Научная статья на тему 'МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ВЫУЧЕННОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ У МОЛОДЕЖИ'

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ВЫУЧЕННОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ У МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1165
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОДИАГНОСТИКА / ВЫУЧЕННАЯ БЕСПОМОЩНОСТЬ / ЛИЧНОСТНАЯ БЕСПОМОЩНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пономарева Ирина Владимировна, Сизова Яна Николаевна, Куба Елена Андреевна

Представлены методы диагностики психологической беспомощности. Актуальность проблемы диагностики выученной и личностной беспомощности сводится к необходимости изучения детерминантов поведения молодежи, в том числе мигрантов из Центральной Азии, и получении верифицированных данных о факторах адаптации мигрантов в новой социокультурной среде. Проанализированы подходы к диагностике выученной и личностной беспомощности, а также приведены конкретные психодиагностические методики, позволяющие оценить наличие беспомощности у молодежи, в том числе мигрантов из Центральной Азии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пономарева Ирина Владимировна, Сизова Яна Николаевна, Куба Елена Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTIC METHODS OF LEARNED AND PERSONAL SECURITY IN YOUTH

The article presents methods for diagnosing psychological helplessness. The urgency of the problem of diagnosing learned/personal helplessness boils down to the need to study the determinants of the behavior of young people, including migrants from Central Asia, and to obtain verified data on the factors of adaptation of migrants in the new sociocultural environment. The approaches to the diagnosis of learned/personal helplessness are analyzed, as well as specific psychodiagnostic techniques are given to assess the presence of helplessness among young people, including migrants from Central Asia.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ВЫУЧЕННОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ У МОЛОДЕЖИ»

СООБЩЕНИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ REPORTS OF YOUNG SCIENTISTS

Вестник Челябинского государственного университета.

Образование и здравоохранение. 2019. № 3—4 (7—8). С. 23—26.

УДК 577.125.8:616

ББК 28.072+54.102

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ВЫУЧЕННОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ

У МОЛОДЕЖИ

И. В. Пономарева, Я. Н. Сизова, Е. А. Куба

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

Исследование выполнено при поддержке гранта РФФИ (проект № 19-013-00949 А «Культурно-этнические детерминанты самостоятельности-личностной беспомощности молодежи России и стран ближнего зарубежья (на материале мигрантов из Центральной Азии)»).

Представлены методы диагностики психологической беспомощности. Актуальность проблемы диагностики выученной и личностной беспомощности сводится к необходимости изучения детерминантов поведения молодежи, в том числе мигрантов из Центральной Азии, и получении верифицированных данных о факторах адаптации мигрантов в новой социокультурной среде. Проанализированы подходы к диагностике выученной и личностной беспомощности, а также приведены конкретные психодиагностические методики, позволяющие оценить наличие беспомощности у молодежи, в том числе мигрантов из Центральной Азии.

Ключевые слова: психодиагностика, выученная беспомощность, личностная беспомощность.

Анализ классических теорий психологии свидетельствует о многоаспектности феномена психологической беспомощности. Исследователи в своих теориях анализируют истоки беспомощности, ее значение в становлении личности и особенности проявления в поведении.

Системное описание феномена выученной беспомощности было представлено учеными Университета Пенсильвании (С. Майер, Дж. Овермайер, М. Селигман). С. Майер и М. Селигман сумели сделать наблюдение, которое подтвердило гипотезу, что беспомощность формируется посредством опыта влияния неподконтрольных событий. Также авторы отмечают, что ожидание будущего неконтролируемого результата распространяется и на новые ситуации [См.: 5].

Одним из направлений преобразованной теории беспомощности является исследование связи между атрибутивным стилем и депрессией (Л. Абрамсон, К. Вон Бэйер, Г. Металски, М. Селигман, А. Семмел). Атрибутивный стиль используется авторами при описании индивидуальных особенностей атрибуций и определяется как устойчивая манера объяснять причины происходящего. Ученые на основании результатов

эмпирических исследований доказали, что пессимистический стиль объяснений способствует хроническому ожиданию неудачи и является одной из причин возникновения состояния беспомощности и депрессии [Там же].

Выученная беспомощность рассматривается как состояние, возникающее в качестве реакции на травмирующие события. В исследованиях О. В. Волковой выученная беспомощность рассматривается как «нарушение мотивации в результате пережитой субъектом неподконтрольности ситуации, в которой результат не зависит от прилагаемых усилий» [2]. Автор отмечает, что «выученная беспомощность — это состояние, возникающее в результате длительного по времени, неоднократно повторяющегося (реверсивного) воздействия (как позитивного, так и негативного), избегание которого является невозможным» [Там же].

