68
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
УДК 37.019.322.7:81’243:159.9.018
МЕТОДЫ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Л. С. Банникова
кандидат педагогических наук, доцент,
декан факультета иностранных языков УО «ГГУ им. Ф. Скорины»
Д. М. Кошман
преподаватель-стажер факультета иностранных языков УО «ГГУ им. Ф. Скорины»
В статье рассматривается проблема формирования умений диалогической речи учащихся в активном обучении. Выявлены сущностные характеристики и содержание умений диалогической речи учащихся, разработаны модель, а также педагогическая технология формирования умений диалогической речи учащихся с использованием методов активного обучения при изучении иностранного языка, позволяющая эффективно формировать данные умения у школьников.
Введение
В нашей стране владение иностранными языками рассматривается как важный фактор социально-экономического, научно-технического и культурного прогресса. Каждому человеку необходимо владеть иностранными языками для того, чтобы свободно входить в открытое информационное пространство и социализироваться в современной поликультурной среде. Именно поэтому изучение иностранных языков признано приоритетным направлением развития образовательной сферы Республики Беларусь. Министерством образования Республики Беларусь были внесены существенные изменения в порядок организации изучения иностранного языка в системе школьного образования с целью создания благоприятных условий для овладения учащимися устной иноязычной речью. Практическая направленность обучения иностранным языкам в средней школе предполагает овладение учащимися устной речью в аспектах аудирования и говорения, которое выражается в форме диалогической и монологической речи. Важнейшее социокультурное значение имеет диалогическая речь в процессе усвоения учащимися иностранного языка в школе.
Результаты исследования и их обсуждение
В соответствии с сущностными характеристиками диалога, коммуникации и полилога, диалогическая речь имеет двусторонний характер: с одной стороны, она относится к активному виду речевой деятельности, если рассматривать её как чередование реплик, принадлежащих разным участникам диалога, с другой - обмен репликами невозможен без взаимного понимания, т. е. аудирования. Также особенность диалогической речи состоит в том, что она протекает, как правило, в непосредственном контакте участников диалога, хорошо знающих обстановку (среду), в которой происходит общение. Это обусловливает эллиптичность реплик, недоговорённость, восполняемую невербальными средствами общения - жестами, мимикой, намёками, экстралингвистической ситуацией. В соответствии с вышесказанным диалогическую речь необходимо рассматривать как процесс общения двух или более лиц, подразумевающий активное социокультурное и межличностное взаимодействие в ситуации учения/обучения. Следует отметить, что диалогическая речь является одной из наиболее распространенных форм разговорной речи, а формирование у учащихся умений диалогической речи является приоритетной целью преподавания иностранного языка в школе. Она реализуется с помощью умений и навыков диалогической речи в конкретной ситуации поликультурного общения.
Под сущностью умений диалогической речи учащихся понимается овладение способами реплицирования, сообщения, восприятия, понимания, формулирования ситуативно-обоснованных ответов, осуществление оценочных суждений, клишированное и творческое оформление связного высказывания, а также целесообразная регуляция диалогической речевой деятельности на основе полученных знаний и навыков.
Такие учёные, как В. И. Семакина [1], С. Ф. Шатилов [2], Е. Н. Соловова [3] и другие выделяют перечень речевых умений, которые необходимо формировать у учащихся в процессе обучения диалогической речи. К таким умениям относятся: умения реплицирования; умение ситуативнообоснованно отвечать на вопросы, т. е. удовлетворять запрос информации; умение выбрать из накопленных иноязычных средств те, которые соответствуют коммуникативной задаче; умение
ПЕДАГАГІЧНЫЯ НАВУКІ
69
употреблять различные вводные структуры и клишированные выражения; умение развёртывать одну из реплик в связное высказывание [4]; компенсаторные умения и т. д. Анализ данного перечня речевых умений показал, что эти умения не систематизированы, не определены основные группы, а также не разработан операциональный состав умений и навыков в каждой группе.
