Педагогика и просвещение
Правильная ссылка на статью:
Решетникова Е.С., Савельева И.А., Свистунова Е.А. — Методы геометрического моделирования и компьютерная графика с учетом стандарта компетенции WorldSkills «Инженерный дизайн CAD» // Педагогика и просвещение. - 2021. - № 2. DOI: 10.7256/2454-0676.2021.2.32225 URL: https;//nbpublish.com'library_read_article.php?id=32225
Методы геометрического моделирования и компьютерная графика с учетом стандарта компетенции WorldSkills «Инженерный дизайн CAD»
Решетникова Елена Сергеевна
кандидат технических наук
доцент кафедры проектирования и эксплуатации металлургических машин и оборудования, Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова
455000, Россия, Челябинская область, г. Магнитогорск, пр. Ленина, 38, ауд. 298
И [email protected] Савельева Ирина Александровна
кандидат педагогических наук
доцент кафедры проектирования и эксплуатации металлургических машин и оборудования, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова»
455000, Россия, Челябинская область, г. Магнитогорск, пр. Ленина, 38, ауд. 298
Свистунова Екатерина Анатольевна
старший преподаватель кафедры проектирования и эксплуатации металлургических машин и оборудования, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова»
455000, Россия, Челябинская область, г. Магнитогорск, пр. Ленина, 38, ауд. 298 И Kate ri nasvi stuno va 8121 @g ma i I .со m
Статья из рубрики "Современные стратегии и модели образования"
DOI:
10.7256/2454-0676.2021.2.32225
Дата направления статьи в редакцию:
19-02-2020
Дата публикации:
24-03-2021
Аннотация.
В статье рассматриваются вопросы подготовки студентов технических направлений высших учебных заведений с учетом стандарта компетенции WorldSkills International «Инженерный дизайн CAD». Актуальность внедрения стандартов 3D моделирования в современных системах автоматизированного проектирования в образовательный процесс обусловлена потребностью в подготовке высококвалифицированных специалистов международного уровня в различных областях промышленности. Проведен анализ конкурсных заданий чемпионатов WorldSkills, в результате которого определена значимость графической подготовки для формирования навыков современного специалиста, использующего САПР в своей профессиональной деятельности. Представлена методика геометро-графической подготовки студентов по специальности 15.05.01 Проектирование технологических машин и комплексов специализация Проектирование металлургических машин и комплексов, реализуемая в ФГБОУ ВО МГТУ им. Носова. Важным преимуществом методики является применение различных САПР и развитие навыков ручного эскизирования деталей машиностроения при изучении дисциплины инженерная графика. Получены результаты успешного использования в образовательном процессе конкурсных заданий с чемпионатов Worldskills.Вывод: применение разработанной методики в учебном процессе позволило повысить эффективность обучения студентов.
Ключевые слова: чертеж, чемпионат Worldskills, компетенция, инженерная графика, конкурсное задание, проектирование, компьютерная графика, 3D моделирование, системы автоматизированного проектирования, Инженерный дизайн CAD
Цель международного некоммерческого движения WorldSkills - повышение престижа рабочих профессий и развитие навыков мастерства путем гармонизации лучших практик и профессиональных стандартов во всем мире посредством проведения конкурсов профессионального мастерства. На сегодняшний день это известное во всем мире крупнейшее соревнование, в котором участвуют молодые рабочие, студенты университетов и колледжей в качестве конкурсантов и специалисты предприятий, преподаватели учебных заведений и наставники - в качестве экспертов, оценивающих выполнение задания.
Россия присоединилась к движению WorldSkills в 2012 г. За последние годы проведено более 500 региональных, корпоративных, вузовских и национальных чемпионатов, в которых приняли участие более 100 тысяч участников. Общее число зрителей, конкурсантов и наставников ежегодно увеличивается.
С 2017г. в РФ проводятся чемпионаты для высших учебных заведений, целью которых является не только повышение престижа рабочих профессий и развитие навыков профессионального мастерства, но и повышение уровня высшего образования в соответствии с требованиями современных стандартов и мировых работодателей. Конкурсантами национальных финалов являются победители отборочных чемпионатов в вузе. Они демонстрируют уровень своей технической подготовки и индивидуальные качества, решая поставленные перед ними задачи. Их успех говорит не только о личных профессиональных качествах, но и об уровне подготовки в том вузе, который они представляют, и общем уровне качества высшего образования в стране.
