2. Цифровая трансформация российского бизнеса: монография / А.И. Позмогов, И.Э. Гергиев, Н.А. Мардеян, З.П. Гассиева, З.О. Цораев, И.А. Позмогов; под ред. А.И. Позмогова. - Москва: Русайнс, 2019. - 456 с.
3. Ульрих Дэйв 6 компетенций HR будущего /Д эйв Ульрих. - 2-е изд. -М.: Манн, 2018. - 231 с.
4. Несколько инсайтов про BigData в HR [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://hr-portal.ru/article/neskolko-insaytov-pro-bigdata-v-hr.html (дата обращения: 01.10.2020).
5. Мобильные корпоративные приложения: виды мессенджеров и польза от их внедрения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.eg.ru/digest/mobil-nye-korporativnye-prilozhe-nija.html (дата обращения: 01.10.2020).
6. Как цифровые тренды меняют сферу HR [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https: //zen.yandex.ru/media/umstrana/kak-cifrovye-trendy-meniaiut-sferu-hr.html (дата обращения: 01.10.2020).
7. Как цифровые тренды меняют систему управления персоналом [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://umstrana.ru/article/elena-tyan-gonka-vooruzheniy-na-rynke-truda-v-razgare.html (дата обращения: 01.10.2020).
8. Цифровизация в работе с персоналом [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.xerox.ru/press-centre/publications.html (дата обращения: 01.10.2020).
9. Цифровой HR [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.talent-management.com.ua/1332-tsifrovoj-hr (дата обращения: 01.10.2020).
Раттур Е.В.
инженер-исследователь ФГБУН ВолНЦ РАН Россия, Вологда
МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Аннотация: В статье проанализированы методы и инструменты управления интеллектуальной собственностью на региональном уровне. В основе процесса управления рассматривается жизненный цикл результата интеллектуальной деятельности, в котором выделяется пять этапов: планирование, создание, регистрация, учет и коммерциализация. В результате исследования сделан вывод, что управление должно осуществляться на каждом этапе жизненного цикла РИД с использованием в основном косвенных методов, которые могут быть реализованы через экономические, образовательные, правовые,
информационные и организационные инструменты. Данный подход к управлению ИС способствует формированию: нормативно-правового поля инновационной деятельности региона, системы финансового стимулирования создания и использования интеллектуальной собственности, а также систему институтов поддержки инноваций, что в конечном итоге, позволит продуктивно и эффективно решать проблемы повышения конкурентоспособности и достижения сбалансированного и устойчивого состояния региональной экономики.
Ключевые слова: результаты интеллектуальной деятельности (РИД), интеллектуальная собственность (ИС), объект интеллектуальной собственности (ОИС), метод, инструмент, государственное управление, нематериальный актив (НМА).
Статья подготовлена по Государственному заданию № 0168-2019-0006 «Управление процессами структурной трансформации экономики регионов на основе развития малого и среднего предпринимательства»
Rattur E.V.
engineer-explorer of the VolRC RAS Russia, Vologda
METHODS AND TOOLS FOR PUBLIC ADMINISTRATION IN THE FIELD OF INTELLECTUAL PROPERTY
Abstract: The article deals with methods and tools of intellectual property management at the regional level. At the heart of the management process the life cycle of the result of intellectual activity is considered, in which five stages are distinguished: planning, creation, registration, accounting and commercialization. As a result of the research it is concluded that management should be carried out at each stage of RID life cycle using both direct and indirect methods that can be realized through economic, educational, legal, information and organizational tools. This approach to IP management contributes to the formation of: the legal and regulatory field of innovation activities in the region, the system of financial incentives for the creation and use of intellectual property, as well as the system of institutions to support innovation, which ultimately will allow productive and effective solutions to problems of increasing competitiveness and achieving a balanced and sustainable regional economy.
Key words: results of intellectual activity, intellectual property, intellectual property object, method, tool, public administration, intangible asset.
Одним из целевых показателей реализации национального проекта «Наука» является место России по удельному весу в общем числе заявок на получение патента на изобретение. Планируется, что к концу
реализации проекта (2024 г.) наша страна должна подняться в мировом рейтинге с восьмого места на пятое.
По мнению экспертов [14] достижение данного показателя возможно только в случае если в стране будут эффективно реализовы-ваться соответствующие программы и управленческие решения, которые позволят создать благоприятные условия для интеллектуальной деятельности, правовой охраны созданных объектов ИС, их эффективного введения в гражданский оборот и выработки защитных мер от неправомерного использования.
