Научная статья на тему 'Методы борьбы с неуплатой налогов'

Методы борьбы с неуплатой налогов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1478
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лебина М. С.

В работе предложены методы борьбы с неуплатой налогов. Ведущее место отводится средствам морального порядка, главное среди которых развитие налоговой культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методы борьбы с неуплатой налогов»

налоговой нагрузки. Отметим, что учет данных факторов важен и при создании нового хозяйствующего субъекта, и в процессе выявления возможных путей оптимизации налогообложения, например, при переходе от одной системы налогообложения к другой.

Таким образом, реализация предложен-

ных нами рекомендаций по выбору оптимального режима налогообложения субъектов малого предпринимательства позволит увеличить реальные возможности экономического субъекта для дальнейшего развития и повышения эффективности его деятельности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абрамов М. Д. Снижение налогов на производство как способ повышения эффективности экономики / М. Д. Абрамов // Налоговые споры : теория и практика. — 2008. — № 3. — С. 45—53.

2. Гусева Т. А. Налоговое планирование в предпринимательской деятельности : правовое регулирование : моногр. / Т. А. Гусева ; под ред. д-ра юрид. наук, проф. Н. И. Химичевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Волтерс Клувер, 2007. — 472 с.

3. Евстигнеев Е. Н. Основы налогового планирования / Е. Н. Евстигнеев. — СПб. : Питер, 2004. — 264 с.

4. Кучеров И. И. Налоговое право России : курс лекций / И. И. Кучеров. — М. : ЮрИнфоР, 2001. — 360 с.

5. Митюкова Э. С. Налоговое планирование. Анализ реальных схем / Э. С. Митюкова. — М. : Эксмо, 2008. — 192 с.

6. Трошин А. В. Сравнительный анализ методик определения налоговой нагрузки на предприятии / А. В. Трошин // Финансы. — 2000. — № 5. — С. 44—48.

7. Уткин Э. А. Финансовый менеджмент : учеб. для вузов / Э. А. Уткин. — М. : Зерцало, 1998. — 272 с.

8. Федосимов Б. А. Оценка налоговой нагрузки предприятий / Б. А. Федосимов // Налоги. — 2008. — № 1. — С. 5—8.

Поступила 15.05.09.

1А0 1Аи А1 виАи N Г АО I ЁАО 1Е ГАЁ1 А1А 1. N. ЁааеГа

А ЭааТоа УЭааёТжаТй 1аоТай аТЭиай п ТаоУёаоТе ТаёТаТа. Аааойаа 1апоТ ТоаТаеопу пЭаапоаа! ТТЭаёиТТаТ УТЭуаёа, аёааТТа пЭааё ёТоТЭйо — Эадаёоёа ТаёТаТаТё ёоёи-ооЭй.

В последние годы в нашей стране все настойчивее звучат требования по улучшению ситуации со сбором налогов. Как известно, за счет налогов, взимаемых с налогоплательщиков, формируются основные для государства и муниципальных образований ресурсы, от которых полностью зависит система жизнеобеспечения всего общества. Это обусловливает необходимость активной борьбы по защите бюджетной системы от преступных посягательств.

По итогам 2008 г. правоохранительные органы отмечают увеличение числа налоговых преступлений в связи с экономическим кризисом и прогнозируют сохранение такой тенденции в 2009 г. Только по ст. 198 и 199 УК РФ количество возбужденных уголовных дел по отношению к прошлому году в 2006 г. выросло на 84 %, в 2007 г. — на 37, в 2008 г. — на 19 %. Всего за 6 месяцев 2008 г. (январь — июнь) по ст. 198 УК РФ привлечено к ответственности 3 156 чел., а по ст. 199 —

© 1 . N. ЁааёТа, 2009 ААЯОГЕЁ 1 ТЭаТапёТаТ оГёааЭпеоаоа | 2009 | 1 3

4 449 чел., что существенно превышает аналогичные показатели за предшествующие годы.

Преступные нарушения налогового законодательства высоколатентны. По прогнозам аналитиков Главного управления по налоговым преступлениям МВД России, основная часть преступлений пока не выявлена, а количество возбужденных по фактам нарушения налогового законодательства уголовных дел может достичь 15—20 тыс. в год. По данным налоговых органов, лишь 17 % всех экономических субъектов, функционирующих в России, полностью и в срок рассчитываются по налоговым обязательствам, 50 % производят платежи нерегулярно, а 33 % не платят налоги [6].

Масштабы налоговой преступности в России сегодня представляют реальную угрозу экономической безопасности государства. Это обусловливается не только количеством совершенных преступлений, но и проникновением в сферу налогообложения организованной преступности и коррупции, увеличивающимся влиянием криминальных элементов на деятельность коммерческих банков, внешнюю экономику, кредитно-финансовые учреждения и другие структуры, занимающие ключевые позиции в экономике страны, а также глобальным охватом и изощренным характером совершаемых преступлений.

