Научная статья на тему 'Методы формирования и регулирование эмоционального состояния юных кикбоксерок'

Методы формирования и регулирование эмоционального состояния юных кикбоксерок Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
215
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Ключевые слова
методики / эмоциональная стойкость / исследования / спортсменки / techniques / emotional stability / research / sportswomen

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — С. И. Белых, О. С. Олейник

В статье описаны методики формирования эмоциональной стойкости спортсменок

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — С. И. Белых, О. С. Олейник

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In clause the techniques of formation of emotional stability of the sportsman are described

Текст научной работы на тему «Методы формирования и регулирование эмоционального состояния юных кикбоксерок»

УДК 796.83/84(07)( 612.821

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЮНЫХ КИКБОКСЕРОК

C. И. Белых, О.С. Олейник Донецкий национальный университет

Аннотация. В статье описаны методики формирования эмоциональной стойкости спортсменок.

Ключевые слова: методики, эмоциональная стойкость, исследования, спортсменки.

Annotation. Byelykh Sergey, Oliinyk Olga. In clause the techniques of formation of emotional stability of the sportsman are described.

Key words: techniques, emotional stability, research, sportswomen.

Введение.

Постановка проблемы. Произвольно регулировать эмоциональное состояние могут в основном спортсменки высокой квалификации. Сложность организации процесса обучения приемам аутогенной тренировки, которые рекомендуют авторы, ограничивает ее использование юными спортсменками.

Юные спортсменки не имеют знаний по воспитанию самообладания, в связи с отсутствием каких-нибудь научно обоснованных приемов и методов по воспитанию эмоциональной стойкости детей. Разработка таких приемов и обучение им юных спортсменок будут оказывать содействие улучшению их здоровья, повышению интереса к регулярным спортивным тренировкам и повышению спортивных результатов.

Анализ современных исследований и публикаций показал, что в специальной литературе и программах по кикбоксингу не разработаны и научно не обоснованы приемы и методы по воспитанию эмоциональной стойкости кикбоксерок.

Формулирование целей работы: разработать научно - обоснованные приемы и методы по воспитанию эмоциональной стойкости юных кикбоксерок и провести исследование по влиянию на спортсменок данной методики.

Методы и организация исследований. К формированию эмоциональной стойкости у кикбоксерок мы привлекли тренерский состав своего спортивного клуба, начав работу по лекциям и изложением приемов саморегулирования эмоционального состояния и сна спортсменки. В дальнейшем тренеры самостоятельно осуществляли психологическую подготовку своих учениц для участия в соревнованиях.

Методы, предлагаемые нами, основаны на психологическом принципе переключения внимания эмоционально возбужденной спортсменки из сильного раздражителя на более слабый. При этом используются приемы, которые влияют на те или другие анализаторы слабыми монотонными раздражителями, которые вызывают сначала незначительное нарушение и утомление, которые изменяются торможением нервных клеток коры головного мозга. Это создавало условия для наступления дремотного состояния и сна у спортсменки, а также снижало степень нарушения.

Методы простые, легко запоминаются, удобные в применении и не требуют больших затрат времени на изучение.

Рекомендуем методы влияния на спортсменок при использовании их в разных ситуациях. Спортсменка самостоятельно подбирала себе один или несколько нижеперечисленных методов в зависимости от субъективных ощущений.

1. Упражнения для лиц, которые привыкли засыпать лежа на боку: поднять прямую руку на 5-10 см и держать ее вдоль тела приблизительно 2 мин. - опустить. Потом поднять одну ногу или стопу и держать ее до утомления мышц, расслабиться на несколько секунд. Потом снова выполнить вышеуказанные упражнения в любой последовательности 1-2 раза в зависимости от состояния спортсменки, которая засыпает.

2. Упражнения для лиц, которые привыкли засыпать лежа на спине:

- поднять и удерживать руку вдоль тела - 2 мин; поднять так же другую руку - 2 мин;

лежа ноги врозь, сомкнуть носки ступней (пятки остаются разомкнутыми). Удерживать приблизительно 2 мин;

- расслабить ноги и руки на несколько секунд. При необходимости повторить комплекс.

