Научная статья на тему 'Методы государственного регулирования рынка венчурного капитала в развитых и развивающихся странах на примере США, Бразилии и России'

Методы государственного регулирования рынка венчурного капитала в развитых и развивающихся странах на примере США, Бразилии и России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
257
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕНЧУРНЫЙ КАПИТАЛ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / РОССИЯ / США / БРАЗИЛИЯ / VENTURE CAPITAL / GOVERNMENT REGULATION / RUSSIA / USA / BRAZIL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чугаева Лариса Сергеевна

Рынок венчурного капитала активно развивается по всему миру. Многие страны стремятся использовать данный инструмент финансирования, видя в нем эффективный способ развития предпринимательства в области высоких технологий. В России созданию и развитию венчурных фондов также уделяется большое внимание. Государство активно принимает законы и учреждает программы, направленные на стимулирование венчурного рынка. В представленной работе рассматриваются методы государственной поддержки, применяемые в США, Бразилии и России. На основе проведенного анализа, строятся выводы относительно перспективных направлений политики в области развития венчурного финансирования в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of State Regulation of the Market of the Venture Capital in Developed and Developing Countries on the Example of the USA, Brazil and Russia

Venture capital plays a significant role in modern financial world. Many countries are trying to develop this financial mechanism because they believe that venture capital influences positively on innovative types of entrepreneurship. Russian government has already passed several laws concerning venture capital and develops programs that aim to venture capital. In my paper I would like to compare purposes and tools of government regulation in USA, Brazil and Russia. Base on this analysis I’m going to highlight prospective directions for further government regulation of venture capital in Russia.

Текст научной работы на тему «Методы государственного регулирования рынка венчурного капитала в развитых и развивающихся странах на примере США, Бразилии и России»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 6. ЭКОНОМИКА. 2012. № 6

ЭКОНОМИКА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Л.С. Чугаева1,

аспирант кафедры финансов и кредита экономического ф-та МГУ имени

М.В. Ломоносова

МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

РЫНКА ВЕНЧУРНОГО КАПИТАЛА В РАЗВИТЫХ И

РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ НА ПРИМЕРЕ США,

БРАЗИЛИИ И РОССИИ

Рынок венчурного капитала активно развивается по всему миру. Многие страны стремятся использовать данный инструмент финансирования, видя в нем эффективный способ развития предпринимательства в области высоких технологий. В России созданию и развитию венчурных фондов также уделяется большое внимание. Государство активно принимает законы и учреждает программы, направленные на стимулирование венчурного рынка. В представленной работе рассматриваются методы государственной поддержки, применяемые в США, Бразилии и России. На основе проведенного анализа, строятся выводы относительно перспективных направлений политики в области развития венчурного финансирования в России.

Ключевые слова: венчурный капитал, государственное регулирование, Россия, США, Бразилия.

Venture capital plays a significant role in modern financial world. Many countries are trying to develop this financial mechanism because they believe that venture capital influences positively on innovative types of entrepreneurship. Russian government has already passed several laws concerning venture capital and develops programs that aim to venture capital. In my paper I would like to compare purposes and tools of government regulation in USA, Brazil and Russia. Base on this analysis I'm going to highlight prospective directions for further government regulation of venture capital in Russia.

Key words: venture capital, government regulation, Russia, USA, Brazil.

Проблема изучения венчурных фондов в последнее время все больше привлекает внимание исследователей широкого профиля. Эти фонды на практике проявили себя как эффективный инструмент финансирования высокорисковых проектов. Так, например, в США — общепризнанном лидере в области венчурных технологий — в 2011 г. действовали порядка 169 венчурных фондов, аккумулировавших в общей сложности 18, 162 млрд долл. Во многом

1 Чугаева Лариса Сергеевна, тел: +7 (915) 361-31-72; e-mail: chugaeva711@yandex.ru

2 VC Fundraising // National Venture Capital Association Website. 2012. URL: http:// www.nvca.org/index.php?option=com_docman&task=cat_view&gid=56&Itemid=317 (дата обращения: 15.10.2012).

именно успех Соединенных Штатов способствовал развитию венчурной индустрии во всем мире.

