Научная статья на тему 'Методы антициклического регулирования в условиях глобального кризиса'

Методы антициклического регулирования в условиях глобального кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1689
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маркарян В.Р.

Экономическая политика государств в 20 веке главным образом развивалась как антикризисная, антициклическая, и экономической теорией разработан целый арсенал направлений и мер по регулированию экономических циклов. Именно потому, что циклическое развитие экономики является объективной реальностью, кризис предоставляет каждой стране возможность заново отрегулировать систему экономических отношений. Автор доказывает, что при искусном применении существующего инструментария фискальной политики и мер государственного воздействия возможен ускоренный выход страны из периода рецессии и даже экономический рост в условиях мирового кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методы антициклического регулирования в условиях глобального кризиса»

МЕТОДЫ АНТИЦИКЛИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОГО КРИЗИСА

В.Р. МАРКАРЯН,

кандидат экономических наук, доцент Всероссийский заочный финансово-экономический институт (филиал, г. Краснодар)

«Глобальный кризис проверяет на прочность все страны, и перед Россией также стоит задача защитить свою экономику и валюту. Россия не откажется от планов стратегического развития»

(Председатель Правительства РФ В. В. Путин)

История экономики знает не один мировой кризис, но самый сокрушительный из них — это кризис 1929 — 1933 гг. Кризис в экономике обычно начинается в результате превышения совокупного предложения над спросом в какой-либо отрасли. Ведь рыночный механизм далек от совершенства, и этот тезис был обоснован в том числе теоретически многими учеными еще в начале XX в. И, несмотря на многократное увеличение роли и места государственного регулирования в рыночной экономике, к концу XX в., тем не менее, нынешнего кризиса не удалось избежать. В отдельных ведущих отраслях многих развитых стран кризисы каждые 7 — 8 лет давали о себе знать. Однако принимаемые меры — ограничение производства, временная остановка выпуска продукции, контроль и регулирование цен — приводили к стабилизации и выравниванию экономического роста в том или другом случае.

Объективное развитие экономики происходит по циклической траектории, и антициклическое регулирование подробно описано в учебном курсе экономической теории. Экономическая политика государств в XX в. развивалась, главным образом, как антикризисная, антициклическая, и хотя нынешнего кризиса, начавшегося в Америке с финансового сектора, не удалось избежать, это не означает, что в изучении кризисов теория оказалась бессильной [1].

По мнению автора, этот кризис начался уже с 80-х гг. XX в. Ведь кризисом в экономике, в отличие от всех других сфер общественной жизни, называет-

ся состояние, когда увеличение ВВП, т. е. экономический рост, сдерживается потому, что рынок уже насыщен, и не только новое, но и прежнее количество продукции не поглощается рынком, а потому крайне необходимо во избежание стагнации производства расширять рынки сбыта. В нынешних реалиях это возможно только за счет передела мировых рынков. Что и произошло в результате распада Югославии на новые суверенные государства. Далее — другие регионы мира. Но, чтобы не углубляться в политику, можно лишь констатировать факт наступления с осени 2008 г. рецессии, понижательной фазы кризиса. И задача правительства любой страны заключается в том, чтобы сократить время и амплитуду спада и экономике и перевод ее не повышательную фазу кризиса.

Исторический опыт показал, что некоторые страны из кризиса вышли еще более могущественными. Результатом «нового курса» Ф. Рузвельта стал триумфальный выход США из экономического кризиса 1929—1933 гг. [2]. Опираясь на накопленный экономический, политический потенциал, Россия также может выйти на новые рубежи, выйти из периода глобальной нестабильности более крепкой, более конкурентоспособной, т. е. при умелом руководстве кризис можно использовать как инструмент для повышения эффективности своей экономики. Дело в том, что в России нет тех многих факторов риска, которые есть в других странах, например большого объема так называемых «плохих» долгов. Доллар же считается фундамен-