Наиболее крупные сокрытия доходов зарегистрированы на операциях с автомобилями (28,0 % начислений), нефтью и нефтепродуктами (26,0 %), цветными металлами (8,0 %), товарами народного потребления (7,0 %), древесиной, денежными средствами и ценными бумагами (по 6,0 %), спиртом и ликероводочными изделиями (3,0 %), электроэнергией (1,5 %), сельскохозяйственной продукцией (1,0 %). Недобросовестными налогоплательщиками разрабатываются и применяются разнообразные финансовые схемы:

— уклонение от уплаты налогов путем неоприходования товара (неотражение операций в бухгалтерском учете);

— уклонение от уплаты налогов путем применения неправомерного использования льгот;

— уклонение от уплаты налогов с использованием офшорной компании;

— уклонение от уплаты налогов с использованием лжеэкспорта;

— уклонение от уплаты налогов с использованием операции «обналичивания»;

— уклонение от уплаты налогов с использованием векселя;

— уклонение от уплаты налогов с использованием операции «обезналичивания» [4].

Таким образом, скрытые от налогообложения денежные средства не могут использоваться в качестве легальных финансовых источников инвестиций в реальный сектор экономики и направляются либо в сферу теневой экономики, либо вывозятся за рубеж. Несовершенство налоговой системы наносит значительный материальный ущерб экономике государства, и необходимым условием сокращения налоговой преступности является проведение налогового реформирования в тесной координации с социально-экономическими преобразованиями.

Большинство принимаемых мер по борьбе с неуплатой налогов характеризуются тем, что они направлены не на причины, порождающие неуплату налогов, а на устранение последствий налоговой преступности и на привлечение виновных лиц к ответственности. Кроме того, в налоговом законодательстве содержатся положения, которые налогоплательщик, часто не имея на то законных оснований, может использовать с целью уплаты налога в меньшем размере или его неуплаты. Поэтому особое внимание следует уделить методам, направленным на устранение причин неуплаты налогов [1]. К таким методам можно отнести средства политического характера, суть которых заключается в использовании налогов только в финансовых, а не политических целях; средства экономического характера, обеспечивающие облегчение налогового бремени в условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры; ведущее место отводится средствам морального порядка, особенно развитию налоговой культуры.

Любые позитивные преобразования в экономике, даже подкрепленные нормативноправовыми актами об ответственности за нарушение налогового законодательства, не дадут результата без участия государства. В качестве составляющих политики по изменению общественного сознания можно назвать:

а) полное неприятие уклонения от уплаты налогов как часть национальной идеи («платить налоги выгоднее, чем уклоняться от них»);

б) политику приоритета общественных интересов над личными;

в) информационную «прозрачность» расходной и доходной части бюджетов всех уровней.

Параллельно необходимо внести изменения в социально-экономическую политику:

а) сократить наличный денежный оборот;

б) упорядочить деятельность офшоров;

в) дифференцированно подойти к приме-

Ййбёу «УеТ м! ёч-йпеёй Гаоеё»

59

нению отсрочки (рассрочки) уплаты налогов (сборов) [3, с. 73—75].

Жизненно важна проводимая в последние годы налоговая реформа, позволяющая экономике развиваться без ущерба как для бюджета, так и для предпринимателей, поэтому основными направлениями дальнейшего совершенствования налоговой системы должны стать:

— отказ от налогов, которыми дополнительно облагается прирост доходов, прибыли, зарплаты, объема производства, инвестиций, занятости, сохранения налоговых льгот участникам экономической деятельности, которые связаны с решением задач структурной перестройки экономики и стимулированием инновационного развития;

— ведение борьбы с использованием различных схем ухода от налогов и, по примеру ряда зарубежных стран, включение в первую часть Налогового кодекса РФ всех возможных схем, направленных на уклонение от уплаты налогов, в первую очередь схем трансфертного ценообразования;

— совершенствование информационного обмена между налоговыми, таможенными и правоохранительными органами, создание единого программного обеспечения их работы с целью предотвращения налоговых преступлений.

Однако и государственная, и социальноэкономическая политика недопустимы без юридической основы. Можно выделить основные направления правовой политики государства в области борьбы с налоговой преступностью:

а) всеобщее равенство перед законом и судом;

б) стабилизация налогового законодательства, включая нормы об ответственности;

в) расширение международного сотрудничества;

г) ужесточение уголовной ответственности [7].

На наш взгляд, в условиях глобализации наибольшее внимание следует уделить расширению международного сотрудничества по предупреждению нарушений налогового законодательства. Оно строится на основе обмена точными и проверенными данными в соответствии с внутренним законодательством государств-участников путем создания и обеспечения функционирования каналов связи между их компетентными учреждениями и службами с целью содействия защищенному и оперативному обмену информацией; проведения расследований, касающихся личности, местонахождения и рода занятий лиц, в отношении которых существуют обосно-

ванные подозрения в том, что они причастны к совершению налоговых преступлений; фактов перемещения финансовых средств, имеющих отношение к совершению таких преступлений [5, с. 94—97].

