Научная статья на тему 'МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ'

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
умственная отсталость / дошкольный возраст / дети / мышление / диагностика мышления / mental retardation / preschool age / children / thinking / diagnosis of thinking

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гордеева Е.А., Эм Е.А.

В статье рассмотрено понятие умственной отсталости, представлена психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста и детей дошкольного возраста с умственной отсталостью, проанализированы методы диагностики мышления у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гордеева Е.А., Эм Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS FOR DIAGNOSING THINKING IN PRESCHOOL CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION

The article examines the concept of mental retardation, presents the psychological and pedagogical characteristics of preschool children and preschool children with mental retardation, analyzes methods for diagnosing thinking in preschool children with mental retardation.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ»

УДК 37 Гордеева Е.А., Эм Е.А.

Гордеева Е.А.

студентка 2 курса Северо-Кавказский федеральный университет (г. Ставрополь, Россия)

Научный руководитель: Эм Е.А.

кандидат педагогических наук, доцент кафедры коррекционной психологии и педагогики Северо-Кавказский федеральный университет (г. Ставрополь, Россия)

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Аннотация: в статье рассмотрено понятие умственной отсталости, представлена психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста и детей дошкольного возраста с умственной отсталостью, проанализированы методы диагностики мышления у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью.

Ключевые слова: умственная отсталость, дошкольный возраст, дети, мышление, диагностика мышления.

Умственная отсталость представляет собой разнообразную группу состояний, которые обусловлены либо врожденным, либо рано приобретенным недоразвитием психики с ярко выраженным уровнем интеллектуальных способностей (включая когнитивные, речевые и социальные), что приводит к нарушению адаптивного поведения и затрудняет или делает невозможным адекватное социальное функционирование данного индивида [5].

Это не просто отставание в учебе или развитии - это серьезное медицинское состояние, которое влияет на способность человека обучаться, понимать информацию, принимать решения и общаться с окружающим миром.

Умственная отсталость может быть вызвана различными факторам, включая генетические аномалии, нарушения во время беременности или родов, инфекции, травмы головы или другие медицинские проблемы. Важно отметить, что умственная отсталость не является следствием недостаточного воспитания или образования.

Симптомы умственной отсталости у дошкольников могут проявляться в отставании в развитии речи, моторики, памяти и внимания. Ребенок может испытывать трудности в общении с окружающими, запоминании информации, адаптации к новым ситуациям. Важно заметить данные симптомы как можно раньше, чтобы начать помощь и поддержку.

Дети дошкольного возраста с умственной отсталостью часто испытывают затруднения в усвоении базовых навыков, таких как ходьба, речь, самообслуживание. Они могут проявлять поведенческие проблемы, такие как агрессивность, невнимательность, низкая мотивация. Важно помнить, что каждый ребенок уникален и требует индивидуального подхода для эффективной работы над его развитием [3].

Для диагностики умственной отсталости у дошкольников проводятся специальные психологические тесты и наблюдения специалистов. Как говорилось ранее, каждый ребенок уникален, поэтому и диагноз должен быть поставлен индивидуально, с учетом всех особенностей.

Диагностика мышления у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью является неотъемлемой частью комплексного психолого-педагогического обследования. Своевременное выявление и коррекция нарушений мышления играет важную роль в организации эффективной педагогической деятельности, направленной на развитие познавательных процессов и формирование учебной деятельности.

Для диагностики мышления используются различные методы. Беседы и наблюдение позволяют оценить уровень речевого развития и объем знаний и представлений, особенности мыслительной деятельности.

Педагогические пробы (задания на классификацию, сериацию, обобщение, установление причинно-следственных связей) позволяют выявить особенности мыслительных операций и уровень сформированности обобщающей деятельности.

К таковым относят игру на установление причинно-следственных связей «Что может произойти, если ...». Ребенку предлагается условия, которые он должен продолжить. Например, ребенку говорят начало предложения, а он должен дополнить: «Если положить лед на ладонь, то ...» [2].

Дидактические игры (лабиринты, головоломки, сюжетно-ролевые игры) позволяют оценить способность к решению проблемных ситуаций, развитию пространственного мышления, формированию представлений об окружающем мире.

