Научная статья на тему 'МЕТОДЫ ЭФФЕКТИВНОГО АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ТУРИСТСКИМ ПРЕДПРИЯТИЕМ В УСЛОВИЯХ ТУРБУЛЕНТНОСТИ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ'

МЕТОДЫ ЭФФЕКТИВНОГО АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ТУРИСТСКИМ ПРЕДПРИЯТИЕМ В УСЛОВИЯХ ТУРБУЛЕНТНОСТИ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
92
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ТУРОПЕРАТОРСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ТУРБУЛЕНТНОСТЬ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сапунова Е.В., Рудникова Н.П.

особенность антикризисного управления сопряжена с потребностью принятия сложных управленческих решений в обстоятельствах ограниченных экономических средств, большой степени неопределенности и риска, то есть в условиях турбулентности внешней среды. В статье анализируются методы эффективного антикризисного управления, применяемые туроператорскими организациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ ЭФФЕКТИВНОГО АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ТУРИСТСКИМ ПРЕДПРИЯТИЕМ В УСЛОВИЯХ ТУРБУЛЕНТНОСТИ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

МЕТОДЫ ЭФФЕКТИВНОГО АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ТУРИСТСКИМ ПРЕДПРИЯТИЕМ В УСЛОВИЯХ ТУРБУЛЕНТНОСТИ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ Сапунова Е.В.1, Рудникова Н.П.2

1Сапунова Екатерина Витальевна - студент;

Рудникова Надежда Петровна - кандидат географических

наук, доцент, кафедра туризма и гостиничного дела, факультет технологии, предпринимательства и сервиса, Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, г. Орёл

Аннотация: особенность антикризисного управления сопряжена с потребностью принятия сложных управленческих решений в обстоятельствах ограниченных экономических средств, большой степени неопределенности и риска, то есть в условиях турбулентности внешней среды. В статье анализируются методы эффективного антикризисного управления, применяемые

туроператорскими организациями.

Ключевые слова: антикризисное управление, туроператорские организации, турбулентность внешней среды.

Сегодня многим россиянам по различным причинам в том числе и политическим, а также из-за быстрого роста курсов валют и нехватки денежных средств, остается не так много альтернатив отдыху в России. Сложные отношения с Украиной, после событий 2014 года и недавно вновь начавшегося конфликта, экономические санкции, падение курса рубля, вероятность аннуляций шенгенских виз, выданных россиянам, все это способствует переориентации направлений отдыха для граждан РФ. Эти и многие другие факторы создают кризисную ситуацию в туристской отрасли,

которая требует составления системы антикризисного управления туристской отраслью.

Турбулентность внешней среды - изменения во внешней среде, происходящие с высокой степенью неопределенности и непредсказуемости. Фактически проблемность турбулентности внешней среды обусловлена физической неспособностью руководителей предприятия просчитать цепочки взаимосвязей протекающих изменений. В связи с высоким уровнем турбулентности внешней туристской среды, изменяется технология управления туристским предприятием.

Банкротство авиакомпаний и туроператорских организаций, а также ограничительные меры при Covid-19, а именно переносы забронированных туров и задержки с возвратами по аннулированным турам спровоцировали появление новых принципов функционирования рынка, в первую очередь для туристских операторов. Туроператоры прибегают к использованию бонусных программ для турагентств и минимальными предоплатами по акции «Раннее бронирование», тем самым стимулируя свои продажи, что в свою очередь повышает конкурентоспособность на рынке туристских услуг. Суть бонусных программ заключается в том, что при продаже тура, турагент получает определенное количество бонусов, которые он может использовать по своему усмотрению, например, оплатить с помощью бонусов рекламные туры или получить от туроператора материальное вознаграждение [2].

Еще одним решением проблемы снижения доходности туристского бизнеса является управление прибылью. Такие туроператоры как «Coral Travel», «Sunmar», регулируют получение прибыли с помощью комиссионного вознаграждения, значительно снижая его с привычных для туристских агентств 11-12% до 8-10%. Такое понижения связано с необходимостью обеспечения

конкурентоспособности цен. Однако турагенты способны увеличить свою комиссию при условии продажи турпакетов на определенную сумму или же туроператорами учитывается

количество людей отправленных на отдых. Такая политика работы с туристскими агентствами выгодна туроператору, но турагенты значительно теряют прибыль, несмотря на появления стимула продажи турпродукта для увеличения своей комиссии.