Компетенция «Mechanical Engineering CAD» или «Инженерный дизайн CAD», как ее принято называть в РФ, входит в блок компетенций «Промышленное производство» в рамках WorldSkills International и по международному классификатору имеет №05. Согласно техническому описанию компетенции участник должен уметь организовать
работу с использованием необходимых материалов и технических средств (современных средств автоматизированного проектирования), владеть навыками трехмерного моделирования, создавать тонированные изображения, анимацию, технические чертежи и производить замеры деталей с целью восстановления конструкции (реверсивный инжиниринг). Перевод названия компетенции на русский язык - «Инженерный дизайн CAD» не дает достоверного понимания, какими навыками и умениями обладают
участники. Более точный перевод, по мнению автора статьи ^ - «Машиностроение» или «Машиностроительное проектирование» - был бы более информативен для работодателей, так как компетенция подразумевает работу с виртуальными прототипами изделий, использующихся в сфере машиностроения.
Конкурсное задание компетенции «Инженерный дизайн CAD» для чемпионатов, проводимых между вузами, формируется на основе заданий мировых чемпионатов, которые создаются с учетом мнений ведущих представителей экспертных сообществ. В экспертные сообщества входят преподаватели высших и средних профессиональных образовательных учреждений, представители промышленности и ведущих корпораций в области проектирования и производства изделий машиностроения - представители около 30 стран, таких как США, Китай, Япония, Корея, Германия и др.
Для всех чемпионатов WorldSkills International конкурсное задание актуализируется в связи с развитием технологий и появлением новых требований в производстве, соответственно перечень критериев оценки постоянно расширяется. В компетенции «Инженерный дизайн CAD» на международных чемпионатах используют САПР Autodesk Inventor, однако на уровне вузов также используется Компас 3D. Чемпионаты для высших учебных заведений имеют несколько уровней:
- отборочные вузовские;
- отборочные межвузовские чемпионаты;
- национальный финал.
На примере конкурсного задания третьего межвузовского отборочного чемпионата 2019г. рассмотрим критерии оценки и определим перечень дисциплин в системе высшего образования, которые обеспечивают освоение студентом требуемых компетенций.
Конкурсное задание состоит из трех модулей:
Модуль А - механическая сборка и чертежи для производства;
Модуль В - машиностроительное производство;
Модуль С - внесение изменений в конструкцию изделия.
Отборочные соревнования проводились в дистанционной форме в течение двух конкурсных дней. На выполнение задания каждого конкурсного дня участнику в соответствии с инфраструктурным листом было отведено 6 часов. В таблице 1 приведены критерии оценки каждого модуля конкурсного задания и перечень дисциплин в классической системе высшего образования, освоение которых необходимо для успешного решения поставленных задач. Отличие заданий и критериев оценивания третьего межвузовского отборочного чемпионата 2019г. и проведенных ранее чемпионатов между вузами заключается в добавлении инженерных расчетов и проверке навыков в области технической механики, в связи, с чем увеличился и перечень дисциплин, от уровня усвоения которых зависят результаты участников.
Таблица 1
Дисциплины, формирующие навыки для выполнения модулей конкурсного задания компетенции «Инженерный дизайн CAD» по стандартам WorldSkills
Модуль конкурсного Критерии оценки Дисциплины
задания
Модуль А Мо д е л ир о в а ние де та ле й Инженерная графика
Механическая Моделирование сборок Компьютерная графика
сборка
Проектирование новой Метрология
и ч е рте ж и детали Техническая механика
для производства Создание чертежа новой (теоретическая
детали механика, сопротивление
В ыпо лне ние ра с ч е та ма те риал о в , те о рия
размерной цепи механизмов и машин,
В ыпо лне ние ра с ч е та детали машин)
крепежного соединения Материаловедение
Создание анимации разборки
Модуль В Мо д е л ир о в а ние де та ле й Инженерная графика
Ма шинос троите льное Моделирование сборок Компьютерная графика
произ в о дс тв о Создание чертежей деталей и Техническая механика
сборочных единиц (теоретическая механика,
Создание фотореалистичного сопротивление
изображения ма те риал о в , те о рия
Создание анимации механизмов и машин, детали машин)
Рамные конструкции Материаловедение
Создание детали из
листового материала
Модуль С Внесение изменений в конструкцию Инженерная графика
Внесение изменений Компьютерная графика
в для установки элементов Материаловедение
конструкцию Внесение изменений по
изделия расчётам
Количество критериев оценки значительное, однако, это необходимый минимум для любого современного специалиста, использующего САПР в своей профессиональной деятельности. Для соответствия любому из критериев очевидна значимость качественной геометро-графической подготовки, которую студенты традиционно получают на младших курсах вуза. Уровень освоения таких дисциплин как «Начертательная геометрия», «Инженерная графика» и «Компьютерная графика» оказывает существенное влияние на уровень владения САПР и качество дальнейшей подготовки специалиста.
