УДК 332.14
Е.В. ЩЕРБАКОВА, канд. экон. наук, доцент кафедры менеджмента, e-mail: [email protected]
ГОУК ЛНР «Луганская государственная
академия культуры и искусств
им. М. Матусовского», г. Луганск, ЛНР
МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМ ПОТЕНЦИАЛОМ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНОМ
Рассмотрена сущность понятия экономический потенциал региона и особенности системы управления регионом, выделены отличия антикризисного управления предприятия и региона. Cформулированы особенности антикризисного управления, которые позволили выделить методы и инструменты антикризисного управления экономическим потенциалом в системе управления регионом, исходя из понимания антикризисного управления как процесса, системы и комплекса мероприятий.
Ключевые слова: экономический потенциал, регион, система управления, антикризисное управление, методы управления, инструменты управления, процесс, комплекс мероприятий.
Shcherbakova E.V. Methods and tools for crisis management of the economic potential in the region management system.
The article deals with the essence of the concept of the region's economic potential and features of the region's management system, distinguishes the crisis management for an enterprise from those for a region. The features of the crisis management were formulated, which made it possible to identify methods and tools for crisis management of the economic potential in the region's management system based on understanding of
crisis management as a process, system and set of measures.
Keywords: economic potential, region, management system, crisis management, management methods, management tools, process, set of measures.
Перманентное существование кризисных явлений в социально-экономических системах повышает необходимость применения антикризисного управления для увеличения устойчивости таких систем. Однако применение такого вида управления не всегда адекватно в силу того, что зачастую определяются ошибочные объекты управления. Учитывая дальность влияния кризисных явлений на деятельность социально-экономических систем, а именно негативное воздействие и предоставление новых возможностей развития, необходимо подключать скрытые возможности социально-экономических систем. При этом необходимо понимать субъекту управления, какими методами и инструментами необходимо оперировать при управлении такими внутренними возможностями социально-экономических систем в кризисных условиях.
Внутренние возможности любой системы соответствуют семантике термина «потенциал» (от лат. potentia - сила, возможность). В словаре иностранных слов
© Е.В. Щербакова, 2018
М. Васюкова [1] приводится толкование термина «потенциал» как мощь, сила, а происхождение слова «потенциальный» - как «мощный» или «мощным быть» [2]. Ожегов определяет потенциал как степень мощности в каком-нибудь отношении, совокупность средств, возможностей, необходимых для чего-нибудь. Большая Советская Энциклопедия [3] трактует термин «потенциал» как «... средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии и те которые могут быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенных целей, осуществления плана; решения любой задачи; возможности определенной личности, общества, государства в определенной области». А. Басюк [4] в широком смысле потенциал характеризует как совокупность возможностей производственной деятельности всех продуктивных вил общества.
Многие авторы определяют экономический потенциал региона как совокупную способность экономики региона, ее отраслей, предприятий, хозяйств осуществлять производственно-экономическую деятельность, выпускать высококачественную продукцию, товары, услуги, которые удовлетворяют общественные потребности, обеспечивающие развитие производства и потребления [5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15].
Цель исследования - определить необходимые методы и инструменты управления экономическим потенциалом региона как социально-экономической системой в кризисных условиях.
Влияние экономического потенциала региона в кризисных условиях на устойчивость региональной экономики мало изучена, поэтому исследование антикризисного управления экономическим потенциалом, с нашей точки зрения, следует начинать с изучения системы управления регионом.
Для эффективного управления регионом существует множество различных
подходов. Однако, учитывая тот факт, что регион является сложной многофункциональной и многоаспектной системой, управление регионом требует всеохватывающего системного подхода [5]. Системный подход в региональном управлении позволяет не только увидеть критические переменные и ограничения в их взаимосвязях в процессах функционирования различных структурных единиц в региональном хозяйстве, но и выработать взаи-моприемлимые организационно-экономические решения, выгодные как для составных элементов, так и для всей системы в целом [6].
Проведя анализ понимания и определения термина «система управления экономикой региона», можно констатировать частичное отображение сущности определения за счет разработки схем, характеризующих это понятие с позиции элементарного набора процесса управления, к которым относятся субъект, объект, цели, задачи, функции и методы. Система управления формируется в результате взаимодействия двух элементов: управляющей части системы - субъекта управления и управляемой части системы - объекта управления и информации, циркулирующей между ними и внешней средой и системой в целом.