Определение сущностных характеристик диалогической речи позволило нам выделить следующие группы умений диалогической речи, которые позволят обучаемым более эффективно осуществлять ее в учебных ситуациях и повседневной жизнедеятельности, в поликультурном пространстве. Анализ методической литературы, изучение психологических и лингвистических характеристик диалогической речи позволили определить операциональный состав умений диалогической речи в каждой группе. В основные группы умений диалогической речи входят следующие умения:
- умения реплицирования (умение формулировать запрос информации; умение логично, последовательно и понятно отвечать на поставленные вопросы; умение сообщать информацию в целях ее последующего обсуждения; умение выражать оценочные суждения по поводу полученной информации; умение выражать своё мнение и узнавать отношение собеседника к полученной информации; умение поддерживать или опровергать мнение собеседника, аргументируя свою точку зрения);
- умения восприятия и понимания речи на слух (умение воспринимать полученную информацию; умение анализировать полученную информацию; умение понимать полученную информацию);
- умение взаимодействия (умение начать беседу и поддерживать её с соблюдением очередности при обмене репликами; умение побуждать партнера к продолжению разговора; умение проявлять инициативу при смене темы; умение стимулировать и способствовать развитию темы собеседником; умение восстанавливать беседу, общение в случае сбоя);
- конструктивно-технические умения (умение выбрать из накопленных иноязычных средств те, которые соответствуют коммуникативной задаче; умение реализовывать речевые функции с помощью различных языковых и речевых средств; умение употреблять различные вводные структуры и клишированные выражения, стандартные этикетные формулы; умение развёртывания одной из реплик в связное высказывание);
- компенсаторные умения (умение использовать паралингвистические средства (мимика, жесты); умение использовать переспрос для уточнения понимания; умение понять на основании догадки незнакомый элемент в реплике собеседника (или общий смысл реплики); умение пользоваться различного рода опорами (зрительными, слуховыми, вербальными, невербальными, содержательными и смысловыми)).
В методической литературе указывается, что умения диалогической речи учащихся имеют разные уровни сформированности: низкий, средний и высокий. В качестве характеристик уровней сформированности умений диалогической речи чаще всего используются следующие критерии: степень реализации коммуникативной задачи; умение инициировать и поддерживать беседу по предложенной ситуации, теме, проблеме; быстрота реакции; умение выражать свое отношение, мнение; выбор языковых и речевых средств в соответствии с ситуацией, темой, проблемой общения; разнообразие используемых языковых и речевых средств (в пределах продуктивного языкового минимума, определяемого программой); использование речевых клише для оформления реплик; лексико-грамматическая и фонетическая правильность речи; использование компенсаторных умений в случае затруднений в общении; количество реплик на каждого собеседника.
Совершенствование педагогических средств формирования умений диалогической речи должно учитывать основные тенденции, характерные для современной праксиологии и педагогики, которые в качестве средств преобразовательного педагогического действия используют такие концептуальные положения новой образовательной парадигмы, как методика, психолого-педагогические условия, программа, задания, задача и проблема, педагогические ситуации, образовательные (педагогические) технологии, модели и многое другое. В последние десятилетия наиболее распространенным средством выступает использование в учебно-воспитательном процессе современной школы различных педагогических моделей [5]. Основным понятием метода моделирования является модель. Модель - это искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобен исследуемому объекту, отображает и воспроизводит в более простом и обобщенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта [6]. Нами была предпринята попытка разработать модель формирования умений диалогической речи учащихся на основе методов активного обучения иностранному языку. При конструировании модели мы исходили из того, что она должна отражать социальный заказ общества. Целью разработки данной модели явилось моделирование учебного процесса, направленного на формирование умений диалогической речи школьников. Модель формирования умений диалогической речи учащихся на основе методов активного обучения при изучении иностранного языка представлена на рисунке 1.
70
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
Рисунок 1 - Модель формирования умений диалогической речи учащихся посредством методов активного обучения при изучении иностранного языка
ПЕДАГАГІЧНЫЯ НАВУКІ
71
Основным компонентом нашей модели является педагогическая технология, ориентированная на формирование умений диалогической речи учащихся, которая базируется на коммуникативно-ориентированном и деятельностном подходах, педагогических закономерностях образовательного процесса и закономерностях проектирования и осуществления диалогической речи в ситуациях иноязычного общения. В основу технологии также легли традиционные методические подходы к обучению диалогической речи: индуктивный (предполагает путь от усвоения элементов диалога к самостоятельному его ведению) и дедуктивный (при котором обучение начинается с целого диалогического образца, рассматриваемого в качестве структурного эталона для построения ему подобных) [3].