Одним из ключевых моментов формирования данных программ и решений является выбор методов и инструментов их реализации. В связи с этим, целесообразным представляется систематизировать методы и инструменты государственного управления в сфере интеллектуальной собственности.
В целом под управлением понимается вид деятельности, заключающийся в системе управленческих функций и процессов, которые дают возможность субъекту оказывать воздействие на объект с помощью инструментов управления. Применительно к интеллектуальной собственности данный принцип остается неизменным (рис. 1), но меняются объект и управляющее воздействие в зависимости от жизненного цикла РИД [1].
Рис. 1. Концептуальная схема управления интеллектуальной собственностью Источник: составлено автором на основе [1].
Под жизненным циклом РИД понимают поэтапный процесс его существования, начиная с возникновения идеи и заканчивая ее коммерциализацией [1,6].
В научном сообществе сложились разные подходы к количеству и наименованию стадий жизненного цикла РИД. Котенева О.Е. и Николаев А.С. разбивают его на пять стадий: планирование, создание, регистрация прав, учет и коммерциализация объектов ИС.
По мнению Самойленко Н.Н. жизненный цикл начинается с маркетинговых исследований рынка, после чего наступает отдельная стадия информационно-патентных исследований, в результате которой формируются требования к перспективному инновационному продукту и его техническим показателям. Затем, на основе договорной работы, выполняется НИОКР и выполняются мероприятия по обеспечению патентной охраны полученных результатов, а вместо учета и использования автор выделяет стадии создания прототипа и освоения промышленного производства наукоемкой продукции, обеспечивающих техническую и технологическую реализацию запатентованных решений. Завещает жизненный цикл объекта интеллектуальной собственности стадия коммерциализации [6].
Однако в своем исследовании мы будем придерживаться первого подхода, так как в нем, в отличие от второго, есть стадия учета объектов интеллектуальной собственности, без которой невозможно осуществить коммерциализацию с юридической точки зрения.
Важно, что управление должно осуществляться на каждой стадии цикла при помощи управляющего воздействия, под которым будем понимать совокупность методов и инструментов управления.
Понятие метода государственного управления призвано продемонстрировать, с помощью каких основных приемов оно осуществляется. По мнению Овсянко Д.М., метод государственного управления -это «совокупность определенных способов и средств правового воздействия на волю и поведение участников регулируемых общественных отношений» [7]. Попов Л.Л. придерживается мнения, что «государственное управление, осуществляя регулятивную функцию, использует определенную совокупность правовых средств, или способов регулирующего воздействия своих норм на управленческие отношения, на поведение их участников. Это - методы правового регулирования общественных отношений» [8]. Козлов Ю.М. под методом понимает «определенную совокупность правовых средств, или способов осуществления регулирующего воздействия права на общественные отношения» [9]. Старилов Ю.Н. определяет метод государственного управления, как «правовое средство, которое используется для достижения целей, решения задач и осуществления функций государственной управленческой деятельности» [10].
Наиболее распространенной классификацией методов госуправления является их деление по характеру воздействия: на экономические и административные [11]. Под административными методами понимается прямое воздействие управляющей стороны на поведение управляемых сторон. Это метод прямых и односторонних юридически-властных предписаний органов государственного управления. Под экономическими методами понимается использование косвенных способов и средств воздействия на интересы управляемых сторон отношений, стимулирующих их материальную заинтересованность в выполнении поставленных перед ними задач. По мнению Солдатова А.П. и Мельникова В.А. в эту классификацию следует включить так же и социально-психологические методы, которые заключаются в воздействии на управляемые стороны с учетом особенностей их психологии и проявляются в системе отношений «руководитель-коллектив».
В юридической литературе выделяют также классификацию методов по содержанию воздействия - методы косвенного и прямого воздействия. Под методами косвенного воздействия понимают методы, которые оказывают влияние на волю и формируют поведение субъекта. Под методом прямого воздействия понимают, как правило, указания и распоряжения, обязательные к исполнению. Если взглянуть более глубоко на прямое и косвенное воздействие, то можно увидеть, что и тот и другой метод подкрепляются юридической ответственностью за невыполнение предписаний. Следует заметить, что косвенное стимулирование субъекта в виде ответственности за нарушение, объединяет оба метода воздействия [12].