Однако современные тенденции и факторы управления, новые знания и компетенции привносят определенные отличия системы управления регионом от других систем управления. Так, например, авторы Р.Г. Маннапов, Л.Г. Ахтариева [6] на основе изучения теоретических основ управления и современных представлений менеджмента сформулировали, что «система управления экономикой региона - это сложная совокупность компонентов, включающая органы управления, целевые стратегические установки, закономерности, принципы, функции, структуры, ресурсы, методы, организационную культуру, компетенции, технологии и инструменты, тесно взаимосвязанные между
собой, образующие различные подсистемы в их интеграционной целостности и формирующие механизм воздействия на региональное хозяйство, воспроизводственный потенциал, условия жизнедеятельности населения, организации и домашние хозяйства, общественные, экономические и социальные процессы в целях повышения конкурентоспособности региональной экономики и качества жизни населения».
Система управления любыми процессами, происходящими в обществе, реализует функции и задачи управления. Говоря о системе управления регионом, необходимо отметить, что она представляет собой множество взаимосвязанных элементов, составляющих единое целое и реализующих процесс регионального управления для достижения поставленных целей [7].
Особенностью системы управления регионом является то, что она не способна функционировать за счет расширенного воспроизводства основных процессов, обеспечивающих устойчивость региона, в неблагоприятных условиях. Такое положение неприемлемо, т.к. неблагоприятные условия, обусловленные наличием нескольких глобальных и региональных кризисов одновременно, существуют постоянно. Кроме того, предприятия и организации, обеспечивающие экономическую устойчивость региона, могут тоже переживать определенные трудности, вызванные локальными негативными процессами, обусловленными кризисами.
Поскольку кризис представляет собой возможность изменить структуру производства, темпы и уровень социально-экономического развития, выйти на более высокий уровень экономической безопасности региона, задачей антикризисного управления должно стать не только недопущение кризиса, но и заблаговременное определение такой точки бифуркации, которая позволила бы не допустить необратимых негативных изме-
нений и выйти на новый уровень развития с наименьшими негативными последствиями [8].
Существует множество теорий возникновения, течения и влияния кризисов на социально-экономические системы, сформировано современное восприятие кризисов как специфического состояния социально-экономических систем. Однако часто кризис появляется внезапно, он не похож на циклический и демонстрирует нелинейность и открытость экономической системы, вовлеченность в него многих подсистем. Преодолевать, уменьшать и предотвращать негативное влияние каких-либо кризисов возможно при применении методов антикризисного управления.
Антикризисное управление регионом представляет на современном этапе развития экономической науки огромный интерес в силу перманентно возникающих экономических кризисов, влияющих на процесс осуществления развития социально-экономических систем регионов.
Следует отметить, что антикризисное управление регионом является промежуточным звеном между государственным антикризисным регулированием, отражающим систему мер организационно-экономического и нормативно-правового воздействия со стороны государства по обеспечению экономической безопасности государства [16], и антикризисным управлением предприятия, направленным на социально-экономическое оздоровление финансово-хозяйственной деятельности [17]. Из этого можно предположить, что основой для разработки антикризисных мероприятий по выходу региона из кризиса должно строиться на государственной антикризисной программе и обеспечивать предприятия необходимой поддержкой. Однако недостаточное изучение вопроса управления экономикой региона в условиях кризисов на практике приводит к неэффективному управлен-
ческому воздействию на негативные процессы.
На основании анализа существующих определений «антикризисное управление» можно сделать несколько выводов.
Во-первых, антикризисное управление рассматривается с трех позиций: как процесс, как система и как комплекс мероприятий.
Во-вторых, можно сформулировать общую сущность антикризисного управления как комплексную систему управленческих мероприятий, способствующих развитию социально-экономических систем на всех уровнях экономики в любой стадии кризиса.
В-третьих, в качестве объекта управления независимо от выделенной позиции антикризисного управления рассматриваются предприятие, отрасль, любые системы управления, в том числе и всех уровней экономики, а также сам кризис, однако регион в качестве объекта управления встречается крайне редко, что можно расценивать как недостаточную исследованность антикризисного управления на мезоуровне.
Этот вывод подтверждается тем, что в мировой практике термин антикризисное управление в основном используется в отношении предприятия, редко встречаются исследования по антикризисному управлению территориальными образованиями (регионами) [9].