В содержательно-процессуальном отношении формирование умений иноязычной диалогической речи учащихся, по нашему мнению, должно состоять из четырёх этапов, содержащих характеристики средств и методов деятельности, ориентированных на формирование умений диалогической речи. Теоретический анализ научной литературы позволил нам выделить основные этапы педагогической технологии: мотивационный, познавательный, практикодеятельностный и заключительный.
На первом этапе (мотивационном) педагогической технологии осуществляется предварительная подготовка учащихся к освоению нормативной структуры диалогической речи в процессе активного обучения [7], а также определяется следующая комплексная задача: подготовка и формирование потребностно-мотивационной сферы учащихся; определение исходного уровня сформированное™ умений диалогической речи учащихся; приобретение учащимися первоначального опыта учебно-игровой деятельности в процессе изучения иностранного языка на основе использования методов активного обучения. На данном этапе эффективен такой метод активного обучения, как анализ конкретных коммуникативных ситуаций, используемый в форме диалога-беседы, рассуждения. В основе метода лежит коллективное решение обучающимися проблемной коммуникативной задачи. Эта задача может быть технической, социальной, управленческой. Она может требовать нахождения конкретного решения или определения совокупности действий, которые приведут к выходу из критической ситуации. Такие задачи, в отличие от традиционных учебных задач, будучи построены на реальном материале, могут не иметь однозначного решения, а также могут содержать избыточную информацию или ее недостаток, то есть носить проблемный характер.
Второй (познавательный) этап педагогической технологии направлен на сущностное понимание диалога и умений диалогической речи. Основное назначение данного этапа заключается в создании целостного представления о сущности диалога и структуре умений диалогической речи, стимулировании познавательной активности и формировании ценностных ориентаций в области диалогической речевой деятельности. Большое внимание на данном этапе уделяется и предварительной работе по раскрытию закономерностей учебно-игровой деятельности учащихся. На данном этапе применяются в основном классические школьные методы обучения диалогической речи (диалог-образец, дополняемая ситуация, условная беседа), но с использованием задачно-целевой формы учения/обучения, что также предполагает применение интерактивных и активных методов обучения, к которым относятся: анализ проблемных ситуаций, дидактические и ролевые игры [8].
Практико-деятельностный этап является основополагающим в представленной нами педагогической технологии. Переход к данному этапу обусловливается тем, что учащиеся на предыдущих этапах усвоили систему знаний о диалоге, а также систему ценностей в области межкультурного взаимодействия в ситуации иноязычного общения. Его цель заключается в трансформации усвоенной ранее системы теоретико-практических знаний о диалогической речи в систему способов (умений и навыков) ее осуществления в практической диалогической речи. Для этого этапа характерна методика активного обучения учащихся диалогической речи с применением игровых элементов, а также используются такие методы активного обучения, как ролевые, сюжетно-ролевые и деловые игры.
Завершающим и интегрирующим этапом разработанной педагогической технологии является заключительный этап. Основное целевое назначение данного этапа заключается в том, чтобы осуществить рефлексию и определить итоговый уровень сформированности умений
72
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
диалогической речи учащихся, а также осуществить выход учащихся из игровой и активной учебно-познавательной деятельности в процессе изучения иностранного языка. Для достижения этой цели использовались специальные психотехнические упражнения и игры-тренинги. Данные средства направлены на «снятие» эмоционального напряжения, переживания у учащихся; релаксацию психофизической сферы личности учащихся; ориентацию учащихся на индивидуальные формы учебно-познавательной деятельности; переход на обычный, классический вид организации и осуществления учебно-познавательной деятельности в школе.
Реализация данной педагогической технологии возможна при наличии ряда необходимых и достаточных условий. Условия эффективной организации и реализации процесса формирования умений диалогической речи посредством методов активного обучения рассматриваются нами, во-первых, в качестве основы для приобщения учащихся к гуманитарным ценностям; во-вторых, как адекватная, благоприятная обстановка, среда, в которой осуществляется процесс формирования умений диалогической речи школьников. Представленная педагогическая технология является реализуемой и воспроизводимой в учебном процессе при соблюдении ряда условий, обеспечивающих эффективное осуществление спроектированного целенаправленного педагогического процесса. В качестве таких необходимых и достаточных условий выступает кадровое, организационноуправленческое, учебно-методическое, психологическое и материально-техническое обеспечение.