Перед университетами поставлена задача по внедрению в образовательный процесс стандартов WorldSkills, что требует разработки новых методик преподавания дисциплин, создания новых учебно-методических комплексов и актуализации рабочих программ дисциплин на основе конкурсных заданий с мировых чемпионатов WorldSkills. В настоящее время студенты различных вузов РФ при изучении дисциплин графического цикла, таких как: «Начертательная геометрия», «Инженерная графика», «Компьютерная
графика» выполняют задания в современных САПР[2-4], что позволяет студентам получить базовые навыки 3D моделирования и разработки чертежей в соответствии со стандартами ЕСКД. Однако, для достижения высоких результатов в компетенции «Инженерный дизайн CAD (САПР)» на национальных и мировых чемпионатах такого объёма недостаточно, а подготовка талантливых студентов отдельно от основной группы обучающихся не приведет к достижению главной цели внедрения стандартов Worldskills в систему высшего образования - качественной подготовке выпускников, востребованных на мировом уровне.
Авторами разработана методика геометро-графической подготовки студентов специальности Проектирование металлургических машин и комплексов, реализуемая в ФГБОУ ВО МГТУ им. Носова, которая ориентирована на соответствие стандартам WorldSkills компетенции «Инженерный дизайн CAD» и опирается на два основных принципа:
- активное использование современных систем автоматизированного проектирования в образовательном процессе;
- выполнение работ по начертательной геометрии и эскизированию деталей машиностроения от руки.
На дисциплину «Инженерная графика», входящую в базовую часть учебного плана подготовки по специальности 15.05.01 Проектирование технологических машин и комплексов специализация Проектирование металлургических машин и комплексов отведено 3 семестра с общим количеством академических часов 504 (14 зачетных единиц): аудиторная работа - 354, самостоятельная работа - 107,3. Объём работ по дисциплине распределен по семестрам.
В первом семестре проводятся лекции по традиционным темам начертательной геометрии (методы проецирования, точка, прямая плоскость, поверхности, развертки, пересечение поверхностей) -t^, и основам проекционного черчения. Лекции проводятся в интерактивной форме с использованием средств визуализации материала. Практические задания по темам лекций выполняются студентами от руки, что позволяет обучающимся мысленно представить формы предметов, их взаимное положение в пространстве, определить размеры и геометрические свойства. Развитие пространственного мышления является залогом успешного изучения основ 3D моделирования и создания чертежей. Также на практических занятиях производится знакомство с системой Компас 3D в режиме параметризации 2D. Изучение зависимостей совпадение, перпендикулярность, касательность, выравнивание по горизонтали, вертикали и других, а также обязательная параметризация эскиза обеспечивают качественное проведение работ по 3D моделированию в дальнейшем. В завершении семестра студенты создают 3D модель литой детали по своему эскизу, выполненному от руки, и создают ассоциативный чертеж, оформленный по требованиям ЕСКД. Задание наглядно демонстрирует связь между реальным объектом, 3D моделью и чертежом. При изучении тем первого семестра используются учебно-методические разработки кафедры [6-9]. Вид аттестации первого
семестра - экзамен.
Во втором семестре при изучении основ машиностроительного черчения студент на основании полученных знаний по начертательной геометрии и проекционному черчению развивает навыки по разработке 3D моделей и ассоциативных чертежей деталей и сборок. Особое внимание уделяется приобретению навыков измерения деталей и выполнения чертежей деталей и сборочных единиц в соответствии со стандартами ЕСКД с использованием стандартов и справочной литературы. Комплексная работа, выполняемая во втором семестре, включает основные этапы, связанные с работами по восстановлению изделий в производственных условиях (рис. 1).
