Научная статья на тему 'Методы и анализ принятия оптимальных решений'

Методы и анализ принятия оптимальных решений Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
756
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Мишин А. А., Крушенко Г. Г.

Рассматриваются некоторые методы принятия оптимальных решений, принятие которых будет обеспечивать максимальный технологический и экономический эффекты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методы и анализ принятия оптимальных решений»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Информационные технологии

УДК 519.24

А. А. Мишин Научный руководитель - Г. Г. Крушенко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск.

МЕТОДЫ И АНАЛИЗ ПРИНЯТИЯ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ

Рассматриваются некоторые методы принятия оптимальных решений, принятие которых будет обеспечивать максимальный технологический и экономический эффекты.

Существует множество практических ситуаций, в которых человек или группа людей сталкиваются с необходимостью сделать выбор одного из нескольких вариантов решений какой-то проблемы. В качестве примера можно привести проблемы государственного характера (борьба с инфляцией, безработицей), технического - функционирование технических систем (автомобилей, самолетов и их двигателей), личные проблемы (выбор профессии, места работы и т. д.). Общей во всех этих и многих подобных проблемах является ситуация выбора, необходимыми компонентами которой является человек.

Эффективность функционирования большинства технических систем (самолеты, ракеты или их двигателей) в значительной степени определяются степенью совершенства проекта рассматриваемой системы и качеством управления в конкретных условиях эксплуатации. Под качеством работы подразумевается эффективность работы системы автоматического управления, а не качество управляющих воздействий, задаваемых человеком. Традиционный подход к созданию регулируемых технических систем состоит в последовательном решении двух, рассматриваемых независимо друг от друга задач оптимального проектирования и оптимального управления. При этом на этапе проектирования требования к эффективности систем автоматического управления не учитываются. Такая идеология находит свое отражение даже в структурном построении организаций, занимающихся созданием сложных технических систем, когда одни подразделения решают задачи проектирования, другие - управления [1].

При определении оптимальных законов управления приходиться иметь дело с жестко заданным набором конструктивных параметров, что существенно снижает возможности по повышению эффективности функционирования объекта. Фактически результаты оптимального проектирования представляют собой исходные данные для задач оптимального управления и являются определяющими как с точки зрения результативности собственно управления, так и точки зрения итоговой эффективности регулируемой системы. Это и представляет конечную цель процесса проектирования. Задачи оптимального проектирования и задачи оптимального управления являются по своей сути задачами многокритериальными. Обоснованный выбор окончательного варианта вектора конструктивных параметров и набора законов управления можно осуществить лишь на основе анализа всех возможных

компромиссов между противоречивыми показателями эффективности [1; 2].

Дополнительную проблему создает обилие существующих методов принятия решений. Не так просто найти метод, наиболее подходящий в конкретном практическом случае. Нужно заметить, что необходимо учитывать не только характеристики самого метода, но также характеристики организации, в которой решается проблема, а также личностные характеристики лица принимающее решение [2].

В настоящее время существует множество методов анализа и приема решений, основанных на подходах различных научных школ.

1. Количественный анализ решений. Метод многокритериального количественного анализа решений.

2. Измерения. Для построения функции полезности необходима информация лица принимающего решение. Так как при построении однокритериаль-ных функций полезности обычно определяются эквиваленты определенности для лотерей.

3. Вербальный анализ решений. Основной вербального анализа решений является качественное описание (словесное) описание проблемы, которое сохраняется без перевода ее в числовую форму на всех этапах анализа.

4. Теоретическое основание. Методологически опирается на психологические модели человеческой системы переработки информации, теории поведения индивида при решении многокритериальных задач.

Методы принятия решений. Для анализа вариантов решения проблемы транспортировки нефти на Аляске использовался метод количественного анализа решений [1; 2]. Особенностью этого метода было графическое представление информации о сравнительных оценках альтернатив по критериям. После определения количественных оценок критериев для определения ценности каждого варианта.

Методы количественного анализа решений известны и применяются при решении самых разных задач. В то же время результаты психологических исследований убедительно демонстрируют возможности и ограничения системы переработки информации человеком. Поэтому заслуживают внимания методы вербального анализа решений. Действительно, число различных методов велико. Многочисленные практические применения показали, что нет универсальных методов и метод должен соответствовать особенностям решаемой задачи.