Вопрос диагностики состояния выученной беспомощности является актуальным на сегодняшний день. В исследованиях зарубежных и отечественных авторов применяются такие методы, как наблюдение, эксперимент, опрос (комплекс психодиагностических методик). Диагностическими показателями выученной

беспомощности являются «повышенная тревожность, низкая самооценка, депрессивное состояние, пессимистический атрибутивный стиль и наличие негативного события в прошлом» [6]. В исследованиях Г П. Геранюшкиной, О. Э. Афраймович состояние выученной беспомощности диагностируется при «сочетании глубокого пессимистического стиля объяснений и выраженных депрессивных симптомов» [3]. Для выявления беспомощности исследователи применяют опросник атрибутивного стиля М. Селигмана (ASQ), шкалу самооценки депрессии Бека (BDI), методику самооценки самочувствия, активности и настроения (САН) [3; 6]. В исследовании А. В. Белорусовой используются следующие методики: опросник «Депрископ» (П. Хейманс, А. И. Подольский), опросник «Стиль объяснения успехов и неудач», версия для подростков (Т. О. Гордеева, Е. Н. Осин, В. Ю. Шевяхова), методика Дембо — Рубинштейн (модификация А. М. Прихожан), опросник «Лист жизненных событий подростков» (А. И. Подольский, О. А. Идобаева), методика измерения подростковой тревожности (Ю. А. Зайцев) [1].

Д. А. Циринг и Е. А. Куба создали методику диагностики выученной беспомощности для подростков. Опросник представляет собой 56 утверждений. Данный опросник стандартизирован, имеет оптимальные значения показателей надежности и валидности. Поэтому он был использован нами для диагностики выученной беспомощности у молодежи, а также для изучения выученной беспомощности у молодежи из числа мигрантов из Центральной Азии. При оценке выученной беспомощности у молодежи нами были изменены нормы теста. Выборками для стандартизации выступили выборка молодежи из России и выборка молодежи — мигрантов из Центральной Азии.

Помимо состояния выученной беспомощности в современной отечественной психологии рассматривается феномен личностной беспомощности (Д. А. Циринг, 2010, [6]). В рамках концепции личностной беспомощности выделены образования личностного уровня, противоположные по своему психологическому содержанию, — личностная беспомощность и самостоятельность. Выученная беспомощность рассматривается автором концепции Д. А. Циринг как возможное проявление личностной беспомощности. Личностная беспомощность определяется как «качество субъекта, представляющее собой единство определенных личностных особенностей, возникающих в результате взаимо-

действия внутренних условий с внешними, определяющее низкий уровень субъектности, то есть низкую способность человека преобразовывать действительность, управлять событиями собственной жизни, ставить [цели] и достигать целей, преодолевая различного рода трудности» [Там же].

Вопросы диагностики личностной беспомощности также являются актуальными в современной психологической науке. В исследованиях Д. А. Циринг (2010), Е. В. Веденеевой (2008), Ю. В. Яковлевой (2011), И. В. Пономаревой (2013) выявление признаков личностной беспомощности проводится с использованием батареи методик: «Опросник стиля атрибуции у подростков» (Д. А. Циринг), «Шкала депрессии» (Т. И. Балашова), «Личностная шкала проявлений тревоги» (Т. А. Немчинов, В. Г. Норакидзе), «Методика определения самооценки» (С. А. Бу-дасси). Так, диагностическими показателями личностной беспомощности авторы рассматривают высокий уровень депрессии, высокий уровень тревожности, низкую самооценку, пессимистический атрибутивный стиль. В исследовании Е. А. Евстафеевой (2011, 2015) диагностика личностной беспомощности проводится при помощи методики многостороннего исследования личности, которая представляет собой вариант теста ММР1 (авторы Ф. Б. Березин, М. П. Мирошников, Р. В. Рожанец, 1976). Автор отмечает, что «опросник представляется валидным для диагностики личностной беспомощности, так как измеряет все ее основные диагностические показатели (в соответствии с критериями, обоснованными в более раннем исследовании Д. А. Циринг)» [7].

Разработка методики диагностики личностной беспомощности и самостоятельности для респондентов подросткового возраста была осуществлена М. О. Климовой совместно с автором концепции личностной беспомощности Д. А. Циринг [4]. Данная версия использовалась нами для исследования личностной беспомощности на выборке молодежи России и стран Центральной Азии с изменением тестовых норм методики для каждой выборки.