Существуют три основных отличия антикризисного управления предприятия и регионом. К первому отличию относится продолжительность фаз циклов кризиса: смена каждой фазы цикла может занимать годы. Второе отличие характеризуется невозможностью применения процедуры банкротства и ликвидации применительно к региону, т.к. регион рассматривается как совокупность территории и населения, следовательно, территорию нельзя ликвидировать, а переселить население теоретически можно лишь для
малых населенных пунктов. Третье отличие заключается в отсутствии возможности принятия оперативных управленческих решений в силу перераспределения бюджетных ресурсов по разным направлениям. По мнению автора [10], это связано с тем, что значительную роль играют вопросы социальной политики.
Отметим, что сближение понятий антикризисного управления предприятия и региона происходит при управлении моногородами, когда осуществляется целенаправленное воздействие на градообразующие предприятие или отрасль с целью развития всего региона.
Многие авторы [16, 9, 10 и др.] антикризисное управление регионом разделят на два уровня: национальный - это построение системы управления отстающими регионами с целью максимизации благосостояния общества в целом (а не каждого конкретного региона), а также для сглаживания межтерриториальных пропорций экономики; региональный -это регулирование процессов социально-экономического развития в конкретном регионе с целью роста благосостояния проживающего в нем населения.
Антикризисное управление на региональном уровне должно основываться на применении следующей последовательности мероприятий [11]: мониторинг внешней и внутренней социально-экономической среды региона, его финансового состояния с целью выявления признаков кризиса; оперативная оценка и анализ социально-экономического состояния региона; разработка и последующее внедрение мер по преодолению кризисной ситуации; выявление факторов конкурентоспособности и факторов роста, разработка антикризисной стратегии региона для преодоления кризисной ситуации и обеспечения дальнейшего развития.
Важным показателем антикризисного управления на региональном уровне является его эффективность. Она характеризуется соотношением эффекта, т.е.
степени достижения целей смягчения, локализации или позитивного использования кризиса и затраченных ресурсов [12].
На эффективность антикризисного управления на региональном уровне влияют следующие факторы [13]: профессионализм антикризисного управления; искусство управления, данное природой и приобретенное в процессе специальной подготовки; методология разработки рискованных управленческих решений; точный, научно обоснованный анализ обстановки, прогнозирование кризисных тенденций; понимание и принятие всеми работниками целей организации, готовность самоотверженно работать для их достижения (корпоративность); лидерство; оперативность, гибкость и адаптация управления к условиям кризиса; стратегия управления и качество специальных программ антикризисного развития; система мониторинга кризисных ситуаций.
С целью обеспечения эффективности антикризисного управления на региональном уровне необходимо реализовать предмет антикризисного управления (система отношений, возникающая по поводу экономического кризиса) посредством функций антикризисного управления, которые обеспечивают необходимым управленческим инструментарием для успешного управления социально-экономическими системами региона на всех стадиях кризиса.
По мнению коллектива авторов [14], существует шесть основных функций антикризисного управления, к которым относится: предкризисное управление; управление в условиях кризиса; управление процессами выхода из кризиса; стабилизация неустойчивых ситуаций (обеспечение управляемости); минимизация потерь и упущенных возможностей; своевременное принятие решений.
Рассматривая основные функции антикризисного управления, становится очевидным использование такого вида
управленческой деятельности постоянно, особенно при учете перманентного существования нескольких кризисов одновременно. Исходя их этого, любое управление должно содержать методы и элементы антикризисного управления. Одной из целей такого управления непременного должно содержать мероприятия по созданию возможностей и поиску альтернативной деятельности, способствующих развитию предприятия, региона или другого объекта. Такая деятельность обусловлена не только угрозами и негативными последствиями самого кризиса, а и возможностями изменить структуру производства, темпы и уровень социально-экономического развития, выйти на другой уровень конкурентоспособности, которые такой кризис представляет.
Кроме того, кризис представляет собой общую закономерность, свойственную рыночной экономике. Поэтому антикризисное управление должно рассматриваться не как комплекс механизмов реагирования на определенные негативные последствия, вызванные кризисом, а как процесс, способный, наряду со снижением негативного влияния кризиса, находить новые пути развития существующей социально-экономической системы. Однако обеспечение эффективного развития при применении инструментов антикризисного управления зависит от точного определения того, что следует за точкой бифуркации, либо банкротство социально-экономической системы, либо ее сохранение и обновление, а также создание условий для ее дальнейшего развития.