В дневное время для успокоения мы рекомендовали на 1-2 мин крепко сжать руки в кулаки или, сидя на полу, сильно согнуть ногу в голеностопном суставе (взять стопу на себя).

3. Кроме этого в своих исследованиях мы применяли метод прерывистого дыхания. Обычно на дыхание не обращают особого внимания. Если же спортсменка сосредоточится на регуляции своего дыхания, она может отвлечься от тревожных мыслей.

4. Внимание спортсменок мы сосредоточивали на размещении паузы в дыхательном цикле по следующей схеме:

а) вдох - задержать дыхание (пауза)-выдох (повторять 4-5 раз);

б) вдох - выдох - пауза;

в) вдох - пауза - выдох - пауза.

Мы дифференцированно применяли один из этих вариантов, чаще всего первый. Глубина вдоха немного больше обычного. Дальше мы усложняли схему изменением продолжительности паузы от 1 до 5 с. Успевать за 1-10 мин.

Кроме этого, мы видоизменяли схему саморегуляции дыхания с помощью выполнения прерывистого вдоха или выдоха. Например, сделать вдох прерывисто, втягивая в себя воздух двумя небольшими порциями. То же самое мы предлагали проделывать и на выдохе. С помощью кратковременной задержки дыхания мы достигали ускорения засыпания, а также успокоение, заметно замедляли дыхание и пульс. Задержка дыхания безвредная.

При формировании эмоциональной стойкости для юных спортсменок важным считали не только ощутить изменения своего эмоционального состояния, но и проследить за количественной стороной этого явления.

Во время учебно-тренировочных занятий, на соревнованиях, в естественном эксперименте, а также в лабораторных условиях спортсменки убеждались в том, что с помощью приемов саморегуляции они самостоятельно могли руководить своим эмоциональным состоянием.

Результаты исследований и их обсуждение. Исследования показали, что нервное напряжение кикбоксерки в конце предсоревновательного периода особенно возрастало к моменту жеребьевки. Это вызвано чувством неизвестности, разными предположениями о возможных соперницах в первом бою, опасениями, что результаты жеребьевки будут неблагоприятными.

При любых вариантах жеребьевки после ее окончания происходила разрядка, которая сопровождалась разными переживаниями в зависимости от результата жребия.

Во всех случаях мы давали возможность кикбоксерке немного успокоиться, утолить голод и жажду, а потом не спеша, подробно говорили с ней о перспективах первого боя, разрабатывали совместно план боя.

Мы аргументированно готовили кикбоксерку на наилучший результат боя (на победу или на достойное сопротивление, если должна быть встреча с выдающейся спортсменкой), предлагали и выясняли как зрительно -идеомоторно воображать во всех деталях ход боя и отдельные боевые ситуации.

Когда спортсменка ощутит весь бой, свои действия и действия соперницы и настроится соответствующим образом, ей полезно отключиться от будущей встречи к моменту начала разминки перед боем. Тогда она снова мысленным взглядом просматривает весь ход боя. Впрочем мы применяли и другие варианты настройки на бой, например), с отключением мыслей о нем.

Мы не допускали, чтобы кикбоксерка после жеребьевки и к началу боя думала о будущей встрече и действиях против соперницы: это привело бы к

нервному срыву и вызвало бы состояние депрессии (когда говорят, что она «перегорела» перед боем).

Общего универсального рецепта непосредственной подготовки кикбоксерок к бою не может быть. Ведь характерные и типологические особенности выступающих, уровень их подготовленности, отношение к соревнованиям и эмоциональное состояние разные. Также, должны быть разными и способы влияния на их психику.

Наши исследования показали, что нецелесообразно задолго перед выступлением «накачивать», взбудораживать кикбоксерку перед будущим боем, так как чрезмерное нарушение (что ведет к ухудшению дифференцировок) чаще всего во время встречи меняется торможением, которое снижает «боевой тонус».

Чрезмерная стимуляция победы перед боем тренером также приводит чаще всего к скованности кикбоксерки на ринге, к одностороннему восприятию боевой обстановки.