Так представлены методы психологической диагностики личностной и выученной беспомощности в психологии. Выбор той или иной психодиагностической стратегии в изучении выученной или личностной беспомощности сопряжен с задачами исследования. Однако согласно принципу организации и проведения психодиагностической деятельности процедура психодиагностического обследования должна быть экономична, а обработка и анализ полученных данных просты и доступны.

Методы диагностики выученной и личностной беспомощности у молодежи

25

Список литературы

1. Белорусова, А. В. Профилактика выученной беспомощности у старших подростков [Электронный ресурс] / А. В. Белорусова. — URL: https://goo-gl.ru/5VH2 (дата обращения 16.12.2019).

2. Волкова, О. В. Онтогенетический подход к исследованию феномена выученной беспомощности / О. В. Волкова // Медицинская психология в России : электрон. науч. журн. — 2013. — № 6 (23).

3. Геранюшкина, Г. П. Психологические защиты у лиц с признаками выученной беспомощности / Г. П. Геранюшкина, О. Э. Афраймович // Психология в экономике и управлении. — 2014. — № 2. — С. 23—29.

4. Климова, М. О. Диагностика личностной беспомощности у подростков: разработка и апробация психодиагностического инструментария / М. О. Климова, Д. А. Циринг // Сибирский психологический журнал. — 2017. — № 66. — С. 130—140.

5. Пономарева, И. В. Личностная беспомощность подростков из семей с нарушениями взаимоотношений / И. В. Пономарева. —Челябинск : Печатный двор, 2014.

6. Циринг, Д. А. Психология личностной беспомощности: исследование уровней субъектности / Д. А. Циринг. — М. : Академия, 2010.

7. Циринг, Д. А. Психодиагностика личностной беспомощности: проблемы и методы / Д. А. Циринг, Е. А. Евстафеева // Сибирский психологический журнал. — 2011. — № 41.

Сведения об авторах

Пономарева Ирина Владимировна — кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. ivp-csu@yandex.ru

Сизова Яна Николаевна — старший преподаватель кафедры психологии Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. sizova159@yandex.ru

Куба Елена Андреевна — старший преподаватель кафедры специальной и клинической психологии Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. specpsy@csu.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University.

Education and Healthcare. 2019. № 3—4 (7—8). P. 23—26.

DIAGNOSTIC METHODS OF LEARNED AND PERSONAL SECURITY IN YOUTH

I. V. Ponomareva

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. ivp-csu@yandex.ru

Y.N. Sizova

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. sizova159@yandex.ru

E.A. Cuba

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. specpsy@csu.ru

The article presents methods for diagnosing psychological helplessness. The urgency of the problem of diagnosing learned/personal helplessness boils down to the need to study the determinants of the behavior of young people, including migrants from Central Asia, and to obtain verified data on the factors of adaptation of migrants in the new sociocultural environment. The approaches to the diagnosis of learned/personal helplessness are analyzed, as well as specific psychodiagnostic techniques are given to assess the presence of helplessness among young people, including migrants from Central Asia.

Keywords: psychodiagnostics, learned helplessness, personal helplessness.

26

H. B. noHOMapeBa, H. H. Cu30Ba, E. A. Ky6a

References

1. Belorusova A.V. Prevention of learned helplessness in older adolescents. Available at: https://goo-gl. ru/5VH2, accessed 16.12.2019. (In Russ.).

2. Volkova O.V. Ontogenetic approach to the study of the phenomenon of learned helplessness. Medical Psychology in Russia: electron. scientific journal, 2013, no. 6 (23). (In Russ.).

3. Geranyushkina G.P. Psychological defenses in persons with signs of learned helplessness. Psychology in economics and management, 2014, no. 2, pp. 23-29. (In Russ.).

4. Klimova M.O., Tsiring D.A. Diagnosis of personality helplessness in adolescents: the development and testing of psycho-diagnostic tools. Siberian Psychological Journal, 2017, no. 66, pp. 130-140. (In Russ.).

5. Ponomareva I.V. Personal helplessness of adolescents from families with relationship disorders. Chelyabinsk, 2014. (In Russ.).

6. Tsiring D.A. Psychology ofpersonal helplessness: a study of the levels of subjectivity. Moscow, Academy, 2010. (In Russ.).

7. Tsiring D.A., Evstafeeva E.A. Psychodiagnostics of personality helplessness: problems and methods. Siberian Psychological Journal, 2011, no. 41. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.