г)
Рис. 1 Этапы комплексной работы по разработке конструкторской документации узла вентиль: а) эскизы деталей; б) 3D модели деталей; в) 3D сборка узла; г) ассоциативный
сборочный чертеж узла и спецификация
Создание 3D моделей деталей по разработанным эскизам и 3D сборки узла направлено на формирование у студентов навыков реверс инжиниринга, формирует понимание значимости правильного проведения замеров детали и позволяет наглядно определить алгоритм сборки-разборки и работы устройства. При выполнении работ второго семестра
используются электронные учебно-методические материалы Г10~151. Кроме представленного комплексного задания выполняются работы по моделированию параметрических, листовых и деталей сложной формы по конкурсному заданию с чемпионатов WorldSkills компетенции «Инженерный дизайн CAD», а также формируются навыки создания анимации и фотореалистичных изображений. Вид аттестации второго семестра - зачет с оценкой. В конце первого года обучения студенты принимают участие в отборочном вузовском чемпионате по стандартам WorldSkills в компетенции «Инженерный дизайн CAD».
Третий семестр посвящен работе в системе Autodesk Inventor по конкурсным заданиям
чемпионатов и является важным звеном в подготовке студентов. В статье показан опыт успешного применения разработанного на базе конкурсного задания чемпионата мира учебно-методического комплекса для подготовки студентов в двух организациях среднего профессионального образования: в ГАПОУ МО «Подмосковный колледж «Энергия» и в ГБПОУ МО «Луховицкий авиационный техникум» в 2015-2018 гг., что подтверждает эффективность использования конкурсных заданий в учебном процессе. Кроме выполнения конкурсных заданий предусмотрена работа по чтению и деталированию сборочных чертежей по индивидуальным вариантам с созданием схемы сборки устройства (рис. 2), анимации работы и фотореалистичного изображения. Вид аттестации третьего семестра - зачет с оценкой.
Рис. 2 Схема сборки узла устройство натяжное
Обучающиеся по данной методике студенты ежегодно проходят отборочные соревнования на финал национального чемпионата по стандартам WorldSkills в
компетенции «Инженерный дизайн CAD»^171, показывают уверенное владение САПР при обучении на старших курсах и востребованы по профилю специальности после завершения обучения.
При изучении дисциплин, входящих в обязательную часть подготовки специалистов технических направлений, таких как «Детали машин», «Теория механизмов и машин», «Техническая механика», «Метрология» обязательным условием успешного внедрения стандартов WorldSkills компетенции «Инженерный дизайн CAD» является выполнение курсовых работ и проектов в системах Компас 3D и Autodesk Inventor. Получая теоретические знания и навыки расчетов механических передач, механизмов и деталей машин, студент должен научиться проектировать их в современных САПР и использовать
специальные расчетные модули и приложения ÜSI. Также в рамках данных дисциплин важно расширять навыки по созданию анимации работы механизмов и фотореалистичных изображений (рис. 3). Дальнейшее совершенствование навыков должно производиться
при изучении спецдисциплин —201 по направлениям подготовки и выполнении выпускной квалификационной работы.
Рис.3 Модель червячного редуктора
Использование методики обеспечивает качественную подготовку специалистов для дальнейшей профессиональной деятельности в соответствии со стандартами WorldSkills, но для достижения высоких результатов на чемпионатах одним из важных качеств является скорость выполнения заданий. Учитывая тот факт, что задания, согласно правилам чемпионатов, являются сложными даже для профессионалов, участник должен иметь значительный опыт выполнения различных проектов. Авторы считают, что для
приобретения такого опыта стоит обратить внимание на проведение дополнительных занятий в кружках как вне учебной деятельности студентов. Пример успешного ведения занятий получен в Китае.
В работе ^^ показана методика подготовки участников компетенции «Инженерный дизайн CAD» в Китае, представители которого показывают высочайший уровень на мировых чемпионатах. Стоит обратить особое внимание на организацию работы кружков в системе профессионального образования, куда начиная с первого курса обучения, отбираются лучшие студенты. Изучить устройство тренировочной базы и принципы отбора в кружок специальной геометро-графической подготовки, удалось автору статьи во время визита в Колледж промышленности и торговли в городе Гуанчжоу (Guangzhou Industrial and Trade Technical College, GZITTC) во время международной тренировки в рамках подготовки к чемпионату Европы Euroskills-2016». Устройство тренировочной
базы подробно рассмотрено в статье [21].