В результате «закрытия» ряда направлений на туристском рынке, туроператоры переориентируются на более выгодные туристские направления. Ярким примером является туроператор «PAC GROUP» [3], который ранее был известен как один из лидеров по европейским направлениям отдыха, сейчас открыл продажи в, новые для себя страны (Вьетнам, Израиль, Индия, Индонезия, Китай, ОАЭ, Сингапур, Япония, а также отдаленные регионы России), что позволило существенно увеличить объем продаж.

В настоящее время, в рамках своих антикризисных программ, туроператоры включают в туристский пакет регулярные авиарейсы, что позволяет им уменьшить затраты на приобретение блоков мест (так как в условиях современного рынка риск неокупаемости мест очень высок). Однако, приобретая турпакет, включающий регулярные авиарейсы, агентства имеют дело с множеством различных авиатарифов, которые постоянно меняются в зависимости от спроса, сезонности или загрузки рейсов. Это делает нестабильной цену перевозки в составе туристского пакета.

Как следствие, большинство туроператоров для того, чтобы иметь возможность находиться в поисковых агрегаторах на верхних строчках, привлекая внимание агентств и клиентов, закладывают в туристский пакет минимальную цену билета, требующую дальнейшего переподтверждения. В большинстве случаев минимальный тариф, как правило, не подтверждается, агентства вынуждены запрашивать информацию о размерах доплат по каждой интересующей дате, не имея возможности оперативно озвучить туристу окончательную стоимость тура. Как результат - недовольство агентов, туристов и многочисленные аннуляции туров.

Проанализировав туристский рынок в современных условиях, можно сделать вывод, что ведущие туроператоры показали себя с сильной стороны.

Методологическая база антикризисных программ на современном этапе развития туристской отрасли все больше зависит от внешних факторов. В сложившихся условиях главным трендом рынка станет совершенствование систем бронирования, концентрирование внимания на предпочтениях туристов и турагентов. В настоящее время туроператоры проявляют лояльное отношение к своим партнерам, тем самым реализуя свои турпродукты и повышая свое финансовое благополучие, что ведет к стабильности компании на туристском рынке в условиях турбулентности внешней среды [1].

Таким образом, туристской отрасли придется выбираться из кризиса эволюционным путем, созданием устойчивой, эффективной системы антикризисных мероприятий. Основных направлений эволюции четыре: укрупнение структуры рынка массовых направлений, привлекательности «ниш», развитие многофункциональных систем онлайн-бронирования, стимулируемое растущим спросом на самостоятельную разработку туристом путешествия на базе услуг, реализуемых туроператором.

Список литературы

1. Блынская Е.С., Шмарков М.С., Шмаркова Л.И. Тенденции формирования спроса как ориентир деятельности компаний на рынке туризма / Тенденции и проблемы развития индустрии туризма и гостеприимства: материалы 5-й Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием, 15 ноября 2018 г. / Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина; отв. ред. Л.А. Ружинская. Рязань, 2018. С. 191-195.

2. Шмаркова Л.И., Шмарков М.С. Анализ основ формирования инновационного подхода к построению партнерских отношений с потребителями туристских услуг // Вестник ОрелГИЭТ, 2009. № 1-1 (7). С. 11-14.

3. Шуваева Д.С., Ловчиков Е.А., Мусахаджиева М.У., Рудникова Н.П. Роль и влияние инноваций на международный туризм в период COVID-19, 2022. № 3

КЛАССИФИКАЦИИ БУХГАЛТЕРСКИХ ДОКУМЕНТОВ Козлова Т.А.

Козлова Татьяна Анатольевна - старший преподаватель, кафедра экономики и организации производства, факультет

инженерного бизнеса и менеджмента, Московский государственный технический университет им.

Н.Э. Баумана, г. Москва

Одним из структурных подразделений, играющих важную роль в деятельности компании, является отдел бухгалтерии. Именно в этом структурном подразделении документы проходят разные стадии: составляются, проверяются, подписываются, систематизируются, хранятся,

уничтожаются. Важную роль играет не только качественная информация в документе, но и правильность оформления документов. При допущении ошибки в оформлении, документ становится неполноценным и теряет свою юридическую силу.

Бухгалтерские документы, являясь носителями информации и обладая юридической силой, подлежат Единой системе классификации и кодирования (ЕСКК). Все хозяйственные операции производятся с оформлением первичных документов, на основании которых организация ведет бухгалтерский учет. Для упрощения работы с бухгалтерскими документами применяются классификации документов.

Существуют следующие классификации бухгалтерских документов:

• По объему содержания сведений;

• По назначению;

• По содержанию хозяйственной операции;

11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.