Научная статья на тему 'МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ МОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ БАРАЙТСЕРА-ВИНТЕР'

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ МОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ БАРАЙТСЕРА-ВИНТЕР Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
582
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНДРОМ БАРАЙТСЕРА-ВИНТЕР / МОТОРНЫЕ ФУНКЦИИ / РЕАБИЛИТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Киэлевяйнен Л.М., Антипова Д.А.

В статье представлено краткое описание симптомов, характерных при синдроме Барайтсера-Винтер. Приводятся рекомендации по диагностике моторных функций и общего физического развития в целом, представлено описание ответных рефлекторных реакций в норме и патологии. В помощь специалистам по адаптивной физической культуре подробно описаны методы проведения диагностики нервно-мышечной системы, силы мышечного корсета, подвижности суставов, функций опорно-двигательного аппарата и произвольной двигательной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF DIAGNOSIS OF MOTOR FUNCTIONS IN CHILDREN WITH BARAITSE-RA-WINTER SYNDROME

The article presents a brief description of the symptoms characteristic of Baraitser-Winter syndrome. Recommendations for the diagnosis of motor functions and general physical development in general are given, a description of the response reflex reactions in normal and pathological conditions is presented. Methods of diagnostics of the neuromuscular system, the strength of the muscular corset, joint mobility, functions of the musculoskeletal system and voluntary motor activity are described in detail to help specialists in adaptive physical culture.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ МОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ БАРАЙТСЕРА-ВИНТЕР»

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ МОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ

БАРАЙТСЕРА-ВИНТЕР

Л.М. Киэлевяйнен, канд. пед. наук, доцент Д.А. Антипова, студент

Петрозаводский государственный университет (Россия, г. Петрозаводск)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-8-3-68-71

Аннотация. В статье представлено краткое описание симптомов, характерных при синдроме Барайтсера-Винтер. Приводятся рекомендации по диагностике моторных функций и общего физического развития в целом, представлено описание ответных рефлекторных реакций в норме и патологии. В помощь специалистам по адаптивной физической культуре подробно описаны методы проведения диагностики нервно-мышечной системы, силы мышечного корсета, подвижности суставов, функций опорно-двигательного аппарата и произвольной двигательной активности.

Ключевые слова: синдром Барайтсера-Винтер, моторные функции, реабилитация.

Синдром Барайтсера-Винтер - очень редкий врожденный порок развития, который возникает в результате мутаций в генах. С самого рождения дети с этим заболеванием отличаются характерным внешним видом: длинные и широкие раскосые глаза, череп треугольной или прямоугольной формы, выраженные брови, непропорционально большой нос и лоб. С возрастом черты лица становятся грубее. Кроме того, проявляется остановка роста, эпилепсия, умственная отсталость, структурные аномалии головного мозга, ограничение или отсутствие движения в крупных суставах, нарушение походки и осанки [4].

На первичном занятии специалист по адаптивной физической культуре, как правило, должен оценить двигательные умения и физическое развитие ребенка. В зависимости от возраста пациента применяются различные методы диагностики и оценки физического развития.

При диагностике моторных нарушений у детей новорожденного возраста (от 1 месяца до 1 года) используется метод оценки безусловных рефлексов. На данном этапе проверяется наличие рефлексов. Их описание и оценка представлены в таблице 1.

Таблица 1. Рефлексы новорожденных

Рефлекс Описание Ответная реакция

Рефлекс Бабинско-го Провести линию по подошве от пятки к пальцам В норме: ребенок разожмет пальцы «веером»

Хватательный рефлекс Вложить палец или игрушку в ладонь младенца В норме: ребенок сжимает пальцы обеих рук

Подошвенный рефлекс Надавить у основания пальцев на стопе В норме: ребенок симметрично сгибает пальцы на обеих ногах

Лабиринтный тонический рефлекс Положить младенца на живот В норме: голова и руки приводятся к груди, ноги сгибаются и проводятся к животу, спина выгибается

Симметричный шейный рефлекс Положить младенца на спину, пассивно наклонить голову к груди В норме: ребенок согнет руки и выпрямит ноги

Ассиметричный шейный рефлекс Голову младенца резко поворачивают в сторону В норме: конечности на той стороне, куда повернули голову, разгибаются, а на противоположной-сгибаются

Рефлексы Ландау Удерживать младенца в воздухе горизонтально в положении лежа В норме: ребенок поднимет голову и слегка согнет ноги

Рефлекс Бауэра Положить младенца на живот, слегка надавить на подошвенную поверхность ладонью В норме: ребенок рефлекторно выполняет движения ползанья

Рефлекс Моро Голову младенца приподнимают на 45 градусов и внезапно отпускают В норме: ребенок сначала разгибает руки и разводит их в стороны, а затем -снова сгибает так, что визуально сам себя «обнимает»

Для диагностики моторных функций у детей старшего возраста используются:

Метод удержания статической позы. Для определения функционального состояния нервно-мышечной системы используют пробу Ромберга (рис. 1). Здоровый

ребенок, в зависимости от возраста, должен простоять в положении от 15 до 60 секунд. У детей с нарушениями моторных функций будет наблюдаться тремор или покачивание.

Рис. 1

Метод определения силы мышечного корсета. Силу мышц у детей дошкольного возраста можно определить при помощи трех приемов: по силе рукопожатия, по возможности поднимать посильные тяже-

Таблица 2. Оценка мышечной силы_

сти и по способности к сопротивлению, которое ребенок оказывает инструктору при сгибании и разгибании конечностей [3]. Шкала оценки мышечной силы представлена в таблице 2.