Сейчас многие развивающиеся страны ставят перед собой вопрос, как именно развивать венчурную индустрию. Не вызывает сомнений, что на этапе становления рынка венчурного капитала активную роль должно играть государство. Тем, кто только начинает свой путь в венчурной индустрии, важно определить правовые принципы, на основе которых игроки венчурного рынка будут взаимодействовать друг с другом. Методы государственной поддержки венчурных фондов сильно различаются в разных странах. В связи с этим неизменно возникает другой вопрос, как именно должно государство выстраивать политику в отношении венчурных фондов, чтобы достичь действенных результатов.

Данные вопросы особенно актуальны для России. В нашей стране венчурная индустрия находится на начальной стадии своего развития. На сегодняшний момент государство активно участвует в процессе создания надежного «базиса» для нее.

Сравнение методов государственной политики в области

венчурного капитала в развитых и развивающихся странах

В представленной работе сравниваются методы государственного регулирования венчурного капитала, применяемые в таких стран как США, Бразилия и Россия.

Можно выделить три основных направления государственной политики в области поддержки венчурного капитала: создание законодательной базы или законотворческая деятельность, регулятивная или надзорная деятельность и проведение программ, ориентированных на поддержку и развитие венчурной индустрии (рис. 1). Поэтапный переход от фундаментальных государственных преобразований к точечной поддержке позволяет создать сбалансированную и эффективную систему государственной помощи венчурной индустрии.

Поддержка и стимулирование венчурной индустрии

Регулятивная деятельность

Законотворческая деятельность

Рис. 1. Направления государственной политики в области поддержки венчурного

капитала

Анализируя методы государственного управления венчурной индустрией, важно понимать различия между развитыми и развивающимися странами и специфику государственного регулированию в них. Опыт развивающихся стран также важен, как и опыт США — страны с наиболее развитым рынком венчурного капитала на сегодняшний момент. Так, венчурный капитал в Бразилии начал свое становление с 90-х гг. прошлого века. Можно проанализировать эффективность тех или иных мер государственного регулирования отрасли за двадцать лет. Стоит упомянуть, что по основным социально-экономическим показателям страны Центральной и Латинской Америки близки к России. Это обеспечивает схожие внешние условия для рынка венчурного капитала и делает сравнение методов государственного регулирования венчурной индустрии в рассматриваемых странах особенно перспективными. Однако, безусловно, полностью игнорировать опыт Соединенных Штатов в данной области неразумно. Поэтому в статье в первую очередь рассматривается специфика государственного регулирования венчурной индустрии в США.

Регулирование рынка венчурного капитала в США

Считается, что венчурная индустрия зародилась в США в 50-е гг. прошлого века. Поворотным моментом является создание в 1953 г. Агентства малого бизнеса (Small Business Administration — SBA, далее — агентство), которое занимается поддержкой малого бизнеса. В настоящее время агентство реализует программы по следующим направлениям:

— техническая поддержка;

— финансовая поддержка;

— контрактная поддержка (госзакупки и госзаказы для малых предприятий);

— возмещение ущерба, причиненного стихийным бедствием;

— специальные программы (женщины-предприниматели, молодые предприниматели и т.д.).

Однако особо хочется остановиться на деятельности агентства, направленной на поддержку именно венчурной индустрии. В 1958 г. конгресс утвердил программу «Финансирование инвестиционными компаниями малого бизнеса» (Small Business Investment Companies — SBIC3). Согласно этой программе, агентство лицензирует венчурные фонды, другими словами, инвестиционные компании, и предоставляет им помощь в получении финансирования или га-

3 Funding the SBIC Program: An Overview // U.S. Small Business Administration Website. URL: http://www.sba.gov/content/funding-sbic-program-overview (дата обращения: 10.10.2012).

рантию. Фактически это одна из разновидностей фонда фондов. Государство предоставляет гарантии в объеме до трех раз превышающем уставной капитал фонда. Обязательства перед агентством должны погашаться поэтапно в течение 4—5 лет. Чтобы получить заем, инвестиционные компании выпускают ценные долговые бумаги (SBIC Debentures program) с гарантией агентства через инвестиционный траст. Данные бумаги размещаются на открытом рынке, и таким образом инвестиционная компания получает дополнительные средства.

По статистическим данным агентства4, в 2011 г. на территории США действовало около 300 инвестиционных компаний, которые в общей сложности инвестировали порядка 2,6 млрд долл.