В кружках с ребятами работают тренеры, в числе которых обязательно присутствуют преподаватели инженерной графики и основ компьютерного геометрического моделирования. Зачисление в кружок считается очень престижным и выделяет студентов из общего потока обучающихся - они входят в Class A и могут носить форму, выделяющую их среди остальных. Мотивация для попадания в кружок способствует качественному усвоению получаемых знаний, совершенствованию навыков работы в САПР и выявлению студентов, способных показать высокие результаты на чемпионатах различного уровня. Мотивацией для работы в кружке является реальная возможность попасть в национальную сборную КНР. Каждые три месяца проводится отбор между студентами, после которого часть их возвращается в обычные классы. К концу второго курса численность сокращается примерно вдвое. По этой причине среди учащихся весьма высока конкуренция за право обучения в кружке.
Успешный опыт Китая целесообразно использовать в системе высшего образования РФ. Внедрение системы кружков позволит отбирать одаренных студентов для участия в чемпионатах, создаст преемственность поколений и передачу опыта между студентами старших курсов - участников чемпионатов и первокурсниками. Кроме того, в кружки специальной геометро-графической подготовки стоит привлекать и школьников для участия в движении WorldSkills Junior, которое активно развивается в РФ и направлено на подготовку будущих профессионалов.
Выводы. Одной из актуальных задач подготовки студентов технических направлений с учетом стандарта компетенции WorldSkills International «Инженерный дизайн CAD» является разработка новых методик преподавания дисциплин графического цикла и создание новых учебно-методических комплексов на основе конкурсных заданий с мировых чемпионатов. Авторами разработана методика геометро-графической подготовки студентов специальности 15.05.01 Проектирование металлургических машин и комплексов, реализуемая в ФГБОУ ВО МГТУ им. Носова. Использование методики позволяет производить качественную подготовку специалистов для дальнейшей профессиональной деятельности и обеспечивает полное овладение навыками 3D моделирования и разработки конструкторской документации в современных САПР в соответствии со стандартами компетенции «Инженерный дизайн CAD» WorldSkills International.
Библиография
1. Петров Е. Е. Подготовка результативного участника финала национального
чемпионата по методике Worldskills // Профессиональное образование и рынок труда. - 2018. - № 3. С. 49-56.
2. Александрова Е.П., Носов К.Г., Столбова И.Д. Геометрическое моделирование как инструмент повышения качества графической подготовки студентов // Открытое образование. 2014. №5. - С. 20-27.
3. Григоревская Л. П., Григоревский Л. Б., Фрейберг С. А. Инжннерно-графическая подготовка специалиста в вузе с использованием информационных технологий // Сибирский педагогический журнал. 2009. №5. С.98-110.
4. Столбова И.Д., Александрова Е.П., Носов К.Г. Функционал информационных технологий в геометро-графической подготовке инженера // Открытое образование Т. 21. № 1. С. 59-67.
5. Савельева, И. А. Конспект лекций по дисциплине инженерная и компьютерная графика: учебное пособие / И. А. Савельева; МГТУ.-Магнитогорск: МГТУ, 2018.-1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - URL:
https ://magtu.informsystema.ru/uploader/fileUpload?
name = 3653.pdf&show=dcatalogues/1/1526283/3653.pdf&view = true (дата обращения: 04.10.2019).-Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.
6. Свистунова, Е. А. Инженерная геометрия: учебное пособие / Е. А. Свистунова, Е. С. Решетникова, Е. Б. Скурихина; МГТУ.-Магнитогорск: МГТУ, 2016.-1 электрон. опт. диск ^D-ROM).-URL: https ://magtu.informsystema.ru/uploader/fileUpload?
name = 2532.pdf&show=dcatalogues/1/1130334/2532.pdf&view = true (дата обращения: 04.10.2019).-Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.
7. Денисюк, Н. А. Правила выполнения чертежей в инженерной геометрии: учебное пособие / Н. А. Денисюк, Т. В. Токарева, Е. С. Решетникова; МГТУ.-Магнитогорск: МГТУ, 2016.-59 с.: ил.-URL: https://magtu.informsystema.ru/uploader/fileUpload? name = 2271.pdf&show=dcatalogues/1/1129783/2271.pdf&view = true (дата обращения: 04.10.2019).-Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.