тально переоцененным: внешний долг США сейчас составляет ни много, ни мало свыше 10,5 трлн долл. (при том, что ВВП страны в 2007 г. оценивается в 13,8 трлн долл. Накопленные значительные финансовые резервы дадут возможность сохранить макроэкономическую стабильность и, следовательно, не допустить всплеска инфляции или резкого изменения курса рубля. Для этого правительство собирается использовать весь арсенал имеющихся средств. Созданные резервы могут обеспечить на предстоящие годы устойчивость российской бюджетной системы вне зависимости от мировых цен на нефть и другие экспортные товары. Конечно, низкая эффективность национальной экономики, ее слабая диверсификация и недостаточное развитие финансовой системы делают российскую экономику пока еще чрезвычайно зависимой от мировой конъюнктуры.

Работа по реализации «Стратегии-2020» начинается в очень сложных условиях. Злоупотребление допингом «дешевых денег» и проблемы с ипотекой в Соединенных Штатах Америки породили настоящую цепную реакцию. Вызвало паралич мировой финансовой системы и всеобщее недоверие на рынках. Что, конечно же, не могло не сказаться на реальных секторах экономики. И кризис, начавшийся как финансовый, на глазах превращается в кризис экономический. В той или иной степени он проверяет на прочность все страны, их способность защитить благосостояние своих граждан, экономику, национальную валюту. Этот вызов стоит сегодня и перед Россией. Сегодняшний мировой кризис с учетом его масштаба, как выразился премьер В. В. Путин, подобен стихии: «В рамках давно созданной и действующей мировой финансовой системы его, как и природное бедствие, предотвратить было невозможно».

Россия, как и другие развитые экономики мира, находится в сложных условиях большого количества неопределенных факторов мировой экономики. При определении целей и задач экономической политики на 2009 — 2011 гг. и дальнейшую перспективу в бюджетном послании Президент Российской Федерации исходил из того, что за последние месяцы существенно возросла неопределенность на мировых рынках сырья, продовольствия и капитала. Продолжается замедление темпов роста мировой экономики. Внешние факторы оказывают серьезное воздействие на российскую экономику. Это обусловлено и тем обстоятельством, что, несмотря на высокие темпы экономического роста в последние десять

лет, нынешняя структура российской экономики еще не отвечает современным требованиям динамично развивающейся страны. Она существенно отличается от структуры экономики развитых стран, где высок удельный вес образования, науки, здравоохранения. При таких условиях необходимо повышение устойчивости национальной экономики на основе совершенствования ее структуры, внедрения инноваций, осуществления модернизации в сфере оказания социальных услуг, улучшения транспортной, энергетической и финансовой инфраструктуры, формирования благоприятной среды для предпринимательской деятельности. В этих целях бюджетная политика должна формироваться с должной степенью осмотрительности, учитывать все возможные сценарии развития мировой экономики, включая негативные, и в то же время быть активной, в максимальной степени использовать все имеющиеся возможности [5].

В рамках саммита «двадцатки» 16.11.2008 в Вашингтоне Президент России Дмитрий Медведев, выступая перед представителями общественных, академических и деловых кругов в Совете по международным отношениям, подчеркнул, что «Россия — часть глобальной экономической системы, нас не обошли те проблемы, которые существуют в других странах, и мы, к сожалению, платим за них такую же высокую цену». Тем не менее у любого кризиса, даже такого серьезного, как нынешний, «... есть и некий плюс. Это возможность все-таки заново отрегулировать систему экономических отношений. А это тот вызов, на который мы не можем не ответить» [4].

За последние годы российская экономика стала более стабильной, накоплены довольно значительные золотовалютные резервы, до последнего времени мы имели неплохие макроэкономические показатели. Оценивая итоги периода 2000 — 2008т гг., нужно отметить наибольшую успешность 2007 г., когда ускорение темпов роста ВВП составило 8,1 %, прирост инвестиций — 21 %, сделан значительный шаг в диверсификации производства, опережение роста продукции машиностроения, реализация национальных проектов, прорыв в жилищном строительстве [5].