Однако следует отметить, что программа SBIC имеет и свою специфику. Как можно видеть на приведенной далее диаграмме (рис. 2), большинство инвестиций с 2007 по 2011 г. осуществлялось в традиционные сферы деятельности, такие как производство широкого профиля, производство товаров потребления и транспорт. Во многом это связано с тем, что основным приоритетом для агентства является поддержка традиционных видов отраслей. Именно для них агентство5 установило максимальные показатели годовой выручки и численности персонала, в рамках которых предприятия могут быть признаны малыми и тем самым облегчить себе процедуру получения финансирования. Также согласно инструкции № 107 «Инвестиционные компании, финансирующие малый бизнес»6, в частности разделу 107.720 «Малые виды бизнеса, в которые запрещено инвестировать», инвестиционные компании не имеют права финансировать рисковые виды бизнеса, проекты, связанные с недвижимостью и землей, рисковые проекты и проекты, направленные на создание единичного или группы единичных продуктов.

Таким образом, программа SBIC поддерживает в большей степени традиционный малый и средний бизнес и в меньшей — высокотехнологичные отрасли бизнеса. По мнению автора, это связано со стремлением сохранить занятость в приоритетных сферах деятельности. Тем не менее SBIC по праву считается одной из самых крупных программ поддержки малого предпринимательства.

4 Program Statistic and Administrative Performance // U.S. Small Business Administration Website. URL: http://www.sba.gov/content/program-statistics-administrative-performance (дата обращения: 10.10.2012).

5 Table of Small Business Size Standards Matched to North American Industry Classification System Codes // U.S. Small Business Administration Website. URL: http:// www.naics.com/naicsfiles/Size_Standards_Table.pdf (дата обращения: 10.09.2012).

6 Code of Federal Regulations. Part 107. Small Business Investment Companies [13 CFR 107] // RegsToday.com. URL:http://cfr.regstoday.com/13cfr107.aspx#13_CFR_107p710 (дата обращения: 12.10.2012).

Прочие 12%

Здравоохранен 7%

Производство / 20%

Компьютерное обеспечение 7%

Потребительские товары 17%

Телекоммуникации

9%

Бизнес-услуги

14%

Транспорт 14%

Рис. 2. Распределение инвестиций SBIC по отраслям за период с 2007 по 2011 г.

Источник: Составлено автором на основе статистических данных сайта Агентства малого бизнеса. URL: http://www.sba.goy/content/program-statistics-administra-tive-performance (дата обращения: 12.03.2012).

Кроме нее есть еще две узконаправленные программы «Инновационные исследования малого бизнеса» (Small Business Innovation Research — SBIR7) и «Передача технологий малому бизнесу» (Small Business Technology Transfer Program — STTR8). Они ориентированы главным образом на повышение конкурентоспособности госорганов США путем развития кооперации и сотрудничества с исследовательскими центрами. Проектов, нацеленных исключительно на развитие венчурной индустрии, сегодня не существует9.

Если говорить о законодательной и регулятивной деятельности на рынке венчурного фонда, то она очень ограниченна. В отчете Исследовательского центра при конгрессе США10 (Congress Research Service) «Кто кого регулирует? Обзор финансовых надзор-

7 About SBIR // Small Business Innovation Research Website. URL: http://www.sbir. gov/about/about-sbir (дата обращения: 12.11.2012).

8 About STTR // Small Business Innovation Research Website. URL: http://www. sbir.gov/about/about-sttr (дата обращения: 15.11.2012).

9 Единственная программа «Венчурные компании на новых рынках» (New Markets Venture Capital Companies), которая была направлена на стимулирование развития венчурного бизнеса в регионах с низким уровнем среднего дохода, сейчас заморожена (New Markets Venture Capital Companies // U.S. Small Business Administration Website. URL:http ://www.sba.gov/category/lender-navigation/sba-loan-pro-grams/new-markets-venture-capital-companies (дата обращения: 15.11.2012).

10 Congressional Research Service Website. URL: http://www.loc.gov/crsinfo/ (дата обращения: 15.11.2012).

ных органов США11» отмечается, что венчурные фонды и фонды прямого финансирования выпадают из-под контроля финансовых агентств. Во многом это связано с развитием саморегулирующихся организаций, таких, например, как Национальная ассоциация венчурного капитала (NVCA). Она напрямую не осуществляет контроль над венчурными компаниями, однако агрегирует статистическую информацию по фондам и частично берет на себя надзорные функции. Также NVCA является главным связующим звеном между государством и венчурными капиталистами, представляя интересы фондов в конгрессе США.