Секция «Информационно-экономические системы»

Библиографические ссылки

1. Егоров И. Н., Кретинин Г. В., Матусов И. Б., Статников Р. Б. Многокритериальная оптимизация сложных технических систем от проектирования до управления // Проблемы машиностроения и надежности машин. 1988. № 2. С. 16-17.

2. Ларичев О. И., Браун Р. Количественный и вербальный анализ решений: сравнительное исследование возможностей и ограничений // Экономика и математические методы. 1998. Т. 34. Вып. 4. С. 97-107.

© Мишин А. А., Крушенко Г. Г., 2010

УДК 004

В. С. Невокшенова Научный руководитель - Е. Л. Вайтекунене Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ РАСЧЕТОВ (БИЛЛИНГОВЫЕ СИСТЕМЫ)

Рассматриваются биллинговые системы, их развитие и назначение; спектр услуг, предлагаемых крупнейшими биллинговыми компаниями. Описана технология 1ВРР.

На данный момент в мире уже насчитывается более одного миллиарда абонентов сотовых сетей и столько же пользователей глобальной сети Интернет. При этом возникает проблема оплаты услуг компаний предоставляющих данные услуги, будь то Интернет провайдер или сотовая компания. Кроме того становится реальностью расчеты между предприятиями с помощью электронных транзакций, а не по традиционной схеме расчетов. При этом естественно стремление максимально упростить процесс оплаты, сделать его максимально удобным для клиента. В тоже время стоимость услуги может зависеть от расстояния, по этому оператору нужно знать: кто звонил и куда.

Все выше перечисленные задачи позволяет решить биллинговая система или автоматизированная система расчета (АСР).

Появление первой биллинговой системы можно датировать 1868 г. Она предназначалась для расчетов между операторами телеграфной связи. Биллинговые системы (БС), рождавшиеся в этих традиционных рамках, рассматривались только лишь как инструмент механического сбора денежных поступлений. С точки зрения технической реализации, они, как правило, представляли собой многотерминальные системы с центральной ЭВМ и жесткими связями, пакетной обработкой данных, миллионами строк машинного кода и неудобным интерфейсом.

Этапы развертывания БС в России:

- 1994-1999 гг. - этап накопления опыта и установки, начало создания нормативно-правовой базы;

- 1999-2001 гг. - промышленные масштабы внедрения БС, завершение формирования нормативно-правовой базы. В 1998 г. введены в действие Общие технические требования (ОТТ) к АСР. Расширение масштабов внедрения БС связано с предполагаемым массовым переходом на повременную форму оплаты за услуги связи.

- 2001 г. по настоящее время идет процесс перехода к использованию клиринговых расчетов за услуги связи, создание межоператорских и межрегиональных расчетных центров.

В настоящее время в России действуют более 300 операторов связи, из них около 200 мобильных, эксплуатируется около 280 АСР.

Биллинговые системы - системы, вычисляющие стоимость услуг связи для каждого клиента и хранящие информацию обо всех тарифах и прочих стоимостных характеристиках, которые используются телекоммуникационными операторами.

Схема организации биллинга достаточно проста: информация о соединениях и их продолжительности записывается коммутатором и после предварительной обработки передается в расчетную систему. Ее программы «знают» все тарифы для возможных в конкретной телекоммуникационной сети линий связи, «идентифицируют» принадлежность вызовов и выполняют необходимые расчеты, формируя счета абонентов.

Классическая биллинговая система состоит из следующих функциональных подсистем: предварительной обработки данных о соединениях, оперативного управления биллингом, оповещения клиентов, продаж, маркетинга, обслуживания, администрирования, генерации отчетов, генерации счетов, архивации, складского и бухгалтерского учета.

Данная система способна обслуживать абонентов мобильной связи, а также клиентов (в том числе пользователей Internet) крупных транснациональных телекоммуникационных провайдеров. Они удовлетворяют всем требованиям, которые в настоящее время определены слоганом «Разные услуги - единый счет». Это означает, что одна система способна тарифицировать услуги разных типов (телефония, передача данных, доступ в Internet и т. д.), обслуживать абонентов независимо от типа связи (мобильная, проводная, спутниковая) и применяемого сетевого протокола, формировать общий баланс и, соответственно, единый счет для абонента при использовании им различных услуг или видов связи.

Новой отраслью в деятельности биллинговых компаний является технология Internet Bill Presentment and Payment (IBPP), позволяющая перейти от традиционной схемы платежей к системе электронных транзакций. Специалисты считают, что

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.