Базовыми методами государственного управления считают убеждение и принуждение. Метод убеждения - это воздействие на сознание и поведение, проявляющееся в широком комплексе воспитательных, разъяснительных, организационных и поощрительных мероприятий, в целях обеспечения правомерности их поведения. Принуждение - закрепление (возложение, установление) прямой обязанности совершить те, или иные действия в рамках, предусмотренных установленной нормой [13].
Под инструментами государственного управления понимаются средства практической реализации методов. Среди инструментов выделяют:
- организационные (деловые мероприятия, форумы, выставки, и презентации);
- финансовые (денежное сопровождение);
- правовые (нормативно-правовые документы);
- образовательные (обучение, повышение квалификации и профессиональная переподготовка специалистов);
- информационные (деятельность СМИ).
Таким образом, в аспекте сферы интеллектуальной собственности считаем целесообразным использовать как прямые или административные, так и косвенные или экономические, а также социально-психологические методы управления. Говоря об инструментах управления, то их стоит рассмотреть и систематизировать относительно следующих стадий жизненного цикла РИД:
1. Управление результатом интеллектуальной деятельности на стадии планирования.
Планирование результата интеллектуальной деятельности должно осуществляться на базе организаций, занимающихся разработкой новой продукции и технологий. К ним относятся научно-исследовательские институты, университеты, различные научные организации, а также научно-производственные предприятия, которые не только разрабатывают, но и изготавливают разработанную ими продукцию.
Управляющее воздействие на данной стадии необходимо осуществлять путем оказания консультационных услуг по патентным и маркетинговым исследованиям.
Патентные исследования - это процесс, включающий поиск, анализ и обобщение патентной и общетехнической информации по аналогам исследуемого объекта с целью решения поставленной задачи [2].
Процесс патентных исследований можно условно разделить на два этапа.
Первый этап - это патентный поиск. Он заключается в поиске патентной и другой известной информации об аналогах исследуемого объекта, опубликованной, главным образом, в различных патентных базах данных.
Второй этап заключается в сопоставлении и анализе информации об аналогах исследуемого объекта, собранной в процессе патентного поиска, с целью получения обоснованного вывода о тенденциях развития отрасли, технического уровня, патентоспособности или патентной чистоты исследуемого объекта в зависимости от задачи патентных исследований.
Применение маркетинговых исследований рынка (в совокупности с патентными) позволят сделать вывод о целесообразности создания РИД и его дальнейшей коммерциализации.
2. Управление результатом интеллектуальной деятельности на стадии создания.
Новые технические решения могут создаваться за счет государственного финансирования в виде государственных заказов, грантов, субсидий, которые являются экономическими инструментам управления, и направлены в первую очередь на стимулирование изобретательской активности разработчиков. Однако для проведения НИОКР кроме материального поощрения необходима инфраструктура (исследовательские лаборатории, испытательные полигоны, производственные площадки), оснащенная специальным оборудованием.
По окончании разработки заказчик, как правило, получает опытный образец нового продукта и комплект научно-технической документации с его подробным описанием. В ходе работ по созданию нового продукта разработчики могут подать уведомление о создании ими потенциально патентоспособного результата интеллектуальной деятельности.
3. Управление результатом интеллектуальной деятельности на стадии получения правовой охраны.
Получение правовой охраны - одна из важнейших стадий жизненного цикла. Это переходный этап, на котором результат интеллектуальной деятельности преобразуется в объект интеллектуальной собственности. Далеко не все РИД могут стать ОИС, а только те, которые обладают охраноспособностью.
Результат интеллектуальной деятельности может охраняться в режиме авторского права, патентного права, как секрет производства или как средство индивидуализации.
У каждого из этих способов охраны имеются как свои достоинства, так и недостатки. Поэтому правильность выбора оптимального режима охраны зависит от информационно-консультационного сопровождения процедуры регистрации прав на РИД. Стоит отметить, что для стимулирования к государственной регистрации прав можно использовать финансовые инструменты, например, возмещение затрат на патентование.
4. Управление правами на объект интеллектуальной собственности на стадии учета и использования.
Подавляющее большинство объектов интеллектуальной собственности можно отнести к нематериальным активам, которые ставятся на бухгалтерский учет в соответствии с нормативными документами, являющимися правовыми инструментом управления на этапе учета и использования прав на объекты ИС.
Стоит отметить, что на данном этапе очень важно произвести оценку стоимости объекта интеллектуальной собственности. Существуют два вида оценки цели и методы которых различны:
1. Оценка стоимости объекта ИС как нематериального актива (НМА) для постановки на бухгалтерский учет в соответствии с правилами бухгалтерского учета [3].