Таким образом, в США методов государственного регулирования немного. Программы поддержки венчурной индустрии в большей степени ориентированы на стимулирование отдельных отраслей экономики, нежели на полномасштабное стимулирование инноваций или совершенствование законодательной базы. Большинство надзорных и регулятивных функций передано NVCA.

Регулирование венчурного капитала в Бразилии

На протяжении последних лет правительство Бразилии проводило комплексные реформы, направленные на поддержку и развитие венчурного капитала в стране. С 1994 по 2008 г. Национальная комиссия по ценным бумагам (Comissâo de Valores Mobiliârios) совершенствовала законодательную базу12.

Латиноамериканская ассоциация венчурного капитала (LAVCA) ежегодно составляет рейтинг стран по степени развитости венчурного капитала. Бразилия всегда занимает лидирующие места в этом списке, в частности в 2011 г. она находилась на втором месте после Чили. В ежегодных отчетах LAVCA13 отмечается, что благодаря законодательным реформам доступ к участию в инвестициях венчурных фондов получили пенсионные фонды, а также страховые компании. Венчурные фонды в свою очередь получили возможность влиять на управленческие решения финансируемых предприятий, осуществлять постадийное финансирование. Бразилии удалось достигнуть значительных успехов в защите прав миноритарных инвесторов венчурных фондов.

11 Jickling M., Murphy E.V. Who Regulates Whom? An Overview of US Financial Supervision // U.S. Department of State Website. 2009. URL:http://fpc.state.gov/docu-ments/organization/120574.pdf (дата обращения: 17.11.2012).

12 Brazil Regulation. Funds and Fund Management 2010 // KPMG Website. URL: http://www.kpmg.com/Global/en/IssuesAndInsights/ArticlesPublications/Documents/ Fund-management-2010/Brazil_Funds_Mtg_regulation_2010.pdf (дата обращения: 12.03.2012).

13 Scorecard // Latin America Private Equity and Venture Capital Association Website. 2010. URL: http://lavca.org/research-and-tools-2/scorecard/ (дата обращения: 12.03.2012).

Особо стоит отметить деятельность саморегулирующихся организаций в Бразилии. Самые крупные из них — Бразильская ассоциация прямого финансирования и венчурного капитала (Brazilian Prívate Equity and Venture Capital Association — ABVCAP14), которая представляет интересы венчурных капиталистов, и Бразильская ассоциация финансовых рынков (Brazilian Financial and Capital Markets Association — ANBIMA15), за которой закреплены надзорные функции.

С 2000 г. Министерством науки, технологии и инноваций (Mini-stério da Ciencia, Tecnologia e Inova^ao) Бразилии была запущена программа под названием Inovar Project16. Ее цель — стимулировать развития малого и среднего инновационного предпринимательства. В рамках программы совместно с ведущими бразильскими агентствами осуществляется разработка законодательной базы, позволяющей реализовывать механизм венчурного финансирования. Также в указанной программе большое внимание уделяется образовательной деятельности, направленной в первую очередь на инновационных предпринимателей и на венчурные фонды. Это обучающие семинары для венчурных капиталистов, проведение на регулярной основе начиная с 2000 г. инновационных форумов.

Еще одной инициативой программы Inovar стало формирование единой сети инвесторов и предпринимателей. На сайте данной программы17 можно зарегистрироваться в онлайн-режиме и получить доступ к информационной и законодательной базе, а также возможность коммуницировать с другими участниками рынка венчурного капитала.

В рамках программы Inovar был основан Бразильский фонд фондов (Incubadora de Fundos Inovar18). В его состав входят 15 фондов, 12 из которых уже активно работают и в общей сложности инвестировали боле 80 млн долл. в 40 инновационных предприятий. Остальные фонды пока находятся в процессе сбора средств.

Таким образом, методы государственного регулирования рынка венчурного капитала в Бразилии очень разнообразны. Законодательная база для венчурных фондов постоянно совершенствуется. Особо стоит отметить, что в законотворческом процессе государ-

14 Brazilian Association of Private Equity and \fenture Capital Oficial Website. URL: http://www.abvcap.com.br/ (дата обращения: 18.06.2012).