8. Савельева, И. А. Решение типовых задач инженерной геометрии средствами компьютерной графики: учебное пособие / И. А. Савельева; МГТУ.-Магнитогорск: МГТУ, 2016.-111 с.: ил.-URL: https://magtu.informsystema.ru/uploader/fileUpload? name = 2269.pdf&show=dcatalogues/1/1129778/2269.pdf&view = true (дата обращения: 04.10.2019).-Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.
9. Савельева, И. А. Начертательная геометрия и компьютерная графика: учебное пособие / И. А. Савельева; МГТУ.-Магнитогорск: МГТУ, 2017.-1 электрон. опт. диск (CD-ROM).-URL: https://magtu.informsystema.ru/uploader/fileUpload?
name = 3290.pdf&show=dcatalogues/1/1137481/3290.pdf&view = true (дата обращения: 04.10.2019).-Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.
10. Решетникова, Е. С. Создание проектно-конструкторской документации : учебное пособие. Ч. 1. Эскизирование деталей машин / Е. С. Решетникова, Е. А. Свистунова, Е. Б. Скурихина; МГТУ.-Магнитогорск: МГТУ, 2018.-1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - URL: https://magtu.informsystema.ru/uploader/fileUpload?
name = 3722.pdf&show=dcatalogues/1/1527711/3722.pdf&view = true (дата обращения: 09.10.2019).-Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.
11. Савельева, И. А. Компьютерная графика и геометрические основы моделирования: учебное пособие / И. А. Савельева, Е. С. Решетникова; МГТУ.-Магнитогорск: МГТУ, 2016.-119 с.: ил., табл.-URL: https://magtu.informsystema.ru/uploader/fileUpload? name = 2270.pdf&show=dcatalogues/1/1129781/2270.pdf&view = true (дата обращения: 04.10.2019).-Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.
12- Пожидаев, Ю. А. Компьютерное моделирование и создание проектно-
конструкторской документации в машиностроении средствами САПР. Инженерная и компьютерная графика в Autodesk Inventor, AutoCAD: учебное пособие. Ч. 1 / Ю. А. Пожидаев, Е. А. Свистунова, О. М. Веремей; МГТУ.-Магнитогорск: МГТУ, 2016.-1 электрон. опт. диск (CD-ROM).-URL: https ://magtu.informsystema.ru/uploader/fileUpload?
name = 2525.pdf&show=dcatalogues/1/1130327/2525.pdf&view = true (дата обращения :
-, 04.10.2019).-Режи,м доступа: для зарегистрир. пользователей. „
13. Савельева, И. А. Инженерная1 графика. Моделирование изделий и составление
конструкторской документации в системе КОМПАС-3D: учебное пособие / И. А. Савельева, В. И. Кадошников, И. Д. Кадошникова; МГТУ.-Магнитогорск, 2010.-186 с.: ил., табл., схемы.-URL: https://magtu.informsystema.ru/uploader/fileUpload? name = 311.pdf&show=dcatalogues/1/1068565/311.pdf&view = true (дата обращения : 04.10.2019).-Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.
14. Решетникова, Е. С. Компьютерная графика в дизайне и проектировании: учебное пособие / Е. С. Решетникова, Т. В. Усатая, Д. Ю. Усатый; МГТУ.-Магнитогорск: МГТУ, 2015.-1 электрон. опт. диск (CD-ROM).-URL:
https ://magtu.informsystema.ru/uploader/fileUpload?
name = 1487.pdf&show=dcatalogues/1/1124016/1487.pdf&view = true (дата обращения : 04.10.2019).-Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.
15. Решетникова, Е. С. Основы проектирования промышленных комплексов. Особенности строительных чертежей: учебное пособие / Е. С. Решетникова, Е. Б. Скурихина, Т. В. Токарева; МГТУ, [каф. ПМиГ].-Магнитогорск, 2011.-63 с. : ил., схемы.-URL: https://magtu.informsystema.ru/uploader/fileUpload? name=484.pdf&show=dcatalogues/1/1087756/484.pdf&view = true (дата обращения : 04.10.2019).-Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.
16. Петров Е. Е. Конкурсные задания для соревнований по профессиональному мастерству по компетенции «Инженерный дизайн CAD (САПР)» как инструмент повышения качества подготовки студентов в области геометрического моделирования // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2019. № 1. С. 79-89.
