиации, ИКТ, авиационная навигация.
В марте 2022 года западные компании ввели санкции против российских авиакомпаний, в том числе приостановили обновление авиационных карт отечественных авиакомпаний. Хотя для внутренних рейсов это не представляет большой проблемы, для международных рейсов это важно.
В 2021 году авиакомпании Российской Федерации перевезут 111 миллионов пассажиров, из них 23,5 миллиона на международных маршрутах и 87,5 миллиона на внутренних.
В 2021 году было обслужено около 4 340 внутренних маршрутов, из которых на 480 приходилось более 95 % всех пассажирских перевозок на внутренних маршрутах. Пассажирские авиаперевозки осуществлялись через 260 аэропортов и посадочных площадок. [1]
Развитие гражданской авиации во многом зависит от динамики макроэкономических характеристик местной экономики. При этом высокотехнологичная отрасль воздушного транспорта Российской Федерации и ее ключевые звенья (авиакомпании, аэропорты, аэронавигационное обслуживание, организации по техническому обслуживанию и ремонту), организации, являющиеся поставщиками товаров и услуг для гражданской авиации и пассажиров, другие отрасли, в том числе индустрия туризма и отдыха, имеют высокие прямые, косвенные и кумулятивные эффекты формирования.
Как уже упоминалось во введении, в феврале-марте 2022 года авиатранспортная отрасль Российской Федерации столкнулась с геополитическими вызовами и санкциями: [2]
1. закрытие воздушного пространства
2. запрет на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов, их компонентов и систем
3. запрет на продажу самолетов и вертолетов (также распространяется на прошлые лизинговые сделки), и
4. запрет на поставку частей, компонентов, систем и технического оборудования воздушных судов, произведенных или разработанных внутри страны
5. запрет на обновление авиационной базы данных, и
6. запрет на финансовые операции, включая страхование и перестрахование.
Кроме того, в отношении авиатранспортного комплекса Российской Федерации и ряда организаций авиационной отрасли действуют так называемые блокирующие санкции, закрывающие прямой доступ к зарубежным рынкам товаров и услуг.
В рамках ограничений, наложенных санкциями, многие страны сталкиваются с проблемами доступа к новейшим технологиям и оборудованию, необходимым для автоматического обновления своих баз данных. Санкции также могут ограничивать доступ к новым данным, необходимым для обновления баз. Все это делает базы данных устаревшими и неактуальными и угрожает безопасности полетов.
Авиационные базы данных содержат информацию, необходимую для безопасного и эффективного управления воздушным движением. Базы данных включают расположение и характеристики аэропортов, воздушные маршруты, опасные зоны и метеорологические данные. Для обеспечения безопасности полетов базы данных должны быть актуальными и своевременно обновляться.
До введения санкционных ограничений существовали различные методы обновления аэронавигационных баз данных, которые использовались ранее. Одним из наиболее распространенных методов было ручное обновление базы данных. Этот метод предполагал ручное внесение экспертами изменений в базу данных на основе новых данных или изменений в инфраструктуре. Однако этот метод трудоемок и может привести к ошибкам. [1] Другой метод обновления баз данных - автоматическое обновление. При этом методе используется автоматизированная система, которая собирает и обрабатывает данные в режиме реального времени и автоматически обновляет базу данных. Этот метод более эффективен, чем ручное обновление, но требует наличия современного оборудования и технологий. [3] Для решения проблемы обновления баз данных в рамках ограничений можно использовать различные методы и модели. Один из них - использование открытых источников данных. Многие страны и организации выложили данные, необходимые для обновления своих баз данных,
в открытый доступ. Эти данные можно использовать для обновления баз данных, не имея доступа к новейшим технологиям или оборудованию.
Другой способ - сотрудничество с другими странами и организациями, которые могут предоставить доступ к новейшим технологиям и данным. Например, страны могут сотрудничать в рамках международных организаций, таких как ИКАО, для обмена данными и опытом в области аэронавигации. [4]
Они также могут использовать модели на основе машинного обучения для прогнозирования изменений в инфраструктуре и соответствующего обновления своих баз данных.
Обновление баз данных аэронавигации в условиях санкций - сложная задача, требующая творческого подхода и сотрудничества. Использование открытых источников данных, сотрудничество с другими странами и организациями, а также модели на основе машинного обучения могут помочь обновить базу данных и обеспечить безопасность полетов. Однако необходимо провести дополнительные исследования в этой области, чтобы разработать более эффективные методы и модели для обновления баз данных в условиях санкционных ограничений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Евтодьева М., Данилин И. Международное сотрудничество в российском гражданском авиастроении в условиях санкций // Мировая экономика и международные отношения. - 2018 - Т. 62 - №. 8 - С. 88-96;
2. Распоряжение Правительства РФ от 25 июня 2022 г. № 1693-р // ГАРАНТ.РУ. - 2022;
3. Соловьев Ю. А. Спутниковая навигация и её приложения. М.: Эконтрендз. - 2003. С. - 326;
4. Торкунов А.В. Современные международные отношения. - М.: РОССПЭН, 2001. С. 52
Mutovina Yu.M.
Saint Petersburg State University of Civil Aviation (Saint Petersburg, Russia)
METHODS AND MODELS FOR UPDATING AERONAUTICAL DATABASES UNDER SANCTIONS RESTRICTIONS
Abstract: this article analyzes the latest methods and models for updating aviation databases in the context of sanctions restrictions, which have a significant impact on the aviation industry. The impact of sanctions on access to necessary resources and information is analyzed, as well as important considerations related to updating navigation system data. Alternative approaches to the collection, processing and verification of aviation data are being evaluated, including the use of domestic technologies and systems and cooperation with foreign partners within existing restrictions. The study also provides examples of successful implementation of updates in cases where access to traditional sources of information is difficult, and provides recommendations for improving the quality of aviation data based on relevant and accessible materials. The results of this study will be useful to aviation professionals and organizations responsible for ensuring flight safety in a changing international context.
Keywords: aeronautical databases, sanctions restrictions, aviation safety, ICT, aviation navigation.