Баллы Мышечный тонус

0 баллов Активные движения отсутствуют

1 балл Активные движения отсутствуют, рука исследующего ощущает напряжение мышц

2 балла Активные движения возможны с помощью исследующего или в облегченном исходном положении

3 балла Самостоятельные активные движения, однако больной не может преодолеть даже небольшое сопротивление исследующего

4 балла Самостоятельные активные движения с преодолением небольшого сопротивления исследующего

5 баллов Силы мышц поврежденной конечности равна силе мышц неповрежденной конечности

Метод определения подвижности в суставах. Определение объема движений в суставе можно проводить двумя способами: активным (движения производятся ребенком) и пассивным (движения выпол-

няются специалистом до появления болевых ощущений). При измерении подвижности сустава используют углометр [1]. Нормальные углы движения и ограничения рассмотрены в таблице 3.

Таблица 3. Углы движения в крупных суставах

Сустав Движение(до предельно возможного угла) Норма Ограничение движения

незначительное умеренное значительное

Плечевой с плечевым поясом сгибание 180 - 121 120 - 101 100 - 81 80 и меньше

разгибание больше 30 30 - 21 20 - 16 15 и меньше

отведение 180 - 116 115 - 101 100 - 81 80 и меньше

Локтевой сгибание 30 - 79 80 - 89 90 - 99 100 и больше

разгибание 180 - 149 150 - 141 140 - 121 120 и меньше

пронация 180 - 136 135 - 91 90 - 61 60 и меньше

супинация 180 - 136 135 - 91 90 - 61 60 и меньше

Лучезапястный (кистевой) сгибание 80 - 36 35 - 26 25 - 16 15 и меньше

разгибание 95 - 31 30 - 26 25 - 16 15 и меньше

радиальное 30 - 11 10 - 6 5 - 4 3 и меньше

ульнарное 45 - 26 25 - 16 15 - 11 10 и меньше

Тазобедренный сгибание меньше 100 100 - 109 110 - 119 120 и больше

разгибание 180 - 171 170 - 161 160 - 151 150 и меньше

отведение 50 - 26 25 - 21 20 - 16 15 и меньше

Коленный сгибание 30 - 59 60 - 89 90 - 109 110 и больше

разгибание 180 - 176 175 - 171 170 - 161 160 и меньше

Голеностопный подошвенное сгибание 150 - 121 120 - 111 110 - 101 100 и меньше

тыльное разгибание 70 - 74 75 - 79 80 - 84 85 и больше

Метод определения функций опорно-двигательного аппарата на предмет владения основными движениями. К

основным движениям принято относить: ходьбу, бег, прыжки, лазанье и метание. Отследить сформированность данных навыков можно путем наблюдения за ребенком в процессе повседневной жизни или игры (например, прохождение полосы препятствий). Нормальным считается овладение ходьбой к концу первого года жизни, бегом- к концу второго, прыжками и лазаньем-к третьему году жизни.

Метод диагностики произвольной двигательной активности. Данный метод

опыта у ребенка. Он включает в себя следующие пробы: кинестетический праксис (повтор положения пальцев по зрительному и тактильному образцу), исследование пространственной организации движения (повтор движения по зрительному и слуховому образцу), исследование серийной организации движения, выполнение команд [2].

Используя вышеизложенные методы диагностики моторных функций у детей, специалист по физической реабилитации сможет не только оценить степень нарушений, но и рационально подобрать средства для их коррекции.

используется для оценки двигательного

Библиографический список

1. Власов, В.Н. Врачебный контроль в адаптивной физической культуре: практикум для студентов, обучающихся по специальности 032102 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)». - Тольятти: ТГУ, 2010. - С. 43.

2. Горячева Т.Г., Кузнецова Ю.В. Методы диагностики произвольной двигательной активности у детей // Диагностика в медицинской (клинической) психологии: современное состояние и перспективы. Коллективная монография. - М.: ООО «Сам Полиграфист», 2016. - С. 166-176.

3. Костно-мышечная система: анатомо-физиологические особенности, методы исследования и семиотика основных поражений: учебно-методическое пособие для студентов /сост.: Е.И. Васильева; ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России. - Иркутск: ИГМУ, 2013. -9 с.

4. Йейтс Т.М., Тернер К.Л., Ферт Х.В., Берг Дж., Пилц Д.Т. Цереброфронт-лицевой синдром Барайцера-Винтера. В кн.: Клиническая генетика. [Электронная публикация перед печатью] Сентябрь 2016 г.

METHODS OF DIAGNOSIS OF MOTOR FUNCTIONS IN CHILDREN WITH BARAITSE-RA-WINTER SYNDROME

L.M. Kielevainen, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor D.A. Antipova, Student Petrozavodsk State University (Russia, Petrozavodsk)

Abstract. The article presents a brief description of the symptoms characteristic of Baraitser-Winter syndrome. Recommendations for the diagnosis of motor functions and general physical development in general are given, a description of the response reflex reactions in normal and pathological conditions is presented. Methods of diagnostics of the neuromuscular system, the strength of the muscular corset, joint mobility, functions of the musculoskeletal system and voluntary motor activity are described in detail to help specialists in adaptive physical culture.

Keywords: Baraitser-Winter syndrome, motor functions, rehabilitation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.