15 Brazilian Financial and Capital Markets Association Official Website. URL: http:// www.anbima.com.br/_aanbima/ (дата обращения: 18.06.2012).

16 Inovar // Venture Capital FINEP Website. URL: http://www.venturecapital.gov.br/ vcn/programaInovar.asp (дата обращения: 12.03.2012).

17 Cadastro Seed Forum FINEP // Venture Capital FINEP Website. URL: http:// www.venturecapital.gov.br/vcn/seedForum.asp (дата обращения: 12.03.2012).

18 Incubadora de Fundos Inovar // FINEP Website. 2012. URL: http://www.fmep. gov.br/imprensa/noticia.asp?cod_noticia=1488 (дата обращения: 12.03.2012).

ство активно взаимодействует с LAVCA и ABVCAP. Это позволяет наладить продуктивный диалог между бизнесом и властью. Еще одним ведущим направлением государственной поддержки венчурного капитала является формирование единой инновационной инфраструктуры. Проведение инновационных форумов, обучающих семинаров и создание единой социальной сети, объединяющей инвесторов и предпринимателей, способствует созданию единого инновационного информационного пространства. Однако, несмотря на активную роль государства на рынке венчурного капитала, часть полномочий, таких, например, как надзорные, передана саморегулирующимся организациям.

Регулирование рынка венчурного капитала в России

В России основными направлениями государственной политики в области венчурного финансирования стало создание Российской венчурной компании (РВК), формирование особых экономических зон и основание инновационного центра «Сколоково».

РВК19 организовывалась по образу и подобию израильского фонда Yozma. На сегодняшний момент в рамках фонда фондов действуют 12 субфондов, аккумулирующих в общей сложности около 26,1 млрд руб. В 2011 г. общий объем инвестиций составил 9,1 млрд руб., финансирование получил 101 инновационный проект. Также в рамках государственно-частного партнерства действуют 22 региональных венчурных фонда, объем средств под их управлением превышает 9 млрд руб. Основное условие участия частных инвесторов в региональных венчурных фондах под началом РВК — финансирование на долевой основе (половина вложений должна быть осуществлена на частном уровне, четверть — на региональном и четверть — на федеральном).

В 2005 г. Министерство экономического развития и торговли РФ, возглавляемое Г. Грефом, разработало законопроект «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Сегодня в России существуют пять типов особых зон20: свободной торговли, промышленно-производственная, технико-внедренческая, портовая и туристско-рекреационная. Особые экономические зоны действуют в 21 регионе21. Но только в семи из них зарегистрированы резиденты: в Калининграде — 39 участников, в промышленно-

19 Российская венчурная компания: официальный сайт. URL: http://www.rus-venture.ru/ru/company/brief/ (дата обращения: 15.05.2012).

20 Российские особые экономические зоны (ОЭЗ): официальный сайт. URL: http://www.rosez.ru/ (дата обращения: 15.05.2012).

21 Реестр резидентов особых экономических зон // Российские особые экономические зоны (ОЭЗ): официальный сайт. URL:http://www.rosez.ru/res_search.php (дата обращения: 09.09.2012).

производственных зонах Татарстана и Липецка — 6 и 9 участников соответственно, в технико-внедренческих зонах Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Томска — 11, 21, 13 и 8 участников соответственно.

28 сентября 2010 г. был принят Федеральный закон № 244-ФЗ «Об инновационном центре "Сколково"». По замыслу создателей центра «Сколково» должно стать аналогом американской Силиконовой долины. В. Вексельберг, генеральный менеджер проекта, так описывает наукоград: «Сколково — это не бизнес-проект в обычном понимании. Это не прямые инвестиции, у которых есть срок окупаемости, возвратность на вложенный капитал... Если через какое-то время резиденты "Сколково" начнут регистрировать патенты, продавать изобретения и получать роялти, это и будет ре-зультатом22».

Особо хочется остановиться на законотворческой деятельности в нашей стране, направленной на поддержку венчурного капитала. В России приняты два закона «О хозяйственных партнерствах» и «Об инвестиционном товариществе». Первый предполагает новую организационно-правовую форму, наиболее подходящую для инновационной деятельности. Второй устанавливает новую организационно-правовую форму ведения коллективной инвестиционной деятельности. Однако до конца не уточнены принципиальные отличия хозяйственных партнерств от закрытых акционерных обществ — организационной формы, которая в настоящее время наиболее распространена среди венчурных компаний. Также вызывает вопросы сама форма инвестиционного товарищества. Непонятно, означает ли она отказ от венчурных фондов. Приведенные выше законодательные инициативы не раз подвергались критике. В частности Совет при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства под руководством В. Яковлева выступил против принятия данных законопроектов, отмечая их законодательное несовершенство и имеющиеся в них большие возможности для злоупотреблений23.