Кроме того, в целях эффективной борьбы с уклонением от уплаты налогов представляется необходимым проведение совокупности организационных мероприятий:

— обеспечения оперативного взаимодействия по каналам Интерпола с правоохранительными, налоговыми органами зарубежных стран;

— предоставления сотрудникам органов внутренних дел возможности выезда в зарубежные страны по делам данной категории;

— создания системы гибкой и эффективной связи между правоохранительными органами заинтересованных государств в целях получения сведений по операциям граждан с денежными средствами или иным имуществом за рубежом;

— издания научной и методической литературы о порядке и правилах осуществления операций с денежными средствами или иным имуществом, об анализе зарубежного опыта в данной сфере;

— установления порядка взаимодействия с таможенными органами, кредитными организациями, иными организациями с целью получения информации;

— создания Единого государственного банка данных об экономической деятельности и имуществе юридических и физических лиц.

С учетом вышеуказанных мер в Закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» предлагается включить ряд новых положений:

— о приоритете международных договоров над нормами налогового законодательства в сфере легализации доходов, полученных преступным путем;

— о сотрудничестве органов государственной власти РФ с компетентными органами иностранных государств на стадиях сбора информации, предварительного расследования, судебного разбирательства и исполнения судебных решений [9].

Деятельность по предотвращению налоговых правонарушений, осуществляемая путем координации мероприятий организационно-правового характера внутри страны и за ее пределами, даст возможность российскому государству стимулировать реальную производственную деятельность, избежать губительной налоговой практики и преодолеть негативные последствия перемещения финан-

60

ААПОГЕЁ 1 ТЭаТапёТаТ бГёааЭпёоаоа | 2009 | 1 3

совых ресурсов. Таким образом, выполнение тить рост налоговых преступлений и решить предлагаемых рекомендаций позволит сокра- проблему уклонения от уплаты налогов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бутылин Д. В. Профилактика (предупреждение) налоговых правонарушений / Д. В. Бутылин // Закон и право. — 2007. — № 5. — С. 102—103.

2. Верстова М. Е. Основные приоритеты, принципы и направления совершенствования взаимодействия налоговых и правоохранительных органов по обеспечению исполнения налогоплательщиками своих обязанностей / М. Е. Верстова // Финансовое право. — 2008. — № 5. — С. 9—12.

3. Дьяконов В. В. Особенности предупреждения налоговых преступлений в современной России / В. В. Дьяконов // Изв. высш. учеб. заведений. Северо-Кавказ. регион. Обществ. науки. — 2007. — № 2. — С. 73—77.

4. Есаян А. К. О понятии и признаках схем совершения финансовых преступлений / А. К. Есаян // Юрид. мир. — 2008. — № 2. — С. 67—69.

5. Зимин О. В. Сравнительно-правовой анализ международных и национальных правовых норм Российской Федерации в области борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, приобретенных в результате совершения преступления / О. В. Зимин // Право и экономика. — 2007. — № 4. — С. 94— 98.

6. Истомин П. А. Некоторые проблемы полноты собираемости налогов в современной России / П. А. Истомин // Соврем. право. — 2008. — № 7. — С. 14—15.

7. Кучеров И. И. К вопросу об исследовании проблем борьбы с налоговыми преступлениями / И. И. Кучеров // Рос. следователь. — 2006. — № 6. — С. 29—31.

8. Мижинский М. Ю. Борьба с уклонением от уплаты налогов : правовой опыт Великобритании / М. Ю. Мижинский // Финансовое право. — 2006. — № 5. — С. 13—17.

9. Милякина Е. В. Организационные проблемы взаимодействия подразделений ОВД с компетентными органами иностранных государств по вопросам борьбы с налоговыми и иными экономическими преступлениями / Е. В. Милякина // Рос. следователь. — 2006. — № 2. — С. 50—54.

10. Попонова Н. А. Опыт борьбы с уклонением от уплаты налогов / Н. А. Попонова // Финансы. — 2007. — № 1. — С. 74—77.

Поступила 15.05.09.

вАЙОвСЁОСВЁдАОЁВ АА Г Ё I АЙЁ I Ё ЙЁЙОАТи ЁАЁМТ ІЙїА її Аи0А Г ЁВ АА СЙО I ЁхЁА I ЙОЁ

А. А. 1 еобі беГ

Ёппёааоаопу пТааЭжаТёа УЭТоаппа поаш а еТТоаепоа ТаапУа+аТеу аа

Обеспечение устойчивости банковской системы предполагает проведение мероприятий, позволяющих не только предотвратить обострение возникающих критических проблем в банковском секторе, но и повысить его эффективность, в том числе в условиях нормального функционирования. Иными слова-

ЭапоЭОёоОЭёдаоёё Таоёиаёииё ааТё1апё1ё пё-ОпоТё+ёаТаТ Эадаёоёу.

ми, речь идет о необходимости проведения реструктуризации банковской системы, которую многие исследователи, на наш взгляд, ошибочно воспринимают исключительно как реакцию на нестабильное состояние банковской сферы, причем последняя, как правило, воспринимается в контексте модернизации

© А. А. 1 ёоЭТоёТ, 2009

Ййбёу «УеТ м! ёчйпеёй Гаоеё»

61

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.