Подобную оценку можно проводить двумя различными способами, получая при этом разные результаты.
В первом способе учитываются только затраты на получение объекта интеллектуальной собственности. Ими могут быть патентные пошлины, договор с патентным поверенным, выплаты вознаграждения авторам и прочее.
Во втором способе учитываются все затраты, связанные с разработкой и созданием объекта ИС, т.е. расходы на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Сюда могут входить все расходы, связанные с созданием опытного образца, включая приобретение необходимых комплектующих и оборудования, а также зарплата разработчиков за период создания объекта интеллектуальной собственности.
В качестве инструмента управления здесь необходимо рассматривать информационные инструменты управления - консультирование по вопросам бухгалтерского учета ОИС.
2. Оценка рыночной стоимости объекта ИС на основании закона об оценочной деятельности [4].
Данная оценка в отличие от стоимости нематериальных активов, должна производится независимыми аккредитованными оценщиками или оценочными агентствами, поэтому управляющее воздействие целесообразно осуществлять через образовательные инструменты - курсы подготовки оценщиков, а также можно разработать меры финансовой поддержки, например, возмещение затрат на услуги оценочных агентств.
5. Управление правами на объект интеллектуальной собственности на стадии коммерциализации.
Коммерциализация ИС - это извлечение конкретной прибыли от его использования или продажи, т.е. получение дохода или иной выгоды создателями объекта [1].
Несмотря на кажущееся разнообразие, имеются только три способа коммерциализации объекта интеллектуальной собственности:
1. Отчуждение прав на объект ИС (продажа).
2. Передача прав третьим лицам по лицензионному договору с получением лицензионных платежей (аренда).
3. Использование в собственном производстве.
По статистике в России сделки заключаются лишь в отношении примерно10 % от зарегистрированных объектов ИС [5]. Поэтому для продажи или аренды объектов интеллектуальной собственности необходимо использовать следующие инструменты:
- информационные (публикации в информационных и научных журналах, прямая рассылка информации потенциальным покупателям или пользователям);
- организационные (выставки, конференции, семинары, посещение предприятий с возможностью презентации разработок);
- экономические (субсидии или гранты на внедрение объектов интеллектуальной собственности в производство).
- правовые (законодательное закрепление обязанности внедрения объектов ИС, полученных за счет бюджетного финансирования).
В части реализации управляющего воздействия и получения обратной связи о его результатах необходимо использовать инфраструктуру поддержки и управления в сфере интеллектуальной собственности, которая должна способствовать взаимодействию между предприятиями, учебными и научными учреждениями как между собой, так и с органами государственной власти, которые курируют сферу интеллектуальной собственности.
Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что для государственного управления ИС необходимо использовать управляющее воздействие в виде совокупности методов и инструментов, среди которых стоит выделять ключевые в зависимости от этапа жизненного цикла РИД (табл. 1).
Таблица 1
Ключевые методы и инструменты государственного управления в сфере интеллектуальной собственности
Ключевое управляющее воздействие Результат управляющего воздействия
методы | инструменты
Стадия планирования РИД
Косвенные Информационные - консультирование по патентным и маркетинговым исследованиям. Принятие решения о создании конкретного РИД
Стадия создания РИД
Косвенные Экономические - субсидии и гранты на выполнение НИОКР. Опытный образец нового продукта и комплект научно-технической документации с его подробным описанием
Ключевое управляющее воздействие Результат управляющего воздействия
методы | инструменты
Стадия получения правовой охраны
Косвенные 1. Информационные - консультирование по вопросам регистрации прав на РИД. 2. Экономические - возмещение затрат на патентование. Регистрация прав, переход РИД в ОИС
Стадия учета и использования прав на ОИС
Косвенные 1. Информационные - консультирование по вопросам бухгалтерского учета НМА. 2. Образовательные - обучение специалистов для оценки рыночной стоимости ОИС. 3. Экономические - возмещение затрат на услуги оценочных агентств. Переход ОИС в НМА
Стадия коммерциализации
Косвенные 1. Информационные - публикация информации о разработках в СМИ. 2. Организационные - выставки, презентации, семинары. 2. Экономические - субсидии и гранты на внедрение ОИС. Модернизация действующих и создание новых предприятий, увеличение количества рабочих мест, налоговые поступления от использования ОИС
Прямые Правовые - законодательное закрепление обязанности внедрения ОИС, полученных за счет бюджетного финансирования
Источник: составлено автором.