В результате исследований, мы пришли к заключению, что задача тренера заключается в том, чтобы снять лишнее нервное напряжение, которое появляется перед выходом на ринг, выработать уверенность в своих силах и боевой готовности.

Эту задачу мы решали по-разному для каждой кикбоксерки. Например, одну надо успокоить, убедив в том, что она намного сильнее и лучше подготовлена, чем соперница; другую - отчитать за мнительность и неуверенность в собственные силы; третью - возбудить непосредственно перед боем, поднять ее «боевой дух» и т.д.

Мы добивались того, чтобы кикбоксерка была оптимистически настроена и уверена в себе. Однако, нельзя чтобы уверенность подменивалась самоуверенностью, которая приводит к самоуспокоению, потере внимательности и ослаблению внимания.

Важно добиться того, чтобы кикбоксерке всегда была приятна перспектива будущей встречи с любой соперницей.

В своих исследованиях мы всегда учитывали, что в практике психологической подготовки кикбоксерок к бою существует ряд приемов, которые могут быть выборочно использованы тренером.

Прежде всего, для ряда спортсменок (особенно с легко возбудимой и неуравновешенной нервной системой) целесообразно использовать ряд приемов отвлечения их внимания от мыслей о будущих выступлениях.

Тренеру надо уметь отвлечь таких кикбоксерок от будущей встречи (шутя и разговаривая с ними на интересные темы, рассказывая веселые истории из жизни спортсменок, показывая интересные, комические иллюстрации и рисунки и т.д.), а потом незадолго перед боем, в конце разминки (во время боя с тенью), заставить ее сосредоточиться на плане своих боевых действий и на способах его осуществления.

Исследования показали, что у кикбоксерок с неуравновешенной нервной системой непосредственно перед боем лучше вызвать представление о тактическом ходе будущих действий, об особенностях техники и тактики их соперниц и способах противодействия им, не ориентируя таких спортсменок на результат. И, наоборот, флегматичных, уравновешенных спортсменок перед выходом на ринг лучше «раздуть» перспективой успешного выигрыша боя, обращая их внимание преимущественно на результативную сторону боя.

В нашем эксперименте хорошим средством отвлечения и переключения внимания служила музыка, любимая кикбоксеркой. Мы также использовали магнитофонную запись популярных мелодий, песен и танцев незадолго до выступления (или проводя разминку под музыку).

В некоторых случаях, когда спортсменка не уверена в своих силах, мы словесно убеждали ее в преимуществе над соперницей (указав, например, на преимущество в силе удара, подвижности, «техничности», скорости реакции и т.д.).

Мы всегда убеждали кикбоксерку в том, что каждая соперница, какой бы сильной она не считалась, всегда имеет слабые стороны.

Как показали исследования, очень успешно проходит психическая настройка, когда тренер (особенно если соревнования проводятся не в своем городе) неожиданно для кикбоксерки дает ей прослушать перед выходом на ринг записанные на магнитофонной ленте пожелания победы, приветы от друзей. Обычно это вызывает большой подъем и желание оправдать доверие близких.

Мы также считали важным, чтобы спортсменка сама научилась применять перед боем приемы самовнушения, самоподбадривание, самоубеждение, самоприказы и т.п. Перед каждым выступлением применяли приемы аутогенной тренировки - особенно для чрезмерно возбудимых и неуравновешенных спортсменок.

Известно, что расположение духа человека в той или иной степени связано с его позой, характером движений, жестами. Быстрые, «живые», энергичные движения, «ненапряженные», «бодрые» позы не только выражают бодрость, хорошее расположение духа и целеустремленность, определенной мерой оказывают содействие поддержке определенного «нервного тонуса», равно как скованные, вялые движения, «расслабленные» позы не только служат проявлением внутренней несобранности, подавленного состояния и т.д., но и оказывают содействие их усилению.

Поэтому тренеры следили за тем, чтобы кикбоксерки, которая готовится к бою, не только старалась оптимистически и уверенно отнестись к выступлению, но всем своим видом, движениями и жестами выражала это стремление.