Выводы

На сегодняшний момент можно выделить два полярных метода государственного регулирования венчурного капитала. В США рынок венчурного капитала практически выходит из под прямого го-

22 Вексельберг призвал создать в России десятки инноградов // Lenta.ru: он-лайн-издание. 2010. 26 апр. иКЪ:Шр://1еП;а.ги/пе^«/2010/04/26/8ко1к:оуо/ (дата обращения: 18.12.2011).

23 Кремль не уверен в партнерах и товарищах // КошшегеаП;: онлайн-издание. 2011. 20 июля.URL:http://www.kommersant.ru/doc/1682410 (дата обращения: 15.02.2012).

сударственного регулирования. Надзорные функции возложены на саморегулирующиеся организации. Велика их роль и в законотворческом процессе, налажен открытый диалог венчурного бизнеса и государства. В Росси, напротив, государство стремится максимально контролировать рынок венчурного капитала. Зачастую законотворческие инициативы по совершенствованию законодательной базы принимаются уже после того, как программы по поддержке инноваций, особые экономические зоны или фонд фондов активно функционируют на рынке. В нашей стране нет отлаженного механизма взаимодействия венчурного бизнеса и государства. Российская ассоциация прямого и венчурного инвестирования (РАВИ)24 не принимает участие в законотворческой деятельности, ограничиваясь проведением венчурных ярмарок и инновационных форумов. Рынок российского венчурного капитала максимально закрыт: венчурные фонды имеют право не раскрывать объем средств под управлением и объекты инвестиций, нет единой статистики по динамике венчурного рынка. Между тем излишняя государственная вовлеченность противоречит основной идее венчурного капитала: открытость, инновации и предпринимательская свобода. Она может снизить предпринимательскую инициативу в нашей стране.

В связи с этим особый интерес вызывает опыт венчурного регулирования в Бразилии: правительство страны изменяет и совершенствует законодательную базу, привлекая к данному процессу венчурных капиталистов в лице саморегулирующихся организаций. Основные государственные программы направлены не на прямые государственные инвестиции в венчурный рынок, а на создание единого инновационного информационного пространства. Часть государственных функций, такие, например, как надзорные, постепенно переходят саморегулирующимся организациям. Все это способствует развитию свободной предпринимательской инициативы.

Список литературы

Агентство малого бизнеса США: официальный сайт. URL: www.sba.gov

Амосов Ю. Венчурный капитализм: от истоков до современности. СПб., 2007.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

База федеральных законодательных актов США: официальный сайт. URL: http://cfr.regstoday.com/CFR.aspx

Бразильская ассоциация прямого и венчурного капитала: официальный сайт. URL: www.abvcap.com.br

24 Российская ассоциация прямого и венчурного инвестирования: официальный сайт. URL:http://www.rvca.ru/rus/ (дата обращения: 12.04.2012).

Бразильская ассоциация финансовых рынков: официальный сайт. URL: www.anabima.com.br

Исследовательский центр при конгрессе США: официальный сайт. URL: http://www.loc.gov/crsinfo/

Латиноамериканская ассоциация прямого и венчурного финансирования: официальный сайт. URL: www.lavca.org

Национальная ассоциация венчурного капитала: официальный сайт. URL: www.nvca.org

Новоселов М., Попов Е. Модели венчурного инновационного проектирования. Екатеринбург, 2004.

Программа Innovar: официальный сайт. URL: www.venturecapital.gov.br Российская ассоциация прямого и венчурного инвестирования: официальный сайт. URL: www.rvca.ru

Российская венчурная компания: официальный сайт. URL: www. rusventure.ru

Российские особые экономические зоны (ОЭЗ): официальный сайт. URL: www.rosez.ru

Савицкий А.Г. Экономическая природа венчурного капитала: Дисс. ... канд. экон. наук. М., 2003.

Schertler A., Stolpe M. Ventura Mania in Europe: Its Causes and Consequences. Kiel, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.