Глобальный кризис еще раз подтвердил известную истину — основой национального богатства и экономической безопасности является в первую очередь конкурентоспособный реальный сектор экономики.

«Нынешний мировой финансовый кризис — один из наиболее серьезных экономических вызо-

вов, с которыми мы сталкивались. Наши действия в ответ на неизбежное снижение темпов роста мировой экономики будут быстрыми и решительными. Мы приветствовали меры кредитно-денежного и фискального стимулирования, принятые экономиками АТЭС, и будем использовать все необходимые экономические и финансовые средства для преодоления кризиса, предпринимая необходимые действия, чтобы дать надежду тем, кто находится в наиболее бедственном положении», говорится в декларации, принятой по итогам встречи глав государств и правительств стран — участниц форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (Перу, Лима 22 - 24.11.2008 г.) [4].

В заявлении лидеров АТЭС по глобальной экономике, в частности, говорится: «Мы убеждены, что в ближайшие полтора года нам удастся преодолеть текущий кризис. Мы уже предприняли срочные и чрезвычайные шаги по стабилизации наших финансовых секторов, укреплению экономического роста, содействию инвестированию и потреблению. Мы продолжим предпринимать подобные шаги и проводить в тесном сотрудничестве скоординированную и полномасштабную работу по преодолению нынешнего кризиса. Мы будем также поддерживать усилия, предпринимаемые агентствами по кредитованию экспорта, международными финансовыми институтами (МФИ) и частными банками, направленные на обеспечение адекватного финансирования бизнеса, включая малые и средние предприятия, и сохранение торговых и инвестиционных потоков в регионе».

Однако наиболее серьезно «заявляет о себе» диспропорция на рынке труда, вызванная дефицитом высококвалифицированных рабочих и инженерных кадров. Экономический рост в дальнейшем все больше будет зависеть от решения задачи подготовки и переподготовки рабочих кадров, а стало быть, проблемы человеческого капитала, уровня жизни и доходов всего населения, в соответствии с потребительскими стандартами, характерными для стран с развитой рыночной экономикой.

Финансовый кризис осени 2008 г. еще и не начинался, но уже его последствия заметны на отечественном потребительском рынке. С лета 2008 г. процентные ставки возросли в среднем с 12 - 14 до 18 — 20 %. Выросли в цене все кредитные услуги. Сегодня компании, работающие на отечественном потребительском рынке, нуждаются в средствах для погашения старых кредитов, их беспокоит непредсказуемость поведения банков, в частности тех, которые получили кредиты от государства, оставили

их у себя для собственной устойчивости и не дают кредитов малым и средним банкам, работающим с бизнесом, обслуживающим потребительский сектор. Как следствие, из-за сложности финансовой ситуации растут цепочки неплатежей [6].

Наиболее острой проблемой в настоящее время является рост цен. Необходимость замедления роста цен — одновременно макроэкономическая и социальная проблема. Инфляция уменьшает реальные доходы граждан, их покупательную способность, склонность к сбережению, подрывает основы многолетнего бюджетного планирования. Кроме того, с точки зрения создания основ долгосрочного роста экономики и устойчивости бюджета важно преодоление отрицательных демографических тенденций. Согласно прогнозам численность занятого населения будет постепенно сокращаться при одновременном росте числа пенсионеров.

На ключевой макроэкономический показатель — ВВП — влияют и личное потребление населения, и инвестиции в экономику, и государственные расходы. В ситуации кризиса ясно, что потребление будет снижаться, равно как и инвестиции. К увеличению более чем на треть запланированы лишь государственные расходы. Тем не менее до сих пор правительство рассчитывало, что экономика в 2009 г. все же вырастет. При 50 долл. за баррель нефти ВВП должен был вырасти на 2,4 % (против 8 % прогнозировавшихся прежде), инвестиции в основной капитал — на 1,4 %, правда, промышленное производство сократится на 3,2 %. По прогнозам Всемирного банка, рост ВВП России должен был составить 3 %, исходя из среднегодовой цены российской нефти 75 долл. за баррель. Сейчас Urals, напомним, торгуется в районе 35 долл., но правительство и эксперты ждут, что в 2009 г. средняя цена на нефть будет выше. Впрочем, нынешний кризис показал, что с той же вероятностью цена может упасть и еще ниже [7].