Мы также заметили, что чрезмерная искусственная «веселость» некоторых кикбоксерок, не отвечает их внутреннему состоянию, иногда приводила к отрицательным результатам. Кикбоксерки настолько растрачивают свою нервную энергию на «шутки» или настраиваются настолько благодушно, что у них перед боем пропадает спортивная злость, необходимая для победы.

Кроме того мы убедились, что появление и поддержка спортивной злости, которая выражается в непоколебимой целеустремленности,

сдержанности и настойчивости в боевых действиях, ни в коей мере не должны приводить к личному озлоблению относительно соперницы, которое мешает кикбоксерке хладнокровно оценивать обстановку на ринге и разумно проводить бой.

Большое значение для психологического состояния кикбоксерки имеет содержание разминки перед боем, которая должна проводиться так, чтобы поднять расположение духа, устранить скованность, расслабить мышцы, максимально улучшить готовность к быстрым и внезапным действиям.

Однако и здесь в зависимости от индивидуальных особенностей и привычек спортсменки следует делать ударение на любимых ею группах упражнений (например, имитационных, специально-подготовительных, обще -развивающих упражнениях при ходьбе или на месте, бою с тенью, упражнениях с соперницей в перчатках, нанесении ударов по лапам и т.д.).

Во время боя с тенью мы предлагали кикбоксерке выполнить несколько вариантов любимых атакующих, защитных и контратакующих действий.

Для регуляции эмоциональных состояний кикбоксерок мы использовали специальную дыхательную гимнастику и легкий возбудимый или успокоительный массаж.

В нашем арсенале есть несколько систем дыхательных упражнений, которые делают положительное влияние на нервную систему спортсменок. Эти упражнения проводили сидя или лежа. Они предусматривают глубокие вдохи и выдохи, произвольные задержки фаз дыхания, полное расслабление мышц и отвлечение от мыслей о будущем выступлении.

В зависимости от способа, места применения и интенсивности массажа он успокаивает или возбуждает нервную систему. Для успокоения мы применяли легкое поглаживание в области спины, затылка, шеи; для возбуждения - энергичное растирание мышц, тела, потряхивание руками и ногами.

По нашим наблюдениям кикбоксерка быстрее придет в боевую готовность и примет намеченную линию боя в том случае, если она будет с полным доверием и уважением относиться к своему наставнику.

Иногда тренеру полезно (без ошибочного самолюбия) обратиться к кому-нибудь из товарищей или спортивных знакомых спортсменки, которые пользуются у нее большим авторитетом, с просьбой помочь настроить выступающую в необходимом направлении перед боем: уговорить, успокоить, «воодушевить» и т.д.

Исследования показали, что в группе юных спортсменок в возрасте 1315 лет наблюдался большой процент лиц (75%), в которых изменялось психическое состояние в связи с участием в соревнованиях.

Наиболее характерными симптомами эмоционального нарушения были: тремор (22%), частое сердцебиение перед стартом (20%), нарушение сна накануне соревнования.

Во время соревнований у подростков в большей степени, чем у взрослых, повышалась координация движений. У девушек наблюдалась более высокая возбуждаемость дыхательного центра.

Особое внимание мы уделяли формированию эмоциональной стойкости юных спортсменок в период полового созревания (13-14лет), когда гормональная перестройка оказывает большое влияние на функции коры мозга. Кроме этого, нами отмечено, что у 11-12- летних спортсменок эмоциональные сдвиги в предстартовом состоянии незначительные, а у 1518-летних спортсменок они выражены очень сильно.

В наших исследованиях также установлена разная степень возбуждения центральной нервной системы детей разного возраста. В результате образного представления конфликтных ситуаций, связанных с участием в соревнованиях, пульсовая реакция детей 11-12 - летнего возраста оказалась в 3,6 раза меньше, чем у юных спортсменок 17-18 лет: прирост пульса составлял соответственно 5 и 18 в минуту.

В группе среднего возраста (14-15 лет) прирост пульса при образном представлении конфликтных ситуаций составлял в среднем 16 в минуту. Примечательно, что в эту группу входили члены ДЮСШ, которые еще не принимали участие в соревнованиях. При этом у трех испытуемых зарегистрирован значительный прирост пульса - 22-24.