Обычно подобные игры идут в дополнение различным играм, представленным выше. Так, например, лабиринты часто используются совместно с дидактическими играми. Существует лабиринт «Зиг-Заг», который дает возможность детям с ограниченным возможностями здоровья полноценно развиваться: совершенствовать координацию, получить навыки ориентации и внимательности и многое другое.

Тест (например, тест Векслера, тест Равена) оценивают общий интеллект и выявляют нарушения в познавательной сфере.

Чтобы пройти тест Векслера, нужно ответить на вопросы для измерения развития кругозора, понятливости, способности воспроизводить озвученные цифровые ряды и пр. В невербальной же группе 5 субтестов - в них человеку предлагается найти отличия между картинками, выстроить несколько изображений в ряд, сложить геометрические фигуры, находить недостающие части картинки и пр. [1].

Тест «Цветные прогрессивные матрицы (ЦПМ) Дж. Равена разработан для работы с детьми от 5 до 11 лет и широко применяется в клинической практике, особенно для обследования детей, имеющих физические или психофизиологические недостатки в развитии, страдающих афазией, церебральным параличом, глухотой, врожденной или приобретенной интеллектуальной недостаточностью.

Успешное решение заданий теста определяется реализацией трех основных психических процессов: внимания, перцепции и мышления. Оценка результатов по тесту Дж. Равена представлена процентной шкалой, в которой различают пять степеней интеллектуального уровня: от 95% и выше (сверхинтеллектуальные признаки) до 5% и ниже (интеллектуальный дефект). Общий балл определяется суммой правильных ответов с первой попытки [4].

При проведении диагностики мышления у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью необходимо учитывать их индивидуальные особенности, темп развития и уровень интеллектуальных способностей. Результаты диагностики используются для разработки индивидуальных коррекционно-развивающих программ, направленных на развитие мыслительных процессов, повышение уровня познавательных возможностей и формирование учебной деятельности.

Умственная отсталость является серьезной проблемой для развития детей дошкольного возраста. Особенности умственной отсталости у детей дошкольного возраста заключаются в задержке в психическом развитии и недостаточной способности к обучению. Дети с умственной отсталостью часто имеют трудности в усвоении знаний и навыков, а также в общении с окружающим миром.

Для эффективной диагностики мышления у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью применяются различные методы, включающие психологические тесты, наблюдения за поведением ребенка, а также консультации специалистов. Это позволяет определить уровень умственного

развития и разработать индивидуальную программу коррекции и развития для каждого ребенка.

Важно помнить, что дети с умственной отсталостью нуждаются в особом подходе и внимании со стороны педагогов и родителей. Раннее обнаружение проблемы и комплексное воздействие на развитие ребенка помогут ему успешно преодолеть трудности и достичь оптимального уровня развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Акимова О.И. Формирование социальных компетенций у школьников в условиях реализации ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / Глобальный научный потенциал. Профессиональное образование. - № 3 (72) - 2019. - С. 17-19;

2. Баксанский О.Е., Сафоничева О.Г. Персонализация образования и развития детей с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью) в возрасте 6-10» / Вопросы обеспечения лекарственных средств. -2020. - № 1(11). - С. 57-68;

3. Баранова М.Л. Организационные условия доступности образования в системе специального образования Ростовской области /Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. Серия Педагогика, - 2019. -№ 2. - 152 с;

4. Басова, Н. В. Педагогика и практическая психология. - Ростов н/Д: «Феникс», - 2021. - 416 с.;

5. Гоголева Г.С. Практические действия и познание мира детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2020. - № 4-1. - С. 74-77

Международный научный журнал «ВЕСТНИК НАУКИ» № 6 (75) Том 2. ИЮНЬ 2024 г. Gordeeva E.A., Em E.A.

Gordeeva E.A.

North Caucasus Federal University of Economics (Stavropol, Russia)

Scientific advisor: Em E.A.

North Caucasus Federal University of Economics (Stavropol, Russia)

METHODS FOR DIAGNOSING THINKING IN PRESCHOOL CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION

Abstract: the article examines the concept of mental retardation, presents the psychological and pedagogical characteristics of preschool children and preschool children with mental retardation, analyzes methods for diagnosing thinking in preschool children with mental retardation.

Keywords: mental retardation, preschool age, children, thinking, diagnosis of thinking.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.