Для осуществления превентивных действий с целью снижения негативного влияния кризисных явлений и уменьшения риска банкротства социально-экономической системы следует обратить внимание на один из наиболее перспективных подходов, которые можно использовать для понимания сущности кризиса социально-экономической системы (пред-
приятия, региона, государства и т.п.) в современных условиях, коим является синергетика, основоположниками которого являются И.Р. Пригожин, Г. Хакен, А.А. Самарский, С.П. Курдюмов,
E.H. Князева. Синергетика принципиально изменила подход к исследованию сложных социально-экономических систем, выделяя в качестве основной характеристики таких систем способность к эволюционному развитию на основе самоорганизации в результате воздействия внешних факторов и путем использования внутренних возможностей развивающейся системы [18].
Синергетический подход в антикризисном правлении региона должен носить системный характер и основываться на взаимодействии всех видов экономического потенциала регион для достижения наибольшей самоорганизации социально-экономической системы за счет внутренних возможностей и внешнего воздействия. Инструментом повышения эффективности такой самоорганизации может являться стратегия антикризисного управления.
Стратегия антикризисного управления позволяет установить: каким образом предприятие может противостоять изменениям внешней среды (возникающим часто, нерегулярно и практически непредсказуемо); с помощью каких предварительных мер можно сохранить свою жизнеспособность и достигнуть намеченных целей.
Стратегия антикризисного управления охватывает все запланированные, организуемые и контролируемые перемены в области существующей стратегии, производственных процессов, структуры и культуры любой социально-экономической системы, включая частные и государственные предприятия [18].
Существуют разные стратегии антикризисного управления. Наиболее важными являются следующие [14]: предупреждение кризиса; подготовка к его
появлению; ожидание зрелости кризиса для его преодоления; противодействие кризисным явлениям, замедление его процессов; стабилизация ситуаций посредством использования резервов, дополнительных ресурсов; рассчитанный риск; последовательный вывод из кризиса; предвидение и создание условий устранения последствий кризиса.
Используя результаты анализа понятия антикризисного управления в рамках данного исследования с точки зрения про-цессности, системности и комплексности, сопоставим общие методы антикризисного управления и выделенные методы в ходе исследования для определения методов антикризисного управления экономическим потенциалом в системе управления регионом (табл. 1).
Применяя стратегии антикризисного управления, необходимо помнить о методах, свойственных именно антикризисному управлению, т.е. методы и инструменты диагностирования, прогнозирования, регулирования и контроля в кризисных ситуациях [8]. В научной литературе используются такие методы антикризисного управления:
мониторинг показателей финансового состояния предприятия и его платежеспособности для своевременной разработки управленческих решений, направленных на поддержание платежеспособности и улучшение финансового состояния;
разработка антикризисной инвестиционной политики, поиск источников инвестиций в условиях ограниченных финансовых ресурсов;
реструктуризация предприятия, в том числе реструктуризация имущественного комплекса, реструктуризация собственности (акционерного капитала), кредиторской и дебиторской задолженности, реструктуризация организационной
структуры управления кризисным предприятием;
Таблица 1
Методы и инструменты антикризисного управления экономическим потенциалом в системе управления регионом
Методы и инструменты антикризисного управления Антикризисное управление как:
Процесс Система Комплекс мероприятий
Диагностирование Предвидение кризисов и их последствий Предотвращение или устранение неблагоприятных явлений Осуществление профилактики и распознавания кризисов
Прогнозирование Анализ симптомов наступления кризиса Диагностика, профилактика, предупреждение кризисных явлений Анализ, выявление, оценка потенциальных кризисов
Формирование картины выхода из кризисного состояния и определение этапов его достижения Совершенствования систем взаимодействия и функционирования объектов и субъектов Экономический анализ и прогнозирование
Регулирование Разработка стратегий сдерживания кризиса Разработка и реализация специальных программ Преодоление негативных последствий кризисов
Формы, методы и процедуры для социально-экономического оздоровления деятельности Разработка стратегии устранения временных затруднений, сохранения и преумножения рыночных позиций Разработка и реализация планов антикризисных действий, программ и инвестиционных проектов
Преодоление неплатежеспособности, убыточности, банкротства Нейтрализация, устранение и преодоление кризисных явлений на всех уровнях экономики Минимизация, нейтрализация и ликвидация последствий кризисов
Снижение отрицательных последствий кризисов Использование всего потенциала современных технологий Антикризисные процедуры применительно к предприятию
Ликвидация причин кризиса Реформирование системы управления с учетом рисков
Создание условий для сохранения вектора развития Противодействие кризису
Контроль Управление процессом коммуникации Проведение процедуры банкротства
совершенствование финансового планирования и финансового прогнозирования неплатежеспособной организации, в том числе определение возможности увеличения оборота предприятия за счет собственных источников финансирования;
проведение операционного анализа при разработке антикризисной политики, в том числе определение порогов рентабельности, необходимого маржинального дохода для покрытия долгов, запаса финансовой прочности [14].