Для определения эффективности разработанной педагогической технологии использовался метод педагогического эксперимента. Педагогический эксперимент проводился на базе средних школ № 47, 49, 41, 31 г. Гомеля в 2010-2011 учебном году с учащимися 9-х классов (на материале немецкого языка). Педагогический эксперимент проходил в два этапа - констатирующий и формирующий. Эмпирические сведения собирались при помощи анкетирования, анализа школьной документации и продуктов деятельности учащихся, педагогического наблюдения, метода экспертных оценок. Данные опытно-экспериментальной работы обрабатывались с использованием программы SPSS, предназначенной для анализа статистической информации. Для обработки эмпирических данных и оценки достоверности полученных количественных результатов применялись методы математической статистики.
Результаты исследования на констатирующем этапе педагогического эксперимента в КГ и ЭГ по уровню сформированности умений диалогической речи у учащихся показали, что в данных группах не обнаружено статистически значимых отличий по исследуемому признаку (при р = 0,05). Определение данного обстоятельства позволило осуществить формирующий эксперимент, направленный на развитие умений диалогической речи у учащихся в процессе разработанной педагогической технологии. Рассмотрим результаты данного эксперимента в целом (уровневый анализ). Для целостного представления о динамике сформированности умений диалогической речи учащихся КГ и ЭГ в ходе формирующего этапа педагогического эксперимента осуществим уровневый анализ. Все полученные данные уровневого анализа представлены на рисунках 2 и 3.
□ КГ ПЭГ
□ КГ ПЭГ
Рисунок 2 -
Распределение девятиклассников КГ и ЭГ по уровню сформированности умений диалогической речи до педагогического эксперимента (в %)
Рисунок 3 -
Распределение девятиклассников КГ и ЭГ по уровню сформированности умений диалогической речи после педагогического эксперимента (в %)
ПЕДАГАГІЧНЫЯ НАВУКІ
73
Анализ полученных данных в контрольных и экспериментальных группах за время формирующего педагогического эксперимента показал, что в экспериментальных группах произошли существенные статистические изменения, которые заключаются в повышении уровня сформированное™ умений диалогической речи (23,2%), в то время, как в контрольных группах данные изменения были менее значительные (10,3%), при р = 0,05.
Выводы
Разработана педагогическая технология, являющаяся эффективным средством формирования умений диалогической речи у учащихся при изучении иностранного языка, которая базируется на коммуникативно-ориентированном и деятельностном подходах, педагогических закономерностях образовательного процесса и закономерностях проектирования и осуществления диалогической речи в ситуациях иноязычного общения. Эффективность подтверждается и положительным отношением учащихся к методам активного обучения, поскольку, как показывают результаты исследования, активное обучение позволяет учащимся в совместной коллективной деятельности приобретать знания, практические умения и навыки, а также творческие способности при решении различных коммуникативных задач в процессе изучения иностранного языка.
Литература
1. Семакина, В. И. Использование диалогов в развитии навыков устной речи / В. И. Семакина. -М. : Просвещение, 1967. - 204 с.
2. Шатилов, С. Ф. Методика обучения иностранному языку в средней школе / С. Ф. Шатилов. -Л. : Просвещение, 1977. - 295 с.
3. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс : пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е. Н. Соловова. - 3-е изд. - М. : Астрель : Полиграфиздат, 2010. - 238 с.
4. Бим, И. Л. Некоторые проблемы обучения диалогической речи / И. Л. Бим // Иностранные языки в школе. - 1979. - № 1. - С. 15-20.
5. Михеев, В. И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике / В. И. Михеев. -М. : Высш. шк., 1987. - 94 с.
6. Суходольский, Г. В. Структурно-алгоритмический анализ и синтез деятельности / Г. В. Суходольский. - Л. : ЛГУ, 1976. - 120 с.
7. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. -М. : Высш. шк., 1991. - 207 с.
8. Жук, А. И. Активные методы обучения в системе повышения квалификации педагогов : учеб.-метод. пособие / А. И. Жук, Н. Н. Кошель. - Минск : Аверсэв, 2003. - 326 с.
Summary
The article deals with the formation of pupils’ dialogical skills by means of active training methods. The essence and structure of pupils’ dialogical skills have been described in this article. The technology and model of the formation of pupils’ dialogical skills by means of active training methods have been given.
Поступила в редакцию 03.01.12.