При 30 долл. за баррель есть риск нулевого роста или даже резкой рецессии. При нулевом ВВП будет как минимум удвоение числа безработных: с нынешних 6 % от 75 млн экономически активного населения до 10 — 12 % к следующей осени (расчеты по методике Международной организации труда). Премьер В. В. Путин пообещал, что государство поможет безработным найти работу в других регионах. Уже создан единый централизованный банк данных о вакансиях рабочих мест.

В экономически развитых странах, например США, Великобритании, кризис сопровождается сильным падением цен и снижением инфляции.

В России все иначе. Согласно прогнозам Минэкономики инфляция при благоприятном сценарии составит 12,5 %, при негативном — 15 % (официальный прогноз на 2008 г. — 13,5 %) [8].

Корректировка налоговой политики направлена на стимулирование внутреннего спроса, переключение его на импортозамещение в экономике. С начала 2009 г. оптимизирован порядок начисления НДС по авансовым платежам. Начиная с 2010 г. предполагается увеличить размер амортизационной премии — с 10 до 30 %. Предприятиям предоставлено право уплачивать налог на прибыль на основе фактической прибыли, полученной с начала 2008 г., что позволит не платить налога с прибыли, существующей только «на бумаге». Таким образом, бизнесу не придется заниматься по факту бесплатным кредитованием государства. А регионам, региональным бюджетам — возмещать излишне уплаченные налоги в начале следующего года.

С 26.01.2009 за счет федеральной части снижена на 4 процентных пункта ставка налога на прибыль. Это примерно свыше 400 млрд руб., недополученных в федеральный бюджет, но все эти деньги останутся работать в экономике. При этом регионам предоставлено право в свою очередь уменьшать этот налог также на 4 пункта. А согласно теории мультипликации это повлечет увеличение ВВП.

Через изменение налогов и государственных расходов идет воздействие со стороны правительства на развитие производства и изменение ВВП. Увеличение или уменьшение налогов, так же, как величина изменения государственных расходов, величина инвестиций и величина предложения на денежном рынке, обладает мультипликативным эффектом.

В экономической теории налоговым мультипликатором (Мт) называется отношение изменения величины ВВП, связанного с изменением величины налога [1]:

Мт =ДВВП/ ДТ.

Предположим, налоги сократились. Это привело к росту личных доходов, но на потребление идет не весь прирост, а часть его, определяемая предельной склонностью к потреблению населения. Отсюда прирост совокупного потребления и соответственно спроса будет равен:

ДС =ДТ xMPC, где MPC — предельная склонность к потреблению;

ДС — прирост совокупного потребления;

ДТ — уменьшение величины ставки налогов.

В России в среднем предельная склонность к потреблению населения равна 3/4, т. е. снижение ставки налогов хотя бы на 20 % от существующей должно привести к увеличению темпа экономического роста на 15 % (это означает 15 % от величины предыдущего экономического роста в примерно 7 %, т. е на 1,005 %).

Сейчас в рамках упрощенной системы налогообложения малого бизнеса действует фиксированная ставка в размере 15 %. Для снижения фискальной нагрузки на малый бизнес, создания дополнительной мотивации для его развития регионам дано право снижать ставку на 10 процентных пунктов — до 5 %, дифференцируя ее в зависимости от вида бизнеса и других объективных показателей.