Выбор одного или целого комплекса методов и инструментов по преодолению кризисных явлений в экономическом потенциале в системе управления регионом
зависит от множества факторов. Влияние таких факторов на принятие управленческих решений, безусловно, представляет научный интерес и является направлением дальнейшего исследования в этой области с целью получения эффективного механизма антикризисного управления экономическим потенциалом в системе управления регионом.
Список использованных источников
1. Словарь иностранных слов / [ред. М. Васюкова]. - М., 1972. - 346 с.
2. Бачевський, Б.С. Потенщал i ро-звиток тдприемства: навч. пос. / Б.С. Бачевський, 1.В. Заблодська, О.О. Решет-
няк. - К.: Центр учбово'1 л^ератури, 2009. - 400 с.
3. Большая Советская энциклопедия / ред. Веденський Б.А. - Т. 34. - 634 с.
4. Басюк, О. В. Сутшстна характеристика категорп «екномiчний потенщал регюну» / О. В. Басюк // Вюник соцiально-економiчних дослщжень. -№ 36. - С. 244-249.
5. Малин, А.С. Исследование систем управления: [Учебник для вузов] / А.С. Малин, В.И. Мухин. - М.: ГУ ВШЭ, 2002. - 400 с.
6. Маннапов, Р. Г. Современное развитие системы управления регионом: методология, инструментарий, механизмы: монография / Р.Г. Маннапов, Л.Г. Ахта-риева; под науч. ред. Р.Г. Маннапова. -Уфа: Уфимская государственная академия экономики и сервиса, 2010. - 221 с.
7. Малин, А.С. Региональное управление: учеб. пособ. / А.С. Малин. - М.: ГУ ВШЭ, 2006. - С. 26.
8. Давыдова, Н.С. Инструменты антикризисного управления в промышленности региона [Электронный ресурс] / Н.С. Давыдова // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». - 2009. - № 1. - URL: http://cyber-leninka.ru/article/n/instrumenty-antikrizis nogo-upravleniya-v-promyshlennosti-re-giona
9. Дулова, Е.Н. Совершенствования механизма антикризисного регионального управления [Электронный ресурс] / Е.Н. Дулова // Управление экономическими системами. - URL: http:// uecs.ru/uecs-32-322011/item/565-2011-08-17-05-33-54#Top
10. Туманова, Е.Н. Совершенствование системы государственного регионального антикризисного управления / Е.Н. Туманова // Проблемы и перспективы экономики и управления: матер. Междун. науч. конф. (г. Санкт-Петербург,
апрель 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. -С. 204-208.
11. Зыкова, М.А. К вопросу о проблеме антикризисного управления регионом [Электронный ресурс] / М.А. Зыкова. - URL: http://www.rane-brf.ru/ conference/2012/zikova.pdf
12. Сеитжанов, Д. Особенности антикризисного государственного управления [Электронный ресурс] / Даулет Сеитжанов; G-Global - диалоговый центр между G20 и развивающимися странами. - URL: http://group-global.org/ ru/publication/58282-osobennosti-antikrizis nogo-gosudarstvennogo-upravleniya
13. Минаева, Е.В. Антикризисное управление / Е.В. Минаева, О.В. Ют-кина. - М.: ЮНИТИ, 2008. - 54 с.
14. Бирюкова, О. Антикризисное управление: конспект лекций / О. Бирюкова, Е. Бабушкина, Л. Верещагина. - М.: Litres, 2015. - 199 с.
15. Коротков, Э.М. Стратегия и тактика в антикризисном управлении [Электронный ресурс] / Э.М. Коротков // Глава из книги «Антикризисное управление» ИД «ИНФРА-М», 2007. - URL: http:// www.cfin.ru/management/ strategy/pl an/an ti-recessionary.shtml
16. Государственное антикризисное регулирование. Антикризисное управление [Электронный ресурс]. - URL: https://pravo.studio/knigi-finansovyiy-mene djment/gosudarstvennoe-antikrizisnoe-reguli rovanie-43010.html
17. Электронная энциклопедия Wikipedia / [Электронный ресурс]. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/
18. Теоретические основы антикризисного управления / Кризисы и антикризисное управление [Электронный ресурс]. - URL: https://studme.org/14170120 21783/menedzhment/teoreticheskie_osnovy _antikrizisnogo_upravleniya
Статья поступила в редакцию 11.10.18