Таким образом, управление интеллектуальной собственностью должно осуществляться поэтапно. Вначале - это планирование и управление созданием охраноспособного результата интеллектуальной деятельности. Затем - получение правовой охраны, учет, использование и защита прав на объект интеллектуальной собственности. А в завершении это управление коммерциализацией объекта ИС, то есть превращение его в доходную инновацию. При этом весьма важной стадией, коренным образом, влияющей на дальнейшую рыночную судьбу результата интеллектуальной деятельности, является стадия его создания. При неэффективном управлении именно в этот момент
вновь разработанный РИД может оказаться неконкурентоспособным и никогда не превратиться в инновацию.
Для организации эффективного государственного управления в сфере интеллектуальной собственности необходимо использовать в большей степени косвенные методы, основанные на стимулирующем воздействии, а вот выбор инструментов необходимо осуществлять дифференцированно в зависимости от стадии жизненного цикла РИД.
Инструментом для реализации управленческого воздействия и получения обратной связи является инфраструктура поддержки и управления инновациями, изучение которой планируется в перспективе исследования.
Список литературы
1. Котенева О.Е., Николаев А.С. Методы управления интеллектуальной собственностью: учебно-методическое пособие./ О.Е. Котенева, А.С. Николаев. - СПб.: Университет ИТМО, 2020. - 108 с.
2. ГОСТ Р 15.011-96 Система разработки и постановки продукции на производство (СРПП). Патентные исследования. Содержание и порядок проведения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://docs.cntd.ru/ document/5200264 (дата обращения 22.05.2020 г.).
3. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов [Электронный ресурс]: Приказ Минфина России от 27.12.2007 № 153н (ред. от 16.05.2016) (ПБУ 14/2007, 2007г). - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_63465/ (дата обращения 22.05.2020 г.).
4. Об оценочной деятельности в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-Ф3. - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19586/ (дата обращения 22.05.2020 г.).
5. Индикаторы науки: 2019: статистический сборник. - М.: НИУ ВШЭ, 2019. - 328 с.
6. Самойленко Н.Н. Инструментарий управления интеллектуальной собственностью холдинга и его подсистемами / Н.Н. Самойленко // Экономика, Статистика и Информатика. - 2013. - № 1. - С. 81-85.
7. Овсянко Д.М. Административное право / Д.М. Овсянко. - М.: Юристъ, 2000. - 468 с.
8. Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Административное право Российской Федерации: учебник / под ред. Л.Л. Попова. - 3-е изд., перераб. и доп. Издательство Юрайт, 2011. - 447 с.
9. Козлов Ю.М. Административное право: учебник для вузов / Ю.М. Козлов. - М.: Юристъ, 2007. - 554 с.
10. Старилов Ю.Н. Курс общего административного права / Ю.Н. Ста-рилов. - М.: НОРМА, 2002. - 728 с.
11. Дмитриев Ю.А. Административное право Российской Федерации / Ю.А. Дмитриев, И.А. Полянский, Е.В. Трофимов. - М.: Эксмо, 2008. - 714 с.
12. Костенников М.В. К вопросу о понятии и методах государственного управления в административном праве [Электронный ресурс] / М.В. Костенников, А.В. Куракин, А.В. Павлюк. - Режим доступа: URL: https://e-notabene.ru/ al/article_11188.html (дата обращения 22.05.2020 г.).
13. Борисова Е.К. Понятие, классификация методов государственного регулирования / Е.К. Борисова // Наука, техника и образование. - 2019. - № 11. -С. 56-58.
14. Ильин В.А. Национальные проекты 2019-2024 гг.: анализ и ключевые риски их реализации / В.А. Ильин, Е.А. Мазилов, А.А. Шабунова, А.Е. Кремин, В.С. Усков, Д.А. Алферьев, Е.П. Кузнецова, Н.О. Якушев. - Вологда: ФГБУН ВолНЦ РАН, 2019. - 57 с.
Савенкова Е.А.
студентка 3 курса Института экономики, управления и сервиса Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина г. Тамбов, Россия
РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ КР1 КАК ИНСТРУМЕНТА МАТЕРИАЛЬНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА И СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ: АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Аннотация: В статье рассматривается проблема разработки и внедрения системы КР1 в организации. Рассмотрена система КР1 как инструмент материального стимулирования персонала и стратегического развития организации. Предложены рекомендации по минимизации проблем в ходе процесса разработки и внедрения системы КР1 в организациях.
Ключевые слова: ключевые показатели эффективности, материальное стимулирование сотрудников, стратегические цели организации.