17. Решетникова Е.С., Свистунова Е.А., Широков В.О., Гудаева Ю.А. История и перспективы развития компетенции инженерный дизайн CAD (САПР) по стандартам WORLDSKILLS в МГТУ им. Г.И. НОСОВА // Механическое оборудование металлургических заводов. 2019. № 1 (12). С. 103-112.
18. Реализация методики оптимального проектирования ленточного конвейера в САПР AUTODESK INVENTOR 2019 // Решетникова Е.С. В книге: Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. Тезисы докладов 77-й международной научно-технической конференции. 2019. С. 199.
19. R. Zalilov, E. Reshetnikova, I. Savelyeva, E. Svistunova, M. Rebezov, A. Goncharov, S. Krasnikov, S. Nikolaeva, E. Odinokova. CAD systems and computer graphics in the training of specialists in the field of mechanical engineering. Journal of Critical Reviews. 2020. Т. 7. №2. С. 162-166/ DOI: 10.31838/jcr.07.02.30
20. Усатая Т.В., Дерябина Л.В., Решетникова Е.С. Современные подходы к проектированию изделий в процессе обучения студентов компьютерной графике // Геометрия и графика. 2019. Т. 7. № 1. С. 74-82. DOI : 10.12737/article_5c91fd2bde0ff7.07282102
21. Петров Е. Е. Опыт обмена практиками подготовки участников конкурсов в сфере профессионального образования с представителями Китайской Народной
Республики // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 1 (57). С. 84 Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Рецензия на статью Методы геометрического моделирования и компьютерная графика с учетом стандарта компетенции WorldSkills «Инженерный дизайн CAD" Предмет исследования - чётко конкретизирован и содержательный описан авторами. Это внедрение в образовательный процесс ВУЗА стандартов WorldSkills и разработка новых методик преподавания дисциплин, создание новых учебно-методических комплексов и актуализация рабочих программ дисциплин на основе конкурсных заданий с мировых чемпионатов WorldSkills. Важно, что предмет исследования раскрыт на нескольких уровнях - научном, прикладной и методическом. Методология исследования в основном традиционная. Автор использует методы анализа и обобщения разработанного по теме опыта, ретроспективный метод анализа данных и метод обобщения. На прикладном уровне применены методы апробации методики и способ методического описания предложенных инструментов. Актуальность исследования крайне высокая в силу двух причин. Во-первых, это проблема качества подготовки студентов и методов оценки их готовности к реальной профессиональной деятельности. Во-вторых, представленная статья отвечает решению проблемы сокращения "разрывов" между профессиональным образованием и требованиями работодателей. Актуаотрость подтверждена статистическими данными и конкретными примерами. Научная новизна не вызывает сомнения. Это разработка и адаптация методики геометро-графической подготовки студентов специальности Проектирование металлургических машин и комплексов на примере ФГБОУ ВО МГТУ им. Носова.Важно, что предлагаемая методика ориентирована на соответствие стандартам WorldSkills компетенции «Инженерный дизайн CAD». Стиль, структура, содержание Структура статьи традиционная. Представлена логичная актуальность заявленной темы. Данные подкреплены обзором наработок по теме чемпионатов World Skills на федеральном уровне. Данные подкреплены статистикой и обзором чемпионатов с 2017 года. В основной части авторы подробно и содержательные описывают методику подготовки к чемпионатам. Ценно, что данные представлены структурно с описанием семестровой подготовки, конкретных методов и форм работы. Статья проиллюстрирована графическими данными, схемами, таблицами, фотографиями. Это важно, так как подобное подробное представление позволит применить материалы как некие готовые решения и тиражировать их в практике подготовки студентов других специальностей и других вузов. Библиография обширная и многообразная. В списке литературы представлены 21 источник. Это статьи из периодических изданий, монографии и обзоры. Важно, что они дат равны вполне свежими источниками. Список литературы оформлен без нарушений, в полном соответствии с требованиями ГОСТа. Апелляция к оппонентам - статья является качественным самостоятельным исследованием и полностью соответствует ответ требованиям к публикациям в журналах из списка ВАК. Статья рекомендуется к публикации. Выводы, интерес читательской аудитории: интерес читателей будет высоким. Важно статья представляет ценность для разных аудиторий - от преподавателей, студентов, чиновников и руководителей в образовании до представителей предприятий, которые озабочены качественной подготовкой выпускников. Кроме того, в представленном материале могут быть заинтересованы работодатели, которые организуют чемпионаты World skills на своих предприятиях.