Нынешняя антикризисная фискальная политика руководства нашей страны строится в основном на использовании государством двух экономических регуляторов: налогов и государственных расходов. Они могут применяться в различных сочетаниях, что дает множество вариантов воздействия на реальный объем национального производства и его структуру, на занятость и инфляцию. Оба рычага подчинены одной цели и тесно связаны между собой. Увеличение государственных расходов также ведет к росту совокупного спроса и ВВП.

По самым пессимистическим вариантам прогноза, кризис продлится три года. В этом случае необходима разработка пакета долгосрочных антикризисных мер. И самым главным шагом должен явиться отказ от «накачки» рынка ликвидностью. Сегодня у банков много валютной ликвидности, при этом у многих она избыточна, поэтому нельзя направлять деньги Стабфонда на поддержку ипотеки.

Если оперировать краткосрочными целями, то нужно заполнить рынок ликвидностью, а это, кроме нарушения макроэкономической стабильности, ничего не даст. Банки зарабатывают на девальвации рубля, так как это самый эффективный способ на сегодня. В то же время кредитные организации испытывают очень жесткий кризис рублевой ликвидности. В последний раз такой кризис был в октябре прошлого года [9]. При этом, конечно же, страдают реальные отрасли экономики, так как банки берут рублевую ликвидность и приобретают валюту, а не кредитуют предприятия под предлогом высоких рисков.

В отечественной экономике наблюдаются классические стагфляционные процессы, усугубленные девальвацией национальной валюты. Значительное падение мировых цен на сырье (нефть,

металлы) лишь незначительно повлияло на цены внутри страны. И причина тому — монополии, которые отказываются умерить свои аппетиты в сфере тарифов и расходов. Кроме того, масштабное падение курса рубля к евро и доллару привело к резкому удорожанию импортных товаров. По некоторым оценкам, 20 %-ная инфляция по итогам 2009 г., на фоне разворачивающегося кризиса и спада в экономике — вполне умеренный, оптимистичный прогноз. Российские власти предполагают, что динамика ВВП в 2009 г. составит от 0 % и ниже, при этом дефицит российского бюджета будет значительно меньше 10 % ВВП, а обещания в отношении курса рубля будут выполнены.

Список литературы

Значительная часть государственных расходов связана с ассигнованиями на социальные и хозяйственные цели, поэтому в идеале прирост государственных расходов должен увеличить размеры потребления населения и размеры совокупных инвестиций. Увеличение спроса на потребительские и инвестиционные товары расширит емкость рынка. Бизнес откликается на это расширением производства, что приведет к росту совокупного предложения, т. е. к увеличению ВВП.

Все эти меры по поддержке отечественной экономики и реального сектора должны сократить длительность экономического цикла и ускорить процесс выхода экономики из фазы депрессии.

Не успели оформить

подписку на 2009 год?

Оформить подписку на журналы Издательского дома «Финансы и Кредит» можно с любого номера в редакции или в одном из агентств альтернативной подписки.

Полный список агентств альтернативной подписки можно посмотреть на сайте : www.financepress.ru.

Тел./факс: (495) 621-69-49, (495) 621-91-90

Http://www.fin-izdat.ru Е-таП: post@fin-izdat.ru

1. Экономическая теория: Учебник для вузов/ А. Н. Романов, И. П. Николаева, В. В. Клочков и др. Под ред. И. П. Николаевой/ВЗФЭИ. М.: Финстатинформ, 2005. 429 с.

2. Пороховский А. Об актуальности путей и подходов рузвельтовского «нового курса» // Российский экономический журнал. 1998. № 9 — 10. С. 21.

3. Эксперт. 29 сентября — 5 октября 2008. № 38 (627) .

4. URL:www.kremHn.ra.

5. URL:http://skavkaz.rfn.ru/rnews.html?id=141141&cid=4.

6. URL:http://www.ng.ru/economics Прогноз Минэкономики .

7. URL:http://www.ng.ru/economics/2008-12-15/1_prognozy.html.

8. Независимая газета. 15.12.2008.

9. ПРАЙМ-ТАСС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.