Результаты эффективности разработанной методики психомышечного расслабления были подвергнуты математической обработке с помощью методов и средств анализа данных в пакете Stadia 6.1. Для статистической обработки использовались базовые разделы математической статистики: описательная статистика, критерии парных отличий, анализ факторных эффектов. Оценка характера распределения проводилась по критериям Колмогорова, Омега-квадрат и Хи-квадрат.

Проведенный сравнительный дисперсный анализ тех же показателей по истечение шести месяцев тренировочного цикла выявил важное улучшение надежности деятельности группы испытуемых в сравнении с контрольной группой (р±0,05). Такой же результат был получен и по данным парных сравнений Шеффе. В связи с чем, как дополнительный критерий, по которому была проведена оценка эффективности разработанных методов подготовки кикбоксерок, были проведены спарринги между спортсменками обеих групп. При этом, пары формировались случайным образом. На основании полученных результатов было выявлено, что вероятность победы группы испытуемых составила (0,85±0,17), что свидетельствует об их важном преимуществе над контрольной группой.

Выводы. Исследования показали, что научив регулировать свое состояние в процессе предыдущих тренировок, спортсменка перед боем может отвлечь себя от неблагоприятных мыслей и переживаний, расслабиться, успокоиться и настроиться на будущий бой.

Перспективы дальнейших исследований. Исследования подтвердили целесообразность применения дальнейших разработок по

совершенствованию педагогического процесса кикбоксерок, которые мы и сейчас продолжаем.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белих С.1. Дiвочий бокс. Донецьк: ДонНУ, 2004. - 624с.

2. Генов Ф. Психологические особенности мобилизационной готовности спортсменов. - Г.: Физкультура и спорт, 1971. - 245 с.

3. Жданов Ю.Н. Психологическая подготовка боксера. - Донецк: АО Издательство «Донеччина», 1997, 340 с.

4. Клещев В.Н. Кикбоксинг. - М.: Академический проект, 2006. - 288с.

5. Калмыков Е.В. Теория и методика бокса. - М.: Физическая культура, 2009,- 272с.

6. Гожин В.В., Дементьев В.Л., Сизяев С.В. Формирование состояния боевой готовности спортсмена-единоборца. - М.: Физическая культура, 2009. -240с.

7. Загайнов P.M. Психологическое мастерство тренера и спортсмена. - М.: Советский спорт, 2005. - 106с.

8. Загайнов P.M. Кризисные ситуации в спорте и психология их преодоления. - М.: Советский спорт, 2010. - 232с.

9. Киселёв Ю.Я. Психологическая готовность спортсмена: пути и средства достижения. - М.: Советский спорт, 2009. - 276с.

10.Кулаичев А.П.. Методы и средства анализа данных в среде Windows. Stadia 6.1. - М.: НПО «Информатика и компьютеры», 1998. - 270 с.

Сведения об авторах:

Белых Сергей Иванович

Донецкий национальный университет, кандидат педагогических наук, кандидат наук по физическому воспитанию и спорту, профессор, Заслуженный тренер Украины, Заслуженный работник физической культуры и спорта Украины, судья международной категории, мастер спорта по боксу и кикбоксингу, заведующий кафедрой физического

воспитания и спорта Рабочий адрес: Донецк, 83001, ул. Университетская, 24, Донецкий национальный университет, кафедра физического воспитания и спорта. Служебные телефоны: (+38) (062) 302-07-18. e-mail: sportkafedra. donnu@gmail .com Домашний адрес: 83120, г. Донецк, ул. В.Терешковой, 37, кв.5. Мобильный телефон: (+38) 050-368-86-54

Олейник Ольга Сергеевна

Донецкий национальный университет

тренер-преподаватель кафедры физического воспитания и спорта, мастер спорта, судья национальной категории по кикбоксингу Рабочий адрес: Донецк, 83001, ул. Университетская, 24, Донецкий национальный университет, кафедра физического воспитания и спорта служебные телефоны: (+38) (062) 302-07-18. Электронная почта: sportkafedra. donnu@gmail .com Домашний адрес: 83120, г. Донецк, ул. В.Терешковой, 37, кв.5. Мобильный телефон: (+38) 050-656-46-30

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.